непосредственно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию «Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Гайдарова Марина Николаевна

- развивать представления об окружающем мире;

- развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

-  развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

«Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

                                                                                                                                                                               Гайдарова .М.Н.,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма

Надым,  2018

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

Цель

С помощью  конструктора «LEGO»  создать транспорт будущего для предотвращения экологической катастрофы на острове «Белый»

Задачи

Обучающие:  

- учить конструировать  по заданной теме и по  воображению;

- формировать основы экологической культуры;

- сформировать  опыт способа действий «если что-то,  незнаю,  узнаю у взрослого (воспитателя), посмотрю в интернете, в энциклопедии…», «если что-то не получается, спрошу у воспитателя…».

Развивающие:                                                                                                                              - развивать представления об окружающем мире;

- развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

-  развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать интерес к техническим видам творчества;

-  развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                - воспитывать   нравственные качества:  отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

Материал

Демонстрационный:

- видеофрагмент новостей про экологическую катастрофу на острове «Белый»;

- фотографии острова «Белый» на SMARTдоске;

- презентацииMicrosoftPowerPoint (дидактическая игра «Остров Белый»)

- электронная энциклопедия;

Раздаточный:

- образовательный конструктор «LEGO»

Предполагаемый результат

- ребёнок обладает  интересом к конструированию;

 - ребенок умеет конструировать по заданной теме, проявляет самостоятельность и воображениев технической деятельности;

- ребёнок способен выбирать технические решения;  

 - ребенок  умеет действовать в ситуации «Если что-то  не знаю …»;

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы знаете, что Владимир Владимирович Путин, объявил 2017 год  «Годом экологии» в России.

- А  вы когда-нибудь слышали об экологической катастрофе?

- Что вы слышали? (Ответы детей)

- Вчера по телевизору  я увидела новости,  где говорили про экологическую катастрофу. Давайте пройдем к интерактивной доске я хочу вам их показать. Присаживайтесь на стульчики

(Просмотр видеофрагмента новостей)

- На нашей Ямальской земле есть далекий и очень красивый остров под названием «Белый», где проживает большое количество белых медведей (картинка на интерактивной доске остров «Белый»)

- В течение нескольких лет на острове экологическая катастрофа (картинка на интерактивной доске остров «Белый»-экологическая катастрофа)

- Экологи руками убирают и очищают остров от железного мусора. Им очень не хватает транспорта, который  без труда помог бы очистить остров.

- Вы хотите помочь экологам в борьбе с экологической катастрофой на острове и изобрести «Транспорт для устранения экологической катастрофы на острове «Белый»?Сможете?

Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»). Ключевыми  фразами завершения этапа являются вопросы «Хотите?», «Сможете?»Задавая вопросы в такой последовательности («Хотите?», «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то хочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все преодолею, все сумею, все смогу!»

Этапные (дидактические) задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире;
  2. развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;
  3. создать ситуацию успеха.

II. Актуализация знаний и умений

Воспитатель включает дидактическую игру на SMARTдоске.

- Ребята, а как человек понял, что существует угроза экологической катастрофы?

Д/И «Остров «Белый»»

-Мы увидели в новостях, что экологи  вручную убирают железный мусор на острове.

-Как вы думаете, какая спец. техника могла бы помочь экологом  в уборке железного мусора.

Техника:

- бульдозер;

- автогрейдер;

- погрузчик;

- манипулятор;

- самосвал;

- экскаватор;

- автокран;

- длинномер.

- Ребята, как много транспорта необходимо поставить на остров для сбора и вывоза железного мусора. А ведь весь этот транспорт также может вызвать экологическую катастрофу, это выхлопные газы, топливо.

Вопросы,

наглядный метод

Метод демонстрации: использование ТСО

Дети садятся напротив интерактивной доски,  перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения,  «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

3)развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.

III. Затруднение в игровой ситуации

Фиксация затруднения:

- Какой же транспорт необходимо нам изобрести для сбора и вывоза железного мусора? (Подвести детей к тому, что необходимо создать транспорт будущего)

- Ребята, из какого материала мы сможем изобрести транспорт будущего. (Дети предлагают разные варианты)

- Вы готовы приступить к делу и создать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы на острове «Белый»?

– Идитеза столы, делайте.Дети проходят за столы,  где ни чего нет.Воспитатель выдерживает паузу.

– Вы смогли сделать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы?

(Ответы детей)                                                                   - Почему не смогли?(Ответы детей)

Выявление причины затруднения:

- Нет материала, из чего смогли бы сделать? (Ответы детей)

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Из чего же мы сможем создать?», где сможем посмотреть

Дети сталкиваются с затруднением: из чего делать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы?

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Данный этап является ключевым. Ситуация когда цель сталкивается с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?», «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин). Дети привыкают к тому, что затруднение и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                           1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;                                                2)развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.                

IV.Открытие нового знания

Выход из затруднения:

- Что же теперь делать?

- Ребята,что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?(посмотреть в интернете, в энциклопедии,  спросить у воспитателя, у взрослых)

- Спрашивайте!

- Ребята,  я совсем забыла, вы же не знаете, как появляются изобретения. Давайте посмотрим в электронной научной энциклопедии (на SMARTдоске слайд - последовательность  действий человека в изобретении)

- Посмотрите, мы нашли последовательность действий человека изобретателя.  

- Первое действие: придумать, что будем изобретать;

- Второе действие: подумать, зачем изобретать;

- Третье действие: из чего изобретать;

- Четвертое действие: изобретаем.

Вы готовы приступить к делу и изобрести «Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

Словесный, наглядный, игровой метод

Метод демонстрации: использование ТСО

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы знакомятся с последовательностью действий для решения человеком инженерного изобретения

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельност.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов («Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления ситуации

Этапные (дидактические) задачи:

1) учить находить нужную информацию.

2) познакомить  с последовательностью действий человека изобретателя

V. Включение нового знания в систему знаний ребенка

- Ребята, подойдете, пожалуйста, ко мне (подходим к столу с конструктором)

Какое первое наше действие: придумать, что будем изобретать;

- Какое второе наше действие: подумать, зачем изобретать;

- Какое третье наше действие: из чего изобретать;

- Какое четвертое наше действие: изобретаем.

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использовать вопросы: «Какое первое наше действие», «Что вы сейчас будите делать?», « С чего начнете?»

Этапные (дидактические) задачи:    

1) закрепить знания детей о последовательность действий человека изобретателя;

2) воспитывать интерес к техническим видам творчества;

3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

VI.Осмысление (итог)

- Ребята,  мы сегодня смогли помочь экологом в борьбе с экологической катастрофой на острове «Белый»?- Да!- А что мы делали?  (Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы)- С помощью чего? (С помощью конструктора LEGO и знаний которые получили)- Вот здорово!  Я в вас и не сомневалась! Теперь экологи смогут предотвратить экологическую катастрофу на острове «Белый».

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов: «Смогли помочь?», «Что делали?», «С помощью чего….?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.                                                                                                                                                                                                            

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь волонтёрам, потому, что они узнали  последовательность действий человека изобретателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (конструктивно-модельная деятельность для детей 6-7 лет) Тема: «Мы построим город будущего!»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки и умения.10. Задачи: 1.Образовательные: - познакомить детей с современной архитектурой города Йошкар-Олы. Учить детей создавать игровой макет в процессе с...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Музыка". «Задания от Королевы игрушек»

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию образовательная область «Музыка".  «Задания от Королевы игрушек»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе на тему: «Городской транспорт на нашей улице»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе на тему: «Городской транспорт на нашей улице»...