Главные вкладки

    Конспект комплексной нод в группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) «Белоствольная красавица»
    методическая разработка по конструированию, ручному труду

    Флигерт Татьяна Викторовна

    Конспект комплексной  нод в группе компенсирующей направленности (коррекция зрения)

    «Белоствольная красавица»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект комплексной  нод в группе компенсирующей направленности (коррекция зрения)

    «Белоствольная красавица»

    Цель. Сохранить и передать детям культурное наследие предков.
     Расширять представления детей  о самом почитаемом дереве символе  России - березе;

    Продолжать развивать речевую и познавательную активность, быстроту мышления, активизировать и обогащать словарь.
    Создать условия для ознакомления детей с обычаями и обрядами,   связанными с березой;
    Способствовать приобщению детей  к русской народной культуре,  любви к Родине,  развитию духовности.

    Вызвать эмоциональный отклик на нетрадиционное художественное творчество и удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.

    Организационный момент:

     Дети входят здороваются с гостями.

     

    Воспитатель:

    В гости к нам сейчас должен прийти …

     На экране появляется Дед Мороз.

    Всем, кто видит меня и кто слышит,

    Шлю я свой новогодний привет.

    Вся природа зимою уж дышит,

    И прекраснее праздника нет!

    Я весь год вам готовил подарки,

    Чтоб потом не забыть никого.

    Как гирлянды засветятся ярко

    В руки вам из мешка моего

    Полетят вдруг подарки на счастье.

    Будут радость, веселье дарить.

    Но пока есть минута в запасе,

    Вас хотел бы, ребята спросить:

    Может кто-то сейчас мне расскажет,

    Сколько лет прихожу к вам домой?

    Кто-то знает и кто-то подскажет:

    А всегда Новый год был зимой?


    Я сегодня не смогу прийти к вам в гости, но я отправляю к вам посылку, в ней будет  то, что поможет вам самостоятельно добыть узнать о том когда раньше встречали Новый год и вокруг чего водили Новогодний хоровод. Об этом красивом, удивительном дереве под названием… (кашляет, разговор прерывается).

    Воспитатель: - Ой-ой, связь прервалась.

    - Ребята, вы поняли, о каком растении говорил Д.М.?

    Раздается стук в дверь, входит посыльный, отдает сундук.

    Воспитатель: - Очень жаль, что  Д.М.  заболел.   (Посыльный соглашается).

     - На крышке сундука какая-то загадка, наверно, нам нужно отгадать её:

    - Эта модница лесная

    Часто свой наряд меняет:

    В шубке белою зимой,

    Вся в сережках весной,

    Сарафан зеленый летом,

    В день осенний в плащ одета.

    Если ветер налетит,

    Золотистый плащ шуршит.

    Беседа о русской берёзе

       

    Воспитатель: - Значит, сегодня мы будем говорить о березе,

    Опять о них кудрявых и белесых,

    А что тут делать, если на Руси

    У всех дорог встречаются березы

    Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

    Я думаю, мы узнаем много нового и интересного. Но сначала давайте вспомним, что вы уже знаете о березе.

    Игра «Волшебный прутик». 

    Воспитатель:

    У меня волшебный прутик. Вы его будете передавать друг другу и каждый расскажет, что знает  о березе .

    (Дети по кругу передают друг другу «прутик», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

    Берёза – символ России.
    У Берёза – белый ,стройный ствол.
    У берёзы тонкие и гибкие ветви.
    В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
    Берёза может лечить людей.
    Берёза даёт берёзовый сок.
    О берёзе пишут стихи и песни, картины.

    В посылке предметы

    Как вы думаете что объединяет эти предметы?

     Что у них общего?

     Какое отношение береза имеет ко всем этим предметам?

     Всё, что вы видите на столе – из этого дерева (возьмите все по 1-му предмету): 

    Игра « Подбери словечко»

     полено -  какое? Березовое

      метла - Из  чего березовых веток? Она какая? Березовая

     веник -какой ?Березовый.

      лапти какие ? А они из чего? Их плетут из березовой коры (бересты)березовые

    Березовый – лист, ствол, сок, венок.

    Березовая- крона, листва, роща, ветка.

     

    Воспитатель:

    Берёзка одинаково хороша  в любое время года: в зелёной накидке весны, в  лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом  уборе зимы. Давайте и мы полюбуемся русской красавицей…

    Рассказ о русской берёзе сопровождается показом презентации «Люблю берёзку русскую».

     На мониторе компьютера демонстрируется видеофильм о березах. Звучит песня«Отчего так в России березы шумят? » в исполнении группы «Любэ».

    (Показ презентации про берёзу) -

    Юля

     Белоствольная берёза – 
    Символ Родины моей.
    Нету деревца другого
    Сердцу русскому милей.
    Изумрудная весною,
    А зимою – в серебре,
    Машет веткой золотою
    Всем детишкам в сентябре.
    Вся в серёжках. Не боится
    Вьюги и мороза.
    Белоствольная царица -
    Русская береза 

    Игра: «Объясни словечко»
    Воспитатель:

    - Береза  очень необычное дерево.

    А чем оно необычно? (белый ствол (береста)с чёрными пятнами 

    -Как вы понимаете выражение «белоствольная береза, белоствольная царица»? (белый ствол); 

    - Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной.

     - Почему,  говорят «кудрявая березка»? (её крона очень пышная; а ветви похожи на косы русской девицы).  
    - А кто из вас знает что такое береста?

    Береста – это защитный покров дерева. В бересте есть своеобразные отдушины –  чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением.  

       Без этих «горошинок» берёзовое «платье» не было бы таким нарядным.

        

    Воспитатель:

    Сколько песен о ней сложено! Сколько стихов написано! И всё кажется мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

     Давайте мы с вами подберем красивые слова  к слову «береза» . 

    Но сначала чтобы глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз

     Игра «Ветерок»

    Ветер, ветер зашумел листик с дерева слетел

    Лист березовый найдем и к березке отнесем.
     

    Как же это сделать, ведь кругом столько иного листвы?

    Кажется я догадалась.

    Наши далекие предки считали берёзу священным деревом – символом жизни, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Её называли деревом счастья,  сердечным деревом. Ведь даже листья у неё сердцевидной формы.( показ листочков)

    Игра «Листочки». 

    (Ребенок прикрепляет на макет березки листочек, при этом называет эпитет к слову береза: белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая…)

    -Молодцы, много красивых слов  знаете о березе.

    (Садятся на стулья)

    Воспитатель:

    - Если спросить русского человека, какое дерево он считает самым красивым, наверняка он ответит, что это береза.

    Берёза -  считается символом  и гордость русского народа, символ России. На Руси  с большим почтением относились к березе и даже  считали, что Береза- богиня всех богатств  на земле. Не зря ее называли – Берегиня.

    В народе стройную, кудрявую, белоствольную берёзу,  всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой.

    Послушайте,   как рассказал о берёзке поэт:

    Вероника

                             Словно девица русская, приумолкнув,  стоит,

                             Над речушкой берёзка листвой шелестит.

                             Только ветер играет в косах длинных листвы,

                             Только звёзды мигают ночью ей с высоты.

                             Рано утром встаёт она солнце встречать,

                             Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

                             И, наверно, на свете нет берёзы родней,

                             Ведь берёзка – частица России моей.

     

    С кем сравнивает поэт красавицей русских лесов берёзу?  

    Хоть и сравнивают берёзу с хрупкой девушкой, она не боится ни порывистых ветров, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.

    Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью?

    Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча Осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею , способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза.

    Воспитатель:

     - Береза красива в любое время года.
    Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил березу?

    Катя П

    Стало вдруг светлее вдвое  
    Двор как в солнечных лучах
    Это платье золотое
    У березы на плечах.
    Дети: - Осенью (
    Воспитатель:

     - Как вы думаете какое это время года?

    Что за золотое платье у березы на плечах? 
    Дети: - Крона дерева с желтыми листьями.
     Катя Черепанова:

    - Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром
    .
    Дети: - Зимой. 
     
    Воспитатель:

    - Почему автор сравнивает снег с серебром? 
    Дети: - Снег также блестит, переливается на солнце.
    Воспитатель:

    Соня

     - Русская красавица  

    Стоит на поляне.
    В зеленой кофточке.
    В белом сарафане.
    Дети: - Летом 
     
     Воспитатель:

    Что автор называет зеленой кофточкой?
    Дети: - Крону дерева с зелеными листьями. 
    Воспитатель:

     - Разве у березы есть белый сарафан? 
    Дети: - Ствол березы сравнивается с белым сарафаном.

    Под музыку входит Береза: 

     Березка: 

    Я - деревце российское, я деревце –краса!

    Собою украшаю я зеленые леса.

    В лесу далеко виден мой белый нежный стан.

    С зеленою каймою мой летний сарафан.

    И символом российским недаром я зовусь.

    Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.

    Проще не найти вопроса ,как зовут меня ?

    Дети: Береза!

    С давних пор я всегда рядом с людьми.

    В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает

    Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жгли обрядовые костры. Костры приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах сжигали все старые вещи, через них прыгали - кто через костёр прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год!   Песнями и плясками встречали на Руси новый год.
     

     С 15-ого века Новый год на Руси стали отмечать в начале осени, когда собирали урожай. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед.  
    В полночь раздавался пушечный выстрел, начинали торжественно звонить колокола, люди поздравляли друг друга, троекратно целовались и желали друг другу всяческих благ в Новом году. В честь праздника принято было украшать берёзку  пряниками, конфетами, цветными лентами. Затем  вокруг березки водили хороводы и играли в игры  .
    Так вот о чем нам хотел поведать Дед Мороз. 

    Мы с вами родились в России

    В стране, где жара и мороз

    Где небо то хмуро, то сине

    В стране белоствольных берез

    Без березы не мыслю Россию

    Так светла по- славянски она

    Что быть может в столетья иные

    От березы вся Русь рождена.»

    С тех пор прошло очень много лет. Дед Мороз и елка стали главными героями Новогоднего  праздника.   А люди с  давних времён все также продолжают воспевать красоту  русской березы.

        Художники изображают ее с помощью красок на бумаге или холсте,  поэты сочиняют  стихи и песни, водят хороводы, придумывают пословицы.

    Предлагаю вам провести игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету)
    Дети  по одному подходят в березке, повязывают ленточку
    Пословицы:
    Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
    Кто с берёзы кору снимает, тот  её убивает.
    И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
    Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
    Береза ума дает (о розгах)
    Не бывать ветке толще ствола.
    Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.


    Молодцы! Посмотрите, мы все собрались около березки!  

     Потихоньку подошли , в хоровод мы встали

    И к березке подойдем в белом сарафане

    Разойдемся в круг большой и покружимся с тобой

    Дует ветер на тебя и садятся птицы,

    а на ветках у тебя иней серебрится

    На дворе сейчас зима – холодно, морозно,

    шубу снежную надень белая береза.


      Воспитатель:

    Ты до того, берёзонька, красива

       И в полдень жаркий, и в часы росы,

       Что без тебя немыслима Россия,

       И я немыслим без твоей красы

    - Милая русская берёзка, мы с  ребята и родителями оформили альбом про тебя  с рисунками, загадками, стихами, песнями и фотографиями поделок   и принесли его тебе в подарок. ( Вручают Берёзке альбом)

    Березка: Какая красота. 

    Пальчиковая гимнастика

     Работы предлагаю выполнять разными художественными материалами.  

    Дети подходят к столам.
    На трех столах разложены художественные материалы: цветные камушки, пайетки, губка ,фетр и пластилин.

    - Предложить авторам рисунков описать свою березку и рассказать, каким способом изобразили дерево.
    Дети: - Свою белоснежную березку с гибкими веточками я нарисовала пластилином.
    - Моя белоствольная березка одета в  золотое платье. Я не вырезал ножницами крону березы, а обрывал пальчиками губку .
    -  .Я  выложила иней из цветных камушек.

    Подведение итога.
    Воспитатель: - Ребята, вы очень постарались. Ваши березки получились красивые, все разные.  Я предлагаю их подарить на память нашей госте..


    Уж вы милые ребятушки мои, 
    Уж вы верные  друзья и подруженьки! 
    Ой, спасибо за слова  подаренные, 
    нежные, красивые. За  дорогие подарки.

    На экране появляется Дед Мороз.

    Вот и закончили вы

    Свой интереснейший рассказ.

    От вас узнали нынче мы

    Так много нового для нас.

    Спасибо скажем все мы вам ,

    Что послушали не зря.

    Осталось встретить праздник вам,

    А мне – поздравить вас

    с наступающим Новым годом!

    Воспитатель:

    Предки хранили веками

    Обычаи нашей страны.

    И мы, принимая их знамя,

    Беречь их обряды должны.
    Великим народ стать не сможет,
    Не помня, не зная корней.
    А нам память предков поможет

    Гордиться Россией-  Отчизной своей.

    Береза:

    Россия! Русские берёзки!

    Слова-то какие звонкие и чистые!

    Как родниковая вода!

    Нежные, как руки матери!

     Дорогие, как мама!

    Где бы ни росла берёзка, всюду мы  приносим людям радость и свет.

    Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

    Береза дарит свои подарки детям.
    Береза:

    Я хочу подарить на память куклу Берестушку .

    Берестушка это оберег который делала и дарила ребенку на бабушка, поэтому таких кукол еще называют "бабушкина кукла".  Пусть она хранит вас всегда от разных бед.

     

    Воспитатель:

    «Мы с вами родились в России

    В стране, где жара и мороз

    Где небо то хмуро, то сине

    В стране белоствольных берез

    Без березы не мыслю Россию

    Так светла по- славянски она

    Что быть может в столетья иные

    От березы вся Русь рождена.»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) в соответствии с ФГОС»

    Принципы построения, требования к предметно развивающей среде в соответствии с ФГОС....

    Конспект интегрированной нод в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) «Маша и каша».

    Конспект интегрированной нод с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) «Маша и каша»....

    Творческий отчет на конкурс "Птицы на кормушках" подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (коррекция зрения) 2017 год

    Цель этой акции – привлечь внимание детей и взрослых к проблемам зимующих птиц  для сохранения их численности и поддержания видового разнообразия....

    Картотека опытов в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения)

    В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

    Конспект интегрированного нод в подготовительной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) " В гости к весне"

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая реб...