Проект «Чудеса из бумаги»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дудицкая Анна Владимировна

Проект «Чудеса из бумаги»

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… ,чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сухомлинский В. А.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители детей.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности. Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Цель проекта:

- Формирование знаний о происхождении бумаги;

 - Понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней;

 - Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации;

Задачи проекта:

- Формировать у детей 6 – 7 лет элементарные представления о бумаге;

 - Расширять знания о значении бумаги в жизни человека

- Развивать творческие способности дошкольников;

- Активизировать и обогащать словарь детей;

 - Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации;

 - Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.

 - Обучать техническим навыкам (обрывание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.

Предполагаемый результат:

Дети должны:

 - получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;

- различать виды бумаги;

- овладеть техническими навыками работы с бумагой;

 - развитие мелкой моторики рук;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Составление перспективного плана работы по реализации проекта. Разработка критериев оценивания умений и навыков детей

 Основной этап

Планирование работы. Формирование тем для занятий. Проведение занятий.

Заключительный этап

 Выставки детских работ.

 

Формы  занятий:

Занятия;

Эксперименты.

Средства занятий:

Художественное слово;

Динамические паузы,

Физкультминутки;

Дидактические игры.

Консультация для родителей «Бумагопластика»

«Бумагопластика и моделирование из бумаги»

План реализации проекта:

День 1.

1. Тематическая беседа "Откуда пришла бумага"

2. Стихи и загадки о бумаге                                                                                          3. Д/игра “Что лишнее ”                                                                                                 4. Свойство бумаги(скручивание)          

 Выполнение работы в технике квиллинг «Зайчик»,»Жирафик»

информационный материал в родительский уголок:

"Значение развития мелкой моторики"

День 2.

1. Тематическая беседа "Как делают бумагу. "

2. Д. игра "Что бывает из бумаги"

3. Чтение Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

4. Опыт "Разрывание бумаги".

5. Проведение занятия по оригами "Зайчик"

информационный материал в родительский уголок:

 "Деятельное познание мира средствами оригами".

День 3

1. Тематическая беседа " Свойства бумаги. "

2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает»

3. Опыт «Сминание бумаги»

4. Изготовление поделки из гофробумаги . «Дерево».

Совместное изготовление альбома "Такая разная бумага".

День 4.

1. Чтение стихотворения Михалков С. М. "Лист бумаги".

2. Опыт с водой и бумагой

3. Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

4. Творческая деятельность (аппликация) "В лесу".

информационный материал в родительский уголок:

"Аппликация. Хорошо или плохо?"

День 5

1. Беседа на тему "Что мы знаем о бумаге(подведение итогов)

2. Подвижная игра с бумагой "Мумия"

3. Обсуждение выставки "Чудеса из бумаги"

Выставка детских работ.

Подведение итогов

Результат:

Дети:

- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;

- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;

- применение знаний в практической деятельности;

- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.

Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:

-повышение систематизации качества работы с детьми по развитию творческих и познавательно-практических способностей;

- внедрение метода сбережения в учебно-воспитательный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_iz_bumag.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

                    Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

                                                                                    города Москвы «Школа № 121»

                        Проект «Чудеса из бумаги»

                           Вид проекта: познавательно-творческий

                           Участники: дети, воспитатель, родители.

                           Возраст детей: 6-7лет.

                           Сроки реализации: краткосрочный проект.

                           Воспитатель Дудицкая Анна Владимировна

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… ,чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сухомлинский В. А.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители детей.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности. Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Цель проекта:

- Формирование знаний о происхождении бумаги;

 - Понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней;

 - Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации;

Задачи проекта:

- Формировать у детей 6 – 7 лет элементарные представления о бумаге;

 - Расширять знания о значении бумаги в жизни человека

- Развивать творческие способности дошкольников;

- Активизировать и обогащать словарь детей;

 - Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации;

 - Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.

 - Обучать техническим навыкам (обрывание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.

Предполагаемый результат:

Дети должны:

 - получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;

- различать виды бумаги;

- овладеть техническими навыками работы с бумагой;

 - развитие мелкой моторики рук;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Составление перспективного плана работы по реализации проекта. Разработка критериев оценивания умений и навыков детей

 Основной этап

Планирование работы. Формирование тем для занятий. Проведение занятий.

Заключительный этап

 Выставки детских работ.

Формы  занятий: 

Занятия;

Эксперименты.

Средства занятий:

Художественное слово;

Динамические паузы,

Физкультминутки;

Дидактические игры.

Консультация для родителей «Бумагопластика»

«Бумагопластика и моделирование из бумаги»

План реализации проекта:

День 1.

1. Тематическая беседа "Откуда пришла бумага"

2. Стихи и загадки о бумаге                                                                                          3. Д/игра “Что лишнее ”                                                                                                 4. Свойство бумаги(скручивание)          

 Выполнение работы в технике квиллинг «Зайчик»,»Жирафик» 

информационный материал в родительский уголок:

"Значение развития мелкой моторики"

День 2.

1. Тематическая беседа "Как делают бумагу. "

2. Д. игра "Что бывает из бумаги"

3. Чтение Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

4. Опыт "Разрывание бумаги".

5. Проведение занятия по оригами "Зайчик"

информационный материал в родительский уголок:

 "Деятельное познание мира средствами оригами".

День 3

1. Тематическая беседа " Свойства бумаги. "

2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает»

3. Опыт «Сминание бумаги» 

4. Изготовление поделки из гофробумаги . «Дерево». 

Совместное изготовление альбома "Такая разная бумага".

День 4.

1. Чтение стихотворения Михалков С. М. "Лист бумаги".

2. Опыт с водой и бумагой

3. Дыхательная гимнастика

Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют. 

4. Творческая деятельность (аппликация) "В лесу".

информационный материал в родительский уголок:

"Аппликация. Хорошо или плохо?"

День 5

1. Беседа на тему "Что мы знаем о бумаге(подведение итогов)

2. Подвижная игра с бумагой "Мумия"

3. Обсуждение выставки "Чудеса из бумаги"

Выставка детских работ.

Подведение итогов

Результат:

Дети:

- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;

- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;

- применение знаний в практической деятельности;

- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.

Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:

-повышение систематизации качества работы с детьми по развитию творческих и познавательно-практических способностей;

- внедрение метода сбережения в учебно-воспитательный процесс.

Консультация для родителей "Бумажные фантазии (бумагопластика)"

«Ум ребенка находиться на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

 Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное счастливым!

   Счастье многократно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Учить этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление, а если занятие – увлекательное путешествие в бумажную страну, то восторженные глаза ребенка будут великой наградой взрослому.

   Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Как из всего этого сделать красивую работу, чтоб она приносила чувство удовольствия, гордости за свой труд?

Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.

Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».

Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей):

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика-  это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация – сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

5. Папье-маше(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге).

8. Киригами(с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг(«птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг(«радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура- это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Консультация для родителей

«Значение мелкой моторики в развитии  речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока...»,

- «Ладушки-ладушки...»,

- «Идет коза рогатая...»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

- «Этот пальчик дедушка...» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Машина».

Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

Гудит машина.

Тук-тук-тук - хлопки руками

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем - топать ногами

Он так быстро говорит.

Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

Та-та-та - вперед спешат

Стихотворение «Зайка».

Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

Маленький зайка - садятся на корточки

Длинные ушки - ладошки к голове

Быстрые ножки - бег на месте

Деток боишься - обхватить себя руками,

Зайка-трусишка - изображая страх.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

- конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.  Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Консультация для родителей:

«Деятельное познание мира средствами оригами».

Искусство оригами возникло в Японии примерно в IХ веке нашей эры.

В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и«тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить её и попросить покровительства.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь«ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Аристократы соревновались в умении складывать в форме бабочки, журавля или цветка важные послания и дружеские записки.

Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых семьях. Именно тогда было изобретено множество моделей, ставших в последствии классическими. Среди них – японский журавлик (цуру) – традиционный символ счастья и долголетия.

В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами постепенно распространилось по всему миру. Тогда же оригами стало одним из любимых занятий детей в России. Оригами увлекались многие известные люди, среди которых Леонардо да Винчи, Льюис Кэрролл, Гарри Гудини, Лев Толстой.

Значение оригами для развития ребёнка.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания, со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

Эстетическое значение от того, как на глазах ребёнка и его руках простой лист бумаги превращается в красивую и изящную вещь.

Совместное изучение схем складывания вместе с родителями и получение ребёнком положительных эмоций, когда из листа бумаги получается фигурка.

Бумажная розочка или журавлик может стать оригинальной игрушкой на новогодней ёлке, служить украшением праздничного стола на дне рождения ребёнка или стать хорошим подарком родителям или друзьям.

Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. Это занятие способствует повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Таким образом, активная работа рук, наряду с работой интеллекта создаёт очень интересные условия для развития психических способностей человека. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегии взаимодействия полушарий.

Итак, занятия оригами влияют на психическое состояние человека следующим образом:

1. Повышается активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа полушарий.

2. Повышается уровень интеллекта (комплекс таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность).

3. Активизируется творческое мышление: растёт скорость, гибкость и оригинальность.

4. Повышается, стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

5. Снижается тревожность, что позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям.

6. Улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами).

7. Улучшается глазомер.

Консультация для родителей

«Аппликация. Хорошо или плохо?»

Аппликация - один из любимых видов изобразительной деятельности детей. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания.

Аппликация - один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение.

Аппликация - тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. В аппликации  можно показать  ребёнку новые способы создания образов : симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, кукольная одежда) ; в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи). В действительности делать аппликацию не сложно, подготовиться можно за несколько минут или в процессе занятия с ребенком.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Попробуйте дома с ребёнком

Из салфеток: нарисуйте контур картины на листе бумаги, мелко порвите салфетку, вместе скатайте комочки из салфеток, налейте клей ПВА в неглубокую емкость. Пусть ребёнок берет шарик из салфетки и макает в клей и наклеивает на изображение, стараясь приклеивать шарик к шарику. В итоге получиться объемная и красивая картина.

Обрывная аппликация : в этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Накладная аппликация: эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Объёмная аппликация - это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.

Аппликация из семян и круп: в этом случае вам потребуются семечки (арбузные или тыквенные, крупа, карандаш, картон, клей ПВА. На картоне делаем рисунок с помощью карандаша, затем рисунок промазываем клеем ПВА и посыпаем крупой или семечками. Аппликация из круп дают вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.

Аппликацию можно делать, используя другие материалы :

КОРУ, ХВОЮ, СОЛОМУ, ПЕРЬЯ, ВЕТОЧКИ, ТРАВУ, МОХ, СПИЧКИ, ПРЯЖУ, ВАТУ, ПЛАСТИЛИН, РАКУШКИ, КАМУШКИ, СУХИЕ ЯГОДЫ, БУСИНКИ И СТРАЗЫ, ЯИЧНУЮ СКОРЛУПУ, ФОЛЬГУ.

Дайте волю вашей фантазии и у вас будет множество идей для аппликаций, чудесные поделки и масса положительных эмоций у вас и вашего ребёнка.

Проведите свой досуг с вашим ребёнком. Фантазируйте и творите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудеса из бумаги"

Цель: Освоить технику оригами и  использовать её....

Проект "Чудеса из бумаги"

Проект познавательно-исследовательский в младшей группе...

Проект "Чудеса из бумаги"

Исследовать свойства бумаги. Научить  детей конструировать из полосок бумаги...

Проект "Чудеса из бумаги"

Проект познавательно-исследовательский в младшей группе...

Проект "Чудеса из бумаги"

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… чем больше мастерства в де...

Программа проекта "Чудеса из бумаги"

Программа проекта "Секреты сундука"...

Проект "Чудеса из бумаги"

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...