Консультация "LEGO в математике"
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Брюхачева Лиана Николаевна

Консультация для проведения семинара-практикума по ФЭМП и конструированию .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakt_vospit_lego_v_matematike.docx449.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация   «LEGO - в математике»

LEGO — один из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование.

В разных странах мира его используют для изучения широкого спектра школьных предметов: от математики и родного языка до физики и робототехники. Игровые наборы одновременно выполняют несколько задач: усиливают мотивацию к учебе, повышают техническую грамотность, обеспечивают реализацию планирующей функции любой деятельности.

При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера, которые, кроме основных задач, способствуют в том числе и развитию мелкой моторики, концентрации внимания и памяти.

Наборы серии LEGO , кроме традиционных кирпичиков и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это дает детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железную дорогу, пожарную часть, зоопарк. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты как сказочные, так и вполне жизненные.

Остановимся на том, какие образовательные задачи по ФЭМП мы можем решать в процессе организации разных видов деятельности детей 3—5 лет с наборами LEGO:

  • формировать сенсорные эталоны;
  • элементарные математические представления (количество и счет, соотношение целого и части, числа и цифры, соответствие размеров, геометрические тела и плоские фигуры, временные последовательности);
  • первичные представления об окружающем мире, взаимосвязях и взаимозависимостях предметов и явлений;
  • помогать в освоении соотношения трехмерных конструкций с их графическим изображением;

В старшем дошкольном возрасте приоритет отдается конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам. Результаты практического освоения программы в экспериментальных детских садах показали, что создание конструкции по схеме, рисунку или чертежу не менее интересно детям, чем работа по замыслу, и часто ставит ребенка в ситуацию поиска при воссоздании конструкции.

Обучать основам математики можно чуть ли ни с годовалого возраста, выбрав в качестве «тренажера» любимые игрушки малыша. А уж у 4-5леток в арсенале обязательно найдется  конструктор Лего или его аналоги.  Детали конструктора станут и счетными палочками, и наглядным пособием, и подсказками.

 Лего-математика для дошкольников.  Чему можно научить с помощью деталей Лего? Ориентация в пространстве: понятия слева-справа, вверху, внизу  Можно использовать любые детали от Лего, но обязательно отличные по цвету. Чем младше ребенок, тем более сказочным и интересным должно быть задание (не кубики, а домики для гномов, стульчики для уставших фей и т.д.). Слева-справа  Задание: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный. Возможные вариации заданий: — расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а черный справа; — желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого; — справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный. Вверху-внизу  Задание: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.  Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».  Понятия перед-за (предыдущий-последующий), соседи.  По такому же принципу знакомим с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа). Объяснение: В ряд расположились три кубика – красный, желтый, черный (слева направо).  Красный стоит перед желтым, а черный – после. Чем больше «дорожка» из разноцветных деталей, тем больше вопросов можно задать.  Задание: Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед черным?  После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с «предыдущий» (перед),«последующий» (за), «соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).  Задание: Какой цвет у предыдущего кубика  желтому (красный)? А у последующего (черный)? Назови цвет соседей желтого кубика (красный-черный). Понятия «больше», «меньше», «равно»

1. Поставить в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Посчитать с ребенком количество кубиков. Где больше кубиков? На сколько? Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта: — добавить к меньшему ряду еще один кубик; — забрать из большего ряда один кубик.   Теперь первый ряд и второй равны по количеству кубиков.

2. Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше), что меньше (ниже). Превратить в ряды. Уравнять количество кубиков в рядах.

 3. Можно сравнивать и детали, которые состоят из разного количества шипов.

4. Позже можно познакомить ребенка со знаками «<» «>» «=» (в виде сказки о голодном цыпленке, который всегда широко открывал клюв — >, когда видел чего-то много, а когда еды было мало, он клюв закрывал — <. И смотрел этот цыпленок только влево). Задание: перед тобой 2 группы кубиков. Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Какой знак надо поставить? Аналогично и с другими заданиями на неравенства.

5.Состав числа. С деталями Лего очень легко и просто объяснить состав числа и все возможные вариации.  Задание: сделай ряд из 5 кубиков (произвольное число до 10).   Можно в виде игры: На поляне летало 5 пчел. Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает). Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают). И так далее. Вывод: 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

6.Сложение и вычитание Все в виде игры, как и в предыдущих случаях. Очень легко и просто объяснить. К имеющемуся количеству деталек Лего прибавляем еще. Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т.д. Знакомим со знаком «+». Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т.д. На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом». Задание: Лего-человечек решил построить дом. Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх). Первый ряд – 3 кирпичика. Второй ряд – на 1 кирпичик больше. Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем. По игре можно задать много вопросов: — сколько в каждом ряду? — сколько всего ушло кирпичей? — как сделать равными ряды? — какой ряд самый длинный? — самый короткий?

Игра — самый верный и легкий способ научить чему-то своего ребенка без всяких репетиторов и развивающих центров. Нужно лишь немного времени и желания.

E:\DSC_0324.jpg

                                                                     E:\DSC_0323.jpg