«Детское конструирование как средство развития творческого воображения»
статья по конструированию, ручному труду

Конструирование есть продуктивная деятельность, которая отвечает потребностям и интересам ребёнка в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Детское конструирование как средство развития творческого воображения»

Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.

Смоленск 2017

Конструирование есть продуктивная деятельность, которая отвечает потребностям и интересам ребёнка в дошкольном детстве.

Как считает, Л. А. Парамонова конструирование - есть создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение разнообразных отдельных предметов, элементов, частей. Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создаётся нечто новое для ребёнка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Вопрос развития конструктивной деятельности дошкольников рассматривали: Л. А. Венгер, В. С. Мухина,  Г. А. Урунтаева, Поддъяков, А. Н. Давидчук, Г.А. Урадовских, В. Г. Нечаева, Л. В. Куцакова, Л. А. Парамонова.

В детском возрасте конструирование представляет собой вид деятельности, в котором дети дошкольного возраста могут создавать разнообразные поделки из большого многообразия материалов: пластилин, бумага, конструктор и природный материал.

Конструирование всецело охватывает интересы детей, их возможности и способности, так как является исключительно детским видом деятельности. В процессе творческой деятельности происходит удовлетворение познавательной активности ребёнка, развивается его изобретательность, фантазия. В процессе такой деятельности развиваются образное мышление, образные представления, воображение.

При обучении детей дошкольного возраста конструктивной деятельности используются конструкторы, строительный материал, бумага, природные и бросовые материалы. От вида материала зависит и вид конструирования:

- конструирование из природного материала;

- конструирование из строительного материала;

- конструирование из бумаги.

Строительный материал представляет собой набор различных геометрических тел (цилиндр, куб, призма, шар), который делится на крупный и мелкий (настольный). Во время занятий материала всегда должно быть больше, чем может потребоваться для данной постройки, для приучения детей к отбору только необходимых деталей, соответствующих их замыслу.

При организации детской конструктивной деятельности из строительных материалов, используются  различные мелкие игрушки, которые изображают людей, животных, транспорт, растения. Это делает процесс конструирования более целенаправленным и осмысленным, и содействует дальнейшему формированию игровой деятельности детей.

Конструирование из деталей конструктора зачастую носит репродуктивный характер. Чаще он используется в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе сборки различных моделей по схемам и рисункам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера.

Трёхчастная система развития творческого конструирования:

1 этап: создание деятельности по широкому самостоятельному детскому экспериментированию с новым материалом;

2 этап: решение детьми проблемных задач двух типов: на формирование воображения и на развитие обобщенных способов конструирования, которые предполагают применение экспериментирования с новейшим материалом в новых условиях;

3 этап: конструктивная деятельность по личному замыслу детей [9, c.112].

Данные этапы развития конструкторского творчества находятся в тесной взаимосвязи.

Происходит взаимообогащение, когда каждый предыдущий создаёт платформу для удачного протекания последующего.

На современном этапе становления теории и практики детского конструктивного творчества особенное значение приобретает обеспечение условиями с целью реализации детьми собственных замыслов при работе с бумагой.

Конструируя из бумаги дошкольники могут взглянуть с иной точки зрения на обыкновенный лист бумаги, увидеть в нем значительные возможности для осуществления своих замыслов, что в свою очередь является существенным для его развития как личности.

Обучение конструированию из бумаги базируется только на подражательной основе - используются образцы, показ и детальное объяснение процесса изготовления каждой поделки.

Этапы обучения детей:

1 этап: показ способов конструирования отдельно от практической деятельности конкретного характера и, только затем, введение их в процесс изготовления всевозможных игрушек;

2 этап: постановка задачи проблемного характера, которая требует соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), обеспечивающая их обобщение;

3 этап: самостоятельное конструирование по замыслу.

Этот вид обучения построен по принципу «от общего к частному», что обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осмысление способов конструирования как средств изготовления различных интересных и новых игрушек и поделок.

Конструирование из природного материала, так же строится на подражательной основе. Изначально, происходит процесс обучения воспроизводить образцы, которые отражают главным образом, структуру фигуры, что, прежде всего, характерно для технического конструирования, а также творить конкретные поделки из конкретного природного материала: ослик - из желудей; закладка - из бересты. В основе формирования творческого воображения в процессе конструирования из природного материала лежит овладение обобщёнными приёмами и способами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.

Этапы обучения конструированию из природного материала:

1 этап (основополагающий): обучение детей анализу природного материала (отбор корней, веток, сучков, по форме что-то напоминающие) как основе для получения различных образов способом «опредмечивания». Именно в недрах этого способа зарождается другой - способ «включения».

2 этап: решение проблемной задачи на построение образов путем «опредмечивания» и «включения».

3 этап: организация сюжетного конструирования с целью расширения тематики детских поделок.

Оригинальность конструирования из природных материалов состоит в том, что из нескольких разрозненных на первый взгляд не нужных предметов создаются объёмные, яркие, интересные поделки. Несмотря на всю привлекательность, конструирование из различных материалов является самым сложным видом этой деятельности, предполагающее наличие у ребят хорошо развитых пространственных представлений.

Компоненты развития творческого конструирования:

- самостоятельность детского экспериментирования с новым материалом;

- развитие образного мышления и воображения;

- формирование обобщённых способов деятельности.

Л. А. Парамонова выделяет два вида конструирования:

- техническое

- художественное.

Техническое конструирование предполагает работу ребёнка с деталями конструктора, строительным материалом. Данный вид деятельности опирается на метод ассоциаций, которой дошкольник способен применить к своей работе. Техническое конструирование связано с игровой деятельностью, способствующей определённому развитию сюжета. Ребёнок продумывает свой сюжет, планирует деятельность. Конструирование и игра представляют собой единое целое. Конструирование из деталей конструкторов, имеющих различные способы крепления (штифты, пазы, гайки и др.), как и конструирование из строительного материала, можно отнести к техническому типу конструирования, нежели к художественному.

Художественное конструирование - деятельность ребёнка с бумагой и природным материалом. При таком виде деятельности дети дошкольного возраста способны передавать своё личное отношение к образу героя, его характеру, используя всевозможные формы предмета, цветовые гаммы.

Вопросы художественного конструирования нашли отражение в исследованиях Г. Урадовских, раскрывающей цель художественного конструирования - развитие у детей творческих способностей с помощью применения в конструировании действий с символическими средствами.

К художественному типу конструирования относится и конструирование из различных материалов, в связи с тем, что дети в основном создают художественно-эстетический продукт: поделки для украшения интерьера, сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных).

Л. А. Парамонова отмечает, что при любом виде конструирования выделяют два основных этапа:

1. Рождение замысла.

2. Исполнение замысла.

Данные этапы взаимосвязаны.

Первый этап: в качестве замысла выступает окружающая среда со всем её разнообразием: палитрой красок, природным и предметным миром, художественной составляющей.

Второй этап моделирование строится на основе уже готовых объектов или предметов. Постепенно деятельность ребёнка обогащается новым содержанием, способами деятельности и как результат этого, появление новейших образов. Это приводит к развитию мышления и воображения, позитивно воздействует на собственно конструктивную деятельность. Ребёнок в силах самостоятельно оперировать образами в пространстве и легко их перестраивать.

Формы конструирования:

- Конструирование по образцу - подразумевающее обеспечение передачи знаний в готовом виде, то есть подражание или обучение с помощью образца. В качестве образца могут служить фото, рисунки и др. В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, которые являются необходимым условием для успешного осуществления конструирования по условиям. Значительную роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

- Конструирование по модели. В качестве образца выступает модель, в которой составляющие ее части, являются недоступными ребенку, то есть скрытыми, где существует задача, но отсутствует способ решения. Такой вид конструирования позволяет развивать у детей дошкольного возраста образное и аналитическое мышление.

- Конструирование по условиям. Без применения образца, фото или рисунка, а также способов воспроизведения объекта, дошкольнику необходимо создать какую-либо конструкцию по заданному условию, подчёркивая её практическое назначение. Причём условие или сама задача, которая поставлена перед ребёнком, должна носить проблемный характер. У ребёнка происходит становление умения анализировать задачу, а уже впоследствии анализа выстраивать собственную деятельность. Но, по мнению исследователей Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой такая форма конструирования будет успешной в работе, только в том случае, если ребёнок уже владеет конструированием по образцу.

В результате конструирования по условиям развиваются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий. Это в свою очередь, существенно обогащает представления ребят дошкольного возраста об этих объектах: вскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В процессе обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям, старшие дошкольники овладевают умением выстраивать свою деятельность довольно сложной иерархической структуры. Всё это ведет к обеспечению возможности детей конструировать по собственному замыслу, где они самостоятельно определяют требования, тему конструкции, и находят варианты её создания.

- Конструирование по простейшим схемам и чертежам. Данная форма конструирования носит моделирующий характер деятельности. Ребёнка учат строить простейшие схемы-чертежи построек, а впоследствии по ним создавать свои конструкции. Для ребенка 5-6 лет, конструирование по простейшим схемам и чертежам является еще достаточно сложной. Изначально дошкольника нужно обучить навыкам построения таких схем- чертежей.

- Конструирование по замыслу - выступает как творческий процесс, где ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность. Это становится возможным, если у детей достаточно сформированы обобщённые представления о конструируемом объекте (владение обобщенными формами конструирования, умение искать новые формы конструирования).

-  Конструирование по теме - на основании общей темы конструкции («Животные леса», «Детская площадка») ребята самостоятельно выбирают материал, обдумывают способ выполнения и воплощают его в виде постройки.

- Каркасное конструирование - в основе каркас - центральная часть постройки, с помощью которой ребёнок «дорисовывает», додумывает будущие детали конструкции.

Для младших дошкольников (3-5 лет) наиболее приемлемым является конструирование по образцам, которые представлены в виде системы понемногу усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразование в соответствии с определёнными условиями, заданными как вербально, так и через предметы.

В обучении старших дошкольников (5-7 лет) используются все основные формы конструирования в надлежащей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по собственному замыслу.

Старшие дошкольники в состоянии самостоятельного нахождения необходимых решений; дети же младшего дошкольного возраста способны выбирать из имеющихся у них способов наиболее применимый и с успехом его используют в решении для них новых задач.

При переходе к каждой новой форме, не отменяются прежние формы: во-первых, основываются на них а, во-вторых, способствуют дальнейшему формированию последних. Каждая из перечисленных форм оказывает положительное влияние и является основой творческого воображения.

Условия обучения конструированию:

- профессионализм педагога с точки зрения творческой личности, которая не будет следовать жёстко регламентированной и подражательной основе обучения.

- предоставление детям обширного спектра различных материалов и возможности использования их по своему собственному усмотрению не только в процессе обучающих занятий, но и в самостоятельной деятельности (изготовление панно, поделок и др.).

В каждой группе должно быть достаточное количество разного конструкторского материала: конструкторы, наборы строительных деталей и др. Целесообразно заранее предусмотреть время и место для организации конструирования на участке детского сада с использованием различных материалов (камней, бревен, крупных модульных блоков, картонных коробок, песка).

Исходя из вышесказанного, детская конструктивная деятельность даёт возможность использовать свойства объектов обнаруженных ими самостоятельно, побуждать к изучению этих объектов. Предметно - развивающая среда, важным этапом которой является конструирование, позволяет ребятам индивидуально создавать пространственно-игровую среду как целостную исследовательскую деятельность с творческой компонентой.

В процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного возраста развивается универсальная способность к построению любой значимой для ребёнка деятельности (речевой, изобразительной, игровой).

Несмотря не значительные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов проблема изучения творческого воображения, остаётся достаточно актуальной.

Творческое воображение выступает как процесс преобразования впечатлений и манипулирования образами, наглядными впечатлениями, универсальный психический процесс, которое входит в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества. Воображение во многом зависит от желаний и потребностей личности и её мотивов, вплетается практически во все познавательные процессы.

Наиболее существенным становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, как сензитивного периода развития. Успешное становление воображения происходит в игре, а также в тех видах предметно - практической деятельности, где ребёнок начинает «воображать», «сочинять» сочетая реальное с воображаемым.

Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает его изобретательность, фантазию. В процессе такой деятельности развиваются образное мышление, образные представления, воображение.

В работе по развитию творческого воображения детей, необходимо использование различных методов и форм в комплексе и их умелое сочетание между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования, обусловливается возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, решаемые воспитателем.

Список литературы:

1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у

дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – М. :Владос, 2013. – 296 с.

2. Бурачевская О. В. Формирование пространственных

представлений у детей дошкольного возраста посредством

конструирования [Текст] / О.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной

педагогики. – 2015. – №2. – С. 55-57.

3. Венгер Л. А. Путь к развитию творчества [Текст] / Л.А. Венгер //

Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 32–38.

4. Веракса Н. Е. Диалектика развивающегося познания: мышление

и воображения ребенка-дошкольника [Текст] / Н.Е. Веракса // Вестник

Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. –

№20. – С. 37-62.

5. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития

конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] /

В. Г. Гоголева. – СПб. : Детство-пресс, 2010. – 56 с.

6. Григорьева О. А. Особенности развития творческого

воображения старших дошкольников [Текст] / О.А. Григорьева // Молодой

ученый. – 2014. – №20.– С. 568-569.

7. Давидчук А. Н. Развитие у детей конструктивного творчества.

[Текст] / А. Н. Давидчук. – М., 2010. – 218 с.

8. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги [Текст] / Г. И. Долженко.

– Ярославль. : Академия Развития, 2011. – 144 с.

9. Долженко Г. И. Поделки из бумаги и оригами [Текст]

Г. И. Долженко. – Ярославль. : Академия Развития, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения.

Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, раскрыть свои творческие способности....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"

Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития  творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта работы по проекту: «Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»

   Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольст...

Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта....

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения дошкольников .

Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения старших дошкольников 6-7 лет в ДОУ...

Конструирование и театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у дошкольников

В статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте, дается характеристика конструктивной деятельности, театрализованной деятельности, обозначаются условия ...