Конспект занятия по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование» по теме: «Чем мы можем, тем поможем» с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Пакашова Нина Геннадьевна

Развивающее занятие с детьми старшего возраста по конструированию с использованием металлического конструктора , с использованием презентации и работы с интерактивной доской и использованием системно-деятельностного подхода - самостоятельное разрешение детьми проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chem_my_mozhem_tem_pomozhem.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

(Филиал)

Конспект занятия

по образовательной области: « Познавательное   развитие»

раздел «Конструирование»  по теме: «Чем мы можем, тем поможем»

с детьми 5-6 лет

                                                                  Автор –составитель:

                                                                                 Пакашова Н.Г., воспитатель.

2017г.

Тип занятия: развивающий

Тема занятия:  «Чем мы можем , тем поможем»

Цель:  способствовать развитию у детей познавательного интереса   к  конструкции стола в процессе  конструктивной  и игровой  деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять интерес детей к познанию    конструкции  стола (столешница, ножки)  и  их функциональном  назначении в игровой деятельности.
  • Закреплять у детей названия используемых   деталей металлического конструктора (панель и планки) ,  способ крепления  деталей  при помощи винтов и гаек,  умение строить объект по схеме  в процессе конструирования.            

Развивающие:

  • Развивать у детей положительную мотивацию к предстоящей деятельности, умение высказывать свои предположения, мнения , самостоятельно формулировать цель и  находить пути решения, делать выводы и оценивать свою работу.

Воспитательные:

  •     Воспитывать у детей эмпатию, желание помочь другим.

Интеграция образовательных областей  

  • Познавательное развитие (формирование первичных представлений    о себе, других людях, объектах окружающего мира  и конструирование).    
  •         Художественно-эстетическое развитие (музыка  (музыкально-ритмические движения)
  •     Социально-коммуникативное развитие  (развитие игровой деятельности детей; приобщение к общепринятым нормам и     правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
  •    Речевое развитие  (развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи).

     Виды  деятельности и методы руководства:

  1. Вводная часть

Виды детской  деятельности

Методы  руководства деятельностью

Реализуемые задачи

Организхационный момент

Совместная деятельность воспитателя

с детьми: коммуникативная  

 Словестный метод -

психологическая минутка «Солнышко»  под музыку

с привлечением тактильных анализаторов  (приветствие детей с использованием  мультимедийной презентации «Стол»)

Развивать у детей положительную мотивацию к предстоящей деятельности. Воспитывать  эмпатию друг к другу.

 Создание проблемной ситуации    

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

коммуникативная

игровая

Игровой метод -сюрпризный момент: проявление эмблемы .  

Словестный -

 прослушивание интерактивного звукового письма  с проблемной ситуацией:  «Что нужно сделать для того , чтобы фиксики смогли попить чай  у Дим Димыча на дне рожденья?»

 Воспитывать  у детей желание оказать помощь

Постановка цели детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми: коммуникативная

Словесный  метод -  подведение детей к цели – помочь фиксикам сконструировать  столики.

Развивать у детей  умение самостоятельно формулировать  цель .

  1. Основная часть

Совместная деятельность педагога с детьми:

коммуникативная

игровая

познавательно-исследовательская

 Игровой и словесный методы - развивающая игра «Из какого материала лучше  сконструировать стол?».

Развивать у детей умение высказывать  предположения  

о свойствах материалах для строительства столов и находить пути решения в процессе  выбор материала соответствующего условиям

Совместная деятельность воспитателя с детьми

коммуникативная

Наглядный и словесный методы - рассматривание мультимедийной

презентации «Стол» и  беседа об элементах  конструкции стола

 Расширять интерес детей к познанию     конструкции  стола (столешница, ножки)  и  их функциональном  назначении.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

коммуникативная

Наглядный и словесный –

рассматривание мультимедийной

презентации «Стол»  и  беседа «Как сконструировать  стол?»

Закреплять у детей названия используемых деталей металлического конструктора.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

музыкальная

Наглядный  -динамическая пауза «Мастера » с использованием мультимедийной презентации «Стол»

Развивать  у детей положительную мотивацию к предстоящей деятельности.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

коммуникативная

Словесный  - подготовительная  беседа  к предстоящей конструктивной деятельности.

 Воспитывать  у детей желание оказать помощь

 

Самостоятельная  деятельность детей

коммуникативная

игровая

конструктивная

Практический  - конструирование  из металлического конструктора столиков.

Игровой -   обыгрывание  конструкции..

Закреплять у детей способ крепления  деталей  при помощи винтов и гаек,  умение строить объект по схеме.

Воспитывать желание помочь другим.  

  1. Заключительная часть

Рефлексия

Совместная деятельность воспитателя с детьми

коммуникативная

двигательная

Словесный - беседа по разрешению проблемной ситуации : «Что нужно сделать для того , чтобы фиксики смогли попить чай  у Дим Димыча на дне рожденья?» ,  о  практическом применении  новых  полученных  умений и самооценка с выбором смайлика.

Закреплять   названия используемых  деталей металлического конструктора..

 Развивать умение самостоятельно формулировать выводы, оценивать свою работу.

Характеристика детей подгруппы.

Наблюдения за детьми показали, что они с большим удовольствием играют с макетом домика для маленьких игрушек, пытаются сконструировать недостающую мебель – стол и стулья, из подручных материалов , не выделяя части мебели. В ходе беседы было выявлено, что дети имеют поверхностные представления о  разных конструкциях столов. Все это послужило основанием для выбора темы и формы проведения занятия. В  занятии   участвовало 8 воспитанников старшей группы «Солнышко»:  5 мальчиков  и 3 девочки.  Дети, участвовавшие в занятии , имеют общее развитие соответствующее возрастной норме. Большинство детей имеет положительную мотивацию к познавательно-исследовательской  и конструктивной деятельности. У многих детей достаточно сформирована устная речь, умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ. Большинство детей сохраняют внимание на протяжении всего  занятия, но есть дети с неустойчивым вниманием и низкой работоспособностью, поэтому на занятии   необходимо использовать частую смену деятельности -  чередование двигательной , познавательной и конструктивной  , а также включение элементов неожиданности, использование интерактивной доски. Взаимоотношения между детьми  дружеские, с  педагогом доверительные и партнерские, это позволяет воспитанникам проявлять собственную познавательную  и  конструктивную   активность.

Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Место проведения: групповая комната

Количество детей: подгруппа 8 человек.

Демонстрационный материал:

Письмо с тайной картинкой эмблемы фиксиков, презентация «Стол».

Раздаточный материал:

Набор металлического конструктора ,  человечек-фиксик , стульчик из металлического конструктора   на     каждого ребёнка , эмблемы фиксиков.

Оборудование: интерактивная доска ,  ноутбук, колонки.

Репертуар: авторская песня , музыка Е.Попляновой,

                  Предварительная работа:

Конструирование из  различных видов  конструкторов разнообразной  мебели для маленьких игрушек  в свободной деятельности,   беседа о назначении и разновидностях мебели.

Конспект занятия

1.Вводная часть.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель : ребята , мы пришли посмотреть проснулось ли солнышко в  музыкальном зале?

Дети:  проснулось. ( дети  увидели картинку солнышка  на мультимедийной доске , мультимедийная презентация слайд 1)

Мотивация:

  • Психологическая минутка  «Солнышко». ( слайд 2)

                                                              (Воспитатель показывает   движения).                                                                                                            

Утром ранним кто-то странный                 показывает рукой на картину на доске

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось                                        показывает  на ладошке кружок

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:                                 руки на головой   изображают солнце           Будто руку, протянуло                                                            протягивают руку

Тонкий лучик заиграл                                      

По ладошкам побежал.                                              

Здравствуйте!   Здравствуйте!                                   воспитатель здоровается со

Здравствуйте!   Здравствуйте!                                  всеми детьми ладошкой                                                                                                                                                

Доброе утро, мои дорогие!

Я желаю вам хорошего настроения! 

Создание проблемной ситуации:

  • Сюрпризный момент.  Прослушивание интерактивного звукового  письма.

Дети замечают свернутый лист  бумаги на полу у доски и сообщают об этом воспитателю. Воспитатель разворачивает лист, обращает внимание детей, что здесь что-то нарисовано, но очень  плохо видно,  и предлагает возможный вариант –обвести и закрасить.  Проявляется рисунок.

Воспитатель:  вы знаете , что это за рисунок?

Дети: эмблема фиксиков.

Воспитатель: наверно это послание от них..( воспитатель берет письмо в руки).

(мультимедийная презентация слайд 3 –«звуковое» письмо)

«Здравствуйте ребята! Пишет вам  Симка .  

У Дим Димыча скоро день рожденья.

Он всех фиксиков  пригласил.

У него есть маленькие стульчики,

Но  нет маленьких столиков   для нас.

Куда  же торт он будет ставить?

Как мы чай-то будем пить?

Нолик у Дим Димыча  видел конструкторы  (слайд 4)

деревянный и металлический.

Из них можно изготовить маленькие столики.

Нолик  предложил  изготовить их  

из конструктора  деревянного,

а  я   – из  металлического.

Вот мы с Ноликом и поспорили,

Из какого же  конструктора  

лучше столики собрать.

Нас   ребята   рассудите

Столики  сделать помогите.

  •     Постановка цели детьми

Воспитатель: ребята , как вы думаете, сможем ли мы  помочь Нолику и Симке?

Дети: конечно

Воспитатель: а  как мы им  можем  помочь ?

Дети: необходимо  научить их конструировать  столики.

Воспитатель: а вы сами  умеете  конструировать  столики?

Дети: нет.

Воспитатель:  А  хотите научиться  их конструировать  ?

Дети: да.

Воспитатель: а где можно узнать как сконструировать стол?.

Дети: спросить у взрослых. Посмотреть  в книге. Посмотреть в компьютере.

Воспитатель: к кому бы вы сейчас обратились за помощью?

Дети:  к Нине Геннадьевне.

(Воспитатель садится и дети тоже).

2. Основная часть.

  • Развивающая игра «Из какого материала лучше  сконструировать стол?».( работа с интерактивной доской).

Воспитатель: ребята, как вы думаете,  из какого материала  изготовляют  столы?

Дети: из дерева, из  пластика, из металла..

Воспитатель: А из какого материала нам предлагают сконструировать столы фиксики?

Дети:  Нолик  из деревянного конструктора , а Симка из   металлического..

Воспитатель:  чтобы правильно выбрать материал из которого будем конструировать столики  необходимо сначала вспомнить, а какие  свойства

должны  быть у материала из  которого изготовлен стол  ,  чтобы на него можно

было ставить посуду и сидеть за ним ?

Дети: он должен быть прочным , не ломаться.

Воспитатель: да, стол должен быть изготовлен из прочного материала. Как это можно обозначить на схеме?

Дети: камень

Воспитатель: Да.

Воспитатель : стол состоит из разных деталей, как они должны соединяться чтобы поставив на стол посуду и сев за него  , стол  не упал?

Дети:  все детали должны прочно  крепиться друг к другу  с помощью винтов.

Воспитатель: как это можно обозначить на схеме?

Дети: нарисовать винтик, болтик.

Воспитатель: выясним  , какой из конструкторов больше соответствует нашим условиям? (Выдвигает перед детьми  столик с деталями из деревянного и металлического конструктора). Предлагаю взять детали деревянного

конструктора  и металлического и проверить прочные ли они..(дети берут и проверяют). Воспитатель приглашает одного ребенка   нарисовать камень под изображениями  деревянного  и металлического  конструктора..

Воспитатель: У какого конструктора все детали  прочно крепятся друг к другу?  

Дети: у металлического (Воспитатель приглашает одного ребенка нарисовать  винтик  у  металлического конструктора)

Воспитатель: какой из конструкторов соответствует нашим условиям?

Дети: металлический.

Воспитатель: Из какого конструктора мы будем конструировать столики?

Дети : их металлического.

  •       Беседа об элементах конструкции  стола  ( рассматривание презентации, слайд 6).  

Воспитатель: посмотрите на  стол, что вам   о нем не известно?

Дети: из чего он состоит ( из каких деталей  или частей  он состоит?)

Воспитатель: как вы думаете , что это за деталь  у стола? (показывает на столешницу)

Дети: то на что ставят посуду.

Воспитатель:  да  эта деталь называется столешница.  Что еще есть у стола? (показывает   ножки)

Дети: это ножки.

Воспитатель: А для чего они нужны?

Дети: стол на них стоит, чтобы было удобно.

Воспитатель: А одинаковые ли они по длине?

Дети: да.

Воспитатель; а для чего они должны быть одинаковыми?

Дети: чтобы стол не падал, был устойчивым.

  •      Беседа « Как сконструировать  стол?» .(работа со схемой , слайд 7)

Воспитатель: Посмотрите на доске схема стола и детали металлического конструктора из которых Симка предлагает сконструировать стол.  Из какой  детали  можно сконструировать столешницу у  стола  ?

Дети : из панели.

Воспитатель: из какой детали можно сконструировать   ножки  стола?

Дети:  из короткой планки.

Воспитатель: сколько необходимо таких деталей?

Дети: четыре..

Воспитатель: с чего мы начнем конструирование стола?

Дети:  планки  поочереди соединяем с панелью – это столешница и ножки стола..

Воспитатель:  чтобы вам стать настоящими мастерами  нужно потренировать  руки .

  •       Динамическая пауза «Мастера». (сочетаем движения с текстом)

( дети встают и  выполняют движения по тексту слайд 8)

Мастерим, мы мастерим

Сделать мебель мы хотим.

Мы работники такие,

Мастера мы золотые.

Крутим, вертим целый день

Делать мебель  нам не лень.

Мы работники такие,

Мастера мы золотые

  •     Подготовительная беседа  к самостоятельной  деятельности  детей.

Воспитатель:  ребята, как вы думаете, теперь вы сможете ли  помочь Симке и Нолику?

Дети: конечно

Воспитатель: а как?

Дети: научим их строить столы.

Воспитатель: А  чтобы научить фиксиков конструировать столы , нам необходимо отправиться к ним в мастерскую.

Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова

Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

Вокруг себя ты повернись

И  в мастерской у фиксиков   окажись!

Дети усаживаются за столы , где  расположены наборы металлического конструктора.

Воспитатель: каждый из вас попробует научить своего фиксика  конструировать столик, в этом вам поможет схема стола и детали необходимые для конструирования .  (слайд 9)

  •  Самостоятельная конструктивная   деятельность детей  по  сборке стола по схеме.

(Воспитатель  оказывает необходимую помощь детям, подключает детей оказывать помощь друг другу.)

3. Заключительная часть.

  • Рефлексия.  
  • Воспитатель:  ваши  столики  готовы. Какие детали помогли вам  сконструировать столешницу ?
  • Дети: панель
  • Воспитатель: А ножки у стола ?

Дети:    короткие  планки.

Воспитатель: А почему вы строили из металлического  конструктора?

Дети: потому что детали прочные и хорошо крепятся друг к другу

Воспитатель: А зачем вы конструировали столы?

Дети: чтобы научить фиксиков их конструировать и им было куда поставить торт и за чем сидеть на дне рожденья у Дим Димыча.

Воспитатель:   а где  вы  узнали  как сконструировать стол?

Дети: спросили у взрослых , у вас.

Воспитатель: Вы молодцы, научили фиксиков конструировать столы. Научились сами.  А теперь возвращаемся домой.

Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

Вокруг себя ты повернись

И в садике окажись!

Вот мы и дома.

  • Воспитатель: Что вы расскажите друзьям о том, где вы сегодня побывали и зачем вы там были? Для чего вам  необходимо умение  конструировать  столы?  В благодарность за вашу работу фиксики прислали вам  подарки, но подарок вы будите выбирать сами:

      - если у вас на занятии все получилось -  выбираете  эмблему фиксиков.

      -  если, что-то  не получилось  -  выбираете ладошку.

Скажем друг другу «Спасибо за работу». А я попрошу вас , ребята,   научить

своих друзей  конструировать столики   для маленьких игрушек.

Литература:

  1. Образовательная  программа дошкольного образования Муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» под  редакцией  Л. А. Парамоновой
  2. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М. Изд.дом «Карапуз». 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

3.  Развивающие занятия с детьми 5-6 лет./Под  ред. Л. А. Парамоновой. М.:ОЛМА Медиа Групп,2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование» по теме: «В сказочном городе» с детьми 4-5 лет

Развивающе занятие с детьми среднего возраста по конструированию из деталей деревянного конструктора с использованием презентации на интерактивной доске и использованием системно-деятельностного подхо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: Образовательная область: "Познавательное развитие" раздел экологии на тему: "Поможем бобрёнку очистить его речку"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"

План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"...

Конспект занятия по образовательной области: «Познавательное развитие с элементами экспериментирования» Тема: «Чудесная водичка».

Познакомить со свойствами воды (прозрачная),показать, как прозрачная вода становится цветной, закрепить знания основных цветов....

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел конструирование

ПланТематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел...

Методическая разработка по теме: Дистанционное занятие по образовательной области: « Познавательное развитие» раздел «Конструирование из бумаги » по теме: «КОРАБЛИК ДЛЯ ДРУЖКА» с детьми 4-5 лет

В данной методической разработке рассмотрена форма организации и подачи материала по формированию интереса, любознательности и положительного отношения  к искусству оригами у детей 4-5 лет посред...

Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)

Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животны...