Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»
методическая разработка

Программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

для детей 4-7 лет

       «Волшебная мастерилка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx79.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 55»

Программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности 

для детей 4-7 лет

                          «Волшебная мастерилка»

 

Руководитель кружка

Якубович Н.И.

Программа дополнительного образования

художественно-эстетической направленности 

для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»

Срок реализации программы: долгосрочный 3 (три) года

Количество часов - 100

Руководитель кружка: воспитатель Якубович Н.И.

Программа разработана на основе нескольких программ  и измененная с учетом собственного опыта работы [/h4]:

И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;

Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»;

Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян»;

М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей».

Конышева И. М. «Творим, размышляем, растем»;

 «Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В. А. Сухомлинский

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание  образовательной деятельности
  4. Методическое  обеспечение дополнительной образовательной программы
  5. Список литературы
  6. Приложения

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….….. 5
  2. Актуальность………………………………………………………………..……...5

  1. Цели и задачи……………………………………………………………….....….. 7
  2. Направления работы………………………………………………………….....….8
  3. Содержание программы……………………………………………………..……..8
  4. Принципы построения педагогического процесс………………………………..9
  5. Методы и приемы…………………………………………………………………..9
  6.  Этапы реализации программы…………………………………………………..10

  1. Условия и материалы необходимые для реализации программы…………… 10

  1. Планируемый  результат………………………………………………...…… 12

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание разделов программы по «Творческой мастерской»………………...… . 13

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по

«Творческой мастерской»………………………………………………………………...….13

2.3.Список литературы…………………………………………………………………..…..25

Приложение

Приложение №1 . Физминутки… ……………………………………………………………..….25

Приложение№2. Пальчиковые игры ………………………………………………………..27

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы     стать      художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! »

                                                                                      А. С. Галанов

Пояснительная записка

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской  у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

        Конструирование и художественный труд, так же как игра,  рисование, аппликация  и лепка особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: 
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; 
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. 
   Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. 

 В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. 
   Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий». 

Направленность программы

     Программа  дополнительного образования «Волшебная мастерилка»  имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа рассчитана на три года, предполагает развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, эмоционально-эстетических чувств, художественного восприятия, совершенствования  навыков изобразительного и конструктивного творчества. 

Программа дополнительного образования «Волшебная мастерилка» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Актуальность

           Программа  дополнительного образования «Волшебная мастерилка» художественно-эстетической направленности выполняет одну из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

         Предлагаемая программа предлагает целостную систему работы по художественному труду для среднего и старшего возраста. По содержанию и видам деятельности - это интегрированная программа, которая предполагает интеграцию разных видов деятельности (рисование, аппликацию, лепку, конструирование),    их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой  цели.

   

Новизна

     Новизной и отличительной особенностью программы  дополнительного образования «Волшебная мастерилка»  - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости «Я хочу это сделать сам» и появление созидательного отношения к окружающему .

Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

  Обучение проводится один раза в неделю, во вторую половину дня  с подгруппой  - 10  детей, в соответствии с утвержденным графиком работы. Возраст детей в кружке «Волшебная мастерилка»  участвующих в реализации данной программы  начиная со средней группы, старшая и подготовительная группы.

        Основным условием реализации программы кружка «Волшебная мастерилка»   является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – будет использоваться при реализации программы  дополнительного образования «Волшебная мастерилка».    

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.  Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес.

Педагогическая целесообразность

  Программа  дополнительного образования «Волшебная мастерилка»     осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.
Цель: создавать условия   для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей;  содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи: 

1 год обучения

         Обучающие:

  • познакомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями,  инструментами и  со свойствами материалов;
  • учить создавать композиции, подбирать цветовую гамму;
  • познакомить со свойствами материалов. научить узнавать и различать название и назначение материалов  ( бумага, ткань, пластилин, бросовый материал, природный материал);
  • формировать интерес воспитанников к художественной деятельности;
    Развивающие:
  •  развивать общую ручную умелость, координировать работу глаз и обеих рук; 
  • развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами.
  • развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к художественному труду, желания сделать поделки своими руками. 
  • воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека

2 год обучения

          Обучающие:

  • продолжать знакомить с  разными  видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу;
  •  формировать  умения и навыки работы с разнообразными материалами;
  • ….название и назначение ручных материалов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • учить правилам  безопасности труда и личной гигиены при работе с разными инструментами.

Развивающие:

  • развивать умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности;
  • развивать координацию движений рук и зрительный контроль;
  • способствовать развитию творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

3 год обучения

Обучающие:

  • учить выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  • Учить делать различные поделки, используя бумагу в сочетании с другими материалами
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве  
  • Развивающие:
  • развивать творческие способности детей, оригинальность подхода к решению художественных задач. 
  • развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
  • «Я хочу это сделать сам»;
  • развивать мышление, внимание, воображение;
  • развивать мелкую моторику …..

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического отношение к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения.

Содержание программы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

Программа кружка ручного труда «Самоделкин» художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет по целевому назначению является общекультурной программой, целевое назначение которых, общее развитие детей, посещающих кружок.

Срок реализации рабочей программы- 3 (три) года.

По особенностям развития - это общая программа, ориентированная на широкий контингент воспитанников, посещающих кружок.

     Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для сада и дома.

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

     Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

    Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры и подарки для близких людей. Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику рук. Все это способствует к успешной подготовке детей к школе.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.  

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.

Перспективный план дополнительной образовательной программы по «Волшебной мастерилке»  для детей средней группы  на 2019-2020 учебный год.

Сентябрь

Тема

Задачи

Материал

Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Ракушки, шишки, листья, веточки, проволока, семена плодов, коробочки.

«Кораблик по морю плывет…»

(аппликация из осенних листьев)

Развивать эстетический вкус. Формировать у детей умение располагать композицию на листе. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из осенних листьев.

Картон, листья клена и крупные листья, клей ПВА, кисть, салфетка.

«Осенний лес»

(коллективное объемное панно)

Формировать у детей умение работать с бросовым материалом. Развивать творческое воображение, закреплять навыки работы с пластилином.

Проволока, пластилин, листочки.

«Жучки и паучки»

Закреплять у детей навыки украшения основной детали дополнительными элементами. Развивать творческое воображение.

Пластилин, осенние листья, веточки, картонная коробка.

Октябрь

«Цветочная полянка»

Учить детей тонировать лист бумаги осенними красками. Из семян формовать цветы и приклеивать клеем. Воспитывать аккуратность.

Альбомные лист, гуашь, семена плодов (кабачок, тыква, арбузные семечки, фасоль и другие), клей ПВА.

«Листопад»

(мозаика)

Познакомить детей с новой техникой изготовления из кусочков цветной бумаги. Формировать умение учитывать свойства бумаги

 при выполнении работы.

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, шаблоны.

«Осенний листок»

Учить создавать образ осеннего листа, используя технику – пластилинография: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне.

Иллюстрация осеннего листа, пластилин (желтого, красного, зеленого, оранжевого цветов, лист А4 с нарисованным осенним листом, доски для лепки.

«Грибы в корзинке»

Закрепить навыки техники пластилинографии.

Корзинка из картона, вырезанные грибы из картона, пластилин,  доски для лепки.

Ноябрь

«Цыпленок»

Учить рисовать нетрадиционным способом  бумажными комочками. Развивать мелкую моторику.

Салфетки желтого цвета, клей ПВА, салфетки для рук, изображение цыпленка  на листе бумаги.

«Львенок»

Учить детей технике вырезания полосок из цветной бумаги. Познакомить с техникой складывании полоски пополам (объемная грива). Закрепить умение  рисовать нетрадиционным способом  бумажными комочками.

Изображение львенка на листе бумаги, бумага коричневого цвета, салфетки желтого цвета, клей ПВА, салфетки для рук.

«Цветы для мамы»

Закреплять умения  вырезания полосок из цветной бумаги.

Познакомить с техникой изготовления цветка из полосок бумаги.

Цветная бумага, круглые серединки из картона, ножницы, клей-карандаш, салфетки.

Декабрь

«Снеговик»

Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм;

упражнять в правильном наклеивании.

Ватные диски, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки, цветной картон.

«Медвежонок Умка (поделка из ватных дисков)

Развивать эстетический вкус, творческое воображение. Познакомить детей с приемами работы с ватным диском. Закрепить навыки работы с ножницами.

Ватные диски, картон синего цвета, клей ПВА, кисть, салфетка, шаблоны, ножницы.

«Дедушка Мороз»

Формировать умения детей изготавливать поделку  из цветного картона, цветной бумаги и ваты. Закреплять умения детей аккуратно набирать клей на кисть, смазывать им готовые формы, слегка прижимая детали салфеткой.

Цветная бумага, цветной картон, ватные диски, клей ПВА, ножницы, простой карандаш.

Январь

  1. «Волшебница-Зима»

Познакомить с одним из видов нетрадиционной техники рисования – рисование солью, манной крупой.

Научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли, крупы на лист бумаги.

Цветная бумага темного цвета А-4, клей ПВА, соль, манная крупа, мука, салфетка.

  1. «Зимнее дерево»

Учить моделировать образ кроны дерева. Знакомить  с техникой торцевание белыми квадратными кусочками из салфеток с использованием деревянных  палочек. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Картон разного цвета,  клей ПВА, салфетки белого цвета, гуашь, кисточки.

Февраль

«Снегири»

Научить детей из половинки диска изготавливать снегиря. Раскрашивать гуашью, приклеивать на зимнее дерево

Два диска, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки для рук, клей ПВА.

«Превращение ложечки»

(лилия)

Научить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала.

Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы.

Март

«Волшебные зайчики»

(оригами)

Учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате.

Квадраты из цветной бумаги разного цвета 10х10 см., ножницы, клей ПВА, салфетка, кисть, фотографии детей.

«Сказка «Колобок»

(изготовление кукол для настольного театра)

Развивать фантазию детей, формировать умение работать в коллективе. Прививать интерес к художественной литературе.

Самоклеющаяся цветная бумага, пластиковые стаканчики от йогурта, шаблоны для вырезания головы, лап и т.д., ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.

Апрель

«Солнышко лучистое»

Учить детей изготавливать солнышко из ватных дисков и ушных палочек. Аккуратно окрашивать в желтый цвет, приклеивать глазки.

Два ватных диска, ушные палочки, клей ПВА, гуашь желтого цвета, готовые глазки, кисточка, салфетка для рук.

«Летающая тарелка»

Формировать у детей навыки работы с бросовым материалом. Развивать творческое воображение.

CD-диски, контейнеры от «Киндер-сюрприза», клей, кисть, салфетка, разноцветные пайетки.

«Распустилась верба»

Май

«Одуванчики на лугу»

Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата.

Салфетки ярко-желтого цвета, гуашь,  лист бумаги тонированный мятой бумагой – полянка, клей ПВА, салфетки для рук.

«Стрекоза»

(поделка из семян клена и пластилина)

Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес  к данному виду труда, развивать воображение. Соблюдать правила работы с пластилином и аккуратно обращаться с природным материалом.

Семена клена, пластилин, стеки.

Тема

Задачи

Материал

 

«Валентинка»

Закреплять умения и навыки, полученные ранее.

Познакомить детей с праздником Святого Валентина.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию.

Воспитывать любовь к близким.

Соленое тесто, окрашенное в красный цвет, бисер, атласные ленточки, влажные салфетки.

«Самолет для папы»

Закреплять умение пользоваться шаблонами, ножницами. Развивать эстетический вкус.

Пластиковая бутылка, цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.

«Самолет для папы»

Продолжить работу по изготовлению самолета.

Пластиковая бутылка, цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.


Тема

Задачи

Материал

«Открытка для мамы»

Познакомить детей с техникой изготовления объемных, многослойных цветов, развивать эстетический вкус.

Цветной картон, цветная двусторонняя бумага, шаблоны цветов разных размеров, ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.

«Превращение ложечки»

(лилия)

Продолжать учить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки.

Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы.

Апрель

Тема

Задачи

Материал

 (поделка из CD-дисков и контейнера от «Киндер-сюрприза»)

«Веточка вербы»

Закреплять навыки работы с природным и бросовым материалом, развивать эстетический вкус.

Ветки, вата.

«Динозаврики»

(поделка из шишек и пластилина)

Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом. Развивать фантазию детей.

Сосновые шишки, пластилин, стеки.

Май

Тема

Задачи

Материал

Открытка ветерану

Закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Развивать чувство пропорции, аккуратность при выполнении работы.

Картон, цветная бумага, бумажные салфетки для изготовления цветов, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Открытка ветерану

Закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Развивать чувство пропорции, аккуратность при выполнении работы.

Картон, цветная бумага, бумажные салфетки для изготовления цветов, ножницы, клей, кисть, салфетка.

«Овечка»

Продолжать учить детей работать с ватой и клеем, располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику рук.

Картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.

Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками. Привлечь родителей к подготовке выставки.


Перспективный план дополнительной образовательной программы по «Волшебной мастерилке»  для детей старшей группы  на 2020-2021 учебный год.

Сентябрь

Тема

Задачи

Материал

Сбор бросового и природного материала

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использованием его в изготовлении поделок.

Шишки, желуди, ветки, листья, цветы, проволока и др.

«Ёжики в осеннем лесу»

Учить детей изготовлять поделки из разнообразного природного материала, воспитывать самостоятельность и развивать творческий потенциал.

Шишки, картон, пластилин.

«Фрукты»

(поделки для сюжетно-ролевой игры «Магазин» из соленого теста)

Развивать цветовое восприятие, понятие формы и размеров.

Соленое тесто разных цветов, стеки, влажные салфетки.

«Фрукты»

(поделки для сюжетно-ролевой игры «Магазин» из соленого теста)

Продолжать развивать цветовое восприятие, понятие формы и размеров.

Соленое тесто разных цветов, стеки, влажные салфетки.


Октябрь

Тема

Задачи

Материал

«Рыжий лев»

(аппликация из осенних листьев)

Закреплять навыки и умения наклеивания листьев; формировать умение составлять композицию.

Листья березы, осины или кленовые, клей, салфетка, кисть, картон, шаблон.

«Корзина с цветами»

Знакомить детей с разнообразием растительного мира; развивать композиционные чувства и эстетический вкус;
воспитывать аккуратность в работе, поддержание порядка на рабочем месте.

цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, скорлупки от фисташек, гуашь, кисть, бумажные салфетки для изготовления цветов, линейка, зубочистка.

«Корзина с цветами»

Продолжать учить детей работать с природным и бросовым материалом.

цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, скорлупки от фисташек, гуашь, кисть, бумажные салфетки для изготовления цветов, линейка, зубочистка.

«Подарок осени»

(поделка в технике оригами)

Развивать навыки работы с бумагой, выполнения точных, аккуратных сгибов; развивать чувство композиции.

Квадратные листы бумаги разного цвета, клей ПВА, кисть, салфетка, макет короны.

Ноябрь

Тема

Задачи

Материал

«На морском дне»

(объемная аппликация с элементами оригами)

Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Формировать умение создания фигур в технике оригами.

Цветная бумага, ножницы, клей, фигурные ножницы.

«На морском дне»

(объемная аппликация с элементами оригами)

Продолжать развивать навыки и умения создания объемной аппликации.

Цветная бумага, ножницы, клей, фигурные ножницы.

«Превращение ложечки»

(тюльпан)

Научить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала.

Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы.

«Превращение ложечки»

(тюльпан)

Продолжать учить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки.

Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы.

Декабрь

Тема

Задачи

Материал

Куклы из картонных рулонов для кукольного театра.

Закреплять умение работать с ножницами и клеем, развивать творческий потенциал.

Картонные рулоны, цветная бумага, клей, кисть, ножницы, иллюстрации из русских народных сказок.

Куклы из картонных рулонов для кукольного театра.

Закреплять умение работать с ножницами и клеем, развивать творческий потенциал.

Картонные рулоны, цветная бумага, клей, кисть, ножницы, иллюстрации из русских народных сказок.

Ёлочные игрушки

(поделки из бросового материала: пластиковых стаканчиков, контейнеров от «Киндер-сюрприза»)

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности.

Пластиковые стаканчики, контейнеры от «Киндер-сюрприза», двусторонний скотч, клей, разноцветные пайетки, самоклеющаяся цветная бумага, ножницы.

«Елочка – зеленая иголочка»

Познакомить детей с разными способами изготовления новогодней елочки; учить делать елку, используя шаблоны.

Ватман, цветная бумага, ножницы, шаблон круга, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.

Январь

Тема

Задачи

Материал

«Зимний пейзаж»

(аппликация из снежинок)

Развивать глазомер, усидчивость, самостоятельность в создании картины и выборе цвета, научить пользоваться фигурным дыроколом.

Дырокол «Снежинка», цветной картон, бумага для принтера белого цвета, клей, простой карандаш.

«Зимний пейзаж»

(аппликация из снежинок)

Продолжать развивать глазомер, усидчивость, самостоятельность в создании картины и выборе цвета, научить пользоваться фигурным дыроколом.

Дырокол «Снежинка», цветной картон, бумага для принтера белого цвета, клей, простой карандаш.

«Снегири»

(аппликация из ватных дисков и цветной бумаги)

Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем, закреплять знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.

Картон синего цвета, цветная бумага, гуашь красного цвета, кисти, ватные диски, фломастеры черного цвета, ножницы, клей ПВА.

«Сказочный город»

Учить детей создавать поделки из бросового материала, складывать полукруг в конус. Упражнять в работе с ножницами и бумагой.

Пластиковые бутылки разные по форме и размеру, полукруги из цветной бумаги, самоклеющаяся цветная бумага для декорирования, клей, ножницы.

Февраль

Тема

Задачи

Материал

Подставки под кисточки.

(из яичных лотков)

Развивать у детей самостоятельность при выполнении поделки, эстетический вкус.

Яичные лотки, ножницы, гуашь, кисти.

«Военная техника»

(поделки из картонных коробок)

Развивать у детей творческий замысел. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Поддерживать самостоятельность при выборе материала для поделки.

Яичные лотки, картонные коробки разных размеров, гуашь, цветная бумага, клей, ножницы.

«Военная техника»

(поделки из картонных коробок)

Развивать у детей творческий замысел. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Поддерживать самостоятельность при выборе материала для поделки.

Яичные лотки, картонные коробки разных размеров, гуашь, цветная бумага, клей, ножницы.

«Веселые поросята»

(поделка из яичной скорлупы)

Учить детей работе со скорлупой, координации силы действий пальцев рук. Развивать моторику руки. Закреплять умение оформлять поделки мелкими деталями из пластилина.

Скорлупа яйца, пластилин, образец поделки, доска для лепки, стеки, салфетки.

Март

Тема

Задачи

Материал

«Нарциссы к празднику»

Учить детей вырезывать лепестки по шаблону, делать объёмный лепесток с надрезом; наклеивать последовательно лепестки в форме цветка, делать объёмную серединку.

Цветная бумага; бумажная салфетка жёлтого цвета; ножницы;
простой карандаш;
клей ПВА.

«Нарциссы к празднику»

Продолжать учить детей вырезывать лепестки по шаблону, делать объёмный лепесток с надрезом; наклеивать последовательно лепестки в форме цветка, делать объёмную серединку.

Цветная бумага; бумажная салфетка жёлтого цвета; ножницы;
простой карандаш;
клей ПВА.

«Веснянка»

Продолжать закреплять навыки работы с щаблоном и ножницами. Развивать эстетический вкус.

Шерстяные нити, картон желтого цвета, цветная бумага, клей, ножницы, спичечный коробок.

«На болоте две лягушки, две зеленые квакушки»

Способствовать развитию у дошкольников чувства композиции. Развивать интерес к работе с различными материалами.

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вкладыш из коробки от конфет,

гофрированная бумага (зеленого и голубого цвета), цветной картон, цветная бумага,

проволока, бусины,

пластиковые ложки,

вискозная салфетка (универсальная для уборки дома) желтого цвета.

Апрель

Тема

Задачи

Материал

«На болоте две лягушки, две зеленые квакушки»

Способствовать развитию у дошкольников чувства композиции. Развивать интерес к работе с различными материалами.

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вкладыш из коробки от конфет,

гофрированная бумага (зеленого и голубого цвета), цветной картон, цветная бумага,

проволока, бусины,

пластиковые ложки,

вискозная салфетка (универсальная для уборки дома) желтого цвета.

«Цветочная поляна»

Развивать чувство композиции, эстетический вкус. Знакомить детей с приемами изготовления поделки. Формировать умение работать в коллективе.

Пластиковые бутылки от питьевого йогурта белого цвета, крышки от бутылок желтого цвета, пластиковые ложки, гуашь, «травяной» коврик.

«Птички – невелички»

Познакомить детей с техникой выполнения поделок на основе бумажных тарелок. Развивать творческое воображение.

Бумажная тарелка, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры.

«Пасхальные цыплята»

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения поделок на основе бумажных тарелок. Развивать творческое воображение.

Бумажная тарелка, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры, ватные шарики желтого цвета.

Май

Тема

Задачи

Материал

«Голубь мира»

Формировать умение самостоятельно вырезать голубя, используя шаблон. 
Вызвать у детей интерес к созданию подарков ветеранам войны и тыла.
Воспитывать аккуратность в выполнении работы и осторожность в использовании инструментов.

Двухсторонний белый картон, (если нет, можно с двух сторон заклеить белой бумагой), гофрированная бумага двух цветов (серая и бирюзовая), степлер, ножницы, карандаш, голубой и красный фломастер, шаблоны.

«Бабочка»

(оригами)

Познакомить детей с этапами работы над поделкой в технике оригами, развивать усидчивость, аккуратность в работе.

Цветная бумага (квадраты 10 х 10 см), клей, ножницы.

«Одуванчиков поляна»

Закрепить умения и навыки по изготовлению цветов из бумажных салфеток, работать самостоятельно и в коллективе.

Бумажные салфетки, ватман, клей, цветная бумага, ножницы.

Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками. Привлечь родителей к подготовке выставки.

Перспективный план дополнительной образовательной программы по «Волшебной мастерилке»  для детей подготовительной  группы  на 2021-2022 учебный год.


Сентябрь

Тема

Задачи

Материал

Вводное занятие

Дать детям представление о ручном труде, расширить знания об «оригами»; рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала создать интересные модели.

Готовые поделки «оригами», цветная бумага, ножницы, кисти клей.

«Лошадка» (поделка из каштанов)

Развивать эстетический вкус, умение работать с проволокой. Познакомить с техникой безопасности при работе с проволокой.

Проволока, каштаны, зубочистки, пластилин.

«Старичок – лесовичок» (поделка из шишек и желудей)

Пробуждать желание у детей проявить творчество, последовательность, трудолюбие.

Шишки, желуди, пластилин, веточки.

«Ёжик» (аппликация из осенних листьев)

Развивать эстетический вкус, закрепить умение вырезать из бумаги прямоугольной формы треугольную, не используя шаблоны; пользоваться ножницами.

Картон, листья клена, клей ПВА, кисть, ножницы, цветная бумага, салфетка.

Октябрь

Тема

Задачи

Материал

« Кораблик» (аппликация из осенних листьев)

Развивать у детей эстетический вкус, творческое воображение, воспитывать желание работать аккуратно, доводить начатое дело до конца, закрепить навыки работы с ножницами.

Картон, листья березы, осины, рябины и др., ножницы, клей ПВА, кисть, цветная бумага, салфетка.

«Рыбка»

(поделка из CD-дисков)

Вовлечь детей в игру – труд. Закрепить полученные знания и конструкторские навыки.

CD – диск, двусторонний скотч, цветная бумага, ножницы.

«Машина»

(поделка из картонных коробок)

Развивать творческое воображение детей, самостоятельность при изготовлении поделки, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.

Картонные коробки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, ножницы.

«Машина»

(поделка из картонных коробок)

Продолжить развивать творческое воображение детей, умение вырезать различные элементы из бумаги, наклеивать аккуратно.

Картонные коробки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, ножницы.


Ноябрь

Тема

Задачи

Материал

«Мебель для кукол»

(поделки из картонных коробок)

Развивать у детей сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Закрепить навыки работы с клеем и ножницами.

Картонные коробки, клей ПВА, кисть, салфетка, цветная бумага, ножницы.

«Мебель для кукол»

(поделки из картонных коробок)

Продолжать развивать у детей сенсорные эталоны формы, цвета, величины, умение работать самостоятельно.

Картонные коробки, клей ПВА, кисть, салфетка, цветная бумага, ножницы.

«Цветы для мамы»

(поделки из пластиковых яиц от «Киндер – сюрприза»)

Закрепить навыки работы с проволокой. Воспитывать чувство любви и уважения к маме.

Пластиковые яйца от шоколадных яиц, проволока или коктейльные трубочки, цветная бумага, клей ПВА, кисть, ножницы.

«Веселые животные» (поделки из пластиковых яиц от «Киндер-сюрприза»)

Продолжить работу с пластиковым яйцом, закрепить умение вырезать из бумаги разные элементы без использования шаблонов.

Пластиковые яйца от шоколадных яиц, цветная бумага, ножницы, двусторонний скотч.

Декабрь

Тема

Задачи

Материал

Ёлочные игрушки

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы. Учить реализовывать свой замысел.

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, вата, кисть, нитки.

«Веселые зверюшки» (поделки из CD-дисков)

Вовлечь детей в увлекательную игру – труд, закрепить навыки работы с ножницами, цветной бумагой.

CD-диск, вата, цветная бумага, двусторонний скотч, ножницы.

Объемная открытка к новому году

Закрепить навыки вырезания фигур способом складывания бумаги гармошкой. Развивать аккуратность, желание сделать своим близким сюрприз.

Белый картон, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, альбом для рисования.

Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками.

Январь

Тема

Задачи

Материал

Зайчик из ватных дисков

Продолжить работу с шаблонами, закрепить навыки работы с ватой. Развивать эстетический вкус.

Картон, ватный диск, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисть.

Куклы из пластиковых ложек с использованием ткани

Познакомить детей с историей ложки. Учить работать с тканью (отрезать нужный лоскуток ткани), развивать творческое воображение, умение использовать поделки в своих играх.

Пластмассовая ложка, ткань, шерстяные нитки или помпоны, цветная бумага, ножницы, двусторонний скотч.

Коллаж «Зима»

(коллективная работа)

Развивать умение работать в коллективе, желание помочь другим ребятам, желание создать картину, используя готовые поделки и картинки, приготовленные заранее.

Ватман, клей ПВА, кисть, салфетка, краски, поделки («оригами» елка), картинки на зимнюю тематику.

Февраль

Тема

Задачи

Материал

«Снежинка»

(аппликация с использованием манной крупы)

Развивать эстетический вкус. Учить работать с крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

Лист бархатной бумаги, клей ПВА, кисть, манная крупа.

«Сюрприз для папы»

(работа с разными материалами)

Пробудить желание у детей делать подарок для папы. Закрепить навыки работы с разными материалами (бумага, природные материалы).

Картон, клей ПВА, кисть, пластилин, ракушки, цветная бумага, ножницы.

«Сюрприз для папы»

(работа с разными материалами)

Продолжить работу по изготовлению открытки с сюрпризом для папы.

Картон, клей ПВА, кисть, пластилин, ракушки, цветная бумага, ножницы.

«Закладка для книги»

Развивать умение работать самостоятельно (вырезать разные фигуры по желанию детей), развивать творческое воображение при оформлении закладки.

Картон, клей, кисть, ножницы, цветная бумага.

Март

Тема

Задачи

Материал

«Подснежники»

(«оригами»)

Закреплять у детей полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, с угла на угол и т.д.)

Цветная бумага, альбомный лист.

«Корзина с цветами»

(Объемная аппликация. Коллективная работа)

Учить детей из бумажных салфеток скручивать жгут для изготовления цветов. Развивать умение создавать коллективные композиции. Воспитывать желание помогать товарищу.

Бумажные салфетки, ватман, клей ПВА, кисть, цветная бумага, фантики от конфет.

«Корзина с цветами»

(Объемная аппликация. Коллективная работа)

Продолжить работу над изготовлением объемной аппликации.

Бумажные салфетки, ватман, клей ПВА, кисть, цветная бумага, фантики от конфет.

«Аквариум»

(коллективная работа)

Познакомить детей с обитателями морей, океанов, рек. Развивать творческое воображение. Закрепить навыки работы с ножницами.

Основа для «аквариума» (прямоугольная картонная коробка), цветная бумага, картон цветной, ножницы, клей ПВА, кисть.

Апрель

Тема

Задачи

Материал

«Ракета» (изготовление поделки из картонных цилиндров)

Учить детей планировать ход работы над изделием. Развивать эстетический вкус.

Картонный цилиндр, ножницы, цветная бумага, клей ПВА, кисть.

«Ракета» (изготовление поделки из картонных цилиндров)

Закрепить навыки работы детей с ножницами, бумагой.

Картонный цилиндр, ножницы, цветная бумага, клей ПВА, кисть.

«Пасхальное гнездышко»

(сувенир)

Познакомить детей с историей праздника. Закрепить навык работы с шаблоном, изготовления фигуры из бумажной салфетки. Развивать эстетический вкус.

Шаблон туловища цыпленка и гнездышка, бумажная салфетка, ножницы, клей ПВА, кисть, цветная бумага.

«Жираф» (аппликация из пластилина)

Закрепить у детей навыки пользования шаблоном, скатывания шариков из пластилина одного размера.

Картон, шаблон, пластилин.


Май

Тема

Задачи

Материал

«Цветок Победы»

(открытка с элементами «оригами»)

Закрепить у детей умение складывать бумагу, делать надрезы для соединения элементов поделки. Воспитывать аккуратность при выполнении поделки.

Картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.

«Сирень» (аппликация с элементами «оригами»)

Познакомить детей с техникой торцевания, закрепить навыки работы в этой технике.

Картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.

«Лягушка» (поделка из бросового материала)

Формировать у детей умение работать с бросовым материалом. Закрепить навыки работы с ножницами, бумагой.

Стаканчик из-под йогурта, цветная бумага, двусторонний скотч, цветной скотч (зеленого цвета), ножницы.

«Бабочки» (поделка из бросового материала)

Продолжать работу над формированием у детей умения работать с бросовым материалом.

Стаканчики из-под йогурта, CD-диск, двусторонний скотч, цветная бумага, ножницы.

Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить раздевалку своими поделками. Привлечь к подготовке выставки родителей.



Литература

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019
  2. Л.В. Куцакова

Конструирование и художественный труд в детском саду

Издательство «ТЦ Сфера»  2019г.

Данная программа составлена на основе: 
Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой 
«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, 
«Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, 
«Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус 
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г. 
Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика», 2007г. 
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

Список использованной литературы.

А.Бахметьев, Т. Кизяков «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. – 178 с.

Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. – 85 с.

Т.М.Геронимус «Работаем с удовольствием»

С.И.Гудилина «Чудеса своими руками». – Спб.: «Просвещение», 2009. – 155 с.

М.А.Гусакова «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128 с.

М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками».

С.О.Докучаева, Е.В.Вольнова «Капитошка дает уроки».

Н.Докучаева «Сказки из даров природы».

Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир».

Н.М.Конышева «Умелые руки».

Н.М.Конышева «Секреты мастеров»

М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».

«Самоделки из бумаги» 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).

В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б.Бенц «Самоделки».

Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЕРЫ» В МАДОУ д/с №70 «СОЛНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка о...

ПРОГРАММА дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) на 2018 г.

Данная программа является программой художественно-эстетической направленности. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка – как умственного...

программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности для детей от 2-3 лет" Яркие краски" на 2019-2020 гг.

Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создает ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию....

Организованная деятельность по программе дополнительного образования художественно-эстетического развития для детей старшей группы «Волшебная проволока» «Восемь рук, а может ног, моет утром осьминог…»

Конспект занятия по программе дополнительного образования "Волшебная проволока". Итоговое занятие для закрепления приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности при изгот...