Sand-Art - песочные фантазии
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указывается, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания произведений изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам и младшим школьникам является рисование песком - "Sand-Art". Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка: это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики рук, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержка позитивного настроения и преодоление негативных эмоциональных состояний.
Для ребенка рисование песком - это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество.
Арт-терапевтическое влияние или лечение искусством выступает в качестве естественной формы коррекции психо-эмоциональных состояний детей. Во время выполнения арт-терапевтических упражнений активизируется подсознание, которое, интегрируясь с осознаваемыми процессами, позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир психики ребенка, увидеть то, что скрыто внутри. Невербальные методы, характерные для арт-терапевтических упражнений, позволяют ребенку выразить свои чувства, неосознаваемые внутренние конфликты с помощью экспрессии зрительных образов, тем самым, их проработать, минуя его сопротивление.
В педагогической работе с детьми песок может использоваться в рамках различных средств и методов. Основные виды песочных сред :
1. Игровая песочница - конструирование из песка Основная педагогическая задача деятельности в песочной среде - развитие фантазии, игровой и манипулятивной деятельности детей. Этот вид песочницы чаще всего используется с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Терапевтическая песочница - внешне представляет собой песочницу из дерева, как правило, размером 50*70*10. Данная песочница используется в рамках метода песочной терапии, основоположниками которого явились Карл Густав Юнг, Дора Калф, Маргарет Ловенфельд, предполагающего выстраивание ребенком на песке своих "миров" с использованием миниатюрных игрушек и предметов и "проживание" событий этого "мира" вместе с педагогом-психологом на основе использования им специальных психо-терапечвтических техник, что способствует решению различных проблем ребенка. Благодаря игровой особенности, данный метод получил название "Sand-play" (сэнд плэй) - дословно "песочная игра". Основная задача данного метода: выявление и коррекция, преодоление возникших у ребенка психологических проблем.
3. Дидактическая песочница - это песочная среда, которая используется для проведения с детьми фрагмента или целого занятия познавательного характера (НОД) Характер манипуляций с песком здесь может быть различен: и рисование, и расположение на песке карточек, игрушек, природных материалов, и другие виды манипулирования с песком (пересыпание, выдувание и пр.) Однако все действия в песочной среде в данном случае направлены на решение таких основных задач, как: познание окружающего мира или на развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) речи, обучение умениям и навыкам.
4. Графическая песочница - представляет собой специально созданную песочную среду для рисования песком (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). Рисование в графической песочнице осуществляется в технике "Sand-Art". Основная задача - развитие графических навыков, мелкой моторики рук, фантазии и творчества.
Необходимо отметить, что, не смотря на то, что каждый вид песочницы решает преимущественно свои задачи, не исключены их интеграции. Так, например, работая в терапевтической песочнице, можно решать и изобразительные задачи, выясняя у ребенка его представления об окружающем мире, мире отношений, отраженном в песке с использованием фигурок. Или же используя графическую песочницу можно получать терапевтические эффекты, например, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/28/12_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/28/2380.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/28/psihoterapijas-veidi-6.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-571168-1422253617.jpg)
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-345519-1457980619.jpg)
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»
План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-996002-1516028332.jpg)
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1087557-1543479788.jpg)
Развивающее занятие "Песочная фантазия" в рамках работы с техникой Sand-art
Открытое занятие для педагогвов в рамках проекта "Волшебный песок" - работы с помощью техники рисования песком Sand-art...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-1208813-1591571094.jpg)
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/17/picture-1269894-1600361817.jpg)
Рабочая программа по песочной терапии «Песочная фантазия»
Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.Игры на песке...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1168813-1634118973.jpg)
Статья для родителей на тему: «Роль метода Sand-Art - песочного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
Развивающий потенциал метода Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста как метод, имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочное рисование очень эфф...