Развитие речи с использованием пособия "Флексагон"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Комаровская Светлана Анатольевна

Данный материал представляет собой небольшой опыт работы учителя-логопеда по коррекциии речевых нарушений и развитию речи с использованием многофункционального пособия "Флексагон"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В настоящее время в коррекционной работе существует множество дидактических игр и пособий по различным направлениям: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формированию лексико - грамматической стороны речи, развитие связной речи, по обучению грамоте и т. п.

Используя в своей работе различные дидактические пособия, случайно познакомилась с эффективным средством математического моделирования «Флексагон» и решила его попробовать в своей работе.

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит «скрытые» поверхности. Первый флексагон был изобретен в 1939 году 23-летним английским студентом Артуром Стоуном.

Флексагоны относятся к технологии пространственного моделирования на базе оригами. Эта группа технологий весьма привлекательна тем, что состоит в неограниченных комбинаторных возможностях обычного листа бумаги. Если считать, что идеальный интеллектуальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, то флексагон – именно такой конструктор.

 Осуществляя работу с дошкольниками с использованием флексагонов, важно учитывать положения А.В.Белошистой, Ж.Пиаже о специфике интеллектуального развития детей; исследования Л.С.Выготского, Л.В.Занкова о связи обучения и развития; утверждения С.Л.Рубинштейна о качестве процессов анализа, синтеза, генерации как о ядре общих интеллектуальных способностей; указания Л.А.Венгера о формировании внутреннего плана действий в ходе умственного развития детей 5-7 лет.

Исходя из своего опыта работы, мы сколлегой самостоятельно придумали и создали тригексафлексагоны по различным направлениям коррекционной работы. Были созданы флексагоны: на автоматизацию звуков С, З, Ц, Л, Р, Ш, Ж и т.п.; на согласование числительных с существительными по различным лексическим темам, на обогащение словаря по различным лексическим темам, на употребление предлогов, на использование относительных и притяжательных прилагательных, на использование падежных конструкций, флексагоны с мнемотаблицами по различным темам и т.п. Например: для организации словарной работы, необходимой для грамотного речевого развития, на все поверхности флексагона наносим изображения предметов по темам: посуда, мебель, одежда, транспорт, профессии, игрушки, семья, животные и т. п. Предлагаю задания на классификацию, обобщение и одновременно используем флексагоны для развития звуковой культуры речи. Каждое изображенное животное или предмет может ассоциироваться с определенным звуком или звукосочетанием. При этом дети могут сами проводить фонетические тренировки. Логопед разворачивает флексагон нужной стороной и предлагает детям произнести такой звук и найти такое же изображение на своих флексагонах. Данный вид работы развивает у ребят еще и общие учебные навыки.

Результат превзошел все мои ожидания: используя флексагоны, я смогла решить множество познавательных задач: смогла решать различные коррекционные задачи, используя минимум материала (бумагу, клей, ножницы), смогла иметь много наглядного материала, занимающего минимум места и максимально размещающегося на небольшой площади и способного заменить большое количество известных пособий, благодаря возможности детей моделировать флексагоны по готовой развертке, игровая и поисковая задачи в такой деятельности доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по развитию речи становятся мотивированными и активными, что соответствует принципам ФГОС ДО. Так же флексагоны помогли детям развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; умение вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником; развивать звуковую аналитико - синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Помимо коррекционных и развивающих  задач флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения, глазомера, креативного мышления. Можно сказать, что мы сами увлеклись созданием и использованием флексагонов в своей работе, так как эти процессы  повысили наши твореские способности и мы увидели как задания с использованием флексагонов нравятся детям.

Своим открытием я поделилась с родителями логопедической группу на родительском собрании. Попробовала их обучить самостоятельному созданию простейшего флексагона по показу. Объяснила, с какой целью можно применять эту «игрушку» в домашних условиях. Родители этим занятием увлеклись, что усилило мотивацию детей к использованию «Флексагона» в индивидуальной и подгрупповой НОД.

Таким образом, практически нашлось подтверждение тому, что применение «Флексагона» в логопедической работе повышает эффективость коррекционного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"

Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)

Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ....