Консультация для педагогов "Модульное оригами в ДОУ"
консультация по конструированию, ручному труду

Власова Ольга Евгеньевна

Консультация для педагогов "Техника модульное оригами в работе с детьми", а так же мастер - класс для педагогов "Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Техника модульное оригами в работе с детьми»

Оригами – это искусство складывать различные фигурки из бумаги.

Модульное оригами несколько отличается от оригами.

Модульное оригами – это искусство складывать трёхмерные фигурки, родиной которого считают Китай. Как и оригами, оно было одним из проявлений философии. Когда оно зародилось, Китай был на пике развития искусства. Эти изделия имеют свою особенность – они собираются из большого количества маленьких блоков оригами. Детали (модули) могут быть разными по форме, размеру и цвету, так как всё зависит от того, каким будет само изделие. Модульное оригами положило начало созданию необычайных сувениров, игрушек, подарков, разных ёлочных украшений и праздничных гирлянд. Как же можно скреплять эти модули? Мы знаем, что в оригами нет клея, а это значит, что здесь всё должно крепиться другим способом. Модули вставляются друг в дружку, чем хорошо закрепляются и изделие не распадается.

Модульным оригами на самом деле очень интересно заниматься. Но нужно помнить, что модульное оригами является очень сложной и длительной работой, поэтому нужно иметь хорошую усидчивость и большое терпение. Фигуры для модульного оригами очень разнообразны, они могут составляться с нескольких сотен или тысяч модулей, а это занимает много времени. Когда же все модули готовы, можно приступить к самому занимательному моменту – сформировать из модулей само изделие. Такие фигуры очень красивые и смотрятся эффектно за счет текстуры, объема и ярких раскрасок. Мы начинаем с простых фигур.

Цель знакомства детей с модульным оригами:

– Формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Познакомить с основным приемом складывания базовой детали – модульного треугольника;

Расширять словарный запас и кругозор детей посредством тематических бесед;

Учить читать элементарные схемы;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсорную моторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

     Использование технологии модульного оригами в работе с дошкольниками способствуют развитию данных интегративных качеств дошкольника. Помогают воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, что соответствует новому социальному заказу государства.

Принято считать, что модульное оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку всего из одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать что угодно. В большинстве других конструкторов детали разные, однако, с помощью бумаги можно освоить и такой принцип сборки сложных конструкций.

Отдельная бумажная деталь называется в этом случае модулем от латинского слова modulus – такт, ритм, мера, модуль). Модули могут быть одинаковыми и разными.

Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определённого набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок!

Процесс складывания фигурки из готовых модулей представляет собой увлекательную игру в бумажный конструктор, которую можно легко освоить и достаточно быстро начать фантазировать и собирать самостоятельные работы. Кроме того, готовые работы достаточно зрелищны и представляют собой прекрасный подарок к праздникам. Выбор темы складывания тоже достаточно широк: от плоских панно-картин до объёмных ваз, птиц, кукол, героев сказок и т.д.

У треугольного модуля есть ещё несколько достоинств. Попробую перечислить их:

1. Для его изготовления можно использовать уже отработавшую бумагу (черновики, журнальные страницы, каталоги и т.д.).

2. Помогает скрасить любое ожидание (им можно заниматься и в транспорте, и на перемене в школе, и в длинной очереди).

3. Развивает ребёнка даже во время просмотра телепередач (глаза смотрят, а руки делают, а значит, работают оба полушария головного мозга, развивается мелкая моторика и т.д.). При некотором навыке модуль можно делать практически на ощупь, чем он очень напоминает вязание.

4. Развивает усидчивость, внимание, фантазию, терпение и т.д.

5. С его помощью можно устраивать соревнования. Например, собрав всю семью у телевизора для просмотра интересного фильма можно устроить конкурс – кто больше соберёт модулей до конца передачи. Награда победителю, например, все собранные модули.

Этапы обучения детей технике модульного оригами

  • Первый этап - учим ребят складывать треугольный модуль
  • Второй этап обучения – это обучение тому, как соединять модули между собой
  • Третий этап – создание разнообразных поделок в технике модульное оригами.

Мастер класс для педагогов

«Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.

Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бумагой - модульное оригами, дать рекомендации по применению данной техники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение приёмом складывания и соединения треугольных модулей

Работу начинаем с того, что учим ребят складывать треугольный модуль.

Этот модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1: 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части.

Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53мм на74 мм.

Как сложить треугольный модуль оригами:

1. Сгибаем прямоугольник пополам.

2. Сгибаем и разгибаем, чтобы наметить линию середины.

3. Сгибаем края к середине.

4. Переворачиваем.

5. Поднимаем края вверх.

6. Загибаем уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разгибаем.

8. Снова складываем маленькие треугольники по намеченным линиям и поднимаем края вверх.

9. Сгибаем пополам.

   Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Второй этап обучения – это обучение тому, как соединять модули между собой

Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения:

Возьмите два модуля и вставьте кончики треугольников одного в кармашки другого так, чтобы протяжки обоих модулей были внизу. Этот способ пригодится для удлинения некоторых мелких деталей фигурок: ножек, крылышек и т.д.

Соединение получается прочным, и модули не требуется склеивать.

     Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. Сложенная из такого конструктора фигурка легко разбирается. Из таких деталей можно сложить много интересных фигурок.

Третий этап – создание разнообразных поделок в технике модульное оригами.

Сегодня я хочу показать Вам, как с помощью данной техники изготовить рыбку.

 Оригами модульное: «Рыбка».

Нам понадобится: 18 модулей одного цвета и 24 модуля другого цвета.

  1. Берём один красный модуль и нанизываем на него два желтых модуля.
  2. На два три.
  3. На три четыре нанизываем.
  4. Теперь берём пять красных модулей и нанизываем их на желтые.
  5. На пять шесть.
  6. Теперь уменьшаем, на красные нанизываем пять жёлтых,оставляя крайние уголки модуля.
  7. Нанизываем четыре желтых, оставляя крайние-это будут плавники.
  8. В этом ряду три модуля,в один паз вставляем два уголка модуля,в другой один уголок.
  9. Этот ряд состоит из двух модулей
  10. Один модуль,тело рыбки закончили,остался хвостик.
  11. В этом ряду тоже два модуля,они нанизываются на крайние уголки красных модулей, и на желтые уголки.
  12. Вот и готова рыбка, приклеиваем глаз.

Схема модульное оригами: «Рыбка»

1 ряд – 1 красный модуль

2 ряд – 2 жёлтых

3 ряд – 3 жёлтых

4 ряд – 4 жёлтых

5 ряд – 5 красных

6 ряд – 6 красных

7 ряд – 5 жёлтых

8 ряд -  4 жёлтых

9 ряд -  3 жёлтых

10 ряд – 2 жёлтых

11 ряд – 1 жёлтый

12 ряд – 1 красный

13 ряд – 2 красных

14 ряд – 3 красных


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Техника модульное оригами в работе с детьми» Власова О.Е.

Слайд 2

Оригами – это искусство складывать различные фигурки из бумаги. Модульное оригами – это искусство складывать трёхмерные фигурки Цель знакомства детей с модульным оригами: Формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Слайд 3

Задачи : Познакомить с основным приемом складывания базовой детали – модульного треугольника; Расширять словарный запас и кругозор детей посредством тематических бесед; Учить читать элементарные схемы; Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсорную моторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества. Использование технологии модульного оригами в работе с дошкольниками способствуют развитию данных интегративных качеств дошкольника. Помогают воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, что соответствует новому социальному заказу государства.

Слайд 4

Этапы обучения детей технике модульного оригами Первый этап - учим ребят складывать треугольный модуль Второй этап обучения – это обучение тому, как соединять модули между собой Третий этап – создание разнообразных поделок в технике модульное оригами.

Слайд 6

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»

Слайд 7

Цель: овладение методикой использования модульного оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бумагой - модульное оригами, дать рекомендации по применению данной техники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Алгоритм складывания треугольного модуля оригами: 1. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе. 2. Согни края к середине. 3.Переверни. 4. Сложи маленькие треугольники по намеченным линиям и подними края вверх. 5.Согни пополам. 6. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Слайд 9

Оригами модульное: «Рыбка». Нам понадобится: 18 модулей одного цвета и 24 модуля другого цвета. 1. Берём один красный модуль и нанизываем на него два желтых модуля. 2. На два три. 3. На три четыре нанизываем. 4. Теперь берём пять красных модулей и нанизываем их на желтые. 5. На пять шесть. 6. Теперь уменьшаем, на красные нанизываем пять жёлтых, оставляя крайние уголки модуля. 7. Нанизываем четыре желтых, оставляя крайние - это будут плавники. 8. В этом ряду три модуля, в один паз вставляем два уголка модуля, в другой один уголок. 9. Этот ряд состоит из двух модулей 10. Один модуль, тело рыбки закончили, остался хвостик. 11. В этом ряду тоже два модуля, они нанизываются на крайние уголки красных модулей, и на желтые уголки. 12. Вот и готова рыбка, приклеиваем глаз.

Слайд 10

Схема модульного оригами: «Рыбка» 1 ряд – 1 красный модуль 2 ряд – 2 жёлтых 3 ряд – 3 жёлтых 4 ряд – 4 жёлтых 5 ряд – 5 красных 6 ряд – 6 красных 7 ряд – 5 жёлтых 8 ряд - 4 жёлтых 9 ряд - 3 жёлтых 10 ряд – 2 жёлтых 11 ряд – 1 жёлтый 12 ряд – 1 красный 13 ряд – 2 красных 14 ряд – 3 красных

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "История искусства оригами"

Консультация "История искусства оригами"Слово "Оригами" - японское. В переводе оно означает - "сложенная бумага", а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных ком...

Консультация по истории оригами

Консультация по истории оригами....

Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

Консультация для родителей "Оригами для детей".

Советы для родителейОригами для детейЗначение оригами для развития ребёнка...

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»

Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Консультация для родителей " Оригами" видео оригами можно посмотреть в разделе Видео на странице сайта.

Видео изготовления "Оригами" можно посмотреть а разделе "Видео" на странице сайта....