Немного о флексагонах
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Лапина Юлия Александровна

Что такое флексагон, как его изготовить и как использовать в образовательном процессе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_o_fleksagonah.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Флексагоны– это многоугольники, сложенные из полосок бумаги прямоугольной или более сложной, изогнутой формы, которые обладают удивительным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

История возникновения флексагонов

Это произошло в конце 1939 года. Как-то раз Артур Х. Стоун, двадцатитрехлетний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенно интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв этот шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры. При этом Стоун обратил внимание на то что, когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность. Если бы обе стороны исходного шестиугольника были разного цвета, то после перегибания видимая поверхность изменила бы свою окраску. Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями. Поразмысли над ним ночь, Стоун наутро убедился в правильности своих чисто умозрительных заключений: оказалось, можно построить и более сложный шестиугольник с шестью поверхностями вместо трех. При этом Стоуну удалось найти настолько интересную конфигурацию, что он решил показать свои бумажные модели друзьям по университету. Вскоре «флексагоны» в изобилии стали появляться на столе во время завтраков и обедов, когда вся компания собиралась вместе. Для проникновения в тайны «флексологии» был организован «Флексагонный комитет». Кроме Стоуна, в него вошли аспирант- математик БрианТаккермен, аспирант- физик Ричард Фейнман и молодой преподаватель математики Джон У. Тьюки.

Значение флексагонов

Флексагоны имеют многоплановый развивающий характер. Они способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. При специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников. Эффект «фокуса» при работе с флексагонами вызывает стойкий интерес детей. Флексагоны можно использовать для закрепления цвета, как средство для закрепления порядкового, количественного счета. Для знакомства с геометрическими фигурами. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию. Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». С их помощью можно показать циферблат, сезонные явления, дни недели, месяцы. Их изготовление доступно детям при минимальной помощи взрослого. Ребенок не только находит скрытые поверхности флексагонов, но и моделирует флексагоны на готовой развертке. При этом игровые и поисковые задачи доминируют. А усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становится активным. Изготовление флексагонов не требует больших затрат: для изготовления нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм.

Общие рекомендации по изготовлению флексагонов

У детей на столах лежат развертки флексагонов, выполненные на ксероксе, с рисунками на лицевой стороне, линейки. Педагог предлагает детям рассмотреть готовый образец флексогона или . Спросить, что они видят на одной и другой стороне. Затем раскрывает флексагон, показывает скрытые стороны. Предлагает детям самим попробовать раскрыть образец. Показывает развертку флексагона. Объясняет, что у развертки есть лицевая и изнаночная сторона. Изнаночную сторону, дети с опорой на образец и по инструкции педагога, заполняют самостоятельно. Затем педагог на своей развертке показывает и объясняет, какие стороны следует наложить друг на друга, а чтобы линии сгиба получились четкими и ровными можно пользоваться линейкой (показать, как пользоваться). Повторить процесс сборки еще раз. Далее дети самостоятельно выполняют сборку флексагона, педагог помогает индивидуально. Сборку тетратетрафлексагона дети выполняют пошагово по инструкции педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магия флексагона

Кусочек бумаги, способный увлечь не только вашего ребенка, но и вас – это для некоторых не просто игрушка-головоломка, но настоящий первый шаг в мир математики. Яркие линии скрученной бумажки заворажи...

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы "Решение арифметических задач с помощью флексагона"

Цель:  воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, учить соблюдать определённые правила и последовательность действий.  Задачи: -учить детей решать задачи, находя ответ с помощью фле...

Развитие речи с использованием пособия "Флексагон"

Данный материал представляет собой небольшой опыт работы учителя-логопеда по коррекциии речевых нарушений и развитию речи с использованием многофункционального пособия "Флексагон"...

Выступление на РМО "Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов".

Ознакомление с историей открытия флексагонов . Применение различных видов моделирования для ФЭМП у дошкольников....