Программа кружка «Паутинка» для детей 6-7 лет. 2017-2019 г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Светлакова Надежда Юрьевна

Программа кружка «Паутинка» сегодня актуальна, так как она помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к бучению детей. Задачи кружка решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становиться в последние годы все более популярным занятием.

Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на цветном картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Задачи программы:           

1. Обучающие:

- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;

- обучать детей технике работы с изонитью;

- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;

- научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, канцелярской кнопкой, трафаретами.

2. Развивающие:

- развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;

- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;

- развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству «изонити»;

- формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;

- совершенствовать объяснительную и доказательную речь для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальноедошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Программа кружка по художественно – эстетическому развитию «Паутинка»

для детей 6-7 лет.

2017-2019 г.

Автор: воспитатель

 Голубенко Надежда Юрьевна

Сентябрьский 2017

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно - тематический план
  3. Методическое обеспечение.
  4.  Список литературы
  5. Приложения

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению В. А. Сухомлинского дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» (Денни Дидро).

Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на цветном картоне. Это очень увлекательная работа. Дети дошкольного возраста, для которых интересно любое новое дело, с удовольствием выполняют различные творческие задания.

Можно сказать, предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личное развитие ребенка. Работа в технике изонити формирует личностные качества, такие как: настойчивость, умение доводить дело до конца, последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивости и аккуратности.

«Изонить» - развивает у детей способность работать руками, приучает выполнение точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

«Изонить» - способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления изделия, учит следовать устным инструкциям.

«Изонить» - стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы выполнить изделие, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы вышивания.

«Изонить» - активизирует мыслительные процессы. В процессе вышивания у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов вышивания) со словесными (объяснение приемов вышивания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий детьми).

«Изонить» - совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

«Изонить» - развивает абстрактное мышление детей, воображение, художественно-эстетический вкус.

Систематические занятия с ребенком по технике изонити это гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Программа «Паутинка» разработана на основании программы Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду» (2010), которая рекомендована Министерством образования РФ. Основное направление программы Л. В. Куцаковой – развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Детский сад  работает  по «Программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал, к которому стремится общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» - школе.

Программа «Паутинка» сегодня актуальна, так как она помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Новизна данной программы заключается в принципиально новом подходе к бучению детей. Задачи кружка решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становиться в последние годы все более популярным занятием.

Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на цветном картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Задачи программы:        

1. Обучающие:

- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;

- обучать детей технике работы с изонитью;

- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;

- научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, канцелярской кнопкой, трафаретами.

2. Развивающие:

- развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;

- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;

- развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к искусству «изонити»;

- формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;

- совершенствовать объяснительную и доказательную речь для детей.

В программе особое внимание уделяется не только процессу, но и результату деятельности, где использование похвалы и поощрения дают ребенку возможность почувствовать себя успешным. Возле каждого изделия указывается имя автора, что дает ребенку возможность почувствовать индивидуальность, отличие своей работы от других. Если процесс вышивания контролируется, то оформление изделия это индивидуальная, творческая работа каждого ребенка.

Программа включает в себя не только обучение вышиванию, но и создание индивидуальных работ. В оформлении предлагается использовать фломастеры. Также немаловажным является воспитание взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другим. На занятиях дети учатся всем этим качествам, помогая друг другу. Именно в дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия (миром людей, природы, предметным миром), происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес детей к творчеству. Занятия по изонити позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения осуществлять свою деятельность.        

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет.

 Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Особенность набора в кружок свободная по желанию воспитанников и их родителей.

Этапы работы с детьми:

1. Первое полугодие овладение техникой изонити: изображение углов, моделирование с их использованием образцов. Дети учатся вышивать изображение острого, прямого и тупого угла, различать лицевую и изнаночную стороны изделия, узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, учатся самостоятельно дорисовывать изображение предмета, предавая ему образ в целом.

2. Второе полугодие – овладение техникой изонити дуг, овалов, завитков, окружностей, моделирование с использованием образцов.

На первоначальном этапе знакомства с техникой изонити необходимо научить ребенка делить круг на две равные части, чтобы количество отверстий на обеих сторонах круга должно быть одинаковым, откуда не начинался бы отсчёт. Постепенно необходимо подводить детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

В течение первого полугодия дети выполняют простейшие изделия в технике изонити (острый, прямой и тупой углы). Во втором полугодии продолжается знакомство детей с искусством изонити дуг, овалов, завитков, окружностей. Дети выполняют более сложные формы изделия, знакомятся с величиной вышитого круга, овала, дуги с хордой разной длины, учатся наносить разметку отверстий по кругу, овалу, завитку, используя в работе модели трафаретов. Обучение вышиванию базовых форм проводится индивидуально для того, чтобы ребенок более точно научился вышивать.

Формы и режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, в соответствии с расписанием занятий по кружковой работе. Продолжительность занятий  30 минут. Всего 32 занятия в год.

Учебный план

Дополнительная

образовательная услуга

Количество занятий в неделю/месяц

Длительность занятий в неделю/месяц (мин)

Кружок «Паутинка»

1/4

30/120

Итого в год:

32

960

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

 В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Формы проведения занятий групповые.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

  • словесные методы (объяснение, вопросы, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения).
  • наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы. Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
  • практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно). Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Ожидаемые результаты:

В результате работы на занятиях кружка, дети:

- будут знать основные понятия и базовые формы изонити (доступные данному возрасту детей);

- научатся следовать словесным инструкциям;

- будут создавать изделия, выполненные в технике изонити;

- разовьют такие качества, как внимание, старательность, память, мышление, мелкую моторику рук под контролем глаз, усидчивость, терпение;

- познакомиться с техникой изонити;

- овладеют необходимыми навыками с инструментами и материалами данного вида труда;

- изучат свои коммуникативные способности и приобретут навыки вышивания в технике изонити.

Педагогическая диагностика (см. Приложение 1)

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в конкурсах;

- творческий отчёт воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

-результаты диагностики.

2.Учебно – тематический план

Октябрь

Тема

Цель, задачи

Форма проведения

Количество часов

Содержание

1.«Знакомство с кружком»

 Познакомить детей с кружком, с техникой

изонити. Научить детей отличать лицевую и

изнаночную сторону изделий.

Техника безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью. Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».

Занятие

30 минут

1. Презентация кружка;

2. Рассматривание готовых  работ3.Рассмотрение углов (базовые формы):  ٨, ∟, ۷     углы;

4. Показ готовых работ, выполненных в технике изонити;

5.Уточнение и закрепление знаний о направлении на плоскости и ее роли при выполнении данного задания.

2.«Морковка» (острый угол)

Познакомить с техникой изонити острого угла;

Учить  вдевать нить в иглу и завязывать узелок на конце нити;

Учить  самостоятельно подбирать цвет нитей для своей работы.

Занятие

30 минут

1. Рассматривание модели выполненной в технике вышивания;

2. Рассмотрение последовательности выполнения работы острого угла с двух сторон. Чем они отличаются?  Что мы видим на лицевой, изнаночной стороне?;

3. Учить детей выполнять свою работу по словесной инструкции педагога;

4. Индивидуальная работа;

5. Итог проведения занятия.

3.«Гриб» (мухомор)

Научить  выполнять рисунок в технике изонити острого угла (шляпка мухомора);

 дорисовывать детали по окончанию основной работы;  вдевать нить в иголку и завязывать узелок на конце нити;

Закрепить понятия: острый угол, вершина угла, левая и правая сторона острого угла

Занятие

30 минут

1. Рассматривание готового изображения, выполненного в технике изонити;

2. Обратить внимание на стороны изделия. Чем они отличаются?;

3. Показ выполнения рисунка в технике вышивания острого угла, уточнить последовательность выполнения рисунка, с чего начинаем работу. Детям даются готовые формы для предстоящей работы.

4. Обратить внимание, все ли дети научились самостоятельно вдевать нить в ушко иголки и завязывать узелок на конце нити;

5. Индивидуальная работа;

6. Итог проведения занятия.

4.«Узор на полосе с двумя острыми углами»

Закрепить умение детей выполнять два острых угла на полосе цветного картона.

Упражнять в выполнении рисунка в технике изонити, владея иглой, нитками.

Учить детей самостоятельно затягивать узелок на конце нити по окончании работы с изнаночной стороны.

Занятие

30 минут

1. Рассматривание узора на цветном фоне (образец). Рассматривание изделия у детей для предстоящей работы.

2. Уточнение способа работы острых углов, их направление при выполнении данного задания. Во время работы использовать пословицы о труде.

3. Индивидуальная работа.

4. Итог занятия.

Ноябрь

1.«Узор на полосе с двумя острыми углами»

Закрепить умение детей выполнять два острых угла на полосе цветного картона.

Упражнять в выполнении рисунка в технике изонити, владея иглой, нитками.

Учить детей самостоятельно затягивать узелок на конце нити по окончании работы с изнаночной стороны.

Занятие

30 минут

1. Рассматривание узора на цветном фоне (образец). Рассматривание изделия у детей для предстоящей работы.

2. Уточнение способа работы острых углов, их направление при выполнении данного задания. Во время работы использовать пословицы о труде.

3. Индивидуальная работа.

4. Итог занятия.

2.«Снежинка» (острые углы)

Первое занятие.

Упражнять в выполнении изонитью острого угла на примере изображения снежинки.

Упражнять в различии сторон и способе работы с изонитью.

Упражнять во вдевании нити в иголку и завязывании нити на узелок перед началом работы и по окончанию с изнаночной стороны.

Занятие

30 минут

Рассматривание иллюстраций, где крупным планом нарисованы снежинки. Рассмотреть их игольчатые, острые, хрупкие кончики. Рассматривание снежинки, выполненной в технике вышивания.

2. Уточнить способ работы острого угла с детьми и их последовательность.

3. Выполнение детьми острых углов снежинки.

4. Индивидуальная работа с теми детьми, которые испытывают затруднения.

5. Обратить внимание, как дети затягивают узелок на изнаночной стороне по окончанию работы.

3«Снежинка» второе занятие.

Упражнять детей в технике выполнения рисунка острого угла.

Закрепить понятия геометрические и способ выполнения рисунка острых углов.

Формировать умения детей во владении иглой во время работы.

Занятие

30 минут

1. Вспомнить, что вышивали на прошлом занятии.

2. Повторить и уточнить правила последовательности вышивания на цветном картоне.

3. Закрепить понятия: острый угол, лицевая и изнаночная стороны данного изделия, их отличия.

4. Выполнение детьми острых углов игольчатой снежинки. Индивидуальная работа с детьми.

5. Анализ детских

4.«Сказочный домик» (крыша дома) тупой угол

Продолжить обучение детей технике изонити;

Научить выполнять детей рисунок тупого угла (крыша дома);

Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью;

Научить подбирать цвета нитей для предстоящей работы.

Занятие

30 минут

1. Рассматривание готового изделия;

2. Рассматривание изделий у детей;

3. Уточнить, чем отличается лицевая сторона изделия от изнаночной. Выполнение рисунка детьми по словесной инструкции педагога.

4. Дорисовка стен дома (кирпичный, деревянный).

5. Итог проведения занятия.

Декабрь

1.«Зонтик»

(тупой угол)

Продолжить работу в технике вышивания на цветном картоне.

Упражнять в вышивании ажурного рисунка тупого угла (верхняя часть зонта).

Закрепить понятия: вершина, левая и правая стороны данного изделия.

Учить детей дорисовывать предмет цветными карандашами (после занятия).

Занятие

30 минут

Рассматривание образца.

2. Сравнение с образцами детей. Чего не хватает на ваших карточках? Дети видят, что необходимо подобрать цветные нити для своей работы.

3. Уточнение правил пользования иглой и способов выполнения рисунка тупого угла. Рисование детьми тех, кто спрячется под их зонтиками.

4. Анализ детских работ.

2.«Узор на полосе с двумя тупыми углами

Продолжить работу в технике вышивания ажурного рисунка тупых углов на полосе цветного картона.

Закрепить последовательность выполнения узора тупого угла: на лицевой стороне -  пересечения нитей, на изнаночной – только стежки.

Закрепить понятия: лицевая, изнаночная стороны изделия.

Занятие

30 минут

1. рассматривание готового образца.

2. Уточнить расположение тупых углов на полосе. Вспомнить последовательность выполнения рисунка в технике вышивания тупого угла.

3.«Рыбка» (прямой угол)

Дать понятие о прямом угле.

Продолжить обучение технике вышивания ажурного рисунка (прямого угла (хвост рыбки).

Уточнить знания детей о последовательности выполнения рисунка, упражнять во вдевании нити в иголку, подборе нити для предстоящей работы.

Воспитывать усидчивость, терпение, старание при выполнении задания.

Занятие

30 минут

Рассматривание образца работы.

2. Обратить внимание детей на их карточки.

3. Уточнить, что им предстоит сделать. Раздать готовые образцы детям.

4. Выполнение детьми узора прямого угла. При выполнении обращать внимание детей на длину хорды на лицевой стороне и последовательность положения цветной нити в предлагаемой последовательности на лицевой стороне.

5. Дорисовка плавников, чешуи, глаз цветными карандашами.

6. Итог занятия

4.«Фонарик» (новогодняя игрушка) прямые углы.

первое занятие

Учить детей на цветном картоне вышивать прямые углы.

Упражнять во вдевании нити в иголку и завязывание узелка на конце нити перед началом и по окончанию работы с изнаночной стороны.

Закрепить знания последовательности работы прямого угла.

Занятие

30 минут

1. Вспомнить, чем занимались на прошлом занятии.

2. Уточнить способы выполнения рисунка.

3. Предложить продолжить работу в технике вышивания прямого угла.

4. Во время работы использовать словесную инструкцию, которую слышали. Обратить внимание (индивидуальное), как дети владеют приемами ранее приобретенными, при необходимости напомнить.

5. Анализ детских работ.

Январь

1.«Фонарик» (елочное украшение)

второе занятие

Продолжить работу в технике вышивания прямых углов (игрушки фонарики – нижняя часть).

Закрепить знания о последовательности работы в соответствии с правилами, обращать внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток.

Закрепить понятия: прямой, острый, тупой углы и их связи в окружающей обстановке.

Воспитать желание достичь желаемого результата

Занятие

30 минут

1.Обратить внимание детей на свой рисунок.

2. уточнить способы выполнения работы.

3. напомнить и закрепить с детьми пространственное расположение предмета на картоне.

4. Выполнение детьми данного ажурного рисунка.

5. Индивидуальность при необходимости (напомнить, помочь ребенку, если есть необходимость).

6. Анализ детских работ.

2.«Мячик» (окружность)

Дать понятие об окружности.

Познакомить детей с правилами и последовательностью работы над окружностью.

Научить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами, делая деления по кругу заранее.

Познакомить с хордой разной длины (чем хорда короче – тем больше внутренний круг, тем уже каемка круга).

Занятие

30 минут

1.Рассмотреть образец работы.

2. Обратить внимание на длину хорды (длина хорды 1-5). Объяснить, чем короче длина нити хорды, тем больше внутренний круг, а каемка круга уже. Закрепить понятие каемка.

3. Рассмотреть образцы изделий детей.

4. Уточнить, что на лицевой стороне и на изнаночной, с какой хордой и какой длины предстоит работать.

5. Выполнение задания детьми, следуя словесным инструкциям педагога (следовать по кругу с 1-5, по часовой стрелке

3. «Снежный ком» (большой, маленький)

первое занятие

Учить детей выполнять рисунок в технике изонити по кругу (длина хорды 1-9).

Учить детей создавать снежные комочки разной величины по окружности, пользуясь трафаретом.

Упражнять в работе лицевой и изнаночной стороны изделия, пользуясь ранее знакомыми способами работы.

Занятие

30 минут

. Рассмотреть образцы снежных комков. Уточнить длину хорды в каждом образце.

2. Напомнить, что сегодня будем работать с хордой длиной 1-9.

4. Вспомнить, откуда и с какой стороны начинаем работать (по часовой стрелке). Раздать заранее приготовленные образцы. При выполнении задания напоминать детям, чтобы следили, в какое отверстие войдет игла и куда ведет нить (с левой стороны - вверх, с правой – вниз).

5. Индивидуальная работа.

6. Итог занятия.

4. «Снежный ком» (большой, маленький) второе занятие

Учить детей выполнять рисунок в технике изонити по кругу (длина хорды 1-9).

Учить детей создавать снежные комочки разной величины по окружности, пользуясь трафаретом.

Упражнять в работе лицевой и изнаночной стороны изделия, пользуясь ранее знакомыми способами работы.

Занятие

30 минут

. Рассмотреть образцы снежных комков. Уточнить длину хорды в каждом образце.

2. Напомнить, что сегодня будем работать с хордой длиной 1-9.

4. Вспомнить, откуда и с какой стороны начинаем работать (по часовой стрелке). Раздать заранее приготовленные образцы. При выполнении задания напоминать детям, чтобы следили, в какое отверстие войдет игла и куда ведет нить (с левой стороны - вверх, с правой – вниз).

5. Индивидуальная работа.

6. Итог занятия.

Февраль

1.«Снеговик» первое занятие.

Учить детей выполнять ажурный рисунок окружности (снеговик в два этапа).

Упражнять детей в различение лицевой  и изнаночной стороны изделия.

Учить детей работать с разными хордами ( разной длины, длина хорды 1-12).

Воспитать усидчивость, терпение, старание.

Занятие

30 минут

. Загадывание загадки. Рассмотрение на иллюстрациях снеговиков.

2. Уточнить, можем ли его вышить на цветном (синем) картоне белыми нитками. Рассматриваем готовый образец.

3. Рассмотреть силуэт на детских карточках, уточнить, что видим на лицевой, изнаночной сторонах.

4. Уточнить способ выполнения работы. Выполнение работы детьми.

5. Индивидуальная работа с теми детьми, кому необходима помощь.

6. Итог занятия

2.«Снеговик» второе занятие.

Продолжить работу в технике вышивания по кругу.

Учить детей работать с хордой разной длины, уточнить способ работы (с чего необходимо начать, от какого отверстия).

Напомнить, работать с окружностями необходимо по часовой стрелке, нити одна другую загоняют.

Воспитать усидчивость, терпение, желание достичь желаемого результата.

Занятие

30 минут

Уточнить, чем занимались на прошлом занятии.

2. Уточнить способ выполнения данного рисунка.

3. Предложить детям продолжить свою работу в окружности, соблюдая определенные навыки и умения.

4. Индивидуальная работа с теми детьми, кто испытывает трудности в выполнении задания, а также затягивании узелка на изнаночной стороне по окончанию работы.

3.Воздушные шары (круг, овал)

Продолжить работу в технике вышивания по окружности. Учить детей работать с хордой длиной 1-15 отверстий (по овалу, кругу 1-10 отверстий) по часовой стрелке.

Учить детей самостоятельно подбирать цвет ниток для предстоящей работы.

Упражнять в различении хорд из 5-9-12-15 отверстий.

Упражнять в счете и различении чисел 2 десятка.

Занятие

30 минут

1.Рассматривание обычных воздушных шаров. Уточнить все ли они имеют одинаковую форму (круг, овал).

2. Рассматривание шаров, выполненных в технике изонити (пересечение нитей на лицевой стороне, на изнаночной – стежки). Уточнение способа выполнения.

3. Выполнение детьми на цветном картоне воздушных шаров. Индивидуальная работа с детьми.

4. Рисование нитей к воздушным шарам по окончанию работы.

4.«Птичка»(окружность, острые углы – туловище, клюв)

первое занятие.

Учить детей выполнять рисунок в окружности в технике изонити.

Уточнить, с какой точки начинаем работу.

Упражнять в подборе цветных нитей и завязывании узелка на конце нити и по окончанию работы.

Воспитать усидчивость, терпение, старание.

Занятие

30 минут

. Рассматривание готового образца.

2. Уточнение геометрических форм и способ выполнения предмета (хвост, клюв – острый угол, окружность – голова).

3. Научить детей объединять детали в общую единую целую фигуру.

4.Выполнение задания детьми по двум заранее знакомым способам (окружность, углы). Индивидуальная работа с затруднившимися детьми.

5. Анализ детских

Март

1.«Птичка» (туловище, клюв)

второе занятие.

Упражнять детей в выполнении знакомого рисунка (острый угол – туловище и клюв птички).

Уточнить последовательность выполнения работы.

Упражнять в различении сторон.

Закрепить знакомые понятия

Упражнять в закреплении узелков на конце нити и по окончанию работы с изнаночной стороны.

Занятие

30 минут

Вспомнить, чем занимались на прошлом занятии.

2. Рассмотреть свои работы (на чем остановились).

3. Предложить продолжить работу после уточнения правил и способов работы.

4. Индивидуальная работа с теми детьми, которые испытывают затруднения.

5. Итог проведения

2.«Солнышко лучистое»

Продолжить работу в технике изонити окружности с разной длиной хорды (солнышко 1-18).

Упражнять в умении выполнять рисунок окружности и способе его выполнения.

Формировать умения детей техникой владения иглой в процессе своей работы.

Занятие

30 минут

Рассматривание готового образца.

2. Уточнение правил вышивания в технике изонити по кругу. Закрепить понятие хорда.

3. Выполнение детьми ажурного рисунка на цветном картоне.

4. Индивидуальная работа с затруднившимися детьми.

5. Анализ детских

3.«Узор вкруге»

первое занятие.

Упражнять детей в технике вышивания окружности.

Упражнять детей в подборе цветных нитей, во вдевании иглы в отверстия и последовательность выполнения данного рисунка.

Закрепить понятия: пересекаются, снежинки, хорда разной длины.

Воспитать усидчивость, терпение, старание.

Занятие

30 минут

. Рассматривание образца.

2. Уточнение правил выполнения по кругу в технике изонити.

3. Выполнение ажурного рисунка в технике изонити детьми.

4. Индивидуальная работа с теми детьми, которым нужна помощь.

5. Анализ детских

4.«Узор в круге»

второе

занятие.

Продолжить работу в технике изонити. Учить детей выполнять рисунок в круге, соблюдая определенные навыки и умения.

Упражнять в технике работы с инструкциями, трафаретами разного размера.

Воспитывать старание, усидчивость и желание доводить данное дело до конца.

Занятие

30 минут

Уточнить, что вышивали на прошлом занятии.

2. рассматривание ажурного рисунка в центре круга на образце-карточке.

3. Уточнение правил выполнения в технике изонити острого угла в центре изделия.

4. Выполнение данного задания детьми.

5. Индивидуальная работа с теми детьми, которым нужна помощь.

6. Анализ детских

Апрель

1.«Узор в круге»

третье

занятие.

Продолжить работу в технике изонити. Учить детей выполнять рисунок в круге, соблюдая определенные навыки и умения.

Упражнять в технике работы с инструкциями, трафаретами разного размера.

Воспитывать старание, усидчивость и желание доводить данное дело до конца.

Занятие

30 минут

Уточнить, что вышивали на прошлом занятии.

2. рассматривание ажурного рисунка в центре круга на образце-карточке.

3. Уточнение правил выполнения в технике изонити острого угла в центре изделия.

4. Выполнение данного задания детьми.

5. Индивидуальная работа с теми детьми, которым нужна помощь.

6. Анализ детских

2.«Морские волны» (завитки, треугольники) первое занятие.

Научить детей выполнять рисунок в технике изонити (завитки – морские волны).

Упражнять во вдевании нити в иголку и завязывании узелка.

Продолжить закрепление правил работы с изонитью.

Упражнять в подборе нитей для предстоящей работы.

Занятие

30 минут

1.Рассматривание готового изделия.

2. Уточнение правил выполнения данного задания.

3. Выполнение детьми ажурного рисунка в технике изонити.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Анализ детских работ.

3.«Морские волны» (завитки, треугольники) Второе занятие.

Продолжить работу в выполнении завитков, дуг.

Упражнять детей в работе с данными инструкциями.

Упражнять детей в координации движения рук при выполнении данного рисунка.

Закрепление умения анализировать свою работу, как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Занятие

30 минут

1. Вспомнить, чем были заняты на прошлом занятии. Уточнить и закрепить правила выполнения ажурного рисунка в технике вышивания на цветном картоне.

2. Выполнение ажурного рисунка детьми. Обратить внимание на то, как дети пользуются данными инструкциями, выполняют ли правила по технике безопасности.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Анализ детских работ.

4.«Одуванчики на лугу» (одуванчики – окружности) первое занятие.

Продолжить работу в технике вышивания в окружности (одуван-чики -  разной величины круги).

Упражнять детей в выполнении хорд разной длины.

Закрепить способы выполнения рисунка по кругу.

Упражнять в умении владеть данными инструментами и правилами их пользования.

Занятие

30 минут

1.Рассматривание образца.

2. Уточнение правил работы в технике изонити по кругу.

3. Выполнение детьми данного задания.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Итог проведения занятия.

Май

1.«Одуванчики на лугу» (листья одуванчиков) второе занятие.

Упражнять детей в технике выполнения рисунка окружности с разной длиной хорд.

Закрепление понятий: хорда, каемка, центр круга, а также способа выполнения рисунка по кругу.

Упражнять в затягивании нити на узелок с изнаночной стороны по окончанию работы.

Занятие

30 минут

1. Вспомнить, чем были заняты на прошлом занятии.

2. Уточнить способ выполнения ажурного рисунка (острого угла).

3. Выполнение детьми данного задания.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Итог проведения занятия.

2.«Одуванчики на лугу» (листья одуванчиков) третье занятие.

Упражнять детей в технике выполнения рисунка окружности с разной длиной хорд.

Закрепление понятий: хорда, каемка, центр круга, а также способа выполнения рисунка по кругу.

Упражнять в затягивании нити на узелок с изнаночной стороны по окончанию работы.

Занятие

30 минут

1. Вспомнить, чем были заняты на прошлом занятии.

2. Уточнить способ выполнения ажурного рисунка (острого угла).

3. Выполнение детьми данного задания.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Итог проведения занятия.

3.«Цыплята на лугу»

(голова, клюв цыпленка)

первое занятие

Продолжить работу в технике изонити окружностей разной величины (голова, туловище).

Упражнять детей в выполнении хорд разной длины окружности.

Упражнять в умении использовать свои знания и умения в данной деятельности.

Упражнять в работе с данными инструкциями и их правилами.

Занятие

30 минут

1.Рассматривание готового изделия, выполненного в технике изонити.

2. Уточнение способов вышивания ажурного рисунка по кругу (голова цыплят), острых углов (клюв, листья).

3. Выполнение детьми практической части занятия.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Итог проведения

4.«Цыплята на лугу»

 (туловище, травка – рисование фломастерами)

второе занятие

Упражнять детей в умении выполнять вышивание узора согласно инструкции техники изонити.

Упражнять в различении хорд разной длины и самостоятельно определять, какая длина хорды необходима для данной работы.

Формирование умения владеть иглой в процессе работы.

Учить детей самостоятельно дорисовывать необходимые детали предмета по окончанию работы.

Занятие

30 минут

1.Вспомнить, чем были заняты на прошлом занятии, что вышивали.

2. уточнить и закрепить правила вышивания на цветном картоне.

3. Практическая часть занятия.

4. Индивидуальная работа с теми детьми, которым нужна помощь.

6. Итог проведения

4.Методическое обеспечение

Дидактический материал и техническое оснащение занятий.

Техническое оснащение:

1. Картон, бархатная бумага.

2. Нитки-мулине, для шитья.

3. Игры №3 (на каждого ребёнка)

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка)

5. Игольница (на каждого ребёнка)

6. Кусок линолеум или картона.

7. Простой карандаш (на каждого ребёнка)

8.Фломастеры, карандаши цветные.

Дидактические материалы:

1. Образцы рисунков для вышивания.

2. Иллюстрации вышивок.

3. Трафареты.

Список литературы

  1. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011.
  2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
  3. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2007.
  4. Куцаковой Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» (2010),
  5. Леонова О. В. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить. – М. 2011.
  6. Лещинская Ю. С. Волшебная изонить. – Минск: Харвест, 2011.
  7. Писларь Н.Н. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.
  8. Торгашова В. Н. Рисуем нитью. – М. 2011.
  9. http://images.yandex.ru

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Оценка результатов освоения программы»

1. Знание основных понятий в технике изонити (простых и сложных способах вышивания, умение работать базовыми формами).

Первое полугодие - умение вышивать изделия острого, прямого и тупого углов, умение различать лицевую и изнаночную стороны изделия.

Второе полугодие – умение самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам изделия, умение использовать модели трафаретов в процессе работы, сделать наиболее сложное изделие в технике изонити.

Высокий уровень – делает самостоятельно.

Средний уровень – делает с помощью педагога.

Низкий уровень – не может сделать.

2. Умение следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике изонити, пользуясь схемами-образцами.

Первое полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.

Второе полугодие – умение сделать несложное изделие самостоятельно по схеме-образцу.

Высокий уровень – делает самостоятельно.

Средний уровень – делает с помощью педагога.

Низкий уровень – не может сделать.

3. Создание изделий, выполненных в технике изонити, развитие художественного вкуса, творческих способностей и творческого подхода к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.

Средний уровень – работы, выполненные по образцам, соответствуют общему уровню группы.

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

ПРИМЕЧАНИЕ: в начале учебного года диагностика не проводится.

4. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Первое полугодие - умение наносить разметку отверстий по обеим сторонам острого, прямого и тупого углов по шаблону, не глаз.

Второе полугодие – умение наносить разметки на овале, круге, завитке по базовым схемам, на глаз.

Высокий уровень – полное совпадение рисунка с намеченными отверстиями в технике вышивания.

Средний уровень – имеются некоторые отклонения (пропуск отверстий, не в данной последовательности выполнен рисунок изделия).

Низкий уровень – с заданием не справляется.

5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются умения:

- организовывать своё рабочее месте;

- рационально использовать необходимые материалы;

- аккуратность выполнения работы.

Высокий уровень – самостоятельно применяет данные умения.

Средний уровень – применяет данные умения после напоминания педагога, детей.

Низкий уровень – не владеет данными умениями.

Конспект занятия кружка № 1

Тема: «Знакомство с кружком»

Задачи:

1.Познакомить детей с кружком, с техникой изонити.

2.Научить детей отличать лицевую и изнаночную сторону изделий.

3.Познакомить детей с техникой безопасности в работе с инструментами,

необходимыми для занятий изонитью (игла, ножницы, линейка, карандаш).

Материал: Для воспитателя — образец (можно взять два или три образца, в

которых углы вышиты нитками разного цвета — желтыми, коричневыми,

красными). Для каждого ребенка — лист цветного картона (желтого или зеленого), на изнаночной стороне которого нарисован угол и проделаны отверстия (расстояния между дырочками - 1 см);  ножницы, игла, линейка, карандаш, иллюстрации, сундучок.

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Дети, как можно изобразить предмет? (Нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.) Я получила вчера письмо и посылку от своей подруги, которая живет в Англии.

- И вот о чем мне она рассказала. Английские ткачи придумали особый способ

переплетения ниток, который называется изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди

и в определенной последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было

давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную

бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки берутся различного цвета и назначения

(мулине, ирис, швейные).

- Посмотрите, какой предмет я изобразила? (Показывает образец.)

 (Зонт.)

- Почему вы так быстро догадались? (Изображен зонт,  нарисованы рукоятка и

дождик.)

- Этот зонт я изобразила в незнакомой для вас технике, про которую мне написала

подруга. Кто помнит, как она называется? (техника «Изонить»).

- Как вы думаете, почему она так называется? (Предмет изображен нитками.)

- Такой техникой можно изобразить не только зонт, но и другие предметы.

(Выставляю другие образцы: домик, колпак и т.д.)

- Эта техника очень интересна и занимательна, но требует терпения, усидчивости и

упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле.

Воспитатель:

- У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона?

- А что такое изнаночная сторона?

- Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? Как вы определили? (Ответы

детей.)

- Чем отличается расположение нитей на лицевой и изнаночной сторонах? (На

лицевой стороне нити пересекаются, а на изнаночной только стежки.)

- Как про это можно сказать по-другому? (След в след, чередой, вереницей. На

лицевой рисунок всего грибка, а на изнаночной только нарисован угол, и пронумерованы дырочки)

Рассматривание заготовки.

- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета? (Зеленого, желтого.) Картон

выкрашен только с одной стороны.

- Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная?

Посмотрите внимательно на свои картонки с лицевой и изнаночной сторон. Чем

они отличаются? (На лицевой стороне одни дырочки, а на изнаночной нарисован

угол,  дырочки пронумерованы.)

Рассматривание угла на изнанке.

- Кто сможет объяснить, что такое угол? Изобразите угол с помощью рук. (Разные

ответы.)

- А теперь на рисунке укажите левую и правую стороны угла. Найдите вершину.

- Посчитайте отверстия-дырочки по обеим сторонам угла. Сколько их? (6.)

- Откуда начинается счет?

- Какой вывод можно сделать? (Откуда бы вы ни начали отсчет, все равно будет 6.

Обе стороны имеют одинаковое количество отверстий, их 6.)

Ребята, я совсем забыла про посылку которую отправила мне подруга, хотите узнать что в посылке, для этого нужно отгадать загадки. Если вы правильно ее отгадаете, я достаю из посылки соответствующий инструмент, которым мы будем пользоваться на занятии, и рассказываю, какие правила нужно выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться.

Загадки об иголке

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Конь стальной - хвост льняной.

На всем теле - только одно ухо.

Бежит свинка - золотая щетинка.

Носочек стальной, а хвостик льняной.

Правила пользования иглой

1. Хранить иглу только в игольнице и с ниткой.

2. Нельзя ронять иглу на пол.

3. Передавать друг другу только тупым концом вперед.

4. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту.

5. Нитку нельзя откусывать зубами.

Загадки о ножницах

Инструмент бывалый -

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

Смотрите, мы раскрыли пасть -

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

Правила пользования ножницами

1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.

Загадка о карандаше

Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

По листу пройдет-коснется,

Там след остается.

Правила пользования карандашом

1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем прокалывать.

2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.

Загадка о линейке

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

Правила пользования линейкой

C помощью линейки мы будем учиться проводить линии.

На этом наше сегодняшнее занятие подошло к концу спасибо что пришли, на следующем занятии мы будем пробовать работать в технике изонить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА кружка: «АБВГДЕйка» для детей 4-5 лет (средняя группа)

Направление:«Познавательно – речевое развитие». Образовательная область:«Коммуникация»...

Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю...

Программа кружка “Эвристика” для детей средней группы

Развитие логического мышления  с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат  только отголоском того, что...

Рабочая программа кружка "Ритмопластика" для детей 3-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Ритмопластика»Для детей 3 – 7 лет...

Программа кружка «Театр глазами детей» для детей младшего дошкольного возраста.

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались постоянно, так как они определяли прогресс человечества. Детское творчество в дошколь...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Программа профессионального саморазвитиявоспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.

ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...