Использование конструктора ЛЕГО в формировании элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Вишнякова Алина Валериевна

Использования конструктора ЛЕГО в формировании элементарных математических представлений у детей пятого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_statya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Использования конструктора ЛЕГО  

в формировании элементарных математических представлений

у детей пятого года жизни

Эффективным средством развития элементарных математических представлений у детей пятого года жизни считаются различные виды детской деятельности [8; c.24].

 Вопросами развития детей дошкольного возраста в конструировании занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков [16; c.37].

Необходимость использования конструкторов ЛЕГО в развитии детей пятого года жизни неоспорима. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что  конструирование из ЛЕГО является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности. 

Конструирование как практическая деятельность предоставляет детям пятого года жизни жизненный материал, в котором ребенок глубже осмысливает математические представления и понимает их практическую значимость, что способствует при целенаправленной организации формированию элементарных математических представлений. Своеобразие конструктора ЛЕГО состоит в интеграции различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту, в объединении игры и конструирования, в результате чего дети развивают творческие и познавательные способности.

Конструкторы ЛЕГО можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой интеллектуального  развития дошкольников. Конструктор  является очень подходящим материалом для формирования элементарных математических представлений у детей пятого года жизни, будучи образным, доступным для их тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Детали ЛЕГО помогают детям пятого года жизни овладеть мыслительными операциями и действиями, важными в плане предматематической подготовки и способствуют общему интеллектуальному развитию. К таким действиям относятся выявление свойств, их абстрагирование, классификация, сравнение, обобщение, кодирование, декодирование. Дети начинают мыслить алгоритмами, у них развивается способность действовать в уме, осваивать представление о числах геометрических фигурах, пространственную ориентировку [10; c.16].

С помощью ЛЕГО можно сравнивать постройки по количеству деталей на глаз, путём наложения, приложения, пересчёта. Можно учиться выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между постройками, пояснить последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру деталей [10; c.18]. С математической точки зрения, ЛЕГО – это множество, с помощью которого можно выполнять разнообразные практические операции, служащие основой для умственных действий детей, выработки навыков счёта, измерений и вычислений, что способствует развитию умения перевести все практические действия во внутренний план [11; c.15].

С помощью построек из ЛЕГО можно закрепить представления детей пятого года жизни о различии предметов по величине, сформировать представления о логических связях между группами величин.

С помощью ЛЕГО дети пятого года жизни могут понять независимость формы от других признаков, закрепить представления о структурных элементах геометрических фигур: сторона, угол. В ходе создания постройки из ЛЕГО дети могут зрительным и осязательно-двигательным способом обследовать детали с целью определения формы, нахождения общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.

С помощью ЛЕГО дети пятого года жизни учатся выражать в речи расположение предметов в пространстве, пользоваться в речи  пространственными предлогами и наречиями  [11; c.25].

В процессе формирования элементарных математических представлений с ЛЕГО каждому ребёнку предоставляется возможность проявления самостоятельности в поиске ответа на поставленный вопрос, дети пятого года жизни учатся выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.

Игровые элементы для детей пятого года жизни в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для зайчика, починить заборчик). При этом помощь детям лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать ещё раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные суждения и действия детей. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать игровые упражнения с ЛЕГО на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий и отношений. Желательно в каждом игровом упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины, разной длины, из трёх, четырёх, пяти «вагонов».

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми пятого года жизни по формированию элементарных математических представлений с конструктором ЛЕГО  у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором ЛЕГО  с огромным желанием.

Использование ЛЕГО в формировании математических представлений детей пятого года жизни дает ощутимые положительные результаты: позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира [13; c.9].

При помощи ЛЕГО можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и формирования элементарных математических представлений у пятого года жизни. Конструктор ЛЕГО не только способствует формированию элементарных математических представлений у детей данного возраста, но всесторонне их развивает. Играя в ЛЕГО,  дети пятого года жизни закрепляют элементарные математические представления о форме и величине, количественных и пространственно-временных отношениях; развивают мелкую моторику и координацию движений рук; расширяют свои представления об окружающем мире;  развивают внимание,  память, мышление; развивают творческое воображение; учатся общаться с взрослым и со сверстниками.

Проанализировав исследования о формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и основные особенности их формирования у детей пятого года жизни, мы  рассмотрели возможность  использования конструктора ЛЕГО  для формирования элементарных математических представлений у детей пятого года жизни.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы сделали выводы, что ЛЕГО возможно использовать для формирования элементарных математических представлений у детей пятого года жизни, и, кроме того, ЛЕГО способствует развитию познавательной активности детей, повышению у них интереса к математической деятельности, развитию внимания,  памяти, логического мышления, творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словообразование –  это раздел языкознания,  который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни

Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...