Дополнительная образовательная программа по ручному труду "Чудесница"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Александрова Ольга Анатольевна

Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_chudesnitsa.docx90.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

направление: Художественно - эстетическое

название: ПРОГРАММА

дополнительного образования по ручному труду

«Чудесница»

 для детей дошкольного возраста (4– 7 лет)

срок реализации 3 года

Составитель:

Александрова Ольга Анатольевна,

воспитатель

г. Райчихинск

2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно – тематический план

7

3

Календарно – тематический план

10

4

Информационно-методическое обеспечение

16

5

Список использованной литературы

19


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой, целостной личности одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее начинается её развитие с дошкольного возраста.

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественнотворческие способности, ребёнок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительновыразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет оважнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно поразному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность программы:

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей,способствует развитию у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий,приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Данная программа интегрируется с образовательными областями (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

  1. Обучающие задачи:

- познакомить с приемами, применяемыми в художественно конструктивном дизайне;

- учить последовательно осуществлять свой замысел, доводить начатое дело до конца;

- учить планировать этапы работы;

- учить соблюдать технику безопасности при работе с раздаточным материалом, инструментом.

-создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

2. Развивающие задачи

- развивать интерес кдизайн творчеству;

- развивать художественный и творческий потенциал;

- развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность,аккуратность.

3.Воспитывающие задачи:

- воспитывать толерантность (работать вместе, помогать товарищу, уступать друг другу, договариваться о совместной работе).

Принципыпостроения программы:

  • принцип природосообразности: приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии;
  • принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • принципкультуросообразности: знакомство с историей рукоделием разных народов,
  • принципединства развития и воспитания;
  • принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • принцип индивидуальноличностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • принципучета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Формы работы:

1.Беседы;

2.Занятия;

3.Индивидуальная работа;

4.Игра.

Методы:

1. наглядный;

2. исследовательский;

3. практический,

4. объяснительно иллюстративный,

5. проблемно-поисковый.

Продолжительность образовательного процесса, этапы

Продолжительность реализации программы 3года. Предусматривается 3 этапа работы:

1й этап с детьми 3 -4 года,

2й этап с детьми 5-6 лет

3й этап с детьми 6-7 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности

Режим занятий

Год обучения

Количество занятий

Количество воспитанников

В неделю

В месяц

В год

2017-2018

1

4

31

18

2018-2019

1

4

30

18

2019-2020

1

4

30

18

Расписание занятий

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности (диагностика)

1 год обучения

К концу года дети

знают:

  • правила использования и правила техники безопасности;
  • технику и основные приемы работы с материалом;
  • о свойствах материалов, с которыми они работают;
  • правила композиционного построения изображений.

умеют:

  • работать с материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться клеем;
  • использовать в работе приемы различных техник;
  • использовать  наглядный материал при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

2 год обучения

К концу года дети

знают:

  • название и назначение инструментов;
  • правила организации рабочего места;
  • название и назначение материала, их элементарные свойства;
  • правила безопасности труда.

умеют:

  • правильно организовывать рабочее место;
  • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • соблюдать правила безопасности;
  • выполнять самостоятельно работы согласно технологии;
  • сотрудничать со своими сверстниками, проявлять самостоятельность.

3 год обучения

К концу года дети

знают:

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
  • технику и основные приемы работы с пряжей, объемной аппликации;
  • о свойствах материалов, с которыми они работают;
  • правила композиционного построения изображений;
  • инструменты и материалы, которые используются для изготовления изделий из помпонов;
  • умеют:
  • работать с материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами;
  • использовать в работе приемы различных техник (объемная аппликация, коллаж);
  • использовать  схемы при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах;
  • выполнять декоративную отделку готовых изделий.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и

способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10. Использует в работе разные способы ручного труда.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Наименований тем  

Количество часов

Теория (мин)

Практика (мин)

Всего

1

Вводное занятие.

5

10

15

2

«Дорожка для ежика

5

10

15

3

«Осенние листочки»

5

10

15

4

«Овощи»

5

10

15

5

«Волшебные листочки»

5

10

15

6

«Далматинец»

5

10

15

7

«Оладушки для мишки»

5

10

15

8

«Первый снег»

5

10

15

9

«В гости к елочке»

5

10

15

10

«Дед Мороз»

5

10

15

11

«Зажигаем огоньки»

5

10

15

12

«Новогодняя открытка»

5

10

15

13

«Снеговик»

5

10

15

14

«Новогодний подарок»

5

10

15

15

«Рождественские колокольчики»

5

10

15

16

«Валентинка»

5

10

15

17

«Открытка к 23 февраля »

5

10

15

18

«Погремушки»

5

10

15

19

«Веселый цирк»

5

10

15

20

«Открытка для любимой мамочки»

5

10

15

21

«Мимоза»

5

10

15

22

«Веселая капель»

5

10

15

23

«Куклы неваляшки»

5

10

15

24

«Подснежники»

5

10

15

25

«Распустились первые листочки»

5

10

15

26

«Веселый клоун»

5

10

15

27

«узоры на полоске»

5

10

15

28

«Мать и мачеха»

5

10

15

29

«Мать и мачеха»

5

10

15

30

«Домик»

5

10

15

31

«Шарики воздушные – ветерку послушные»

5

10

15

ИТОГО

155 мин

310 мин

465 мин

2 год обучения

№ п/п

Наименований тем  

Часы

Теория (мин.)

Практика (мин.)

Всего

1

 «Георгины»

10

10

20

2

«Грибочки»

5

15

20

3

«Осенняя пора»

5

15

20

4

«Зверушки»

5

15

20

5

«Жираф»

5

15

20

6

«Бабочка»

5

15

20

7

«Зверушки из фисташек»

5

15

20

8

«Золотая осень»

5

15

20

9

«Елочка»

5

15

20

10

 «Дед Мороз»

5

15

20

11

«Волшебные снежинки»

5

15

20

12

«Гусеницы»

5

15

20

13

«Собака»

5

15

20

14

«Зверушки из фисташек»

5

15

20

15

«Киска»

5

15

20

16

«Открытка веселый хоровод»

5

15

20

17

«Символ года плакат»

5

15

20

18

«Черепашки»

5

15

20

19

«Поздравительная открытка»

5

15

20

20

«Валентинка»

5

15

20

21

«Вертушка»

5

15

20

22

«Звери из полоски картона»

5

15

20

23

«Весеннее солнышко»

5

15

20

24

Поздравительная открытка

5

15

20

25

«Первые цветы»

5

15

20

26

«Утята»

5

15

20

27

«Звери из полоски картона»

5

15

20

28

«Овечки»

5

15

20

29

«Паровозик»

5

15

20

30

«Пасхальные яйца»

5

15

20

ИТОГО

150мин

450 мин

600 мин

3 год обучения

№ п/п

Наименований тем  

Часы

Теория (мин.)

Практика (мин.)

Всего

1

"КОВЕР" - аппликация

7

18

25

2

Белый лебедь»-

7

18

25

3

 Открытка « Грибок»

7

18

25

4

 Изготовление светофора

7

18

25

5

РАМКА ДЛЯ КАРТИН" – солёное тесто

7

18

25

6

 Искусство оригами «Собака и котёнок»-

7

18

25

7

Волшебный коврик»

7

18

25

8

 Медальоны из солёного теста

7

18

25

9

Рукавички»

7

18

25

10

 Новогодние украшения для ёлки

7

18

25

11

Новогодняя маска

7

18

25

12

 Снежки для ёлочки

7

18

25

13

Аппликация «Аквариум

7

18

25

14

Дом из картона»

7

18

25

15

Подарок для пап

7

18

25

16

 Обрывная аппликация «Зимушка-зима »

7

18

25

17

« Закладка для тетради»

7

18

25

18

 «Дерево»

7

18

25

19

Цветы для мамы из креповой бумаги

7

18

25

20

«Подкова»из солёного теста

7

18

25

21

Мозаика из бумаги-техника раздвижения

7

18

25

22

« Лягушонок – карандашница»

7

18

25

23

Пасхальная открытка «Цыплёнок»

7

18

25

24

Вертушки»

7

18

25

25

«Сверкающее солнышко»-поделки из макарон

7

18

25

26

Аппликация из салфеток «Цыплёнок»

7

18

25

27

Божьи коровки

7

18

25

28

Игольница для мамы

7

18

25

29

Аппликация и поделки из бумаги «Смешная гусеница»

7

18

25

30

 Бумажная страна" – итоговое.

7

18

25

Всего

210мин

540мин

750 мин


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Октябрь.

Занятие

Цель

1.

«Вводное занятие»

 Познакомить детей с разными видами материалов. Игра «Узнай на ощупь».

2.

«Дорожка для ежика»

Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.

3.

«Осенние листочки»

Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

4.

«Овощи»

Соленое тесто. Учить детей отрывать от большого куска кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

Ноябрь.

Занятие

Цель

1.

«Волшебные листочки»

Аппликация из листьев. Учить детей составлять простой узор.

2.

«Далматинец»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

3.

«Оладушки для мишки»

Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.

4.

«Первый снег»

Кручение из ваты. Учить детей катать ватные шарики и нанизывать на нитку.

Декабрь.

Занятие

Цель

1.

«В гости к елочке»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

2.

«Дед Мороз»

Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

3.

«Зажигаем огоньки»

Ниткография. Учить наклеивать цветные нити на готовую заготовку.

4.

«Новогодняя открытка»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

Январь.

Занятие

Цель

1.

«Снеговик»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.

2.

«Новогодний подарок»

Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.

3.

«Рождественские колокольчики»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

Февраль.

Занятие

Цель

1.

«Валентинки»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

2.

«Открытка к 23 февраля»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

3.

«Погремушки»

Из упаковок киндеров. Учить детей делать занимательные игрушки.

4.

«Веселый цирк»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.

Март.

Занятие

Цель

1.

«Открытка для любимой мамочки»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

2.

«Мимоза»

Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

3.

«Весенняя капель»

Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

4.

«Куклы неваляшки»

Из соленого теста. Учить детей отрывать от большого куска  кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.

Апрель.

Занятие

Цель

1.

«Подснежники»

 Учить детей из скорлупы яиц делать поделку создавая форму цветка.

2.

«Распустились первые листочки»

Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .

3.

«Веселый клоун»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.

4.

«Узор на полоске»

Аппликация. Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.

Май.

Занятие

Цель

1.

«Мать-и-мачеха»

Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

2.

«Мать-и-мачеха»

Лепка. Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.

3.

«Домик»

Из коробочки. Учить детей  украшать готовый макет  домика.   

4.

«Шарики воздушные - ветерку послушные»

Ниткография. Учить детей правильно закручивать нить, от края к центру.

2 год обучения

Октябрь

Занятие

Цель

1.

«Георгины»

Объемная аппликация

Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он не загораживал цветы других детей.

2.

«Грибочки»

Аппликация, выполненная торцом бумаги

Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму гриба.

3.

«Осенняя пора»

Коллективная аппликация из листьев

Предложить детям сделать картину из листьев. Каждому ребенку предложить выбрать, что он хочет сделать (показать картинки, образцы), учить аккуратно приклеивать листики в правильной последовательности. Учить красиво располагать готовые аппликации на ватмане.

4.

«Зверушки»

Поделки из природного материала

Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

Ноябрь

Занятие

Цель

1.

«Жираф»

Аппликация с использованием крашенного песка

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

2.

«Бабочка»

Мозаичная аппликация из бросового материала

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

3.

«Зверушки из фисташек»

Поделки и фисташек

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

4.

«Золотая осень»

Мозаичная аппликация из пластилина

Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

Декабрь

Занятие

Цель

1.

«Ёлочка»

Мозаичная аппликация из бросового материала

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

2.

«Дед Мороз»

Мозаикаиз пластилина

Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

3.

«Волшебные снежинки»

Лепка из соленого теста. Украшение из бисера

Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

4.

«Гусеница»

Аппликация с использованием крашенного песка

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.создавать композицию.

Январь

Занятие

Цель

1.

«Собака»

Объемная фигурка и бумаги

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

2.

«Зверушки из фисташек»

Поделки и фисташек

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

Февраль

Занятие

Цель

1.

«Киска»

Объемная фигурка и бумаги

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

2.

Открытка «Веселые хороводы»

 

Открытка, аппликация

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография

Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

3.

 «Символ года»

Плакат.

Аппликация из резаных ниток

Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

4.

«Черепашка»

Аппликация с использованием чайной заварки

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

Март

Занятие

Цель

1.

Поздравительная открытка.

 

Открытка, аппликация

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография

Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

2.

«Валентинки»

Поделка из салфеток

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

3.

«Вертушка»

Конструирование-оригами

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным

4.

«Звери из полоски картона»

Конструирование

Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

Апрель

Занятие

Цель

1.

«Весеннее солнышко»

Аппликация с использованием крашенного песка

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.создавать композицию.

2.

Поздравительная открытка.

 

Открытка, аппликация

Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

Бисерография

Учить украшать свою открытку бисером и пайотками. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

3.

«Первые цветы»

Аппликация

Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

4.

«Утята»

Аппликация из резаных ниток

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Май

Занятие

Цель

1.

«Звери из полоски картона»

Конструирование

Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

2.

«Овечки»

Объемная фигурка и бумаги

Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

3.

«Паровозик»

Мозаичная аппликация из бросового материала

Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

4.

«Пасхальные яйца»

Лепка из соленого теста

Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

Бисерография

Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

3 год обучения

Октябрь

Занятие

Цель

1.

«КОВЕР» - аппликация

учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.

2.

«Белый лебедь»

уметь в правильном порядке наклеить фигурные детали

3.

Открытка

« Грибок»

продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой

4.

Изготовление светофора

с помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Ноябрь

Занятие

Цель

1.

«Рамка для картин» – солёное тесто

учить детей работать с солёным тестом, делая рамку для картин. Развивать умение выполнять работу аккуратно.

2.

Искусство оригами «Собака и котёнок»

продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями

3.

« Волшебный коврик»

продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость

4.

Медальоны из солёного теста

продолжать работать с солёным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий.

Декабрь

Занятие

Цель

1.

«Рукавички»

Продолжать украшать изделие дополнительными деталями.

2.

Новогодние украшения для ёлки

продолжать расширять кругозор детей, подручный материал для поделок, поощрять самостоятельность, творческий подход, следить за эстетичностью поделок

3.

Новогодняя маска

продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону, украшать, развивать фантазию, творчество, воспитывать аккуратность

4.

Снежинки для ёлочки

продолжать совершенствовать технику вырезания снежинок из квадратного листа бумаги.

Январь

Занятие

Цель

1.

Аппликация «Аквариум

учить детей делать аппликации , аккуратно наклеивая их на прочную основу, не выходя за границы, развивать аккуратность

2.

«Дом из картона»

Работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями.

Февраль

Занятие

Цель

1.

Подарок для пап

формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять деталями, воспитывать аккуратность.

2.

Обрывная аппликация «Зимушка-зима»

с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

3.

«Закладка для тетради»

Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

4.

«Дерево»

сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким

Март.

Занятие

Цель

1.

Цветы для мамы из креповой бумаги

закреплять приёмы работы с креповой бумагой, проявлять творчество, фантазию.

2.

«Подкова» из солёного теста

продолжать учить делать поделки из солёного теста.

3.

Мозаика из бумаги-техника раздвижения

учить детей вырезать образ-силуэт, делить его на части, не только по длине, но и по ширине, приклеивая их на расстоянии, аккуратно пользуясь ножницами и клеем

4.

«Лягушонок – карандашница»

продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию

Апрель.

Занятие

Цель

1.

Пасхальная открытка «Цыплёнок»

продолжат знакомить с праздником пасхи, воспитывать желание дарить друг другу небольшие подарки, сделанные своими руками, используя простые материалы.

2.

«Вертушки»

продолжать учить сворачивать бумагу в рулон, закреплять его с помощью клея на основе.

3.

«Сверкающее солнышко»-поделки из макарон

развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

4.

Аппликация из салфеток

«Цыплёнок»

продолжать учить работать с разными материалами

Май.

Занятие

Цель

1.

Божьи коровки

Упражнять в самостоятельном изготовлении божьей коровки,

закреплять умение действовать самостоятельно, развивать внимание.

2.

«Игольница для мамы»

учить детей работать с тканью.

3.

Аппликации и поделка из бумаги «Смешная гусеница»

продолжать учить делать необычные фигуры из цветной бумаги, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию

4.

«Бумажная страна» – итоговое.

побуждать детей создать поделку из бумаги по типу оригами самую любимую с изготовлением которой они познакомились в течение года. Воспитывать желание оказывать друг другу помощь. Правильно ориентироваться на листе бумаги по схеме. Дополнять поделку мелкими деталями.


  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемые материалы:

1. Пластилин

2. Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

3. Яйца «Киндер сюрприза»

4. Сухие листья

5. Семена растений

6. Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

7. Вата, синтепон

8.Скорлупа яиц

9. Перья

10. Галька, ракушки

11. Фольга

12. Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

13. Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

14. Бисер , бусины, пайетки, пуговицы

15. Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки , салфетки и губки для мытья посуды

16. Ватные палочки

17. Пластиковые бутылки

Инструменты и приспособления:

1. Ножницы, шило ( только для взрослого)

2. Иголка и нитковдеватель

3. Карандаш

4. Линейка

5. Клеёнка для аппликации

6. Клейкая лента

7. Кисточки для клея и красок.

8. Стаканчики непроливайка

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания

бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогови родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги,помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги прекрасное

упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Киллинг и художественное моделирование

Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

4.Изготовление объёмных картинок.

Изготовление аппликации достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативное деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из

геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,

приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые

операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.

Поделки могут иметь разное назначение:

1. Для игр детей;

2. Для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

3. Их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

1. Должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать

аллергию );

2. Тщательно промытым и высушенным;

3. Доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с тканью и нитками.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как

учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи : пришить что либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки трудовой подвиг для ребёнка

Работа с природным материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога научить детей чувствовать специфику природного

материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения итворчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п

Правила техники безопасности при работе с различными материалами

и инструментами

1. Работай за своим рабочим местом.

2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял

инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

4. Нельзя брать в рот мелкие детали.

5. При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

6. При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

7. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

8. Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

9. При работе не держи ножницы концами вверх.

10. При вырезании детали поворачивай бумагу.

11. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

12. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

12. Береги инструменты, экономь материалы.

14. Закончил работу - убери рабочее место аккуратно.


5. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”\Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  2. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
  3. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;.
  4. Малышева Н. М.: Сказочные поделки АСТПРЕСС, 2001
  5. Малышева А.Н. Струкова Т. Н. «Фигурки, игрушки, сувениры.Аппликация, бумага,ткань.», Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.80 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская Гнома» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 4 до 5лет)

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчес...

«ПЧЕЛКА» Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка         Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших  задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет.

Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет рассчитана на 40 часов. На занятиях дети учатся работать с нитками, ножницами, клеем. Срок реал...

Дополнительная образовательная программа по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 4-5 лет

Дополнительная  образовательная программа по ручному труду «Очумелые ручки» для детей 4-5 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...

Дополнительная образовательная программа по ручному труду «Умелые ручки»

Программа дополнительного образовательного кружка по художественному и ручному труду « Умелые ручки»  составлена, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе ос...