Лего в образовательной деятельности детей второй младшей группы
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Зыкова Ольга Александровна

Материал предназначен для воспитателей младших групп и родителей.  В данном метериалле представленна как теория так и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_v_obraz_det-ti_vtoroy_mladshey_gruppy.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЛЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»

Мало кто из взрослых помнит, насколько сложно и трудно маленькому ребенку научиться правильно вести себя в окружающей его среде – социуме, человеческом обществе. Сколько нужно узнать и запомнить: лица, люди, предметы, названия, взаимосвязи … всего и не перечесть. И как хорошо, что познавать все это можно в процессе игры, с помощью игрушек и конструктора Lego. Взрослые стараются хотя бы немного помочь малышам, создавая игрушки не только для забавы, но и для развития.

Одним из уникальных качествконструктора Lego является то, что этот конструктор разбит на огромное число серий. Причем ребенок может играть в ЛЕГО, пока не повзрослеет – разные серии рассчитаны на разные возраста, начиная буквально от годовалого. И что особенно примечательно – большинство персонажей, деталей и частей из разных серий специально сделаны взаимозаменяемыми, чтобы играть стало еще интересней!

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Им дается конструктор LEGO DUPLO, в нем кубики в восемь раз больше стандартных, следовательно, малыши не проглотят детали. Конструктор серии LEGO DUPLO цветной, радующий детей своей красочностью. При этом детям младшей группы необходимо показать, как надо строить, роль ведущего всегда должен всегда брать на себя взрослый, так как дети еще не могут распределить свои роли в игре. Важно, чтобы первые детские постройки опирались на предметы, хорошо известные детям – забор, ворота, стол, стул, домик, мост.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. При создании постройки из Lego дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм, цветов и пропорций.

Лего-конструирование крайне актуально в современном мире. Использование Лего-конструирования помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Применение Лего-конструирования  в работе с детьми способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, классификация, обобщение);

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Работа с конструкторами Лего позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу —когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки —большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В своей работе мы используем лего-конструирование не только в плановых занятиях, но и в индивидуальной и подгрупповой работе, в проектной деятельности, где участниками могут быть воспитатель, родители и дети, в кружковой работе, которая проводится педагогами детского дошкольного, а так же в повседневном самостоятельном конструировании.

Использование лего-конструктора — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, в дальнейшем играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Так же  лего - конструктор можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития крупной моторики. При наличии достаточного количества кубиков DUPLO из них можно построить дорожки, через которые нужно перешагивать, или столбики (для устойчивости лучше с основанием 2*2 кубика), которые нужно обходить или даже «классики». Только в такие классики нужно играть по облегченным правилам: не перепрыгивать, а перешагивать.

Кубики Лего можно кидать в коробку, тренируя меткость. Красные – в красную коробку, а синие – в синию.

Потом можно научить ставить кубики на Лего-пластину и снимать их – сажать цветочки и собирать упавшие яблоки. Почти все дети любят разбирать Лего-постройки. Не спешите останавливать малыша, эти действия тоже полезны для его ручек и дают ему информацию о возможности изменения формы предметов, а построить что-то заново можно попросить воспитателя. И в другие игры дети вместе не играют, а в конструктор можно играть всем вместе.

На пластине можно строить в высоту, а можно выкладывать мозаики: чередовать кубики по цвету и/или размеру, выложить синий дом с желтыми окнами или выложить машинку (правда, колеса у нее будут квадратные). Выложить сам орнамент малыш сможет только ближе к 4 годам, но поучаствовать – вполне.

Мозаику из кубиков Лего можно выкладывать и на бумаге. Обведите на листе бумаги кубики по контуру фломастерами соответствующего цвета или наклейте квадраты подходящего цвета или размера. Шаблон  готов. Можно выкладывать мозаику прямо на нем или рядом (для деток ближе к 3 годам).

Строя с ребенком башенки, домики, заборчики, обращайте внимание ребенка на слова «верх» – «низ», «вверху – внизу», «над» – «под», «справа» – «слева», «в середине», «рядом», «внутри» – «снаружи», «видно» – «не видно». Добавление к игре игрушек из киндер-сюрпризов, наборов мелких зверей «Домашние и дикие животные», маленьких машинок или просто картинок на картоне позволит обыграть эти понятия более ярко. Через некоторое время Вы увидите, как  ребенок в своей самостоятельной игре делает те же самые действия.

В своей работе мы применяем различные виды игр, с использованием сказочных героев, созданных из деталей конструктора.

Предлагаем вам несколько игр с лего-констуктором, которые мы используем в группе с детьми в возрасте 3 лет:

Игра1: «Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

Игра 2: «Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвет деталей LEGO - конструктора.

Оборудование: кирпичики LEGO 4 цветов (синий, желтый, зеленый, красный), 4 коробки (такого же цвета).

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.

 Игра 3: «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление цветов (красный, зеленый, желтый, синий), формы (кирпичик, квадратик); развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: детали конструктора LEGO разных цветов, «чудесный мешочек».

Дети по очереди вынимают детали из мешочка, рассказывают какого цвета детали, формы, размеру.

Эта игра многофункциональная и каждый раз её можно усложнять в соответствии с возрастом детей.

Игра 4: «Построй домик».

Цель: развитие интеллектуальных навыков детей, развитие мышления и воображения, закрепление знаний о цвете.

Оборудование: Коврики 4 цветов (синий, зеленый, синий, красный), лего конструктор, мелкие игрушки из киндеров для обыгрывания построек.

Предложить детям из общего количества лего конструктора выбирать детали в соответствии с цветом их ковриков и построить домик для игрушек.

Игра 5: «Построй загон для животных».

Цель: закрепление знаний деталей лего конструктора (кирпичик, квадратик, прямоугольник, брусочек).

Оборудование: детали лего- конструктора, домашние животные для обыгрывания загонов.

Предложить ребятам построить загоны для их домашних животных.

Игра 6: «Построй башню».

Предложить детям построить башню и сравнить у кого выше – ниже, уже- шире.

Игра 7: «Построй дорогу».

Построить с детьми дорогу и сравнить у кого длиннее - короче, шире - уже.

Можно придумать множество дидактических игр с лего- конструктором, всё зависит от вашего желания и воображения.

Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Дайте свободу фантазии!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы на тему «Семья»

Данный материал позволяет познакомить детей с сюжетно-ролевыми играми, к освоению которых дети приходят в возрасте 3-4 лет. Выбранная тема более всего подходит для первых ролевых игр, так как семья ок...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей второй младшей группы по пластилиновой аппликации "Земляничная полянка".

Данный конспект составлен для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы

Тема: чтение рассказа Л. Толстого "Пришла весна". Задачи:Образовательные:- формировать интерес и потребность в чтении;- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы;- расшир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»...