«Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через организацию конструирования с использованием пооперационных карт».
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Каленюк Ольга Федоровна

В работе представлены методические рекомендации по использованию пооперационных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_cht.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сл.1 Здравствуйте, уважаемые коллеги , меня зовут Каленюк Ольга Федоровна. Я представляю опыт «Индивидуализация образования  детей старшего дошкольного возраста через организацию   конструирования с использованием пооперационных карт».

         сл.2 

Индивидуализация  образования - педагогическая концепция, позволяющая учитывать собственный вклад ребенка в процесс обучения.

Для обеспечения принципа индивидуализации необходимо, чтобы ребенок имел возможность выбора и получал опыт кооперации с другими людьми.

сл.3. Для организации самостоятельной деятельности ребенка в развивающую среду вносятся пооперационные карты. 

Актуальность Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей.  

       сл 4  Данные  диагностики  воспитанников моей группы (на начало года)  свидетельствуют о том, что  дети не могут или с трудом конструируют  постройку или поделку, мысленно  не могут представить, какими они будут,  заранее не могут спланировать, как их будут собирать  и в какой последовательности. Не умеют или с трудом конструируют по операционным картам.

  Сл. 5 Цель:  подбор и систематизация пооперационных карт  по конструированию для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с комплексно тематическим  планом  ДОУ.

 Сл .6  Задачи: 

1) изучить методическую литературу

2) систематизировать  и апробировать практический материал

3) использовать пооперационные карты  в организации предметно пространственной развивающей среды  группы

 4)  организовать работу по взаимодействию с родителями воспитанников

Сл.7 Новизна

Новизна представленного опыта состоит в подборке, систематизации и апробации  пооперационных карт  по конструированию для старших дошкольников.

 Сл .8 Практическая значимость  

Данный материал:  перспективный план работы с воспитанниками  пооперационные карты по лексическим темам, рекомендации по организации взаимодействия с родителями  может быть использован в  практической работе воспитателями групп различной направленности. Кроме того, в процессе конструирования  активно развивается речь, мыслительные операции поэтому материал  будет полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности.

сл 9. Теоретическое обоснование

        ФГОС ДО  определяет  для  детей дошкольного возраста  - ряд видов деятельности,  один из которых - конструирование из разного материала. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь, в соответствии со стандартом, необходим новый подход. 

        Сл.10 Пооперационные карты – карты, на которых в виде знакомых детям символов обозначена четкая последовательность действий при конструировании  объекта. Ребенка необходимо научить "читать" такую  карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Об условных обозначениях надо договориться. Чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта. Для младших дошкольников количество операций по карте необходимо свести к минимуму (2-4 действия), для старших дошкольников – до 7.

Сл.11 Описание представляемого педагогического опыта

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, пооперационным картам было разработано Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской.  

На основе рекомендаций указанных авторов подготовила серию консультаций для родителей.

Сл.12. Подобрала  библиотеку  с книгами  для родителей: «Детский дизайн», «Бумагопластика», «Мягкие  игрушки»,  

Для того,  чтобы дети поняли, как работать с пооперационными картами,  провела серию игр: «Что сначала, что потом», «Найди ошибку», «Чего не хватает».

Сл.13. В ходе работы по данному направлению большое внимание уделяла рассматриванию   с детьми технических игрушек  (как двигаются и вращаются разные детали).

 Сл.14. Начинали творчество с простых и несложных поделок.

В  ходе работы над поделками  создала проблемные образовательные ситуации, где детям было сложно сориентироваться в последовательности выполнения работы и тут «на помощь пришли» пооперационные карты.                        

Сл.15. Мы  привлекли  родителей в познавательный игровой процесс.

Сл.16. Мамы Насти С. и Полины Л. провели для детей мастер- класс по изготовлению  куколки – самоделки из ткани в национальном костюме к тематической неделе «День Народного единства.».  

Сл.17.Затем  дети  зарисовали  - пооперационную карту изготовления  куколки.

Затем мы организовали семейную мастерскую   для совместного творчества детей и родителей,  

Сл. 18, Одним из этапов семейной мастерской было домашнее  задание,  в ходе которого  родители изготовили конструкторы своими руками,

 Сл.19. а затем, на ставшем традиционным в группе «Часе игры», познакомили всех со своими  работами: «Киндер  - конструктор», «Веселые  «геометрики» (связанный), а также движущимися игрушками: «Колодец», «Лягушка»  и др.

Сл.20. 

Сл.21.Родители погрузились в мир творчества и были увлечены не меньше своих детей.

Сл. 22.Выводы.

Таким образом, использование пооперационных карт способствует  развитию умения планировать  свою деятельность, последовательно выполнять  действия, наблюдать, точно и аккуратно выполнять работу. Дети  самостоятельно  определяют тему поделки или постройки, учитывают  требования, которым она должна соответствовать, и определять способы ее создания. 

 Работа с использованием  пооперационных  карт предоставляет детям в полной мере возможность выбора (вида деятельности, материалов, способов действий, партнерств и т. п.) то есть в полной мере реализовать принцип индивидуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию кружка «Наш край»

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....