конспект занятия "Дом для матрешки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Гукова Марина Викторовна

Конспект занятия по конструированию для детей раннего возраста "Дом для матрешки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_dlya_matreshki.docx31.12 КБ
Файл tehno_karta_zanyatiya_moya.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дом для матрешки

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Знакомить детей с деталями строительного материала («кирпичики», трехгранная призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости (ставить «кирпичики» на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы) в процесс е игр с настольным строительным материалом. Развивать умение сооружать дом по образцу. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры. Приучать детей к слушанию коротких стихотворений. Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово. Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, упражнять в умении ударять в бубен.

Планируемые результаты. Ребенок различает «кирпичик», трехгранную призму (крыша), с помощью взрослого сооружает дом, разворачивает игру вокруг собственной постройки. Общается в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихи. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Называет музыкальные инструменты (погремушки, бубен), ударяет в бубен, звенит погремушкой,

Предварительная работа. Рассматривание домов на улицах города, картинок с изображениями домов (отметить их строение: стены, крыша). Строительство детьми дома из кубиков и призмы. Выполнение по показу воспитателя движений пальчиковой гимнастики «Замочек», игры «Бубен и погремушки» (рус. нар. мелодия «Заинька», сл. М. Картушиной).

Приемы работы. Показ и объяснение способов выполнения работы, рассматривание образца, указания, помощь, рассматривание детских работ с импровизацией, вопросы, обыгрывание, поощрение, художественное слово, показ картинок, игрушки, самостоятельное выполнение действий детьми, игровая ситуация, игра на музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика.

Оборудование и материалы: демонстрационные материалы - образец дома, 2 «кирпичика», 2 призмы, игрушка-матрешка для обыгрывания, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, итрушка-дом, диск Е. Железновой «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 5 лет» из серии «Музыка с мамой»; раздаточные материалы - по 2 «кирпичика» и 2 призмы, игрушка-матрешка для обыгрывания - каждому ребенку, бубен, погремушки.

Ход деятельности

Чтение стихотворения с показом картинок на фланелеграфе Воспитатель читает стихотворение С. Сон и выкладывает изображения животных в их дамах на фланелеграфе.

Есть у каждого свой дом:

В будке дремлет песик Том,

Спит в курятнике наседка,

В норке - мышь, ее соседка.

Дом, в котором мы живем,

Расположен за углом.

Воспитатель.  А какой же дом расположен за углом? Хотите посмотреть? Вот посмотрите, какой красивый дом. Воспитатель ставит на стол игрушку-дом, читает стихотворение Н Голь «Мой дом» и показывает называемые части.

Посмотрите: это дом -

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома - голубой.

Воспитатель. Вот какой красивый дом! Давайте рассмотрим, что же есть у дома? Педагог побуждает малышей показать и назвать части дома (стены, крышу, дверь, окошко). Воспитатель. Наш дом закрыт на замок. Поможете мне открыть дом?

Воспитатель читает стихотворение (или ставит диск Е. Железновой), побуждая детей выполнять действия вместе с ней.

Пальчиковая гимнастика «Замочек» (сл. и движ. Е. Железновой).

На двери такой замок,                                               Руки переплетаются в «замочек», 

Такой замок, такой замок!                                 Крутят кистями рук (показывают «замою».

А кто его открыть бы смог,

Его открыть бы смог?

Мы стучали, вот так стучали!                       Ударяют ладонями, не расплетая пальцев. 

Мы качали, мы качали                            Не расплетая пальцев, по очереди  поднимают      кисти рук вверх.

Мы кружили, вот так кружили!                               Вращают кисти.

И замочек мы открыли                      Разводят руки в стороны (открывают «замок»).

Воспитатель. Домик мы открыли. Хотите посмотреть, кто в нем живет? (Ответы детей.) Повторяйте вместе со мной: «Кто, кто в домике живет? Выходи, покажись ребяткам!» Педагог с детьми несколько раз зовут игрушку. Из домика воспитатель достает игрушку-матрешку.

Воспитатель. Кто живет в домике? Матрешка живет в этом домике.

Конструирование

Постановка цели

Воспитатель. У матрешки много подружек, а дома у них нет. Давайте построим дом для подружек матрешки.

Рассматривание образца

Воспитатель. Вот какой дом я сделала. Что есть у дома? (Стены, крыша.) Из чего сделаны стены? (Из «кирпичиков»).  

Посмотрите, как расположены «кирпичики». «Кирпичики» стоят на узкой длинной стороне недалеко друг от друга. Крыша дома сделана из двух призм. Где лежат призмы? Призмы лежат на «кирпичиках». Вот такой дом мы будем строить.

Показ и объяснение способов выполнения работы

 Воспитатель. (показывает способ выполнения действия, сопровождая словами). Сначала сделаю стены: поставлю «кирпичик» на узкую длинную сторону - получилась одна стена. Немного отступлю от нее и поставлю еще «кирпичик» на узкую длинную сторону - вот и другая стена. Теперь сделаю крышу. Возьму одну призму и положу ее на «кирпичики» и другую призму положу на «кирпичики» рядом с первой. Вот и получился дом.

Закрепление последовательности выполнения работы

Воспитатель. Сначала мы сделаем стены, а затем крышу.

Указания детям

Дети начинают выполнять работу, воспитатель дает указания, советы, оказывает помощь:

• как сделать стены, поставив «кирпичики» недалеко друг от друга;

• как сделать крышу, положив на «кирпичики» призму.

Анализ детских работ с импровизацией

Вместе с матрешкой педагог рассматривает детские работы, хвалит детей. Матрешка выбирает понравившийся ей дом, и воспитатель предлагает матрешку для обыгрывания.

Обыгрывание постройки

Педагог подсказывает варианты игры с матрешкой и постройкой:

• подвести игрушку к дому, провести ее вокруг дома;

• сказать матрешке, что это ее дом и она будет в нем жить;

• спросить, нравится ли дом матрешке;

• завести матрешку в дом.

«Матрешка» благодарит детей, предлагает разобрать постройку и сложить строительные детали. Дети выполняют.

Педагог читает строки стихотворения В. Берестова.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Матрешки очень рады, что у них есть дом. Они принесли музыкальные инструменты вам в подарок. Посмотрите, какие музыкальные инструменты принесли нам матрешки. Что это? (Бубен, погремушка.) Сейчас мы будем играть на музыкальных инструментах, а матрешки - слушать, как вы играете. Кто хочет ударять в бубен? Одному ребенку педагог дает бубен, а остальным раздает погремушки.

Игра «Бубен и погремушки» (русская народная мелодия «Заинька», сл. М. Картушиной)

Ударяй ладошкой

В бубен посмелей.

Станет всем ребятам

Сразу веселей.

Погремушкам тоже

Хочется играть.

Мы друзей позвали ­

И давай плясать.

По желанию детей игра повторяется, бубен передают другим детям. Воспитатель вместе с детьми разбирает постройки и складывает строительный материал.

Дом для матрешки и кота

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Знакомить детей с деталями строительного материала («кирпичик», трехгранная призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости (ставить «кирпичики» на узкую короткую сторону, располагать стены дома на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы) в процессе игр с настольным строительным материалом. Развивать умение сооружать дом по образцу. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.

Приучать детей к слушанию коротких стихотворений. Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово, активность при подпевании и пении.

Планируемые результаты. Ребенок различает «кирпичик», трехгранную призму (крыша), с помощью взрослого сооружает дом, разворачивает игру вокруг собственной постройки. Общается в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихи. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Предварительная работа. Рассматривание домов на улицах города, картинок с изображениями домов (отметить их строение: стены, крыша). Строительство детьми дома из кубиков, «кирпичиков» и призмы. Выполнение по показу воспитателя движений пальчиковой гимнастики «Кошка».

Приемы работы. Показ и объяснение способов выполнения работы, указания, помощь, рассматривание детских работ с импровизацией, вопросы, обыгрывание, поощрение, художественное слово, показ игрушки, совместное конструирование, самостоятельное выполнение действий детьми, игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, исполнение песни.

Оборудование и материалы: демонстрационные материалы - 2 «кирпичика», 1 призма, игрушки: матрешки и кот для обыгрывания, диск Е. Железновой «Развивалочки». 10 мышек. Песенки и игры для эмоционального и интеллектуального развития» из серии «Музыка с мамой»; раздаточный материал - по 2 «кирпичика», l-й призме, игрушки для обыгрывания - каждому ребенку.

Ход деятельности

Игровая ситуация

Воспитатель читает стихотворение А. Кулешовой, предлагая угадать, кто пришел в гости.

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах какие щечки,

Красные, румяные!

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Ребята, поздоровайтесь с матрешкой, скажите: «Здравствуй, матрешка!» (Дети выполняют.) Дети, матрешка говорит, что ей нужен дом. Послушайте, что она мне сказала.

Педагог читает стихотворение э. Фарджен «Маленький дом».

Когда у меня будет маленький дом,

Тогда заведу я в хозяйстве своем:

Двух пушистых котов,

Трех коричневых коров,

Четырех рогатеньких козочек ...

Вот сколько всего

Заведу я в хозяйстве своем,

Когда у меня будет

Маленький дом.

Конструирование

Постановка цели

Воспитатель. Давайте построим дом для матрешки.

Совместное строительство дома

Воспитатель. Мы с вами уже строили дом. Что есть у дома? (Стены, крыша.) из чего мы делали стены? (Из «кирпичиков».) Кто хочет показать, как мы располагали «кирпичики»? (Кто-либо из детей выполняет.) Кто хочет поставить «кирпичики», чтобы получились стены? (Кто-либо из детей выполняет.) Алеша делает стены для дома: он берет кирпичик и ставит его на узкую длинную сторону - получилась одна стена. Немного отступает от нее и ставит еще «кирпичик» - вот и другая стена. из чего мы делали крышу? (Из призмы.) Кто хочет поставить призму на «кирпичики»? Саша берет призму и кладет ее сверху на «кирпичики». Вот такой дом получился. Посмотри, матрешка, какой дом мы построили.

Матрешка обходит дом, рассматривает, радуется и благодарит детей.

Матрешка. У меня уже есть котенок. Его зовут Мурзик. Позовем Мурзика? Пусть он порадуется и посмотрит дом, в котором мы с ним будем жить.

Воспитатель. Ребята, позовем Мурзика? Говорите все: «Мурзик, кис-кис-кис, иди к нам!» Вот котенок прибежал. Мурлычет. Как котенок мурлычет? Он говорит: «Мур-мур». Скажите все вместе, как мурлычт котик. А как мяукает котенок? Скажите вместе со мной: «Мяу-мяу!» Послушайте песенку про котенка.

Песенка-инсценировка «Котенок» (диск Е. Железновой «Развивалочки. 10 мышек. Песенки и игры для эмоционального и интеллектуального развития» из серии «Музыка с мамой»)

Педагог поет песенку и побуждает малышей передавать котенка из рук в руки. При повторном прослушивании песенки побуждает детей подпевать слова и фразы.

К нам пришел котенок ­

Маленький котенок.

Мяу-мяу-мяу!

С детками играет,

Песни распевает.

Мяу-мяу-мяу!

Воспитатель. Мурзик, посмотри, какой дом построили детки. Котенок рассматривает дам, пытается в него войти. Дам оказался мал для него (низкий). Матрешка и котенок расстроились, что не смогут жить в этом доме.

Проблемная ситуация: дом построен, но он оказался мал для игрушек.

Воспитатель. Дети, дом мал для наших игрушек! Что делать? (Ответы детей.) Надо построить большой высокий дом, чтобы всем - и матрешке, и ее животным - хватило в нем места.

Показ и объяснение способов выполнения работы

Воспитатель. (показывает способ выполнения действия, сопровождая словами). Сначала сделаю стены для большого высокого дома: ставлю «кирпичик» на узкую короткую сторону - получилась одна стена; немного отступлю от нее и поставлю другой «кирпичик» на узкую короткую сторону - вот и другая стена. Теперь сделаю крышу. Возьму призму и положу ее на «кирпичики». Вот и получился большой высокий дом.

Закрепление последовательности выполнения работы

Воспитатель. Сначала мы сделаем стены, а затем крышу.

Указания детям

В ходе выполнения работы при необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям:

• как сделать стены, поставив «кирпичик» на узкую короткую сторону;

• как сделать крышу, положив призму на «кирпичики».

Анализ детских работ с импровизацией

Вместе с матрешкой педагог рассматривает детские работы, хвалит детей.

 Воспитатель. Много красивых домов построили ребята. Какой же дом понравится матрешке?

Матрешка. Мне понравился этот дом - стены крепкие, в нем просторно, всем моим друзьям места хватит.

Воспитатель. Этот дом построила Амина.

Котенок. А мне понравился этот дом. Мяу, мяу!

Обыгрывание постройки

Воспитатель предлагает малышам игрушку для обыгрывания, подсказывает варианты игры:

• подвести игрушку к дому, провести ее вокруг дома;

• спросить, нравится ли ей дом;

• завести игрушку в дом.

Матрешка и котенок Мурзик благодарят детей, предлагают разобрать постройку и сложить детали конструктора.

Воспитатель. Давайте сначала сложим строительный материал, а потом поиграем. (Дети выполняют) Я расскажу стихотворение о том, как киса умывается, а вы помогайте мне, показывайте, как она это делает.

Воспитатель читает четверостишие О. Емельяновой и выполняет действия вместе с детьми.

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Прячет кошка в лапках                      Дети сжимают и разжимают пальцы 

Коготки-царапки, рук.

Ловит серых мышек                              Совершают хватательные движения.

И поет на крыше.                       Делают крышу домика - соединяют ладони над головой. 

По желанию игра повторяется. Затем игрушки прощаются и уходят.

Дом для матрешек

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Знакомить детей с деталями строительного материала («кирпичик», трехгранная призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости (ставить «кирпичики» на узкую короткую сторону, располагая их на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы) в процессе игр с настольным строительным материалом. Развивать умение сооружать дом по образцу. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания постройки. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.

Приучать детей к слушанию коротких стихотворений, развивать умение различать количество предметов (один - много). Формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого), отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.

Планируемые результаты. Ребенок различает «кирпичик», трехгранную призму (крыша), с помощью взрослого сооружает дом, разворачивает игру вокруг собственной постройки. Общается в диалоге с воспитателем. Слушает доступные по содержанию стихи. Различает один и много предметов. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Соблюдает правила элементарной вежливости, самостоятельно или по напоминанию говорит «здравствуйте», «до свидания».

Предварительная работа. Рассматривание домов на улицах города, картинок с изображениями домов (отметить их строение: стены, крыша). Строительство детьми дома из кубиков, «кирпичиков» и призмы. Выполнение движений по показу воспитателя в танце «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Приемы работы. Показ и объяснение способов выполнения работы, указания, помощь, рассматривание детских работ с импровизацией, вопросы, обыгрывание, поощрение, художественное слово, показ игрушки, совместное конструирование дома, самостоятельное выполнение действий детьми, игровая ситуация, танец.

Оборудование и материалы: демонстрационные материалы - 4 «кирпичика», 2 призмы, игрушка-матрешка для обыгрывания; раздаточные материалы - по 4 «кирпичика», 2 призмы, игрушка-матрешка для обыгрывания - каждому ребенку.

Ход деятельности

Игровая ситуация

Воспитатель читает стихотворение А. Гришина, предлагая угадать, кто пришел в гости.

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются... (матрешки.)

Воспитатель. Кто же пришел к нам в гости? (Ответы детей.) Вы правильно угадали. К нам в гости пришла матрешка. Ребята, поздоровайтесь с матрешкой, скажите: «Здравствуй, матрешка!» Сколько матрешек пришло к нам в гости? (Одна матрешка)

Воспитатель читает стихотворение Л Громовой и разбирает матрешку.

Принесла я деткам нашим

Матрешку - нету краше!

Вся такая ладная,

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри - еще матрешка!

Только чуть поменьше ростом.

Сколько стало матрешек? (Много матрешек) Дети, матрешки говорят, что им нужен дом.

Конструирование

Постановка цели

Воспитатель. Давайте построим дом для матрешек.

Совместное строительство дома по памяти

Воспитатель. Мы с вами уже строили дом. Что есть у дома? (Стены, крыша.)

Из чего мы делали стены? (Из «кирпичиков»)  

Как мы располагали «кирпичики»? (Ответы детей.)

Кто хочет поставить «кирпичики», чтобы получились стены?

Дети располагают «кирпичики» и призму, взрослый помогает им и сопровождает словами все их действия.

Воспитатель.  Никита берет «кирпичик» и ставит его на узкую короткую сторону. Недалеко от этого «кирпичика» ставит еще «кирпичик» на узкую короткую сторону. Из призмы мы делали крышу. Амина, положи призму на «кирпичики». Посмотри, матрешка, какой дом мы построили.

Большая «матрешка» обходит дом, рассматривает, радуется и благодарит детей, заходит в дом и приглашает своих подружек­ матрешек зайти в него. ДОМ оказался Мал, все матрешки не помещаются в него. Матрешки расстроились, что дом оказался мал, тесен для них.

Проблемная ситуация: дом построен, но он оказался мал для игрушек.

Воспитатель. Дети, дом мал для наших игрушек! Что делать? (Предложения детей.) Надо построить большой просторный дом, чтобы всем матрешкам хватило в нем места.

Показ и объяснение способов выполнения работы

Воспитатель. (показывает способ выполнения действия, сопровождая словами). Сначала сделаю стены для большого дома: поставлю «кирпичик» на узкую короткую сторону, рядом с ним так же на узкую короткую сторону поставлю еще «кирпичик» - получилась одна стена. Немного отступлю от этой стены и построю другую стену: поставлю «кирпичик» на узкую короткую сторону, рядом с ним так же на узкую короткую сторону поставлю еще «кирпичик» - это другая стена.

Теперь сделаю крышу. Возьму одну призму и положу ее на «кирпичик», рядом так же положу другую призму. Вот и получился большой дом.

Закрепление последовательности выполнения работы

Воспитатель. Сначала мы сделаем стены, а затем крышу.

Указания детям

В ходе выполнения работы при необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям:

• как сделать стены из «кирпичиков»;

• как сделать крышу, положив призму.

Анализ детских работ с импровизацией

Вместе с матрешкой педагог рассматривает детские работы, хвалит детей.

Воспитатель. Много красивых домов построили ребята. Какой же дом понравится матрешке?

Матрешка. Мне понравился этот дом - стены крепкие, в нем просторно, всем моим друзьям места хватит. Этот дом построила Амалия.

Воспитатель.  А мне понравился этот дом.

Обыгрывание постройки

Воспитатель предлагает малышам игрушки для обыгрывания, подсказывает варианты игры:

• подвести игрушки к дому, провести их вокруг дома;

• спросить, нравится ли дом;

• завести игрушки в дом;

• поставить матрешек в хоровод (в круг).

Чтение стихотворения

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Воспитатель. Матрешки в новом доме водят хоровод и нас приглашают танцевать. Выходите все, беритесь за руки, делайте большой, как солнышко, круг.

Танец «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Мы - веселые матрешки!

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых,

Ладушки, ладушки!

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки,

Ладушки, ладушки!

По желанию детей танец можно повторить.

Матрешка хвалит детей, просит аккуратно разобрать постройки и сложить конструктор в коробку, прощается и уходит.

Дом

Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи. Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность. Знакомить детей с деталями строительного материала (кубик, «кирпичик», трехгранная призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения (машина). Формировать представление о простейших связях (машина не едет, если у нее нет колес), умение отвечать на вопросы. Приучать детей к слушанию стихотворений. Формировать умение узнавать в игрушках домашних животных и называть их. Развивать умение играть вместе со сверстниками, выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Формировать умение играть рядом, не мешая друг другу. Развивать активность детей при подпевании, умение менять движения с изменением содержания песни.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог 15, п.Тазовский Ямало-Ненецкий автономный округ629350

тел. 8(34940)2-19-20 raduga-taz@mail.ru

Технологическая карта

мероприятия непосредственной – образовательной деятельности

с детьми 2 группы раннего развития «Фантазеры»

Тема: «Дом для Матрёшки и кота»

(образовательная область «Познавательное развитие»

https://myslide.ru/documents_2/5af0d21842fdb9e4fa08c71ae5e53967/img5.jpg

воспитатель: Гукова М.В.

2020 год

п. Тазовский

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

2 года 2 группа раннего развития «Фантазеры»

Тема НОД

«Дом для матрёшки и кота»

Цель

Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

Задачи

 Знакомить детей с деталями строительного материала («кирпичик», трехгранная призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости (ставить «кирпичики» на узкую короткую сторону, располагать стены дома на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы) в процессе игр с настольным строительным материалом. Развивать умение сооружать дом по образцу. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.

Приучать детей к слушанию коротких стихотворений. Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово, активность при подпевании и пении.

Материал

Демонстрационные материалы - 2 «кирпичика», 1 призма, игрушки: матрешки и кот для обыгрывания, диск Е. Железновой «Развивалочки». 10 мышек. Песенки и игры для эмоционального и интеллектуального развития» из серии «Музыка с мамой»;

Раздаточный материал - по 2 «кирпичика», l-й призме, игрушки для обыгрывания - каждому ребенку.

Предполагаемый результат

Ребенок различает «кирпичик», трехгранную призму (крыша), с помощью взрослого сооружает дом, разворачивает игру вокруг собственной постройки. Общается в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихи. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннею потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели

Воспитатель читает стихотворение А. Кулешовой, предлагая угадать, кто пришел в гости.

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах какие щечки,

Красные, румяные!

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла матрешка. Ребята, поздоровайтесь с матрешкой, скажите: «Здравствуй, матрешка!» (Дети выполняют.) Дети, матрешка говорит, что ей нужен дом. Послушайте, что она мне сказала.

Педагог читает стихотворение э. Фарджен «Маленький дом».

Когда у меня будет маленький дом,

Тогда заведу я в хозяйстве своем:

Двух пушистых котов,

Трех коричневых коров,

Четырех рогатеньких козочек ...

Вот сколько всего

Заведу я в хозяйстве своем,

Когда у меня будет

Маленький дом.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение от героя.

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

II Актуализация знаний

Знакомить детей с деталями строительного материала, вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным строительным материалом.

Конструирование. Постановка цели

Воспитатель. Давайте построим дом для матрешки.

Совместное строительство дома

Воспитатель. Мы с вами уже строили дом. Что есть у дома? (Стены, крыша.) из чего мы делали стены? (Из «кирпичиков».) Кто хочет показать, как мы располагали «кирпичики»? (Кто-либо из детей выполняет.) Кто хочет поставить «кирпичики», чтобы получились стены? (Кто-либо из детей выполняет.) Алеша делает стены для дома: он берет кирпичик и ставит его на узкую длинную сторону - получилась одна стена. Немного отступает от нее и ставит еще «кирпичик» - вот и другая стена. из чего мы делали крышу? (Из призмы.) Кто хочет поставить призму на «кирпичики»? Саша берет призму и кладет ее сверху на «кирпичики». Вот такой дом получился. Посмотри, матрешка, какой дом мы построили.

Матрешка обходит дом, рассматривает, радуется и благодарит детей.

Матрешка. У меня уже есть котенок. Его зовут Мурзик. Позовем Мурзика? Пусть он порадуется и посмотрит дом, в котором мы с ним будем жить.

Воспитатель. Ребята, позовем Мурзика? Говорите все: «Мурзик, кис-кис-кис, иди к нам!» Вот котенок прибежал. Мурлычет. Как котенок мурлычет? Он говорит: «Мур-мур». Скажите все вместе, как мурлычт котик. А как мяукает котенок? Скажите вместе со мной: «Мяу-мяу!» Послушайте песенку про котенка.

Песенка-инсценировка «Котенок» 

Педагог поет песенку и побуждает малышей передавать котенка из рук в руки. При повторном прослушивании песенки побуждает детей подпевать слова и фразы.

К нам пришел котенок ­

Маленький котенок.

Мяу-мяу-мяу!

              С детками играет,

Песни распевает.

Мяу-мяу-мяу!

Воспитатель. Мурзик, посмотри, какой дом построили детки. Котенок рассматривает дам, пытается в него войти. Дам оказался мал для него (низкий). Матрешка и котенок расстроились, что не смогут жить в этом доме.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Выполняют игровые действия с конструктором

Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта.

Выполнение заданий

III Затруднение в ситуации

Развивать умение сооружать дом по образцу. Формировать представления о пространственных соотношениях. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек.

Проблемная ситуация: дом построен, но он оказался мал для игрушек.

Воспитатель. Дети, дом мал для наших игрушек! Что делать? (Ответы детей.) Надо построить большой высокий дом, чтобы всем - и матрешке, и ее животным - хватило в нем места.

Показ и объяснение способов выполнения работы

Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему.

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения.

Наблюдение в процессе работы.

IV Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Воспитатель. (показывает способ выполнения действия, сопровождая словами). Сначала сделаю стены для большого высокого дома: ставлю «кирпичик» на узкую короткую сторону - получилась одна стена; немного отступлю от нее и поставлю другой «кирпичик» на узкую короткую сторону - вот и другая стена. Теперь сделаю крышу. Возьму призму и положу ее на «кирпичики». Вот и получился большой высокий дом.

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Усвоение общего способа действий.

Наблюдение за процессом деятельности.

V Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения

Закрепление последовательности выполнения работы

Воспитатель. Сначала мы сделаем стены, а затем крышу.

Указания детям

В ходе выполнения работы при необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям:

• как сделать стены, поставив «кирпичик» на узкую короткую сторону;

• как сделать крышу, положив призму на «кирпичики».  

Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта.

Соблюдение правил в работе

VI Осмысление (итог)

Формирование у детей умение проводить анализ своей деятельности 

Анализ детских работ с импровизацией

 Вместе с матрешкой педагог рассматривает детские работы, хвалит детей.

 Воспитатель. Много красивых домов построили ребята. Какой же дом понравится матрешке?

Матрешка. Мне понравился этот дом - стены крепкие, в нем просторно, всем моим друзьям места хватит.

Воспитатель. Этот дом построила Амина.

Котенок. А мне понравился этот дом. Мяу, мяу!

Обыгрывание постройки

Воспитатель предлагает малышам игрушку для обыгрывания, подсказывает варианты игры:

• подвести игрушку к дому, провести ее вокруг дома;

• спросить, нравится ли ей дом;

• завести игрушку в дом.

Матрешка и котенок Мурзик благодарят детей, предлагают разобрать постройку и сложить детали конструктора.

Воспитатель. Давайте сначала сложим строительный материал, а потом поиграем. (Дети выполняют) Я расскажу стихотворение о том, как киса умывается, а вы помогайте мне, показывайте, как она это делает.

Воспитатель читает четверостишие О. Емельяновой и выполняет действия вместе с детьми.

Пальчиковая гимнастика «Кошка» По желанию игра повторяется. Затем игрушки прощаются и уходят.

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя.

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Веселые матрешки"

Програмное содержание: Дать детям знания о русской матрёшке. Прививать любовь к русской культуре и русским традициям. Учить детей восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей с...

Конспект занятия "Русская матрешка"

Показать взаимосвязь декоративно-прикладного и музыкально-поэтического творчества русского народа, развивать творческую деятельность детей, воспитывать уважительное отношение к...

Конспект "Русская народная матрешка" по развитию речи

Данная конспект ориентирован на знакомство с русской народной матрешкой, с их росписями и происхождениями....

Непосредственно образователная деятельность Образовательная область"Художественное творчество" Конспекты: "Украсим сарафан матрешки", "Бабочки" "

Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фанта...

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект НОД "Веселые матрешки"

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматр...

Конспект занятия "Русская матрешка"

Тема:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через  приобщениек истокам народнойкультуры  "...