Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития детей 4-7 лет "Фантазия".
рабочая программа по рисованию

Титова Оксана Анатольевна

Программа направлена: научить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, губка, нитки); научить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры, развивать мелкую моторику рук; развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность и самостоятельность. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Фантазия"55.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – Д/С № 9 «СКАЗКА»

 УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МАДОУ

 _________Н. Г. Коровкина

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

художественно-эстетического развития детей

«Фантазия»

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                      Разработчик:

                                                                                      Титова Оксана Анатольевна

                                                                                  педагог дополнительного

                                                                            образования

Топки, 2023 г.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………………………..…..4

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………4 1.2. Цель и задачи программы ….…………………………………………...……8 1.3. Содержание программы ……………………………………………….….….9 1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….…......9 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ..………………………..…….14 1.4. Планируемые результаты …….………………………………………..…....20 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ……………………………………………………………………..….21 2.1.Календарный учебный график …..……………………………………..........21      2.2. Условия реализации программы ….……………………………………..….26 2.3. Формы аттестации/контроля….....………………………………..………....27 2.4. Оценочные материалы…………………………………………………….....28    2.5. Учебно-методическое обеспечение программы……...…………………….30 2.6. Список используемой литературы. ………………………………………....31 2.7. Литература для детей ………………………………………………………..33   ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся………………………………………………………………………34

         

Паспорт программы

Наименование программы: дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Фантазия».

Разработчик программы: Титова Оксана Анатольевна, воспитатель.

Образовательная направленность: художественная.

Направление программы: программа направлена на:

-учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, губка, нитки);

-учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фи- гуры, развивать мелкую моторику рук;

 -развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Уровень программы: стартовый.

Сроки реализации программы: 1 год.

Объем программы: 36 учебных часов.

Возраст учащихся: 4-7 лет.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Прогнозируемые результаты:

- дети научатся приемам работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

 - дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

 -  у детей разовьётся мелкая моторика рук;

 - разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

 -  сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

 -  сформируются навыки самостоятельности..

Внутренняя рецензия:

Дмитриева  Л. В., старший воспитатель, МАДОУ-д/с №9 «Сказка»

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» относится к программам эстетической направленности, реализуется в танцевальной студии «Фантазия».

Законодательно-нормативное обеспечение программы

Содержание данной программы дополнительного образования художественно-эстетического развития творческих способностей у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

На основе раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.);

Общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №2 «Ягодка» разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

Актуальность

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

 Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

 Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

 В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

 Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

 

Новизна и отличительные особенности программы

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием

нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образования носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в кружке применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят один раз в неделю, в год - 36 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим организации занятий и наполняемость учебной группы по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. № 216 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 4-5лет – 20 мин.

2. Второй год обучения, дети 5-6 лет - 25 мин.

3. Третий год обучения, дети 6-7 лет – 30 мин.  

Форма проведения занятий: групповая. Занятия проходят во второй половине дня.

Участники: дети средней, старшей и подготовительной группы.

 Количество детей в группе: 12-15 человек.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

 1. Обучающие:

- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

 - учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

2.  Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук; -развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность.

3. Воспитательные:

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

 -воспитывать навыки самостоятельности.

1.3. Содержание программы

 1.3.1.Учебно-тематический план

Содержание блока, раздела

Количество часов

Первый год

Второй год

Третий год

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1.

Пластилинография: «Бабочки»,

«Дождь и радуга»,

«Волшебный осенний лист»,

«Фруктовый натюрморт»,

«Декоративная птица»,          «Желтые листья летят»,

«Сказочное дерево», «Жираф»,

«Цветочная полянка»,

«Корзинка с грибочками».

3

1

2

3

1

2

3

1

2

2.

Монотипия: «Бабочки»,      «Полевые цветы», «Волшебные птицы»,     «Чудесные вазы», «Алые тюльпаны».

2

1

1

1

0

1

2

1

1

3.

Монотипия пейзажная: 

«Осень на опушке краски разводила»,   «На весенней полянке»,            «Вот оно какое наше лето»,                 «Зимнее утро», «Вечерний закат»,    «На реке»,

«Краски осени»,

«Облака».

0

0

0

3

1

2

3

1

2

4.

Ниткография: «Салют»,         «Дорисуй предмет», «Тюльпаны»,   «Радужные узоры».

2

1

1

2

1

1

3

1

2

5.

Кляксография обычная:             «Такие разные фрукты»,      «Сказочные животные»,           «На что это похоже?».  

1

0

1

1

0

1

0

0

0

6.

Кляксография с трубочкой:     «Осенний лес»,  «Горы»,            «Деревья зимой»,

«Цветочный луг».

0

0

0

2

1

1

3

1

2

7.

Акварель и восковые мелки:         «Подводное царство»,                  «Загадочные снежинки», «Одуванчики мои», «Цветы для мамы», «Величавые деревья»,              «Вот она какая, осень золотая»,          «Розовый фламинго», «Витражи»,        «Морозный узор на белом  снегу»,

 «Дождь и радуга».

3

1

2

3

1

2

3

1

2

8.

Акварель и акварельные мелки:            «Ёлочка», «Подснежники», «Волшебные узоры», «Тигр – символ года», «Забавные животные», «Яблони»,

«Аквариум».

2

0

2

3

1

2

2

0

2

9.

Набрызг:         «Звездное небо»,   «Этот день победы!», «Конфетти».

1

0

1

2

1

1

3

1

2

10.

Рисование по мокрому листу:                «Веточка мимозы», «Цветы в вазе», «Натюрморт с фруктами»,          «Цветы и бабочки», «Украсим салфетку цветами»,       «Зимушка, зима».

2

1

1

3

1

2

3

1

2

11.

Оттиск пробкой: «Расписные тарелки», «Наливные яблочки», «Цыплятки  - желтые ребятки»,             «Цветы на поляне», «Веселый снеговик», «Фонарики на елке».

2

1

1

1

0

1

1

0

1

12.

Скатывание бумаги: «Ой, рябина кудрявая», «Волшебные цветочки»       «Яблочки»,            «Ветка мимозы», «Клумба», «Снеговики»,     «Мишка косолапый».

3

1

2

3

1

2

3

1

2

13.

Оттиск печатками из ластика:           «Зеленое деревце», «Осенние листья», «Барбарис»,    «Украсим посуду»,

«Декоративное сердце».

3

1

2

2

1

1

2

1

1

14.

Оттиск смятой бумагой:                  «Что снится ежику зимой?»,                           «Здравствуй, киса! Как дела?»,                «Волчок - серый бочок»

3

1

2

1

0

1

1

0

1

15.

Рисование тычком: «Котенок»,      «Осенний урожай», «Цветы»,               «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!», «Белоствольная береза»,          «Весенний пейзаж», «Козленок»,        «Салют над городом», «В садах созрели яблони»,       «Черешня»,       «Шишки на ветках».

3

1

2

3

1

2

2

0

2

16.

Рисование ладошкой: «Солнышко - колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки»,          «Ой, люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица».

3

1

2

2

0

2

1

0

1

17.

Рисование пальчиками: «Маленькая елочка», «Вкусные ягодки»,        «Озорные горошки на чайной чашке», «Украсим матрешек», «Цветущие сады», «Здравствуй, лето красное!»

3

1

2

1

0

1

1

0

1

Итого:

36

12

24

36

11

25

36

10

26

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. «Пластилинография».

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.                

Средства выразительности: фактура, цвет.

 Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. «Монотипия».

 Цель: закреплять знания детей о симметрии и асимметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

Раздел 3 . «Ниткография».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

 Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 4 . «Монотипия пейзажная».

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Раздел 5. «Кляксография обычная».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 6 . «Акварель и акварельные мелки». 

 Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Раздел 7. « Восковые мелки и акварель».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Раздел 8. «Кляксография с трубочкой».

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 9. «Набрызг».

 Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Раздел 10. « Рисование по мокрому листу».

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

 Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

Раздел 11. «Оттиск пробкой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Раздел 12. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

 Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

13. «Оттиск печатками из ластика».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Раздел 14. «Оттиск смятой бумагой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Раздел 15. « Рисование тычком».

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

Раздел 16. «Рисование ладошкой».

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Раздел 17. «Рисование пальчиками».

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.               Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.  Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.

1.4. Планируемые результаты

Реализация дополнительной образовательной программы «Фантазия» предполагает следующие ожидаемые результаты:

 - дети научатся приемам работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

 - дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

 - у детей разовьётся мелкая моторика рук;

 -разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

 -сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

-сформируются навыки самостоятельности.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной общеобразовательной программе определяется учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным санитарными правилами к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций.

 Начало учебного года – 01 сентября. Окончание учебного года – 31 мая.

Календарно-тематический план, дети 4-5 лет

Тема занятия

Количество

СЕНТЯБРЬ

1. «Бабочки».

1

2. «Волшебный осенний лист».

1

3. «Яблоня».

1

4. «Техника «Оттиск печатками из листика».

1

ОКТЯБРЬ

1. «Чудесные вазы».

1

2. Техника рисования ладошкой.

1

3. «Разноцветные рыбки».

1

4. «Сказочные птицы».

1

НОЯБРЬ

1.«Озорные горошки на чайной чашке».

1

2.«Техника ниткографии».

1

3. Кляксография обычная. «Такие разные фрукты».

1

4. «Цветы в вазе ».

1

ДЕКАБРЬ

1. «Загадочные снежинки».

1

2. «Витражи».

1

3. Аппликация «Новогодняя открытка».

1

4. Акварель и акварельные мелки. «Ёлочка».

1

ЯНВАРЬ

1. «Праздничный салют».

1

2. «Техника набрызга».

1

3. «Волшебные узоры»

1

4. «Снеговики».

1

ФЕВРАЛЬ

1. «Зимушка - зима».

1

2. «Техника «Оттиск пробкой».

1

3. «Расписные тарелки».

1

4. «Кораблик».

1

МАРТ

1. «Волшебные цветочки»

1

2. «Цветы для мамы».

1

3. «Техника «Оттиск печатками из ластика».

1

4. «Барбарис».

1

АПРЕЛЬ

1. «Техника «Оттиск мятой бумагой».

1

2. «Звёздное небо»

1

3. «Осьминожки».

1

4. «Котенок».

1

МАЙ

1.«Белоствольная береза»

1

2. «Весенний пейзаж».

1

3. «Яблоня в цвету».

1

4. «Украсим матрешек»

1

ИТОГО:

36

Календарно-тематический план, дети 5-6 лет.

Тема занятия

Количество

СЕНТЯБРЬ

1. «Техника «Оттиск печатками из листика».

1

2. «Желтые листья летят»

1

3. «Корзинка с грибочками».

1

4. «Сказочное осеннее дерево».

1

ОКТЯБРЬ

1.Техника «Монотипия пейзажная».

1

2. «Краски осени».

1

3. «Техника ниткографии».

1

4. «Лилии»

1

НОЯБРЬ

1. «Осенний пейзаж».

1

2. «Техника кляксография с трубочкой».

1

3. «Техника «Акварель и восковые мелки».

1

4. «Цветы в вазе».

1

ДЕКАБРЬ

1. «Морозный узор на окне»

1

2. «Загадочные снежинки».

1

3. «Символ года»

1

4. Акварель и акварельные мелки. «Ёлочка».

1

ЯНВАРЬ

1. «Витражи».

1

2. «Праздничный салют»

1

3. «Конфетти».

1

4. Русская народная роспись «Гжель»

1

ФЕВРАЛЬ

1. «Зимушка - зима».

1

2. «Техника «Оттиск пробкой».

1

3. «Техника скатывания бумаги».

1

4. «Ой, рябина кудрявая».

1

МАРТ

1. «Зеленое деревце».

1

2. «Цветы для мамы».

1

3. «Техника «Оттиск печатками из ластика».

1

4. «Барбарис».

1

АПРЕЛЬ

1. Техника «Рисование тычком».

1

2. «Звездное небо»

1

3. «Одуванчики».

1

4. «Цветущая яблоня».

1

МАЙ

1. «Салют над городом».

1

2. «Черешня».

1

3. Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки».

1

4. «Жар-птица».

1

ИТОГО:

36

Календарно-тематический план, дети 6-7 лет.

Тема занятия

Количество

СЕНТЯБРЬ

1.«Техника пластилинографии».

1

2. «Бабочки».

1

3. «Техника «Оттиск печатками из листика».

1

4. «Сказочное осеннее дерево».

1

ОКТЯБРЬ

1.Техника «Монотипия пейзажная».

1

2. «Осень на опушке краски разводила».

1

3. «Техника ниткографии».

1

4. «Тюльпаны»

1

НОЯБРЬ

1. «Техника кляксография с трубочкой».

1

2. «Осенний лес».

1

3. «Техника «Акварель и восковые мелки».

1

4. «Цветы в вазе».

1

ДЕКАБРЬ

1.«Загадочные снежинки».

1

2. «Морозный узор на белом снегу»

1

3. «Символ года»

1

4. Акварель и акварельные мелки. «Ёлочка».

1

ЯНВАРЬ

1. «Витражи».

1

2. «Праздничный салют»

1

3. «Конфетти».

1

4. «Снеговики».

1

ФЕВРАЛЬ

1. «Зимушка - зима».

1

2. «Техника «Оттиск пробкой».

1

3. Русская народная роспись «Гжель»: «Расписные тарелки».

1

4. «Ой, рябина кудрявая».

1

МАРТ

1. «Зеленое деревце».

1

2. «Цветы для мамы».

1

3. «Техника «Оттиск печатками из ластика».

1

4. «Барыня».

1

АПРЕЛЬ

1. Техника «Рисование тычком».

1

2. «Звездное небо».

1

3. «Белоствольная береза».

1

4. «Цветущая яблоня».

1

МАЙ

1. «Салют над городом».

1

2. Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки».

1

3. «Сказочная птица».

1

4. «Здравствуй, лето красное»

1

ИТОГО:

36

2.2. Условия реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изо-кружок);  - разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

 Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

2.3. Формы аттестации/ контроля

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

Помимо этого, в образовательном процессе применяются следующие виды контроля:                                                                                                          1) предварительный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений и навыков;  2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;                                                                                       3) итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года, позволяет  отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

2.4. Оценочные материалы

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов: наблюдение, беседа, детские работы, конкурсы, выставки.

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста:

Высокий уровень - ребёнок хорошо освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах;                                                                    

У ребёнка хорошо развита мелкая моторика рук.  

У ребёнка хорошо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.  

Сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Владеет навыками самостоятельности.

 Средний уровень - ребёнок слабо освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); имеет слабые знания о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах;

 У ребёнка слабо развита мелкая моторика рук.

 У ребёнка слабо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Слабо сформировались художественный вкус и чувство гармонии, навыки самостоятельности.

Низкий уровень - ребёнок не освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); не знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах;

У ребёнка не развита мелкая моторика рук.

У ребёнка не развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

 Не сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Не владеет навыками самостоятельности.

2.4. Учебно-методическое обеспечение программы

Методы и приемы обучения:

 - словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

1. Учебно-методический комплекс:                                                                     1). Учебные и методические пособия:                                                                                    - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);                 2). Материалы из опыта работы:                                                                                             - образцы;                                                                                                                                     - схемы;                                                                                                                                      - шаблоны, трафареты;                                                                                                             - альбомы, фотографии лучших работ;                                                                                   - перспективные тематические планы;                                                                                   - конспекты занятий;                                                                                                                  - фонотека.

 2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:                                                                                                                              - цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;                                               - пластилин, стеки;                                                                                                                    - простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;                                                                                                                          - кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;                                                                                                                     3. Оценка освоения программы.

2.5. Список используемой литературы

1. Алексеевская Н. А. «Карандашик озорной». – М.: «Лист», 1999г.

2. Антонова Т. В., Алиева Т. И. «Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». –  М.: ТЦ «Сфера», 2011г.

3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М.: ТЦ «Сфера», 1999. 21

4. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование». Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005г.

5. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет». – М.: «Мозаика-Синтез», 2008г.

6. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий». – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

7. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов». – М.: «Мозаика-Синтез», 2005г.

8. Конощук С. И. «Фантазии круглый год»: Пособие для педагогических коллективов детских садов, студентов, родителей. –  М: «Обруч», СПб: «Образовательные проекты», 2011г.

9. Корнилова С. Н., Галанов А. С. «Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет». – М.: «Рольф», 2000г.

10. Лубковска К., Згрыхова И. «Сделаем это сами»: Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1983г.

11. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО-студии». – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008г.

12. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

13. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: «Мозаика-синтез», 2011г.

14. Уотт Ф. « Я умею рисовать» /Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

15. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ». –  М.: ТЦ «Сфера», 2011г.

16. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись».  Методическое пособие.  –  М.: ТЦ «Сфера», 2010г.

2.6. Литература для детей

1. Ветрова Г. Е. «Сказка о правдивом художнике. Серов»/Издательство «Белый город», 2001г.

2. Ветрова Г. Е. «Сказка о сказочнике. Васнецов» /Издательство «Белый город», 2001г.

3. Ветрова Г. Е. «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» /Издательство «Белый город», 2001г.

4. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.      

5. Курочкина Н. А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.

6. Курочкина Н. А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.

7. Лыкова И. А. Альбом «Цветные хвостики». /Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001 г.  

8. Лыкова И. А. Альбом «Пестрые крылышки»./Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001 г.

9. Лыкова И. А. Журнал «Рисуем натюрморт»/ Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.

10 . Позина Е. «Времена года в стихах, рассказах и загадках»./Издательство «Стрекоза», 2007г.

11. Табенкова А. Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе./ М. Просвещение, 1988г.

Приложение 1

Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся

Название объединения____________________________________________ ФИО педагога ___________________________________________________ Дата проведения____________________________________________________ Место проведения __________________№ группы_______________________ Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Ф.И. ребенка

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Декоративная деятельность

Итоговый показатель

1

2

3

4

5

6

7

 ____________ обучающихся показали высокие результаты,

 ____________ обучающихся показали средние результаты,

____________ обучающихся показали низкие результаты.

Педагог дополнительного образования_____________________   ___________                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                            ФИО                    подпись                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЕРЫ» В МАДОУ д/с №70 «СОЛНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка о...

ПРОГРАММА дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) на 2018 г.

Данная программа является программой художественно-эстетической направленности. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка – как умственного...

программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности для детей от 2-3 лет" Яркие краски" на 2019-2020 гг.

Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создает ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию....

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»

Программа дополнительного образованияхудожественно-эстетической направленностидля детей 4-7 лет       «Волшебная мастерилка»...