"Бусография, как средство развития мелкой моторики рук"
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дрондина Наталья Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Пальчиковая гимнастика — это один из видов  здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.

Детские сады стараются активно внедрять в свою работу инновационные технологии, которые направлены на выполнение государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании. Поэтому главной задачей воспитателей стало выбрать эффективные методы и приёмы работы с детьми, необходимые для разностороннего развития личности ребёнка-дошкольника.

В нашей группе мы пробуем  внедрять  методику «Бусоград».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук и  развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка.

Эта необычная  методика позволяет  развивать речь ребёнка простым способом. Это авторская методика педагога Майи Ивановны Родиной. Её методическое пособие «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» просто уникально!

В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

На что влияет развитие мелкой моторики:           

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Средства развития мелкой моторики:            

Работа с бумагой( оригами, плетение ,аппликация)

Массаж кистей рук и пальцев

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками

Графические упражнения, штриховка

Пальчиковая гимнастика

Рисование и раскрашивания

Вырезание ножницами

Игры с конструктором и мозайкой

Игры с веревочкой ,шнуровки

Игры с пластилином

Средства развития мелкой моторики:              

Пластилин, крупа, бусы, пуговоицы, крышки, природный материал,куклы, шнурки, песок, прищепки, краски

ЦЕЛЬ:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к школе.

Методика «Бусоград» развивает мелкую моторику, закрепляет навыки пространственной ориентировки, сенсорных эталонов; она помогает развивать память, речь, воображение, мышление и так далее. В этой методике пять ступеней:

  • от 2 до 3 лет;
  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 6 лет;
  • от 6 до 7 лет.

Для каждого возраста разработаны специальные упражнения и игры на закрепление.

Сначала каждому ребёнку надо дать в руки бусы, чтобы он мог поиграть с ними, потрогать их, почувствовать их структуру, а потом все вместе дети отправляются в загадочный город «Бусоград», где вместе с феей Бусинкой выполняют различные задания и играют в занимательные игры.

В результате такой совместной работы педагог видит, как интересуются детки, как внимательно и сосредоточенно они выкладывают картины из бус, повторяя их цвет, форму и структуру, какое получают от этого огромное наслаждение и удовлетворение!

Это очень интересное и полезное занятие. Вспомните, как в детстве вы просили бусы у мамы и бабушки и с удовольствием с ними играли. А теперь создана целая методика, позволяющая получать определённые знания, играя с бусами – эстетически красивым и очень простым и доступным пособием.

Принцип техники бусография заключается в создании различных линий, дорожек, героев сказок, предметов по  лексической теме, букв русского алфавита, геометрических фигур. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, подвижность артикуляционного аппарата.

Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Бусографией дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с бусами: массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету и т.д.

Дети знакомятся с различными бусинками в следующей последовательности:

- Берут в руки (бусы), внимательно их осматривают и исследуют. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами бус, связанными с материалами, из которых они сделаны (резиновые, деревянные, пластмассовые); учатся различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный); определяют величину предмета.

Развивают тактильные ощущения, которые в свою очередь являются мощной импульсацией в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. В старшем возрасте используется алгоритм действия, то есть этапы выполнения. В бусографии, как и в военном деле, есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности, как первой, так и второй.

Каждое игровое упражнение содержит не только практические задачи, но и коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Каждое игровое упражнение сопровождают фотографии этапов выполнения. Дана подробная инструкция. Игры можно использовать как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков. Учить детей петь ряд гласных звуков при нанизывании бус, с понижением и повышением голоса, произнося на выдохе по два и более гласных звуков. На этапе постановки нарушенных звуков, используем бусографию и на протяжении выполнения всей работы поем изолированно, многократно поставленный звук.

Поэтому целенаправленная работа по бусографии развивает артикуляционную и тонкую моторику пальцев рук, ускоряет созревание речи ребенка. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки ребенка к письму.

Игровое упражнение № 1. «Дорожки для курочки и лягушки».

Цели: Учить создавать линии различной конфигурации, используя нетрадиционную технику работы – бусографию. Развитие внимания и памяти при выполнении различных линий с опорой на образец. Упражнять в умении чередовать и прочитывать бусы по счету. Развитие артикуляционной и мелкой ручной моторики. Выработка необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка. Совершенствовать качество голоса при произнесении последовательности гласных звуков, воспроизведение удивленных вопросов-недоумения (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы желтого, зеленого, черного, голубого цвета одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки (А, О, У, Э – любые на выбор). Берем один длинный шнурок и бусы желтого и зеленого цвета, начинаем нанизывание, чередуя бусы.

Игровое упражнение № 2. «Красные и черные бусины».

Цели: Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (с мягким придыханием – по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т.д.). Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ. Развивать память, внимание при чередовании бус. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения бусографии. Воспитывать любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Материал: бусы черного и красного цвета, проволока, схемы.

Этапы выполнения работы: Педагог предлагает детям взять проволоку или длинные шнурки. Бусы красного и черного цвета, одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки. Для работы возьмем один длинный шнурок (проволоку) и бусы красного и черного цвета, начинаем нанизывать, чередуя бусы.

Дидактическое упражнение « Буквы А-О-У»

Учить петь на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (с мягким придыханием – по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ и т.д.). Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ.

Развитие мелкой моторики тактильно двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисоания, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Не зря существует выражения, что наш ум- находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотитм, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Консультация "Средства развития мелкой моторики для развития речи"

Консультация для воспитателей о средстве развития мелкой моторики у детей с нарушением речи...