Методическая разработка на тему: «Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Рябцева Анна Николаевна

Проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ребенка.

Развитие самостоятельности у старших дошкольников не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности. Эти идеи соответствуют принципам педагогической поддержки, раскрытым Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфиным: «Педагогическая деятельность, которая является «двигателем» гуманистической практики образования, имеет субъект – конкретного человека (педагога, стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединившихся в целях реализации гуманистических идей в образовании), конкретных детей, которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения вместе со взрослыми жизни по правилам гуманных отношений между людьми.

Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит образовательной области «Художественный труд», которая открывает широкие возможности для достижения сложных воспитательных целей и представляет уникальное содержание для сотрудничества и сотворчества.Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графомоторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Н.Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка61.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»

Разработала воспитатель:

Рябцева Анна Николаевна

Санкт-Петербург

2019г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «…Фантазии подвластны бумажные листы-

Для дома и в подарок, и просто для игры.

Но главное богатство, что красоту творя,

Простой листок поможет создать тебе себя!»

Н.А.Колесова

На современном этапе развития общества нет ни одной страны в мире, где бы ни осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Сегодня каждый ребенок воспринимается педагогами и родителями как уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с другими людьми. Определение себя как ответственной и свободной единицы человечества – это главная цель образования человека XXI века. Наше государство на современном этапе уделяет достаточно большое внимание изменениям в дошкольном образовании. Об этом свидетельствует введенный в действие в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013). Все эти виды детской деятельности оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Н.В. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Н.В. Дягилева  указывали, что в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях. Из их уст часто можно услышать такие выражения: «Ну, приходите же ко мне в магазин покупать, у меня уже все давно готово!». Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых.  Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне.

Поэтому проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ребенка.

Развитие самостоятельности у старших дошкольников не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности. Эти идеи соответствуют принципам педагогической поддержки, раскрытым Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфиным: «Педагогическая деятельность, которая является «двигателем» гуманистической практики образования, имеет субъект – конкретного человека (педагога, стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества людей, личностно и профессионально объединившихся в целях реализации гуманистических идей в образовании), конкретных детей, которым предоставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъектами освоения вместе со взрослыми жизни по правилам гуманных отношений между людьми. Так строится детско-взрослая общность».

Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит образовательной области «Художественный труд», которая открывает широкие возможности для достижения сложных воспитательных целей и представляет уникальное содержание для сотрудничества и сотворчества.

Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность ребенка, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные и эстетические свойства. Самым значимым результатом художественного труда является опыт реального освоения культуры, приобретаемый ребенком в активной созидательной деятельности на основе индивидуальных и универсальных способностей, позволяющий человеку быть успешным в любой деятельности. Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие.

Так исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графомоторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н.Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. Самостоятельная деятельность ребенка – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является важным этапом в формировании зрелой личности и одной из важнейших задач современной системы образования. Как отмечают исследователи, старший дошкольный возраст имеет особое значение для развития трудовой деятельности, формирования самостоятельности, создаёт особые условия и возможности.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Художественный ручной труд  занимает особое место среди других видов деятельности в воспитании самостоятельности, так как интегрирует в себе черты трудовой, художественной, обладает ярко выраженным результатом.

Художественный труд – это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Художественный труд располагает большими возможностями для развития самостоятельности. В процессе труда ребёнок учится самостоятельно планировать свою деятельность, овладевает необходимыми умениями и навыками для её осуществления, а также учится самостоятельно контролировать и оценивать её.

Художественный труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.

Художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Он связан с изготовлением пособий, игрушек, поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материала; предполагает умение пользоваться различными инструментами.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру .

Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.

Во-первых, художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.

Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.

В-третьих, смысловое поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).

Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие.

Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В.С. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений. Н.Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

В процессе проектирования содержания художественного труда в детском саду важно помнить о том, что художественное творчество по своей внутренней сущности является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Поэтому особо следует выделить универсальное действие смыслообразования, суть которого заключается в установлении детьми глубинной связи между целью художественного труда (замысел, идеальный план – что и как будем делать), побуждающим мотивом (для чего или для кого это нужно; что и как изменится, благодаря этому) и практическим результатом (конкретным предметом, который создается в процессе художественного труда).

Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов, выражения своих мыслей, идей, замыслов и свободно переносит их в разные ситуации, наделяя культурными и личностными смыслами.

Власовой Т.А. разработана технология обучения старших дошкольников оригами, направленная на формирование самостоятельности как качества личности. Самостоятельность, по ее мнению, проявляется в умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий.

Художественный труд располагает большими возможностями для развития самостоятельности. В процессе труда ребёнок учится самостоятельно планировать свою деятельность, овладевает необходимыми умениями и навыками для её осуществления, а также учится самостоятельно контролировать и оценивать её. Социально значимые мотивы трудовой деятельности, в том числе художественного труда, на которые взрослый должен обращать особое внимание при руководстве трудовой деятельностью ребёнка, способствуют формированию нравственных качеств личности ребёнка-дошкольника. Ребёнок приобретает в этом случае способность самостоятельно регулировать своё поведение в соответствии с нравственными нормами, даже в отсутствие контроля со стороны взрослых. Нравственные нормы становятся регуляторами поведения ребёнка даже в отсутствие взрослого.

Вместе с тем в широкой практике наблюдается недооценка воспитателями значения самостоятельности и творчества для становления готовности детей к обучению в школе. Основные установки воспитателей в этом вопросе связаны с формированием у детей специальных знаний и умений, развитием исполнительских способностей, организованности и дисциплины. Задача воспитания самостоятельности не осознается как интегративная и всеобъемлющая, а ее решение осуществляется эпизодически, фрагментарно. Это приводит к тому, что многие дошкольники не реализуют своего возрастного потенциала самостоятельности и не достигают необходимого уровня готовности к решению задач школьного обучения.

В настоящее время активно разрабатывается теория педагогической поддержки, под которой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал школьника, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Педагогическая поддержка выражается в позиции педагога по отношению к личности ребенка. Это позволяет рассматривать поддержку как особую форму деятельности, направленную, в первую очередь, на способности юного человека к саморазвитию в различных областях жизни. Задачей педагогической поддержки является нахождение такого типа отношений, при котором воспитанник остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам и может получить помощь педагога, когда собственных усилий уже недостаточно.

Основными психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими успешность развития самостоятельности старших дошкольников в процессе  освоения ими содержания художественного труда, как интегрированной деятельности являются: разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности; постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития; индивидуальные программы и маршруты развития; создание условий для свободной, самостоятельной деятельности; наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства. Вместо традиционных занятий по художественному труду целесообразно использовать форму творческих проектов. Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, должен: научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы; овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Структуру художественного труда, а также основные психологические условия и механизмы процесса освоения общечеловеческого опыта наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе современного образования обеспечивается формированием универсальных действий и способностей, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемых ключевыми целями общего образования, выделены четыре блока: личностный;  регулятивный;  познавательный; коммуникативный.

Главным развивающим преимуществом художественного труда является предоставление ребенку возможности познавать различные объекты в ходе практической деятельности с ними. Осуществляемые ребенком при этом практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Следует особо подчеркнуть, что развитие детской самостоятельности в процессе художественного труда происходит за счет того, что, повышая уровень разнообразия своих практических действий, ребенок в зависимости от особенностей объекта получает о нем ту или иную более сложную и разнообразную информацию, обрабатывает и применяет ее. Осмысливая ее, дошкольник углубляет свои знания об объекте, а также открывает для себя новые эффективные способы воздействий, ведущие к выявлению зависимостей, реализованных в объекте.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно выделить  основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность развития самостоятельности старших дошкольников в процессе  освоения ими содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

1) разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

2) постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

3) индивидуальные программы и маршруты развития;

4) роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

5) наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий по художественному труду целесообразно использовать форму творческих проектов, для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей – взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата [27, c. 134].

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов – вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

Л.В. Пантелеева [57] подчеркивает ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, должен:

– научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

– овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Обобщая представленный материал, следует отметить, что художественный труд является одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Но для того, чтобы добиться максимально высоких результатов его применения, необходимо определить наиболее эффективные правильные формы и методы организации художественного труда дошкольников.

Система работы по формированию и развитию коммуникативных способностей старших дошкольников

Цель: определение эффективности НОД и приемов педагогической поддержки по художественному труду как средства развития самостоятельности старших дошкольников.

 Задачи:

 - создать условия для активизации коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста;

 - создать условия для формирования у детей коммуникативных способностей, умений и навыков;

 - создать условия способствующие развитию общения ребенка с взрослыми и сверстниками;

- содействовать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, воспитывать уважение друг к другу.

Мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач

- Создание положительной психологической атмосферы в детском коллективе;

– разработка конспектов и проведение непрерывной образовательной деятельности по художественному труду с использованием тактик педагогической поддержки, направленных на развитие самостоятельности старших дошкольников;

- оценка проведенной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей методической разработки являлось изучение теоретических основ осуществления тактик педагогической поддержки в процессе обучения художественному труду, направленных на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация конспектов НОД по художественному труду, направленных на развитие самостоятельности детей шестого года жизни.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования с целью выявления понятий: «педагогическое поддержка», «художественный труд», «самостоятельность» и ее развитие у старших дошкольников; подобран диагностический инструментарий и выявлен исходный  уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного  возраста; разработаны конспекты непрерывной образовательной деятельности по художественному труду с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием тактик педагогической поддержки, направленных на развитие самостоятельности у детей шестого года жизни; определена эффективность НОД и приемов педагогической поддержки по художественному труду, направленных на развитие самостоятельности старших дошкольников.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста является важным этапом в формировании зрелой личности и одной из важнейших задач современной системы образования и связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Как отмечают исследователи, старший дошкольный возраст имеет особое значение для развития трудовой деятельности, формирования самостоятельности, создаёт особые условия и возможности. Художественный ручной труд  занимает особое место среди других видов деятельности в воспитании самостоятельности, так как интегрирует в себе черты трудовой, художественной, обладает ярко выраженным результатом.

В настоящее время в работу активно внедряется педагогическая поддержка, под которой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал дошкольника, включающая помощь детям, педагогам, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Педагогическая поддержка выражается в позиции педагога по отношению к личности ребенка. Это позволяет рассматривать поддержку как особую форму деятельности, направленную, в первую очередь, на способности юного человека к саморазвитию в различных областях жизни. Задачей педагогической поддержки является нахождение такого типа отношений, при котором воспитанник остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам и может получить помощь педагога, когда собственных усилий уже недостаточно. Современные концепции педагогической поддержки позволяют организовать условия, в которых происходит накопление чувственного опыта и активное развитие самостоятельности дошкольника. Разнообразие художественного труда и художественного конструирования, как мы выяснили, позволяет создавать условия эмоционального всплеска, активизирующего, в том числе, развитие самостоятельности и коллективистской направленности личности. А активная поддержка со стороны педагога и становление субъектной позиции ребенка в процессе деятельности повлияла на становление и развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Основными психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими успешность развития самостоятельности старших дошкольников в процессе  освоения ими содержания художественного труда как интегрированной деятельности, являются: разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности; постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития; индивидуальные программы; создание условий для свободной, самостоятельной деятельности; наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства. Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, должен: научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы; овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

 Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и требует дальнейших разработок. Поэтому нами была проведена работа, целью которой было апробировать педагогические условия формирования самостоятельности у детей 5–6 лет посредством художественного труда, в частности в процессе художественного конструирования. Работа с детьми по всем направлениям осуществлялась в игровой форме в подгруппах по 7–8 человек. Все мероприятия были распределены в два этапа, с постепенно усложняющимися задачами: подготовительный и репродуктивный. На этих этапах была проведена серия разработанных НОД.

Затем была оценена эффективность работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда. Результаты проведенной оценки показали, что проведенная работа по развитию самостоятельности  у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда, с использованием конспектов НОД, разработанных на основе методического пособия И.А.Лыковой «Художественный труд в детском саду» с соблюдением всех педагогических условий, дала положительные результаты. В результате повысился уровень развития самостоятельности и сформированности стремления к самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевыми педагогическими условиями, способствовавшими достижению положительного результата,  являлись: работа с небольшими подгруппами детей; проведение занятий в игровой форме; отсутствие побуждения (мотив для начала совместной образовательной деятельности – желание ребенка); межпредметная связь образовательной деятельности; одновременное формирование познавательного интереса и социального опыта детей с возможностью его применения в процессе самостоятельной деятельности по художественному труду; организация предметно-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельности и творческой активности дошкольников; направляющая помощь педагога при отсутствии конкретных указаний и показа.

Поставленные задачи в ходе работы выполнены, цель достигнута.

Приложение 1

Модель педагогической поддержки (П.П.) саморазвития ребенка

Цель П. П.

Максимально содействовать ребенку в осознании и реализации потребности в саморазвитии его индивидуальности

Функции П. П.

Мотивационная

Технологическая

Защитная (поддержки)

Психолого-педагогические задачи

Помочь осознать гуманистические ценности и собственную уникальность;

ориентировать мотивационную сферу ребенка на цели саморазвития;

помочь ему увидеть перспективу его саморазвития;

стимулировать творческий взгляд на вещи;

стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру, рефлексию.

Создать условия для включения ребенка в деятельность по саморазвитию своей индивидуальности;

транслировать знания о человеке и мире;

научить работать и жить в самостоятельном режиме;

помочь освоить способы и механизмы саморазвития;

помочь создать для себя мысленную картину и перспективу развития.

Выявить необходимость помощи ребенку в саморазвитии;

оказание помощи в устранении препятствий в саморазвитии;

оказание поддержки при негативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития).

Методы

Проблематизация, решение проблемных ситуаций, расширение сознания, целеполагание, рефлексивные методы, самоанализ, самодиагностика, организация деятельности общения и познания.

Моделирование, уроки, факультативы, лекции, беседы, тренинги, семинары, упражнения, разнообразная деятельность, общение, творчество, организация социо-культурной среды, имитационно-ролевые игры, эмоционально-чувственная практика.

Психолого-педагогическая диагностика, консультации, беседы, психотерапия, тренинги, организация деятельности общения, прогнозирование, планирование.

Формы организации

Индивидуальные и групповые занятия, индивидуальное консультирование

Педагогический результат

Осознание ребенком потребности в саморазвитии и личностном значении саморазвития. Формирование личностно-значимых смыслов и ценностей.

Получение ребенком необходимой информации о мире и себе. Формирование адекватного образа Я и мира. Овладение средствами и механизмами саморазвития.

Знание педагогом трудностей ребенка. Овладение ребенком средствами преодоления критических зон саморазвития.

Приложение 2

Конспекты непрерывной образовательной деятельности по художественному труду с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект комплекса упражнений для создания  психологической готовности детей к СОД в старшей группе

Автор конспекта: Рябцева Анна Николаевна ГБДОУ детский сад  №12 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Цель:

 

- развивать у детей умение свободно выражать свои мысли, слушать друг друга;

- формирование самостоятельности, целеустремленности;

- создание психологической готовности к СОД, установление в группе

атмосферы доверительности, доброжелательности.

Содержание:

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здороваемся мизинчиками».

Я предлагаю вам поздороваться необычным способом – мизинчиками (дети по кругу прикасаются мизинчиком друг к другу). Соединим наши мизинчики и ласково скажем друг другу: «Здравствуйте!».

2. Упражнение « Доброе утро».

Придумано кем-то

Просто и мудро,

При встрече здороваться:  «Доброе утро»

Доброе утро (имя ребенка)

Доброе утро! Солнцу и птицам! (руки вверх)

Доброе утро! улыбчивым лицам! (руки в стороны)

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

3. Знакомство со сказкой «Белочка - Припевочка» (О.В. Хухлаева).

 В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка – Белочка - Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.

Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.

Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.

Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих на ходках. И Белочка - Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.

Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую  - ка я свой способ орешки доставать!».

Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась, огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные, и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка  про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же, мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».

На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой?
  • Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?

4. Беседа «Что такое самостоятельность?».

В проведении беседы может быть использован мягкий мяч или игрушка.   Выслушиваются  мнения всех детей на вопрос:

  • Как вы понимаете: Что такое самостоятельность?
  • Помогает или мешает нам самостоятельность?
  • Зачем человеку стремится развивать это качество?
  •  Как его развивать?
  •  А где самостоятельность можно использовать?
  • Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

Итог: самостоятельность – когда человек осуществляет, делает какое-либо дело сам без посторонней помощи, сам принимает решение, доводит задуманное дело до конца, умеет контролировать свое поведение, исправлять свои ошибки.

5. Игра «Сложи квадрат».

Каждому ребенку раздается квадрат, разрезанный на 6-7 частей. Задача детей сложить квадрат без помощи взрослого.

6. Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки».

Взрослый на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: «До свидания!»

Конспект НОД по художественному конструированию

из бумаги в технике оригами в старшей группе на тему: «Котенок»

Автор конспекта НОД: Рябцева Анна Николаевна ГБДОУ детский сад  №12 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Задачи приоритетной образовательной области: 

«Художественное творчество»: педагогическая поддержка знакомства детей с художественным конструированием в технике «Оригами», развития умения конструировать из бумаги в технике оригами мордочку котенка,  используя простые приемы складывания бумаги. Поддержка развития эстетического отношения к окружающему, поддержка развития самостоятельности, посредством использования техники художественного конструирования, формирования желания получить задуманный результат, значимый в продуктивной деятельности.

Задачи ОО в интеграции: 

«Физическое развитие»: развитие мелкой моторики пальцев рук; становление целенаправленности и саморегуляции  собственных действий в двигательной сфере; сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

«Речевое развитие»: создание условий для активизации словаря, формирования у детей умения разгадывать разные загадки, создание условий для обогащения активного словаря, активизации словаря по теме «Оригами».

«Познавательное развитие»: создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной, используя  навыки, полученные  в ходе непрерывной образовательной деятельности, а так же самостоятельности, расширение кругозора, знакомство с техникой художественного конструирования «Оригами».

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого, формировать умение действовать согласно образцу; воспитание  интереса к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивости, самостоятельности, аккуратности в работе; формирование  добрых чувств, желания помочь в трудную минуту кому-либо; формирование потребности ребенка  в общении со сверстниками и взрослыми.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, образец, схема-подсказка, рисунок-аппликация мамы-кошки.

Оборудование для детей: раздаточный материал: квадраты разного цвета (2-3 шт.), фломастеры, клей.

Предварительная работа

- знакомство детей с художественным конструированием в технике «Оригами»;

- чтение рассказа «Кошка», «Мурзик, иди сюда» Т. А.Шорыгиной;

- чтение стихотворения «Рыжий кот», «О чем мурлычет кошка»;

- рассматривание иллюстрации с изображением кошки с котятами;

- наблюдение за поведением этого животного на прогулке;

- изготовление аппликации на тему: «Мама-кошка»;

- выучить физкультминутку «Кошкины повадки».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, доброе утро! А у нас сегодня гости, послушайте, пожалуйста загадку и скажите, кто же это может быть.

Загадка

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

Воспитатель:- Что вы знаете об этом животном?

Дети: Кошка - это домашнее животное. У нее шерсть пушистая, лапки мягкие, на лапках острые коготки, уши широко расставлены, глаза большие. Есть у кошки усы и длинный хвост.

Домашние кошки любят мясо, рыбу, печенку, сметану, молоко. Они ловкие и хитрые охотники. Охотятся всегда в одиночку. У них хорошее зрение и слух. Они отлично видят в темноте и слышат, как в норках пищат мыши.

Кошка - гибкое, изящное и очень чистоплотное животное. Она любит своих хозяев и свой дом.

Кошка -   очень заботливая мама. Она вылизывает беспомощных слепых котят, кормит их молоком.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая кошка с маленькими котятами пожаловала к нам в гости, ее зовут Киса. (Выставить образец).

Стихотворение

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно 5.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз - котенок самый белый,

Два - котенок самый смелый,

Три - котенок самый умный,

А четыре - самый шумный

Пять похож на Три и Два –

Те же хвост и голова...

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

 (С. Михалков).

Воспитатель: Посмотрите, какая она счастливая. Ведь маленьким котятам тепло и уютно рядом с мамой кошкой.

Звучит грустная музыка

Воспитатель:  Ребята, мне показалось, что у вас на столах, кто-то жалобно мяукнул. Переверните свои листы бумаги и посмотрите кто же это? (Мама-кошка).

- Как вы думаете, почему загрустили ваши кошки? (Их маленькие котята потерялись, они не с мамой кошкой).

-  Давайте поможем мамам-кошкам найти своих маленьких котят и    сконструируем   из   бумаги   мордочки   маленьких   котят.

- Посмотрите, как это сделаю я. (Показ способов действия).

- Мордочки котят мы будем конструировать из квадрата. У вас на подносах лежат квадраты разного цвета, поэтому котята получатся у вас разного цвета: один белый, другой коричневый...

- Посмотрите, как я сделаю мордочку рыжего котенка.

- Согну квадрат пополам «косынкой».

- Получившийся треугольник согну пополам. Разверну.

 Так мы наметили середину треугольника.

- Поднимаю уголки от середины длинной стороны, но не довожу их до вершины верхнего угла. Это у нас получились уши.

- Нижний угол поднимаю немного вверх.

- Боковые углы загну чуть - чуть к средней линии. Перевернуть заготовку. Верхний угол чуть - чуть опущу.

-  Получилась мордочка котенка.

-  Если верхний уголок загнуть в другую сторону, то мордочка получится немного другая. Вот такая. Кто захочет сделать и таким способом это будет тоже хорошо. Фломастерами я дорисую глаза, нос, рот и усы и мой котенок становится как живой. Чтобы работа получилась аккуратной, я намажу клеем мордочку кошки с обратной стороны, клея на кисть беру немного, лишний клей снимаю о края баночки. Приклеиваю своего котенка к маме-кошке. Лишний клей убираю тряпочкой. Посмотрите, он тоже спрятался в ее пушистой шерсти, что видна только одна голова. И я его назову Шустрик.

Закрепление

Воспитатель: Ребята, что вы будете делать? (мордочки котят).

-  С чего начнете работу? (согнем квадрат «косынкой»).

-  Как наметим середину треугольника? (согнем его пополам).

-  Что затем? (Поднимаем уголки, от середины длинной стороны не доводя их до вершины верхнего угла).

-  Куда загнем боковые уголки? (чуть-чуть к средней линии).

-  Что затем? (Перевернуть поделку и опустить верхний угол).

-  Как еще можно загнуть верхний угол? (Не переворачивая поделку, сразу угол вниз).

-  Где намажем мордочку клеем? Как?

-  Куда приклеим?

-  Что нам нужно сделать, чтобы котенок «ожил»? (дорисовать нос, глаза, рот, усы).

-  Когда работа будет готова, подумайте, как зовут ваших котят, какие они по характеру.

Физкультминутка

«Кошкины повадки».

Вам покажем мы немножко,                (Дети идут бесшумно, на цыпочках).

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,         (Дети прыгают легко на месте).

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно.

Вот прыжок, еще подскок,

То вперед, а то отскок.

А потом мяукнет: «Мяу!

И в свой домик убегает».                      (Бегут на свои места).

Самостоятельная работа

В процессе самостоятельной работы поощрять творческие порывы детей, помогать, мотивировать и поддерживать их в процессе работы.

Подведение итогов

- Воспитатель: Что мы учились сегодня конструировать из бумаги? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите ваши мамы-кошки очень рады. Вы помогли найти им маленьких котят.

- Расскажите о своих работах.

- Подумайте и скажите, сколько котят у вашей кошки? (ответы детей)

- Как их зовут? (ответы детей)

- Покажите, пожалуйста, какой котенок самый шустрый, хитрый, ленивый, маленький, шумный, добрый, смелый, скромный, боязливый...

Воспитатель: Сегодня  вы как волшебники превратили квадраты разного цвета в мордочки маленьких, забавных котят. И это у вас получилось очень хорошо, потому что вы теперь знакомы с японским искусством конструирования из бумаги оригами.

Стихотворение

Оригами, оригами -

Это мир фантазий, волшебства.

Это радость, это сказка,

Это детство рядом с нами навсегда.

Воспитатель: Нашей гости Кисе и ее маленьким веселым котятам очень понравилось, как вы старательно делали котят. А теперь давайте дружно попрощаемся с ними, им нужно спешить домой! (Дети прощаются с кошкой.)

Конспект НОД по художественному конструированию

из бумаги в технике оригами в старшей группе на тему: «Бабочка»

Автор конспекта НОД: Рябцева Анна Николаевна ГБДОУ детский сад  №12 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Задачи приоритетной образовательной области: 

«Художественное творчество»: педагогическая поддержка развития умения конструировать из бумаги в технике оригами бабочки, используя простые приемы складывания бумаги, поддержка развития самостоятельности посредством использования техники художественного конструирования, развитие эмоционального отклика на красивые природные объекты, формирования желания получить задуманный результат, значимый в продуктивной деятельности.

Задачи ОО в интеграции: 

«Физическое развитие»: развитие мелкой моторики пальцев рук; становление целенаправленности и саморегуляции  собственных действий в двигательной сфере; сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

«Речевое развитие»: создание условий для активизации словаря, формирования у детей умения разгадывать разные загадки, создание условий для обогащения активного словаря, активизации словаря по теме «Оригами».

«Познавательное развитие»: создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной, используя  навыки, полученные  в ходе непрерывной образовательной деятельности, а так же самостоятельности, расширение кругозора, знакомство с техникой художественного конструирования «Оригами».

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение работать в коллективе сверстников, формировать умение сопереживать, оказывать поддержку.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого, формировать умение действовать согласно образцу; воспитание  интереса к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивости, самостоятельности, аккуратности в работе; формирование  добрых чувств, желания помочь в трудную минуту кому-либо; формирование потребности ребенка  в общении со сверстниками и взрослыми.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, экран, образец, схема-подсказка.

Оборудование для детей: «Квадратик», квадратные листы цветной бумаги (10х10), ножницы, клей, салфетки, фломастеры, образцы.  

Ход НОД:
В гости пришел «Квадратик», здоровается с детьми.

Воспитатель:  предлагает детям отгадать загадки 

Загадки

1. На поляне возле елок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нем миллион. 
(муравьи) 
2. На лугу живет скрипач, 
Носит фрак и ходит вскачь. 
(кузнечик) 
3. Голубой аэропланчик 
Сел на белый одуванчик. 
(стрекоза) 
4. Восемь ног, как восемь рук, 
Вышивают шелком круг. 
Мастер в шелке знает толк. 
Покупайте, мухи, шелк! 
(паук) 
5. Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет. 
(бабочка) 
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько разных бабочек к нам прилетело! (показывает образцы разных бабочек) 

Физкультминутка
Только солнце засияет – 
Сразу бабочка взлетает. 
Порхает – утомится, 
Отдохнет – опять кружится.

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывает, то закрывает крылышки. Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т.д.), складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать. 

Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам самостоятельно сделать прекрасных бабочек.

Дети с воспитателем рассматривают схему-подсказку: 
а) сложить квадрат по диагонали; 
б) перегнуть пополам; 
в) отрезать два верхних угла, надрезать ножницами сторону по диагонали; 
г) отогнуть надрезанную часть в стороны (крылья); 
д) украсить бабочку дополнительными деталями (усики, кружочки, овалы). 
Воспитатель: предлагает детям сравнить свою работу с образцами, полюбоваться красивыми бабочками, читает стихотворение и крепит бабочек совместно с детьми на полянку.
Стихотворение 
Бархатные крылышки, 
Чарующий полет. 
В танце водят бабочки 
Волшебный хоровод. 
Пестренькие платьица, 
Присели на листок. 
Тронь и вновь закружится

Воспитатель: Смотрите, какая красивая полянка с бабочками у нас получилась! Дети любуются своими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Авторская разработка по теме "Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по развитию речевой активности у детей подготовительного к школе возраста посредством художественного творчества....

Развитие речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Художественная литература сопровождает ребенка с первых дней его жизни. Знакомство  начинается еще с пелёнок, с первых колыбельных песенок, потешек. Активное общение с окружающим способствует фор...

Методическая разработка на тему " Педагогическая поддержка развития воображения детей средней группы посредством нетрадиционных техник рисования"

*Изучение теоретических  основ использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками  для развития  творческого воображения детей средней группы и...

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности».

Разработка по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством художественно творческой деятельности». Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос:правильно ли им выбрана форма ...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"

Методическая разработка будет интересна воспитателям старших  и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....

Проект «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

       Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становле...