Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Соколова Наталья Викторовна

Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития  творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_sokolovoy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Ручной труд как средство развития

творческого   воображения у  детей  младшего  дошкольного возраста

                                                    Истоки творческих способностей  и

                                           дарований детей - на кончиках их пальцев.

                                                                            (В.А.Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Дети от природы наделены яркими способностями. Однако,  к сожалению,   мы не всегда уделяем достаточного  внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этим у нас  возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания -  самосознание. И все эти «само», конечно,  немыслимы без творческой активности, которые развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает при этом целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от своего  полученного результата.

Мы раскроем систему работы  с детьми 4 – 5 лет на занятиях ручным трудом и в свободной деятельности. Содержание образовательной области «Художественное творчество»  спроектировано на основе интеграции  эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлено на глубокое освоение  традиций народной кльтуры.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

Ручной труд – это орудийная деятельность, в которой ребёнок использует конкретные орудия  - вырезает ножницами, делает надрезы, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстия дыроколом или палочкой, трубочкой.

Задачами развития  являются:

1) развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2) развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений;

3) воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

В процессе работы по темам  можно заниматься  по нескольким направлениям.

Первое направление – тесто-пластика. Тесто -  это очень пластичный материал для лепки разных фигур, он нежный, мягкий, не пачкает рук. Дети учатся замешивать тесто. На этих занятиях дети узнают, что из теста можно не только приготовить пищу, но и сделать различные игрушки и украшения для оформления групп, атрибуты для игр.  Можно выполнять  такие работы: «Мыши», «Ежи», «Гусеницы», «Новогодние игрушки», «Сердечки», «Солнышко на ножках», «Калачи из печи»,  «Жаворонки – веснянки»  и другие.

Второе направление – работа с природным материалом. Использовали пластилин, шишки, желуди. Эти занятия требуют  от детей осторожности, терпения, аккуратности.  Можно делать такие работы, как «Осенние картины», «Чудо – дерево».                                                                    

Третье направление – работа с нитками. Дети учатся  вдевать нитку  в иголку, выполнять аппликацию из мелконарезанных нитей «Собачка», «Кошечка».  Можно делать  поделку из помпонов «Домовенок Кузька», «Тряпичная кукла».

Четвертое направление – пластилинография.  Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать,  а  «пластилин»  подразумевает материал,  при помощи которого осуществляется исполнение замысла.  Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Это можно использовать при выполнении  таких работ: «Совушка – сова»,  «Полевые цветы», «Подсвечник «Снеговик», «Вкусное угощенье для игрушек».

         Пятое направление – работа из гофрированной цветной бумаги. Это тонкая цветная бумага, которая  тянется, меняется, рвется, скручивается ножницами. Выполняются  следующие работы: «Валентинки»,  «Весенние цветы»,  «Цветущая яблоня», «Флажки такие разные».

Шестое направление -  работа с бумагой в нетрадиционной технике - квилинг.   Эта работа оказывается  более сложной и трудоемкой и требует  от детей определенных навыков и умений, мы используем только элементы данной техники. Работы получались очень интересные, красочные, яркие, от чего дети получали удовлетворение. Эту технику можно использовать на следующих занятиях: «Весенняя открытка с сюрпризом», «Закладки для любимых книжек», «Цветные мячики».

Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Вераксы, а также систему обучения  А.А.Грибовской  «Коллективное творчество дошкольников», пособиями   Н.В.Дубровской «Аппликация из гофрированной бумаги», Н.Р.Макаровой  «Секреты бумажного листа»,  И.В.Гусевой  «Игрушки из соленого теста», Г.Н.Давыдовой  «Пластилинография»,  можно  понять, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни. 

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считается, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников  дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного  возраста»....

Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения, посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами детскими...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...