Оригами в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по конструированию, ручному труду

Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_v_rabote_s_doshkolnikami.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

   Оригами   древнейшее японское искусство   - складывание различных фигурок из бумаги. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в дальнейшем. С учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении заданий. Соответственно, современное дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.  Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.Макаренко, Т.С.Комарова и многие другие. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют развитию познавательной активности, повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логическое мышление.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

    Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.

Данная техника  - не только полезное занятие, но и интересное развлечение,  в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на  формирование личности в целом.

Значение оригами для развития ребёнка:

  • Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
  • Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
  • Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
  • Развивает пространственное воображение.
  • Активизирует воображение детей и фантазию.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель обучения детей оригами:

  • Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста
  • повышение эффективности обучения.

Задачи:

  • Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
  • Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Во время обучения детей оригами   используются различные методы и приёмы:

  • Показ с проговариванием действий  
  • Устную инструкцию
  • Демонстрация схемы выполнения поделки.
  •  Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
  • Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  • Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
  • Показ изготовления должен производиться на столе.
  • При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  •  Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребенком, показ второго –выполнение ребенком.
  • Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
  •  Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
  •  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
  •  Образец для складывания не должен быть маленьким.
  • Для запоминания терминов ребёнком необходимо включать в работу дидактические и интерактивные игры.
  • Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.
  • И самое главное- это мотивация. Ребёнок должен чётко представлять для чего он это делает.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже , при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение, сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка.  Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста  являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а,  следовательно, оказывают важное значение на  успешную подготовку к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРИГАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эта статья преднозначена для родителей и педагогов....

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация мастер-класса для воспитателей по использоанию пооперационных карт в технике оригами....

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста.Занятия оригами способствуют повышению активности раб...

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...