Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисова Ирина Ивановна

Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnaya_fantaziya.docx86.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА  ДЕТСКИЙ САД №45

  Рассмотрена                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

 на заседании педагогического совета                                       Заведующая МАДОУ д/с№45                

 Протокол №1                                                                                  _____________Власюк Л.Н.

«_____»_____________2017 г.                                                       «____»____________ 2017 г.                                                        

 

        

                                                                                               

        

                                             

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оригами «Искусство складывания из бумаги »

        

                                                                                                       

                                                                                                         Возраст детей:  4-7 лет

        Срок реализации:  3 года

                                                                                 Разработчик :   Лисова И.И. воспитатель.

 

                                                                             

                                                             

г. Калининград    2017 г.

Пояснительная записка

Программа художественной направленности «Оригами. « Искусство складывания из бумаги» разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г Москва  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  

   Новизна программы. Одним из основных условий реализации образовательной программы  « Оригами. «Искусство складывать из бумаги» является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Одним из условий освоения программы является стиль общения педагога с учащимися на 4 основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. 

 Актуальность   данной программы обусловлена тем, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: - быть инициативными, уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения; - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Программа «Оригами. «Искусство складывать из бумаги » ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.  

Педагогическая целесообразность программы кружка «Оригами «Искусство складывания из бумаги» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

  • - возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
  • - включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;
  • - использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

 Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством модульного оригами.

Задачи программы:

 Образовательные:

-развивать мотивацию к конструированию из бумаги;

-обучать конкретным приёмам художественного творчества;

-знакомить с различными техниками работы с бумагой;

Развивающие:

-формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;

- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы

«Оригами «Искусство складывания из бумаги»» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Бумажная фантазия» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, рыхлая, гофрированная ит.п.) обладает, как и любой материал , свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.

  Возраст детей  4-7 лет. Срок реализации 

1 год обучения – 36 часов –(20 минут)

2 год обучения – 36 часов- (25 минут)

3 год обучения – 36 часов- (30 минут)

Формы  занятий  кружка:

  • Игра, загадка, сказка, беседа;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Показ образца выполнения последовательности работы.

  Режим занятий

 Данная программа реализуется во вторую половину дня, один раз в неделю.

1 год обучения – 36 часов –(20 минут)

2 год обучения – 36 часов- (25 минут)

3 год обучения – 36 часов- (30 минут) 

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

  •  Будут знать об искусстве   оригами
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  •  Будет знать   различные  приемы работы с бумагой;
  •  Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  •  Будут создавать композиции в технике    оригами;
  •  Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  •  Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Способы проверки результатов освоения программы:

 Результативность программы оценивается методом наблюдения и оценки продуктов детской деятельности в начале (октябрь) и конце учебного года (апрель).       Результативность полученных знаний определяется при выполнении  практических  х работ определенного уровня сложности по темам программы.  

          Формы подведения итогов:   Выставки  работ по темам, составление альбома лучших работ.  

1. Учебно-тематический план

(первый год обучения)

Темы занятий

Количество часов

Бумажная сказка

1

Сказка квадратика

1

Открытка

1

Сказочный домик

1

 Весёлый треугольник

1

Наливное яблочко

1

Бабочка

1

Гусеница

1

Осенний ковёр коллективная работа

2

Грибок

1

Пирамидка

1

Ёлочная игрушка

1

Резная снежинка

1

Нарядная ёлочка

1

Аквариумные рыбки

1

Зимние впечатления

1

Кораблик

1

Парусники в море

1

Самолётик

1

Цветы из снежинок  в подарок для мамы

2

Закладка

1

Цветик - семицветик

1

 Весёлый лягушонок

1

Стаканчик

1

Курочка – пеструшка

1

Воздушный змей

1

Зайчик

1

Весенние букеты

1

Птица

1

Бумажная сказка

1

Сказка квадратика

1

Открытка

1

Сказочный домик

1

 Весёлый треугольник

1

 

2. Содержание программы  (первый   год обучения)

       Месяц              

       Вид  занятия

Тема

Программное содержание

Примечания

Сентябрь

Ознакомление со свойствами бумаги

Бумажная сказка

Познакомить детей со свойствами  бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве

Конструирование

Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 стр. 29

Конструирование

Открытка

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать её. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии  и творчества

Конструирование

Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать  художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр18

Октябрь

Конструирование

 Весёлый треугольник

Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.

Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.23

Конструирование

Наливное яблочко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 14

Конструирование

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать  полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению  поделки.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 стр. 37

Конструирование

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 11

Ноябрь

Конструирование

(2 часа)

Осенний ковёр коллективная работа

Создать эмоционально творческую обстановку.  Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать  мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 14

Конструирование

Грибок

Закрепить знания о геометрических фигурах,  умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами  безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 стр. 35

Конструирование

Пирамидка

Научить детей  загибать уголки разного размера. Развивать  умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 51

Конструирование

Ёлочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

И. М. Петрова Объёмная аппликация, стр.9

Декабрь

Конструирование

           

Резная снежинка

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию,  собирая снежинку  из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 54

Конструирование

 

Нарядная ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 стр. 33

Январь

Конструирование

Аквариумные рыбки

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать  внимание, творчество.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка     стр.39

Конструирование

             

Зимние впечатления

Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять  края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.

И. М. Петрова, Волшебные полоски

стр.13

Февраль

Конструирование

Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 стр. 51

Конструирование

 

Парусники в море

Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям . с помощью ножниц разрезать   половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.

З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду,стр.179,226

Конструирование

           

Самолётик

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  стр . 43

Март

Конструирование

   (2 часа)        

Цветы из снежинок  в подарок для мамы

Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев  - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

И. М. Петрова, Волшебные полоски

стр.15

Конструирование

           

Закладка

Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18

Конструирование

           

Цветик - семицветик

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18

Апрель

Конструирование

           

 Весёлый лягушонок

           

Научить детей складывать лягушонка: сложить  из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы  пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать  внимание,  усидчивость. Аппликационно оформить поделку.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка, стр . 41

Конструирование

           

Стаканчик

Научить детей складывать стаканчик , используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать  внимание, мелкую моторику рук, память.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка, стр . 55

Конструирование

           

Курочка – пеструшка

Закрепить знания  детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы воздушный змей изготовить  курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру с свой силы, находчивость.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка, стр . 73

Конструирование

           

Воздушный змей

Закрепить знания  детей о базовой форме  воздушный змей,   загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка, стр . 66

Май

Конструирование

           

Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.35

Конструирование

 

Весенние букеты

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.

Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр.28, 30,31

Конструирование

Птица

Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать  внимание,  усидчивость.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка, стр . 77

3. Учебно-тематический план

(второй  год обучения)

Темы занятий

Количество часов

1

Знакомьтесь - оригами!  

2

2

Путешествие в музей бумаги.    

2

3

Деревенская песенка.

1

4

Рассказ «Головастик» А. Шестопалова.

1

3

Сегодня мы едем в деревню.

1

6

Сказки из ларца. «В гостях у Солнца»

1

7

Сказки из ларца. «Заюшкина избушка»

1

8

Новый год в странах мира.

1

9

Новый год в странах мира.

1

10

  Музыкальные инструменты.

2

11

Что значит имя твое?  .

2

12

Беседа «Что такое квиллинг?»  Основные формы

1

13

«Ветка рябины».

1

14

«Ветка рябины». Листья (форма «глаз»)

1

15

«Пчелы на сотах» Коллективная работа

2

16

«Бабочка» (форма «капля», «лист»)

1

17

«Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля»)

1

18

«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу-

месяц»

1

19

«Аквариум с рыбками»

1

20

«Открытка к празднику» Практическая работа

1

21

«Нарцисс»

1

22

«Роза с гофрированными листьями»

1

23

«Собачка»

1

24

«Домик для Буратино»

1

25

«Колокольчик»

1

26

«Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы)

2

27

«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы)

2

4. Содержание программы

(второй  год обучения)

       Месяц              

       Вид  занятия

Тема

Программное содержание

Примечания

Сентябрь

Ознакомление со свойствами бумаги

Диагностическое обследование.

Изучить знания  детей по развитию конструктивных способностей Методом оригами

Конструирование

Знакомьтесь - оригами! Разнообразие

поделок и игрушек из бумаги.

Практика: базовые формы «треугольник», «блинчик»,

«воздушный змей», «дом».

Познакомить с искусством  складывания из бумаги; - дать элементарные знания о географии  Японии; - познакомить с простейшими базовыми формами в оригами:   треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом».

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 

Конструирование

Удивительный мир оригами!

Путешествие в музей бумаги. История

и легенда возникновения бумаги.

Практика: базовые формы «дверь»,

«квадрат», «двойной

треугольник».

- Познакомить с видами бумаги и технологией ее

ручного изготовления;- активизировать речь новыми словами: калька, ватман и др.; - научить сравнивать разные виды бумаги   между собой и подбирать наиболее приемлемые для работы; - познакомить детей с б.ф. «дверь»,

«квадрат», «двойной» Треугольник» ; - развивать интерес и

Любознательное  к новому виду занятий.

Конструирование

Деревенская песенка.

Практика: оригами на основе б.ф.

«треугольник» спящая корова.

Дать новые знания об искусстве складывания из

бумаги - оригами; - учить основным приемам складывания

из бумаги;  - развивать внимание, память.

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников,  

Октябрь

Конструирование

Рассказ «Головастик» А. Шестопалова.

Практика: оригами на основе б.ф. «двойной треугольник» головастик

Познакомить с содержанием рассказа; - дать новые знания об  искусстве складывания из бумаги - оригами;

- учить складывать поделку по показу и объяснению;

- развивать внимание.

Е. Черенкова, Оригами для малышей,  

Конструирование

Сегодня мы едем в деревню.

Практика: Оригами на основе б.ф.

«треугольник» - кот.

Развивать  воображение через  прослушивание музыкального произведения, концентрировать внимание через устные инструкции, игровую ситуацию; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,  

Конструирование

Сказки из ларца. «В гостях у Солнца»

(японская легенда о богине

Аматерасу).

Практика: Оригами-лисенок (б.ф.

«треугольник»).

Познакомить с  народным творчеством Японии - легендой о Солнце; - упражнять мелкую моторику рук, точные движения пальцев; - развивать предпосылки театральной деятельности - мимику, интонации, жесты.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 

Конструирование

  Музыкальные инструменты.

Практика: оригами на основе б.ф. «прямоугольник» пианино

Уточнить, какие дети  знают музыкальные инструменты;  - учить складывать  поделку по показу и  объяснению; воспитывать желание  конструировать из бумаги

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,  

Ноябрь

Конструирование

Сказки из ларца. «Заюшкина избушка»

(русская народная сказка).

Практика: оригами-дом с трубой для

зайца на основе б.ф. «треугольник»

(автор Альфред Г винта, Италия).

Учить складывать бумагу в разных направлениях (по показу); - воспитывать желание  конструировать из  бумаги.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,  

Конструирование

Новый год в странах мира.

Практика Оригами-звезда из

прозрачной бумаги на основе б.ф.

«воздушный змей» (автор Т. Хлямова).

Коллективная работа.

 «Праздники Христианской Руси». «Оригами для детского сада и  начальной школы»

 

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 

Конструирование

Новый год в странах мира.

Практика: новогодняя открытка -

приглашение на новогодний утренник.

Оригами - Санта-Клаус (б.ф. «дверь»).

Знакомить детей с праздниками России; - научить складывать поделку на основе б.ф. «дверь»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему  «Новогодний Праздник»; - добиваться аккуратности и точности в складывании поделки

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,  

Декабрь

Конструирование

 

Что значит имя твое? Именнослов Практика: оригами - именная кукла.

Развивать интерес к обозначению имен; - продолжать учить детей складывать поделки оригами по показу и объяснению- воспитывать интерес к новым знаниям; - развивать память, воображение, внимание и т.д.

С. В. Соколова, Оригами для дошкольников,  

Конструирование

(2 часа)

Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы

     Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 

Январь

Конструирование

«Ветка рябины».

Ягоды (форма «плотная спираль»)

Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать  глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка      

Конструирование

            (2 часа)

«Ветка рябины».

Листья (форма «глаз»)

  Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости  результатам работы.  

И. М. Петрова, Волшебные полоски

 

Февраль

Конструирование

«Пчелы на сотах» Коллективная работа

     Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка

 

Конструирование

           (2 часа)

«Бабочка»

(форма «капля», «лист»)

Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек.

З. А. Богатеева, Занятия аппликацией в детском саду,

Конструирование

           

«Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля»)

Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,    

Март

Конструирование

   (2 часа)        

«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу-

месяц»

Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать  точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой.

И. М. Петрова, Волшебные полоски

 

Конструирование

           

«Аквариум с рыбками»

Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,  

Конструирование

           

«Открытка к празднику» Практическая работа

Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус.

С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких

Апрель

Конструирование

           

«Нарцисс»

Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  

Конструирование

           

«Роза с гофрированными листьями»

Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  

Конструирование

           

«Собачка»

Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  

Конструирование

           

«Домик для Буратино»

Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  

Май

Конструирование

           

«Колокольчик»

Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке.

Е. Черенкова, Оригами для малышей,  

Конструирование

(2 часа)

«Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы)

Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях.

Е. Черенкова, Оригами для малышей,  

Конструирование

«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы)

Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре.

Т.И. Тарабарина,  Оригами и развитие ребёнка,  

5. Учебно-тематический план

(третий год обучения)

Темы занятий

Количество часов

 Снова с нами - оригами! Повторение базовых форм.

1

Музей бумаги в Базеле. Виды бумаги. Свойства бумаги (опыты с водой и

бумагой). Новые базовые формы. Оригами - стакан.

1

Море волнуется - раз! Оригами - золотая рыбка.

1

Сказки из ларца «Как сороконожку за лекарем посылали» (японская народная сказка). Оригами - цикада.

1

Сказки из ларца «Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка). Оригами - ворон.

1

Головные уборы. Оригами - шлем самурая.

1

Головные уборы. Оригами - красная шапочка.

1

Головные уборы. Игра «Шел король по лесу...». Оригами - корона.

1

 Ветка рябины

1

Новый год в странах мира. Как называется Дед Мороз в странах мира. Оригами - дед Мороз.

1

Новый год в странах мира. Оригами - приглашение на утренник.

1

Рождество. Коробочка санбо.

1

Чудесный мешочек. В магазин за покупками. Оригами - кошелек.

1

День святого Валентина. Оригами - валентинка.

1

День защитников Отечества. Оригами - открытка с самолетом.

1

«Кисть винограда»

1

«Птицы»

1

«Шляпка для модницы», «Одежда» (обрывная аппликация с использованием элементов квилинга)

1

«Жираф», «Слон», «Обезьяна»

1

Комнатные растения «Цветок в горшке»

1

«Сувенир»

1

«Рамочка для фотографий»

1

«Весеннее дерево» (коллективная работа)

1

Дождик, дождик – кап, кап

1

Петушок-золотой гребешок

(коллективная работа)

1

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

1

Котенок по имени «Гав»

1

Летят самолеты (коллективная работа)

1

Смотрит солнышко в окошко

1

Облака – белогривые лошадки

1

Веселый клоун

1

Колобок -румяный бок

1

Праздничный салют

(коллективная работа)

1

Божья коровка- лети на небо

1

Гусеница

1

Одуванчики в траве (коллективная работа)

1

6. Содержание программы

(третий  год обучения)

       Месяц              

       Вид  занятия

Тема

Программное содержание

Примечания

Сентябрь

 Снова с нами - оригами! Повторение базовых форм.

- Изучить знания детей по развитию  конструктивных способностей методом оригами.

Видеофильм

«Оригами. Зоопарк на

Столе»; Выпущен СПб

Центром оригами.

Конструирование

Музей бумаги в Базеле. Виды бумаги. Свойства бумаги (опыты с водой и  бумагой). Новые базовые формы. Оригами - стакан.

Познакомить с видами бумаги и технологией ее ручного изготовления; - активизировать речь новыми словами: калька, ватман и др.; научить сравнивать разные виды бумаги между собой и  подбирать наиболее приемлемые для работы; - развивать интерес и любознательность к новому виду занятий.

«Вопросы и ответы.

Книга для любознательных» пер.

на русский язык.

Издательство

«Махаон».

Т.И. Тарабарина

«Оригами и развитие

Ребенка»,  

Конструирование

Море волнуется - раз! Оригами - золотая рыбка.

Дать новые знания об искусстве складывания из бумаги - оригами; - учить основным приемам складывания из бумаги; - развивать внимание, память.

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

 

Конструирование

Сказки из ларца «Как сороконожку за лекарем посылали» (японская народная сказка). Оригами - цикада.

- Развивать интерес к устному народному творчеству Японии; - учить обыгрывать роли по японской народной сказке; - уточнить главную мысль сказки, выучить пословицу: «первым добежит не тот, кто быстро бегает, а тот, кто скорее в дорогу соберется»; - воспитывать аккуратность при работе с клеем, точность при складывании поделок

Японская народная

сказка «Как сороконожку за лекарем посылали».

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

 

Октябрь

Конструирование

Сказки из ларца «Самый красивый наряд на свете» (японская народная сказка). Оригами - ворон.

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством Японии; - учить делить прямоугольный лист бумаги на три части; - развивать глазомер; - воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

Японская народная

Сказка «Самый

красивый наряд».

Н. Острун, А. Лев

«Оригами. Живые

Фигурки»,  

Конструирование

Головные уборы. Оригами - шлем самурая.

- Продолжать знакомить с японским искусством складывания из бумаги; - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой; - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы.

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

 

Конструирование

Головные уборы. Оригами - красная шапочка.

Продолжать знакомить  с японским  искусством складывания из бумаги;  - воспитывать аккуратность, четкость в работе с бумагой;  - воспитывать интерес к оригами; развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы.

Афонькины С.Ю. и

Е.Ю. «Уроки оригами

в школе и дома»  

Конструирование

Головные уборы. Игра «Шел король по лесу...». Оригами - корона.

Продолжать знакомить с японским искусством складывания из бумаги; - воспитывать аккуратность,  четкость в работе с бумагой;  - развивать речь детей, добиваясь полных ответов на вопросы

Афонькины С.Ю. и

Е.Ю. «Уроки оригами

в школе и дома», стр. 89-90

Ноябрь

Конструирование

«Ветка рябины»

Используя знакомые базовые формы, по показу воспитателя самостоятельно изготовить листья и ягоды рябины. Закреплять умение расположить готовые детали на листе бумаги. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

    «Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

Конструирование

Новый год в странах мира. Как называется Дед Мороз в странах мира. Оригами - дед Мороз.

- Знакомить детей с праздниками России;  - научить  кладывать  поделку на основе б.ф. «дверь»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему «Новогодний Праздник»; - добиваться  аккуратности и точности в складывании поделки.

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

 

Конструирование

Новый год в странах мира. Оригами - приглашение на утренник.

Знакомить детей с праздниками России; - научить  кладывать  поделку на основе б.ф.«квадрат»; - развивать речь детей, активизируя составлением рассказов на тему «Новогодний Праздник»;- добиваться аккуратности и точности в складывании поделки.

О. Бондаренко

«Праздники

Христианской Руси»

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,

 

Декабрь

Конструирование

 

Рождество. Коробочка санбо.

Продолжать знакомить детей с обычаями японского народа; - продолжать учить складывать поделки на основе базовой формы блинчик; - продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

С.Ю. и Е.Ю.

Афонькины «Уроки

оригами в школе и

дома», стр. 145-147.

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами,  

Конструирование

(2 часа)

Чудесный мешочек. В магазин за покупками. Оригами - кошелек.

- Учить определять предметы на ощупь и называть их; - закрепить знания детей о разновидностях оригами: плоскостное, объемное; - воспитывать  желание конструировать из бумаги; - развивать память.

Т.И. Тарабарина

«Оригами и развитие

Ребенка» ,  

Январь

Конструирование

День святого Валентина. Оригами - валентинка.

Дать знания о дне святого Валентина; - воспитывать интерес к занятиям по оригами;  развивать память, речь.

С.Ю. и Е.Ю.

Афонькины «Уроки

оригами в школе и дома», стр. 106-109.

Конструирование

            (2 часа)

День защитников Отечества. Оригами - открытка с самолетом.

Обобщить знания детей о празднике 23февраля; - учить складывать самолет по показу и объяснению; - развивать мелкую моторику рук; - закрепить умение 1 приклеивать Детали аппликации, используя салфетку, клеенку, кисть, клей; - воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране.

«Оригами для

детского сада и

начальной школы»

C-Пб Центр оригами

Февраль

Конструирование

Кисть винограда

Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. Техника безопасности при работе с режущими   колющими инструментами

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           (2 часа)

Птицы

Учить детей правильному выполнению формы «листик», «капля», «треугольник». Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           

Шляпка для модницы, «Одежда» (обрывная аппликация с использованием элементов квилинга)

Продолжать знакомство с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Март

Конструирование

   (2 часа)        

Жираф,  Слон, Обезьяна

Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Продолжать работу с технологической картой. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           

Комнатные растения «Цветок в горшке»

Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           

Сувенир

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Апрель

Конструирование

           

Рамочка для фотографий

Знакомство с примерами оформления фото рамки Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           

Весеннее дерево (коллективная работа)

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. Развивать умение применять нужную форму в композициях.  Техника безопасности при работе с режущими   колющими инструментами.

 Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

Конструирование

           

Дождик, дождик – кап, кап

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.  Пространственное освоение листа

Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

Конструирование

           

Петушок-золотой гребешок

(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации  (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

Май

Конструирование

           

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

Конструирование

(2 часа)

Котенок по имени «Гав»

 

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

Конструирование

Летят самолеты

(коллективная работа)

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

Методическое обеспечение

Материально – техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет оборудован в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся (соответствующие росту учащихся, маркированные), классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. 

Дидактическое обеспечение курса: образцы готовых изделий, инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия, схемы складывания изделий.  

Материалы:  Белая бумага

 Цветная бумага тонкая

  Цветная бумага плотная

  Двухсторонняя цветная бумага

  Цветной картон

 Гофре и т.д.

Инструменты и приспособления:  Линейки

  Простые карандаши

 Цветные карандаши

 Стирательные резинки

 Фломастеры

  Ножницы

 Клей ПВА

 Бумажные салфетки и т.д. 

Методические разработки:

 Компьютерные презентации: – Все об оригами (для вводного занятия «Знакомьтесь, оригами»). – «Цветочные композиции. – «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами). – «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).

  Краткий очерк «История развития искусства оригами».

 Интернет сайты: «Город мастеров» адрес: http://yelena-karuna.ucoz.ru., http://stranamasterov.ru/, http://oriart.ru/, www.origami-school.narod.ru, www.oriland.com  

Список литературы

  1. Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литер- 1997
  2. Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор. - М:

Аким- 1997

  1. Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М: Аким- 1997
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.- «Университет», Москва 2000.
  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.

 

                                                                                                       Приложение №1

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

                                                                                                                                                        Приложения №2

Достижение детей по теме «Бумажная фантазия»  

Фамилия имя ребенка

Теоретические основы: история, география и др.

Практические действия с листом бумаги

Уровень знаний

Складывание квадрата пополам

 различным приемам работы с бумагой;

 бумагокручения; 

Умение  детей  скручивать  полоски  цветной бумаги  в  спираль    и  наклеивать  на  основ

Использование  разнообразных композиционных решений

Использование  различных цветов и оттенков  для  создания  определённых  композиций

Составление  из  частей  единое  целое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей младшего дошкольного возраста «Волшебные превращения из бумаги»

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»...

Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»

Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Программа дополнительного образования «Оригами»

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги...

программа дополнительного образования "Оригами"

От автора Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории...

ПРОГРАММА дополнительного образования по ручному труду ( модульное оригами) «Волшебная бумага»

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора....