Статья на тему: " Музыкально-театральная деятельность в младшей группе"
план-конспект занятия по музыке (младшая группа)

Кракулинская Светлана Юрьевна

          Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Общение, учение, игра – это основные ступени, которые служат фундаментом для развития ребенка.

Музыкальноеатрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, а также наиболее полно может раскрыться весь спектр творческих способностей  -так как театр это не только само театральное представление, требующее навыков речевого интонирования, высокого уровня развития речи, эмоциональной выразительности, но и изготовление костюмов, театральных масок, декораций и реквизита.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_teatralnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.docx43.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного

возраста в музыкально - театрализованной деятельности.”

Работу выполнил(а):
Кракулинская Светлана Юрьевна

                                                  Санкт-Петербург

          Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Общение, учение, игра – это основные ступени, которые служат фундаментом для развития ребенка.

Музыкально -театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, а также наиболее полно может раскрыться весь спектр творческих способностей  -так как театр это не только само театральное представление, требующее навыков речевого интонирования, высокого уровня развития речи, эмоциональной выразительности, но и изготовление костюмов, театральных масок, декораций и реквизита.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: ознакомление с общественными явлениями, развитие речи, адаптация, эмоциональное состояние, коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое совершенствование. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности.

Первые театральные постановки специально для детей возникают еще в семье: семейные театральные постановки с их участием играют очень важную роль в их развитии. В основном, такими театральными моментами являются и песенки-прибаутки, небольшие персонифицированные стихотворения, которые многие родители используют для развлечения детей.

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим их миром во всем его многообразии через краски, звуки, образы, а удачно заданные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй.

Речь – своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. Именно поэтому, развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком - особенно в младшем дошкольном возрасте являются необходимыми компонентами саморазвития, раскрепощение и образованности в целом.

  1. Особенности  развития младших дошкольников:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Возраст с 3 до 4 лет - один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз) . В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам.

Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение) , вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние) .

В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость) , речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта) .

Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».

В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку) , но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером.

Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие.

Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко.

К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.

Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать:

-до 7 и более цветов,

- до 5 и более форм предметов,

- способны различать предметы по величине,

- ориентироваться в пространстве.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко) ;
  • группировка предметов одного цвета, формы, размера;
  • сравнение по цвету, форме, размеру, весу;
  • по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)
  • выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет) ;
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше) .

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

  • о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое.
  • о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
  • о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
  • о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы.

Дети уже могут использовать цвет. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно.

Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

2. Театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей:

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, потому что в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы развития речи дошкольников: подражание речи, интонации, мимики, жестов и поз взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

  Театр является одним из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста, привлекающим своей красочностью, яркостью, динамикой, доставляющим огромное удовольствие и много радости. Знакомство с театром происходит в атмосфере праздничности, волшебства, приподнятого настроения, следовательно, заинтересовать детей театром легко.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует активизации умственного развития и тесно связанному с ней совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.    Все это, однозначно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно- творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и представлении разного вида театральных сцен, приобщаются к театральной культуре. Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные сценарии). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их события жизни, приключения, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Важным условием для успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является речевая активность самих детей благодаря основе подражания образцу. Она заключается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. С помощью театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, яркостью художественных образов. Данная деятельность детей дошкольного возраста основывается на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. Важно учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:

1. снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2. раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3. развитие реальных мотивов:

* игра и обучение не должны быть из-под палки;

* внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

* внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Все выше сказанное наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Таким образом, театрализованная

деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания и развития личности ребёнка дошкольного возраста.

В создании игрового образа особо велика роль слова. Оно помогает ребенку открыть свои чувства и мысли, понять переживания товарищей, объединять с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, огорчаются и грустят вместе с ними, могут плакать над неудачами понравившегося героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

  Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, заключающуюся в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, доброта, отзывчивость, честность и смелость. Ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимся образом. Способность к такому сравнению позволяет через образы и игры-драматизации оказывать влияние на детей дошкольного возраста. Самостоятельное представление роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в основном хотят быть похожими на добрых и честных персонажей. Поощрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, служащее стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.

  Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в этих действиях ребенок сам создает художественный образ персонажа. А для воплощения художественного образа с определенным характером и присущими для него эмоциями, педагог учит детей средствам выразительности: вербальным (речевым) и невербальным (мимика, жесты). Поэтому театрализованная игра имеет свои типичные признаки:

* у театрализованной игры должно быть обязательно содержание. Дети должны знать, что они будут играть, имея тот или иной персонаж, а, не просто манипулируя им.

* наличие сюжета. Театральная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание произведения (сказки, рассказа, стихотворения). Сценарий можно редактировать вместе с детьми (изменять конец сказки и т.д.).

* в любой театральной игре есть персонажи – актеры, которые имеют свои роли.

* ребенок играет не сам по себе и не один, он вступает в определенные отношения с товарищами.

* театральная игра проходит поэтапно:

-обучение (проходит на уровне восприятия). Это освоение: ребенок, слушает, смотрит на основе показа воспитателем;

-воспроизведение (исполнение): ребенок исполняет сам с внесением собственных элементов творческого характера.

-творчество. Ребенок сочиняет сам сценарий или сказку, по которой составляется сценарий.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

* стендовый театр (теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

* театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

* театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

* театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

* куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла). Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

* куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театральным искусством начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период появляется интерес к театрализованным играм, который складывается в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, показывающих педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов, рассказов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.

По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

3.Проект театрального занятия для младшей группы   “В гостях у сказки”

Изучив и приняв во внимание опыт предшествующих исследований, а также сопоставив психологические и  физические  особенности младших школьников с спектром возможных к использованию средств и способов театральной деятельности удалось выявить некоторые наиболее важные аспекты необходимые в работе по разработке и созданию структуры и содержания занятий по театральной деятельности:

  • Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе, на основе изучения литературы по данной теме, были выявлены основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в младшем  дошкольном возрасте средствами театральной деятельности, а именно:речевое развитие, эмоциональное развитие - развитие языка тела - мимики и движений; преодоление боязни сцены, решение общепедагогических апосредованных педагогических задач (воспитание и общее развитие личности средствами правильного подбора проблемного материала и тематики театрализованного представления).
  • театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания. Именно поэтому необходимо использовать на таатральных занятиях как художественный материал, так и музыкальный.
  • Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
  • Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Именно поэтому, подготовка к созданию занятий по театральной деятельности в моем случае началась с эмоционального чтения художественной литературы, оформления театрального уголка, приобретением театральных кукол, персонажей знакомых мультфильмов, а также накопление музыкального материала для фонового сопровождения театральных постановок.

Исходя из выявленных при изучении материала по теме особенностей развития творческих способностей посредствам театральной деятельности были поставлены следующие задачи:

  • Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
  • Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  • Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
  • Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

При проведении небольших постановочных чтений русских народных сказок с использованием показа театральных кукол и определением положительных и отрицательных героев было выявлено значительное повышение эмоционального отклика детей - нежели при обычном прочтении. На основании изученного материала, а также выявленных эмоциональных откликов был составлен следующий план  театральной деятельности посвященный теме: Дружба.

Цель: Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

• формирование элементарных  представлений о дружбе у детей в условиях театрализованной игры,

• способствовать развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) у детей посредством игры,

• воспитывать навык совместной деятельности посредством театрализованной игры,

• воспитывать интерес к сказкам и дружелюбному отношению к окружающим

Оборудование:  набор игрушек-персонажей настольный театр «Крокодил Гена и его друзья»; посылка, апельсин, музыкальный материал детская песня “Дружба Крепкая”, П.И. Чайковский “Детский альбом”

Ход: (Звучит фоновая музыка из детского альбома)

Музыкальный руковоидель: - Здравствуйте ребята!

 Игра "Здравствуйте" (коммуникативная)

- Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!

Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щёчки: плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки: щёлк-щёлк-щёлк!

Здравствуй, мой носик: бим-бим-бим!

Воспитатель:

Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо! Давайте поскорее его откроем и прочитаем!

Воспитатель читает письмо от Крокодила Гены:

“МОЛОДОЙ КРоКОДИЛ ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ

ХОЧЕТ ЗАВеСТИ СЕБЕ ДРУЗЕЙ.

С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ:

БОЛЬШАЯ ПИРОЖНАЯ УЛИЦА, ДОМ 15, КОРПУС Ы.

ЗВОНИТЬ ТРИ С ПОЛОВИНОЙ РАЗА.”  

Ребята, да это же письмо от крокодила Гены!Ему очень нужны друзья!

Давайте мы с Вами станем для крокодила Гены хорошими друзьями!А кто такие друзья?Как же нам с вами ими стать?Друзья, ребята, всегда друг другу улыбаются друг другу - они рады друг другу, делятся с друг другом всем! Поэтому нам с вами нужно потренировать свое настроение, чтобы всегда улыбаться и быть веселыми. Посмотрите , какой красивый апельсин и как улыбается, давайте передадим друг друга этот апельсин  и улыбнемся друг другу.Молодцы, ребята - у вас здорово получилось!

Ой смотрите, какая посылка нам пришла вместе с письмом!

Театральный этюд «Передай настроение»

Что в коробке, что же в этой посылке, ребята, посмотрите!Апельсины и кто? кто же это? (воспитатель показывает детям Чебурашку, Крокодила Гену, Шапокляк)

 (воспитатель показывает воспитанникам   и приглашает по очереди выбрать фигурку и назвать героя и попробовать вместе с воспитателем показать его:

Крокодил Гена  (снимает шляпу для приветствия и играет на гармошке)

Чебурашка  (Машет ушками)

Шапокляк  (Выгуливает крыску на поводке и прячет ее в сумку)

Воспитатель: Ребятушки, а давайте для наших новых друзей мы приготовим угощенье!

Пальчиковая игра «Печем пироги».

Тесто мнем, мнем, мнем!

(поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)

Пироги мы испечем!

(руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)

Воспитатель: Молодцы ребята! (воспитатель выносит заранее приготовленные угощение для ребят - ребятам предлагается взять один пирожок и подарить его другу)

Игра-инсценировка настольный театр «Гена и Чебурашка»

Воспитатель:

-  Я вам предлагаю вспомнить сказку, а наши герои нам помогут. Давайте вспомним с вами - как Гена с Чебуракой познакомились!

(Воспитатель показывает кукольный театр для ребят)

Рассказчик: Чебурашка в будке жил, но друзьям он не звонил,даже друга у него не было ни одного...Мишки, зайцы и слоны в зоопарке были..и пингвины и орлы - все всегда дружили! С зоопарком рядом жил одинокий крокодил.

Крокодил Гена: Геною меня зовут и работаю я тут

В зоопарке очень мило мне работать крокодилом

С зайцем, волком и медведем мы хорошие соседи

Рассказчик: Рано утром каждый день приходить тебе не лень?

Гена: Мне б директор разрешил - я б вообще не уходил!

Променял кино и парк на любимый зоопарк

Рассказчик: День закончился рабочий - разве ты домой не хочешь?

Гена: Дом похож мой на музей - очень пусто без друзей(

не с кем в шахматы играть, не с кем пузыри пускать,

Не с кем мне обед варить , не с кем башню мастерить

И захочется кому ужин кушать одному?

Рассказчик: Хватит, Гена, рассуждать - начина друзей искать

Мы сейчас подумаем - что-нибудь придумаем!

Гена: Вот сейчас, без промедленья - напишу я обьявление

На столбе оставлю тут - пусть друзья меня найдут!

Рассказчик: тук-тук-тук! - раздается громкий стук!

Чебурашка: В парке всем на удивленье написали обьявление

Мимо дети пробегали - обьявленье прочитали

Я как раз совсем один...Кто тут милый крокодил?

Гена: наконец-то друг пришел - это очень хорошо!

Сразу видно - не зайчишка - ты мартышка или мышка?

Чебурашка: Самому мне интересно - я породы неизвестной!Одному мне грустно жить - будете со мной дружить?

Гена: Будем мы с тобой дружить - вместе веселее жить!

Воспитатель: Теперь Гена и Чебурашка лучшие друзья! Как и мы с вами - они будут друг друга поддерживать, улыбаться, делиться игрушками, всеми радостями и невзгодами, будут помогать друг другу!

- Давайте сейчас с вами друг друга поблагодарим рукопожатием за интересную сказку и подарим друг другу  свои улыбочки (воспитатель улыбается ребенку и  демонстрирует рукопожатие.

Воспитатель: Молодцы ребята! ВЫ сегодня очень старались! Мы с Вами помогли найти друзей и Крокодилу Гене и Чебурашке и даже сами стали намного дружнее!Давайте скажем нашим героям досвидания и уложим их обратно в коробку,чтобы мы смогли их отправить другим ребятам, чтобы они тоже - как и мы смогли научиться дружить! (Звучит песня “Дружба крепкая”)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня играть с нашими гостями куклами? Теперь мы с Вами можем путешествовать по разным сказкам!

В театре каждый зритель путешественник!А еще можно быть кукловодом и самим творить волшебство сказки! В следующее наше путешествие в страну Театра мы обязательно узнаем еще много нового и интересного!

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические способы вовлечения детей младшего возраста  в театральную деятельность являются адекватным средством совершенствования как  творческих способностей так и общего уровня развития в целом.

Участвуя в приведенном занятии по театральной деятельности дети смогли почувствовать себя в двух позициях:

  •  позиция «зритель»  учит детей быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).

позиция «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.  (в данном занятии детям предлагалось поизображать главных персонажей сказки по средствам использования типичных моделей поведения главных героев.

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: “Печем пироги”, “Передай настроение”

С помощью музыкального сопровождения была создана раскрепощающая атмосфера, помогающая детям раскрыться и не проявлять стиснения.

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить

5.Список литературы

1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997.

2. Макаренко Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание - №4, 1998.

3. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебн. метод. Пособие – Великий Новгород, 2006.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.

5. Трегубова Т.Е. Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности / Т.Е. Трегубова // Педагогические науки. - №1, 2012.

6. Программа « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса).

7. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

  • «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
  • «Играем с детьми раннего возраста»  (№3/2013г.)
  • «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
  • «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Воспитание культурно- гигиенических навыков младшей группы».

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Статья на тему: Организация проектной деятельности в младших группах.

В данной статье рассказывается о том, как правильно организовывать проекты в младших группах. Виды проектов и их особенности....

Статья на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшей группы в условиях адаптации к ДОУ».

Статья на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшей группы в условиях адаптации к ДОУ»....

Статья на тему развитие речи в первой младшй группе

Очень познавательная статья для родителей. В ней обсуждаются проблемы по развитию речи детей....

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...