Конспект "Русская народная матрешка" по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Серых Елена Михайловна

Данная конспект ориентирован на знакомство с русской народной матрешкой, с их росписями и происхождениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_matryoshka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема: Русские матрёшки.

                                        (средняя группа)

Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов- Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов – Майданские, маленькие матрёшки, кукла Маша, музыка.

       

Художественная литература: потешки, загадки, частушки.

Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с куклой, матрёшкой, рассматривание иллюстраций « Народная игрушка», заучивание частушек о матрёшке.

                                                     

Ход занятия.

Воспитатель: -  Дети, у нас сегодня будет с вами интересное занятие. Мы с вами отправимся в страну матрёшек. А поможет нам в этом наша кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. (дети здороваются). Она мне рассказала, что с ней хотела прийти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Маши?

Воспитатель загадывает загадку:

               Ростом разные подружки,

               Но похожи друг на дружку.

               Все они сидят друг в дружке,

               А всего одна игрушка?

Дети: - Это матрёшка!

Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Нам Маша предлагает отправиться в страну матрёшек. Хотите? Тогда отправляемся в путь.

                Путь не близкий, не беда

                С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(под музыку дети идут по дорожке)

Воспитатель: - Дети, а что вы знаете о матрёшках? Из чего они сделаны?

Дети: - Это русско-народная  игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Она сделана из дерева!

Воспитатель: - Правильно! Фигурка матрёшки выточена из деревянного бруска. Она раскладывается на 2 части, а в ней оказывается ещё фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, обрабатываются шкуркой, расписываются и покрываются лаком. А давайте рассмотрим как она одета. (Дети рассматривают матрёшку).

Дети: - Матрёшка одета в расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: - Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Вот мы с вами и прибыли в страну матрёшек. А кто это нас с вами встречает на поляне? Да это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две матрёшки: Семёновская и Полхов – Майданская).

- Ребята, это Семёновская матрёшка. (Показ матрёшки). У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- А, это Полхов - Майданская матрёшка.(показ матрёшки). По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.

- Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга?

Дети: - По форме, цвету, росписи. И у них разные названия.

Воспитатель: -  Правильно! А сейчас кукла Маша посмотрит как вы умеете собирать матрёшек. (Дети складывают матрёшек в одну большую по размеру.)

- Молодцы! А сейчас мы с вами отдохнём.

     

                                  Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают).

Вы похожи словно сёстры (качают головой).

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают).

Воспитатель: - А теперь мы для матрёшек споём частушки (выходят 4 ребёнка и поют частушки).

  1. Девочки беляночки,

Где вы набелились?

- Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

  1. Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И одна Матрёшечка.

  1. Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчёлка на цветок –

Мастерица наутёк.

  1. Если б не было воды,

Не было бы кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Воспитатель: - Молодцы! Матрёшки вас благодарят за то, что вы так много знаете о них, историю, частушки. И в подарок они хотят вручить сладкие подарки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку сладкие подарки).

- А теперь давайте с ними попрощаемся и вернёмся в наш детский сад, в нашу группу (дети прощаются).

- Вот мы и в детском садике, в нашей группе. Давайте с вами ещё раз вспомним историю матрёшек, из чего они сделаны, как одеты (дети по очереди рассматривают матрёшек и рассказывают про них).

- Какие вы все молодцы, всё знаете. Да, матрёшки бывают несколько видов. Русско-народная, деревянная матрёшка известна и по сей день, она вошла в нашу историю. Являясь частью культуры всего человечества, народная культура охраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

                                     Список литературы.

1.Воробьёва О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.

3. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

4. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

5. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Презентация. Русские народные сказки. Развитие речи подготовительная группа

Презентация. Русские народные сказки. Развитие речи. Подготовительная группа. Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....