конспект НОД по познавательному развитию, ручному труду "Профессия портной"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Махначева Ольга Викторовна
  • познакомить детей с профессией «портной»;
  • познакомить детей со швейной иг­лой;
  • расширить знания детей о швейных принадлежностях (булавки, наперсток, сантиметровая лента, ножницы);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_professiya_portnoy.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

Конспект

подгрупповой

непрерывной образовательной деятельности

воспитателя

в старшей группе

тема:

«Профессия  портной»

Подготовила:

воспитатель

Махначева  О.В.

                                                   

                                                     

Тема: «Профессия портной»

Тип: Формирование новых знаний

Формы организации совместной деятельности: подгрупповая

Программные задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей с профессией «портной»;
  • познакомить детей со швейной иглой;
  • расширить знания детей о швейных принадлежностях (булавки, наперсток, сантиметровая лента, ножницы);

Развивающие:

  • развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию

Воспитательная:

  • воспитывать интерес и уважение к различным профессиям;

Здоровьесберегающие технологии:

  • создание радостного настроения;
  • соблюдать правила безопасности во время шитья;

Техническое оснащение: магнитофон

Оборудование:

  • шнурки и простейшие трафареты для шнуровки, позволяющие отрабатывать движения для освоения швов;
  • шнурки и наборы предметов для нанизывания по принципу изготовления бус;
  • выставка работ по вышивке;
  • крупный муляж иглы;
  • толстые нитки;
  • наперсток;
  • лоскут толстой ткани;
  • фонограмма классической музыки;.

Предварительная работа:

  • просмотр иллюстраций на тему «Профессии и инструменты»,;
  • чтение книг по данной тематике;  

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с интересным предметом. Попробуйте отгадать, что это за предмет:

Нос стальной,

Хвост льняной,

Шьет, вышивает,

Что сошьет, надевают!

Дети: Иголка.

Воспитатель: Конечно, это швейная игла (показывает муляж иглы). Игла — рукодельница! Сколько чудесных, красивых работ выполнено с ее помощью (обращает внимание на выставку работ: вышивание гладью, крестиком). При помощи иголки и шьют, и вышивают, и штопают, и пришивают. Как вы думаете, что можно пришивать?

Дети: Пуговицы, карманы, бисерные украшения.

Воспитатель: Верно. Давайте посмотрим, как устроена игла. (Предлагает детям рассмотреть муляж.) Сама игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие. Потому что он очень острый. Сказки приписывали игольному кончику волшебную силу. Попробуйте вспомнить сказку, в которой игла была хранительницей страшного сокровища.

дети вспоминают, что на кончике иглы хранилась смерть Кощея Бессмертного. Ивану-царевичу нужно было раздобыть эту иглу и сломать у нее кончик

Сама игла тоже обладала магической силой и в злых руках могла стать страшным оружием. Она могла «зашить память» человека. В старой сказке «Финист — Ясный сокол» колдунья втыкает иглу в волосы доброго молодца, и он забывает свою невесту. Чтобы освободить жениха от заклятия, девушке пришлось отыскать эту иглу. А это очень трудно. Ведь игла тонкая, незаметная. Недаром, если поиски какой - нибудь вещи бесполезны, говорят: «Это все равно как искать иголку в стоге сена!» Почему так говорят? (дети пытаются объяснить значение выражения.)

А это угольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок — ручки. А у иглы — ушко. Как вы думаете, почему эту дырочку так назвали?

дети предлагают свои версии, педагог обращает внимание на разницу ударений в словах «ушко» и «ушко»

Воспитатель: Для чего игле ушко? (ответы детей.) Верно, сюда вдевается нитка. Ведь игла без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Иногда в народе про каких-нибудь двух людей говорили: «Ходят, как ниточка за иголочкой». Как вы думаете, что имелось в виду? (дети высказывают свои предположения.) Быть, как нитка с иголкой, означало быть вместе, следовать друг за другом, не разлучаться.

Вдевать нитку в иголку — особое умение, оно требует сноровки. Кто хочет попробовать себя в этом деле?

воспитатель приглашает нескольких детей попробовать вдеть нитку в ушко иголки-муляжа

Воспитатель: Видите, как это непросто! А ведь нужно вдеть нитку в совсем  крошечное отверстие. Но вы обязательно этому научитесь!

Но не только нитка помогает иголочке справляться с работой. Есть у нее и другие помощники. Отгадайте загадку: «Два кольца, два конца, посередине гвоздик». Что это?

Дети: Ножницы!

Воспитатель: Конечно, ножницы. Что с помощью ножниц делают?

Дети: Режут ткань, обрезают нитки.

Воспитатель: А еще иголочке помогают булавочки. Они ловко скрепляют между собой детали. Ведь, прежде чем их сшивать, нужно наметить, что и как делать. (воспитатель показывает, как можно скрепить детали с помощью булавок.) Есть у иглы и еще один помощник — вот такой колпачок. Может быть, кто - нибудь из вас знает, как такой колпачок называется?

Дети: Наперсток.

Воспитатель: Верно, наперсток. Слово наперсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. В одной сказке А.С. Пушкина есть такая фраза: «И постукивать ногами, и пощелкивать перстами». Для чего нужен наперсток? Он проталкивает иголочку вперед, когда ткань очень плотная, и нужно на иголку сильно надавить.

воспитатель приглашает двух-трех детей, предлагает им надеть наперсток и осторожно надавить на иглу, которую нужно пропустить через толстую ткань, дети делятся своими впечатлениями

Воспитатель: Вот видите: и нитку в иглу вдевать трудно. И в наперстке работать с непривычки непросто. А искусные мастерицы с этим справляются. Они даже при плохом свете, почти на ощупь шить могли. Ведь в деревенской избе света было совсем мало. Особенно зимой, когда рано темнело, а электрическую лампочку еще не придумали. И ведь не только шили, а еще и пели, работая. Хотите тоже попробовать работать под песню?

Дети: Да!

воспитатель раздает детям трафареты для шнуровки и шнурки.

Воспитатель: Представим себе, что жесткий кончик шнурка — это иголочка. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать нитку в отверстия. Вот так.

показывает, как надо шить швом «вперед иголку».

включается фонограмма, дети пробуют работать и петь, можно петь и без музыки — как действительно пели в старину, но это сложно, для детей нужны ритмические ориентиры, позволяющие согласовывать разные по характеру действия — работу со шнурком и пение.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо у вас получилось. Давайте еще раз посмотрим на вот эту иглу. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей.) Современные иглы сделаны из металла.

Но в древние времена металлических иголок не было. Из чего их можно было делать, как вам кажется? (ответы детей.) Основным занятием древних людей была охота. И первые иглы делались из тонких костей животных. Это были костяные иглы. Ушко в них появилось не сразу. Сначала иглы напоминали шило — инструмент для прокалывания дырочек. Первобытные женщины выделывали шкуры убитых на охоте животных, прокалывали в них дырочки и скрепляли шкуры тонкими жилами. Примерно так же, как мы сегодня продевали шнурок в дырочки. Жилы были первыми нитками. А еще на эти нитки нанизывались камушки с отверстиями, зубы хищников, ягоды и другие плоды. И получались... Как вы думаете, что? (дети пытаются догадаться.) Получались бусы.

Давайте и мы с вами попробуем быстро создать бусы.

проводится соревнование «Сделай бусы», воспитатель вызывает двух-трех детей и выкладывает перед ними шнурки и предметы для нанизывания, в зависимости от возраста и умений детей шнурки могут быть более или менее толстыми, а предметы для нанизывания — более или менее мелкими, соревнование может проходить под музыку

Воспитатель: Молодцы! Ловкие у вас руки. С такими руками вы обязательно научитесь владеть иголочкой. Только надо запомнить одно правило. Иголка после работы любит возвращаться в свой домик. А если домика у нее нет, она становится опасной: упадет куда-нибудь, и не отыскать ее. Помните про иголку в стоге сена? Так что очень важно сделать для иголки домик. Называется он игольницей. Игольницы бывают разными. (показывает детям разные варианты.)

Затем воспитатель либо предлагает детям   позаботиться о создании домика для иголки дома — вместе с мамой или бабушкой. Из созданных игольниц можно устроить небольшую выставку под названием «Игольчатый домик».

Далее дети пробуют шить на картоне по готовым дырочкам сами.

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

Заготовка с дырочками используется на последующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

Конспект НОД художественно-эстетического развития (Ручной труд) для детей старшей группы с ОНР Коллаж «Наш поселок»

Конспект НОД художественно-эстетического  развития (Ручной труд) для детей старшей группы с ОНР  Коллаж «Наш поселок»Цель: научить детей делать коллаж и схематично изображать карту поселка, ...

конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с профессией - врач" в младшей группе

Данный материал поможет воспитателям детских садов познакомить маленьких воспитанников в увлекательной форме с профессией врач....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Профессии"

Материал для расширения представления детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях....

Конспект занятия по познавательному развитию. Знакомство с профессиями «Профессия - пожарный»

Конспект  занятия по познавательному развитию.Знакомство с профессиями «Профессия -  пожарный»в старшей группе для детей с ОВЗ №14компенсирующей направленности.Воспитатель ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ручной труд. «Объемная груша»

Цель. Создание условий на формирование умения у детей из бумаги конструировать объёмную грушу, выделяя характерные   особенности. Образовательные: Закреплять умение вырезать о...