ПРОЕКТ по художественно-творческому развитию в 3 D моделирование «Возьмём в руки молоток и построим теремок».
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Михаленко Ия Викторовна

Что значил дом для русского человека? Почему крестьяне свой дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека? Ведь дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по художественно-творческому развитию

в 3 D  моделирование

«Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Русское традиционное жилище.

                                             2016 год

                                             Выполнила ученица 5 «В» класса

                        МБОУ гимназии г. Гурьевска

            Михаленко Елизавета

                                                    Руководитель: Михаленко Ия Викторовна,

                                                    воспитатель

                                                    по изобразительной деятельности

                                                   МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка»

                                                   г. Гурьевска

«Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Русское традиционное жилище.

                                                                  Глаголем, кошелём и брусом

                                                                           Дом строили с резным крыльцом,

                                                                           С обдуманным мужицким вкусом

                                                                           И каждый со своим лицом.

                                                                    В. Федотов

Предмет

Трудовое обучение

Возрастная категория

5 «В» класс

Тип проекта

Творческо-исследовательский

Название проекта

Возьмём в руки молоток и построим теремок».

Русское традиционное жилище

Руководитель проекта

Михаленко Ия Викторовна воспитатель по изобразительной деятельности

МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка»

г. Гурьевска

Исполнитель проекта

Учащаяся 5 «В» класса

МБОУ гимназии города Гурьевска

Михаленко Елизавета

Цель

Создание макета древнерусской избы на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских поселений

Задачи

1.Изучить  архитектурные особенности древнерусской избы, выявить традиции строительства и обустройства избы.

2.Развивать навыки 3 D конструирования из бумаги.

3.Выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания

4.Показать сообществу макет русской избы и передать в музей детского сада «Алёнка» города Гурьевска.

Объект исследования

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин русских художников с изображением изб; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам в произведениях художников И. Билибина, В. Васнецова.

Результат

Приобретение опыта создания художественного образа (избы) в технике 3 D моделирования.

Проблема исследования

 Что значил дом для русского человека? Почему крестьяне свой дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека? Ведь дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Это и попробую выяснить, создав макет русской избы, как бы это сделали наши предки в далёкие времена.

Гипотеза

 Дом – это жилая постройка, но русский дом – это и родина, семья, родня. В жизни русского человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родИны, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.

 Изучая тему «Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Русское традиционное жилище», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А использование 3 D моделирования, поможет мне при изучении элементов русской избы, создать её макет.

Актуальность проекта

В настоящее время все вытесняется в получении полезных результатов, в денежном подходе, но мы, благодаря нашим бабушкам и дедушкам, все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках. В ходе работы над проектом я узнала много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и обустройстве русской избы, и, выполнила макет избы, который передам маленьким детишкам – дошкольникам. Ведь так важно не забывать свои корни и с малых лет научить любить свой дом и то место, где ты родился и вырос.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I ЭТАП – ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:

- общее устройство избы;

-значение слова «изба»;

-выбор породы дерева и места;

-обряды при строительстве дома;

-устройство избы.

общее устройство избы

              Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем на Руси. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. До сих пор деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек.

 Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох.

значение слова «изба»

                 На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т. д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами». Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.

выбор породы дерева и места

                Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет дом, сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали? И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.      

обряды при строительстве дома

            Возведение  дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" брёвна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное... "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Так что "коньки" на крышах русских изб вовсе не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Да и сам дом представлялся "телом", четыре угла – это четыре "ноги".

При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

устройство избы

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки. Для самого простого сруба избы – четырёхстенки  венец обычно вязали из четырех самых толстых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки венец состоял из пяти бревен. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. Пятистенка по размерам была примерно в два раза больше четырехстенки.

 Концы (торцы) каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получить такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами (концами) была намного прочнее, чем с отпиленными. Брёвна плотно клали одно на другое.

Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы.

С веками изба

С веками изба совершенствовалась. И вот дом  уже смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому такой нарядный был декор окон. Наличники с пышным верхом выглядели как драгоценная оправа.

Центральное место в доме занимала печь. Её любили все, она кормила вкусной едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта  в изготовлении изделий и постройке домов.

II ЭТАП — ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Материалы и инструменты для работы:

Белая бумага, картон, клей ПВА, ножницы, резак, горячий пистолет.

Для обработки бумаги и картона понадобится хорошо очиненный карандаш, линейка (30 см), угольник и ножницы. При выполнении некоторых операций с картоном, особенно при сгибании картонных деталей, нужен резак.

Всегда нужно помнить правила безопасности работы с режущими и колющими инструментами (резак, ножницы): хранить их в футляре, не размахивать рукой, в которой держат инструмент, работать только исправным и хорошо наточенным инструментом; если потребуется передать взрослому помощнику резак (ножницы).

Для работы с клеем нужно приготовить кисть или кусок плотного картона, чтобы равномерно распределять клей по поверхности детали. Для того чтобы плотно и равномерно прижимать приклеиваемую деталь, нужна чистая тряпочка.

СОСТАВЛЕНИЕ «ЗВЕЗДОЧКИ ОБДУМЫВАНИЯ»

        

III ЭТАП – ТВОРЧЕСКИЙ:

 Изготовление макета русской избы из бумажных трубочек.

IV ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

- защита мини-проекта;

-передать макет избы в музей детского сада

В ходе работы над проектом я узнала много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и обустройстве русской избы, и, наконец, выполнила макет русской избы, который передам в музей детского сада.

                               

Чистоту, красоту, мы у старших берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром,

В прошлом, будущем и настоящим.

В. Высоцкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия утренней гимнастики в средней группе «Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Развивать и совершенствовать двигательные навыки детей.Учить детей передавать образы животных в движении в различных игровых ситуациях....

Буклет ПРОЕКТ РАЗВИВАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ

А. Н. Ткаченко в своей работе «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста…» выделила в работе по развитию изобразительного творчества детей 3 этапа:1. Вза...

Проект по художественно - творческому развитию детей

этот проект поможет педагогам в работе по развитию художественно - творческих спаособностей детей... он предусматривает работу детей не в группах,  а так назыве6мых - бригадах, где дети  с б...

Утренняя гимнастика "Возьмем в руки молоток и построим теремок".

Комплекс тематической утренней гимнастики в средней группе....

Инновационный проект по художественно-творческому развитию «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»

Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки   ребёнка через рукотворные виды деятельности....

НОД: "Возьмём в руки молоток и построим теремок"

Комплексное занятие по проекту в средней группе....

Сюжетно-игровое занятие "Возьмем в руки молоток и построим теремок"по проекту

Занятие направлено на умение детей имитировать действие персонажей сказки, развивает самостоятельность и творчество привыполнении физических упражнений, создает у детей радость и эмоциональное настрое...