Программа по дополнительному образованию "Проектоша"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ниськова Юлия Александровна

  Под влиянием современных требований мировых процессов глобализации, информатизации общества, перехода к инновационному сценарию развития страны на смену этой модели приходит другая,  деятельностная парадигма образования, ведущая цель которой – научить человека учиться, помочь ему стать субъектом собственного образования, способным определить, какое именно образование ему необходимо (соответствует его жизненным целям, сложившимся условиям, способностям и т.д.), получить это намеченное им образование и в течение своей жизни развивать его.

           Задачи программы

              1.      Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах                                               веществ, об основных физических явлениях.

 

2.      Развивать собственный познавательный опыт.

 

3.      Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами создания проекта,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop_obrazovaniyu.docx126.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 199

Рекомендовано

Методическим советом

Протокол №_________

«____»__________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Школа № 199

___________ В.В. Моисеева

«____»___________2016 г.

Дополнительная образовательная программа

“ПРОЕКТОША”

Направленность: познавательно-исследовательская

Уровень программы: ознакомительный

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: педагог дополнительного образования

Ниськова Юлия Александровна

Москва, 2016

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3.  Учебно-тематический план;

4.  Содержание изучаемого курса;

5.  Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

6. Список литературы.

2.Пояснительная записка

Актуальность

 Если вы внимательно посмотрите на жизнь современного — активного и ответственного — человека, то непременно заметите, как много в ней различных проектов! Например, выбрать профессию, найти место работы. Потом —  чтобы не потерять его —  необходимо постоянно повышать квалификацию, а чтобы «угнаться» за временем — повышать свой культурный уровень! Но для этого надо уметь проектировать события собственной жизни, выделять время и возможности — организовывать свой бюджет, проведение выходных дней, отпусков и т.д., и т.п.

Жизнь такого человека, который умеет разрабатывать и реализовывать собственные проекты значительно интересней, чем жизнь человека, «плывущего по волнам», положившегося на «волю судьбы». И, кроме того, значительно надежней: так, при изменении спроса и предложения на его специальность, он оказывается в состоянии получить дополнительные знания, освоить новую профессию.

Но для того, чтобы человек не боялся браться за собственные проекты и умел доводить их до завершения, необходимо, чтобы он уже с детства знакомился с культурой проектной деятельности и получал позитивный опыт реализации задуманного. Проектная деятельность является замечательной школой развития самостоятельности и инициативы ребенка, умения ставить перед собой личностно мотивированные задачи и добиваться желаемых результатов. Многолетний опыт педагогов, работающих в этом направлении, показал, что введение в проектную деятельность возможно уже с дошкольного возраста. Наблюдения за дошкольниками и младшими школьниками убедительно доказывают, что при умелом руководстве со стороны взрослых, они достаточно успешно осваивают культуру проектной деятельности. Характерно, что опыт «предыдущего успеха» вызывает у них активное нарастающее желание разрабатывать следующие проекты.

Свой большой вклад в развитие инициативности, самостоятельности и творчества детей вносит и исследовательская деятельность.  Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

3

Цель программы

  Под влиянием современных требований мировых процессов глобализации, информатизации общества, перехода к инновационному сценарию развития страны на смену этой модели приходит другая,  деятельностная парадигма образования, ведущая цель которой – научить человека учиться, помочь ему стать субъектом собственного образования, способным определить, какое именно образование ему необходимо (соответствует его жизненным целям, сложившимся условиям, способностям и т.д.), получить это намеченное им образование и в течение своей жизни развивать его.

           Задачи программы

  1.  Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

  1. Развивать собственный познавательный опыт.

  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами создания проекта,

Начинать решение задач приобщения детей к культуре проектной и исследовательской деятельности следует уже в детском саду, непрерывно продолжая этот процесс в начальной школе — в процессе пропедевтики этих видов деятельности.

Слово «пропедевтика» в переводе с греческого означает «предварительно обучаю»; в более широком смысле — это введение в науку, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме. С нашей точки зрения, подготовка к проектной и исследовательской деятельности воспитанников детского сада и начальной школы не может строиться на теоретическом изложении. Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности предусматривает введение ребенка в области проектирования и исследования, его погружение в культуру этих видов деятельности, активное участие в них, организованное на основе деятельностного содержания образования.

Проектирование и исследование представляют собой принципиально разные виды деятельности. Действительно, различается их целевая направленность, структура, определенные средства реализации. Широко признано, что исследование направлено на получение, бескорыстный поиск нового — ранее неизвестного — знания; оно индифферентно по отношению к последствиям: для исследователя часто не имеет значения, позитивным или негативным будет эффект получения этого знания. Проектирование стремится к достижению качественно нового практического результата («продукта»), который помогает по-новому, не традиционно, решать существующие проблемы, способствует улучшению сложившейся ситуации. Для результата проекта характерно, что он кем-то востребован (именно эта востребованность позволяет считать выполненную работу «продуктом»). Тем не менее, и исследование, и проектирование — это творческие процессы, которые, в первую очередь, характеризуются новизной, неопределенностью результата. В случае исследования — это новизна полученного знания, в случае проектирования — новизна задачи, стоящей перед проектировщиком, и не традиционность найденных им способов ее решения. Рефлексивный анализ деятельности и в том, и в другом случае помогает понять, почему ее замысел расходится с результатом: почему не удалось найти искомое знание в случае исследования, почему полученный результат реализации проекта расходится с тем, который замышлялся.

Различается методологическая культура двух этих типов деятельности — проектной и исследовательской. Структура проведения исследования включает: видение проблемы исследования и постановку цели, построение гипотез, отыскание способов их проверки, разработку плана и ее осуществление, анализ результатов, умозаключения и выводы, рефлексия проделанного, определение сфер и границ применения результатов исследования.

4

Принципиальная структура осуществления проектной деятельности (разработанная Н.Г. Алексеевым) предусматривает следующее:

Замысел — Реализация — Рефлексия.

При этом разработке замысла проекта, как правило, предшествует анализ ситуации, выявление проблем, требующих решения, и причин появления этих проблем.

Таким образом, у исследования и проектирования есть много общего: обоим этим видам деятельности присущи анализ ситуации и полученных результатов, проблематизация, целеполагание, планирование, контроль и коррекция действий, рефлексия оснований деятельности (собственных ценностей, целейвозможностей их достижения), средств и способов ее осуществления, результатов и последствий, а также процессов и результатов сопутствующих ей коммуникаций. Кроме того, исследовательскую и проектную деятельность объединяет то, что реализация и той, и другой требует от ее субъекта умений находить, анализировать, обобщать и интерпретировать нужную информацию, преобразовывать и представлять ее (в частности, в ходе презентаций полученных результатов).

Осуществление перечисленных процедур реализации как проектной, так и исследовательской деятельности, требует развития соответствующих детских способностей и компетенций. Именно на поиск и создание этих условий, необходимых для такого развития, направлены действия педагогов по осуществлению пропедевтики проектной и исследовательской деятельности в детском саду и в начальной школе.

Кратко поясним суть приведенных характеристик (заметим, что эти характеристики не претендуют на исчерпывающую полноту определения субъекта, но являются его необходимыми атрибутами):

1)   Идентичность - это «внутреннее ощущение тождества с самим собой и с частью окружающего мира» (Э. Эриксон). Человек, пытающийся найти собственную идентичность, ищет ответ на вопросы: «Кто я, с кем и куда я иду?».

2) Автономия. Основная суть автономии как проявления субъектности кратко может быть выражена такими словами: «Я – как субъект – поступаю по закону, полагаемому мною» (ср. с изречением И. Канта: «Я – как этический субъект – поступаю по закону, полагаемому мною»). Автономия предполагает не подражание уже известным способам, действиям, поступкам, «проторенным дорогам», а поиск своих, создание «собственных законов», по которым следует жить и действовать.

3) Рефлективность (от лат. reflexio – обращение назад) рассматривается как родовая способность человека, которая проявляется в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Рефлективность, являясь непременным атрибутом субъектности, пронизывает все ее характеристики. Мы выделяем:

  • Рефлективность по отношению к собственному сознанию, самоопределению и его основаниям — к определению собственной позиции.
  • Рефлективность по отношению к собственной деятельности и мышлению —  их основаниям, средствам и способам.

Эти три характеристики описывают позицию субъекта по отношению к той или иной деятельности, к собственной жизни в целом. Для описания деятельности субъекта, в основе которой лежит его позиция, мы пользуемся еще двумя характеристиками, а именно:

5

4)  Активность.

Для характеристики позиционной деятельности субъекта среди множества типов активности мы особо выделяем целевую активность как человеческое качество, которое предполагает совпадение целей, ценностей, продуктов и результатов деятельности ее носителя. Помимо целевой активности, для характеристики субъекта большое значение имеет неадаптивная активность, которая понимается как стремление индивида выйти за пределы достигнутого, устремленность к неизвестному, не освоенному, не постигнутому (см.: Петровский В.А ).

5) Объективная обусловленность действий (культурная, социальная и природная).

Эта характеристика означает, что, осуществляя любую деятельность, субъект должен учитывать законы природы и общества, действующие на данном этапе развития человеческой культуры, т.е. его деятельность должна быть культуросообразна, социо-сообразна и природосообразна.

Подводя итог сказанному, хотим подчеркнуть, что пропедевтику детской проектной и исследовательской деятельности на начальном этапе образования целесообразно проводить как интегрированный процесс, предусматривающий:

  • введение детей в культуру исследовательской деятельности;
  • введение детей в культуру проектной деятельности;
  • развитие субъектности детей — их субъектной позиции, субъектной деятельности и опыта — по отношению к исследованию и проектированию;

Для выполнения этих задач надо организовать целый ряд процессов, в которые, в частности, входят следующие:

  • Создание детско-взрослой общности (включающей детско-педагогическую, педагогико-родительскую, детско-родительскую, детскую).

Для этого педагогу необходимо понимать детей и устанавливать контакт с ними, уметь общаться с ними «на равных»; в то же время, отталкиваясь от детских интересов и возможностей, он расширяет их зону ближайшего развития, поддерживая при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. 

  • Выявление, поддержка, развитие и расширение интересов детей.

Для этого, в частности, педагогу надо уметь подбирать содержание образования, близкое и интересное детям, расширяющее их кругозор, выбирать интересующие их виды деятельности. Это поможет детям убедиться в том, что мир вокруг интересен, достоин познания и исследования, и может стать еще лучше в результате разумного преобразования — благодаря новому проекту. Давая детям возможность «заражаться» интересами окружающих, их замыслами, важно создавать условия, при которых они могут оставаться самими собой, идти своим путем.

  • Развитие универсальных способностей детей, необходимых для осуществления проектной и исследовательской деятельности: рефлексивных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
  • Освоение детьми средств и способов проектной и исследовательской деятельности.
  • Знакомство, проживание, осмысление детьми таких общечеловеческих ценностей, как добро, истина, свобода, любовь, красота, выбор, творчество, польза и т.д.

6

  • Предоставление детям возможностей задумывать и осуществлять разнообразные проекты и исследования по собственной инициативе, как можно более самостоятельно.

При этом важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего проекта (исследования) другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию (складывалось ощущение, что собственный проект или исследование — это само по себе интересно).

  • Развитие педагогом собственных представлений о культуре проектной и исследовательской деятельности, способах развития субъектности, а также постоянный анализ и рефлексия собственной профессиональной деятельности по осуществлению пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности.

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет. 

Срок усвоения:

в старшей и подготовительной к школе группах – 32 занятия в год.

Формы и режим занятий: групповая (8 человек в группе); 1 раз в неделю продолжительностью не более 40 минут

Ожидаемые результаты: дети будут уметь видеть проблемы и ставить цели для ее решения, выстраивать гипотезы, искать способы их проверки, разрабатывать план и работать над его осуществлением, анализировать результаты, умозаключения и выводы, рефлексировать проделанное.

7

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Реализация содержания программы

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  • непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области

«Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);

  • совместная деятельность взрослого и детей: трудовая и игровая деятельность и др.;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Основной формой детской деятельности являются мини-проекты. В процессе составления плана все дети принимают активное участие, находят пути решения проблемных ситуаций.

8

Формы работы с детьми:

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками   строится   в   направлении   личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельную поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

9

                                           4. Перспективное планирование по образовательной области

                                           «Познавательное развитие»

 

п/п

Название темы

Возрастная группа

Старшая

Подготовительная

Итого

1

Вводное занятие (диагностика)

1

1

2

2

Кошка-красавица

3

3

6

3

Рисование цветным песком

1

1

2

4

матрешка папье-маше

1

1

2

5

Тарелка папье-маше

2

2

2

6

Валяние петушка

4

4

8

7

Снеговик

1

1

2

8

Елочка красавица

1

1

2

9

Цветок из салфеток

2

2

4

10

Диагностика за полугодие

1

1

2

11

Забавные пингвины

2

2

4

12

Картина из пластилина с биссером

2

2

4

13

Создание сказочных героев  (лепка)

2

2

4

14

Чашка и блюдце из макарон

2

2

4

15

Веселые человечки

2

2

4

16

Коврик под горячее

1

1

2

17

Украшение коврика

1

1

2

18

Мастер- класс(картина из фасоли и кофе)

2

2

4

19

Диагностика за год

1

1

2

21

-

22

-

23

-

24

-

Всего занятий в год

32

32

64

4.1. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие

октябрь

1 занятие

вводное

Провести диагностику детей. Разбить на 2группы с учетом возрастных особенностей.

2 занятие

Рисование цветным песком

Научить поэтапно выполнять задание, используя план работы. Воспитывать интерес к занятиям. Развивать чувство цвета, композиции

3 занятие

Кошка из шпагата

Учить детей определять этапы работы и самостоятельно записывать схемы. Развивать воображение. мелкую моторику.

4 занятие

Голова и хвост . соединение деталей

Учить детей определять этапы работы и самостоятельно записывать схемы. Развивать воображение. мелкую моторику.

                                Ноябрь

1занятие

Украшение кошки

Развивать эстетический вкус, чувство цвета .формы. учить составлять красивую композицию

2 занятие

Папье-маше – знакомство с техникой.

матрешка

Познакомить детей с новой техникой папье-маше. Создать коллективную работу. Учить создавать план работы. Записывать его схемой.

3 занятие

Тарелка папье-маше.

Учить детей выкладывать определенное количество слоёв бумаги, чередуя один слой с другим. Воспитывать интерес к новой технике.

4 занятие

Роспись тарелки.

Роспись тарелки по желанию детей в свободном стиле.

Декабрь

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Знакомство с техникой валяния.

Познакомить детей с техникой сухого валяния и научить валять при помощи иглы овалы, шарики и плоские детали. Составить схему работы, развивать чувство цвета ритма композиции.

4 занятие

 Игрушка – снеговик.

Учить детей из подручных материалов изготавливать игрушки. Декорировать их в свободном стиле, выбирая любые материалы. Развивать чувство цвета композиции.

Январь

1 занятие

Елочка -красавица

Учить детей складывать бумагу. Соединять детали для коллективной работы. Украшать новогоднюю елку, использую подручный материал.

2 занятие

3 занятие

Цветок из салфеток

Учить детей создавать коллективную работу. Создавать план работы. Записывать его схемой.

                                                                                                                  Февраль

1занятие

Диагностика за полугодие

 Провести срез знаний по проделанной работе . Проверить усвоение материала.

2 занятие

Забавные пингвины

Учить детей делать игрушку из бросового материала. Соединять детали соблюдая условия плана

3 занятие

Забавные пингвины

Учить детей работать с акриловыми красками. Расписывать игрушку по схеме.

4 занятие

Лепка сказочных героев

Учить детей создавать сюжетную композицию. Использовать проволоку для укрепления деталей. Работать по плану. Отмечать проделанную работу

Март

1занятие

2 занятие

Поделка из пластилина с бисером

Учить делать налеп на картину. Развивать чувство цвета и композиции. Соблюдать этапы выполнения плана. Анализировать проделанную работу. Учить детей украшать картину бисером

3 занятие

Поделки из макарон

Учить расписывать посуду из макарон.

4 занятие

Поделки из макарон

Показать новую технику работы. Учить акккуратно  выполнять работу. Соблюдать условия плана работы . учить самостоятельно рисовать схемы плана , Учить детей контролировать проделанную работу.

Апрель

1занятие

Чашка и блюдце из макарон

Учить самостоятельно выполнять работу . развивать чувство ритма и цвета . развивать воображение у детей.

2 занятие

3 занятие

Веселые человечки

Учить детей скручивая проволоку создавать фигуру человека . изготавливать предметы одежды из ткани .выполнять работу опираясь на план

4занятие

Плетение коврика под горячее

Учить создавать коврик из шпагата переплетая нити . Выполнять работу опираясь на план

Май

1 занятие

Подставка под горячее. Украшение коврика

Учить декорировать коврик из шпагата божьими коровками. Развивать чувство ритма и композиции. Выполнять работу опираясь на план

2 занятие

3 занятие

Картина из зерен кофе и фасоли

Учить детей создавать композицию. Обводить трафареты. Готовить заготовку для картины. Составлять план работы, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к занятиям

4 занятие

Диагностика за год

Провести срез знаний по проделанной работе . Проверить усвоение материала.

4.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В процессе работы по программе используются только элементарные задания. Их элементарность заключается:

  • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

  • в процессе не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

  • при организации проектной деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При создании проектов необходимо придерживаться   следующей структуры:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проверка гипотез, предположений.
  4. Фиксация результата.
  5. Обсуждение увиденных полученных результатов.
  6. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования. Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует и от педагогов индивидуальных оригинальных подходов, находок и решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетентности, а с другой стороны, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников. А также метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребенка:

  • умение работать в коллективе;

  • умение подчинять свой темперамент интересам общего дела;

  • учиться решать проблемы, договариваясь друг с другом;

  • учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, развивая свою самооценку.

Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые строятся на основе «со–деятельности», «со–творчества».

Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально.

Познавательная ценность проектов заключается в том, что дети приобретают определенный объем знаний; Родители с интересом участвуют в проектировании, самостоятельно организуют мастер-классы, экскурсии, родительские встречи. При положительном эмоциональном контакте ребенок будет развиваться полноценной творческой личностью.

Если ребенок не будет получать положительного подтверждения значимости его действий, его труда в семье, воспитатель не сможет добиться желаемого результата.

Поэтому очень важно донести до родителей значимость педагогического проектирования и образовательного процесса в целом, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

13

4.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

  • Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
  • Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
  • Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
  • Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.
  • Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
  • Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».
  • Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.
  • Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.
  • Принять участие  в конкурсе «Я исследователь».

Проектная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Система  взаимодействия  с родителями в данном направлении включает:

  • проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
  • проведение совместных досугов, мастер-классов, семинаров-практикумов;
  • участие родителей в совместных детско-взрослых проектах ;
  • участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.

14

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

5.1. Материально-техническое обеспечение для реализации данной программы необходимо:

Компонент

дидактический

Компонент оборудования

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Книги познавательного характера Тематические альбомы.

Коллекции.

Мини-музей (тематика различна)

1. Иглы для валяния – 10 шт.

2. Коврик для валяния – 10 шт.

3. Сетка для валяния – 10 шт.

4. Влажные салфетки – 2 уп.

5. Салфетки цветные:

Зеленые – 10 шт.

Красные – 20 шт.

6. Акриловые краски – 1 уп.

7. Клей-пистолет – 1 шт.

8. Мешковина – 2 м.

9. Белые носки – 10 пар.

10. Разноцветные пуговицы.

11. Бисер.

12. Пластилин.

13. Губки для посуды – 10 шт.

14. Фетр красный - 50 см.

15. Разноцветные атласные ленты.

16. Тонкая проволока – 10 м. (лепка)

17. Проволока средней толщины

18. Шерсть для валяния:

Желтая – 2 уп.

Красная – 3 уп.

Черная – 1 уп.

19. Рис, фасоль, макароны.

20. Краска серебряная, аэрозольная.

21. Пленка для пищевых продуктов.

Природный материал: камни, ракушки, спил и  листья  деревьев, мох, семена и др..

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Требования к оформлению и содержанию центра проектной деятельности

Оборудование:

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.).

Технические материалы (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.).

Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Карточки – схемы проведения на плотной бумаге. Дневник проектов с зарисовкой этапов работы.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

15

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка.

Желательно чтобы центр детского проектирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием проектного центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре проектирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

16

6.Методическое обеспечение

  1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов

  • детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

3..Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

            4.Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО

«Метода», 2014 – 144 с.

       5.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.

             6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Прочитать об этом можно здесь  (Статья Клариной Л.М. Детская проектная деятельность//Игра и дети, 2006, № 4, с. 2 – 5).

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...