проект на тему «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ через LEGO конструирование «Город моей мечты»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Евгения Владимировна Буленкова (Васильева)

Основная мысль проекта в том, что используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам; овладеет навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Закрепит с приемы наложения и приложения, сравнит предметы контрастных и одинаковых размеров, закрепит навык соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.

LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Формируются понятия больше и меньше. В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию развивается интерес к моделированию и конструированию. Постепенно от предметно-игровых действий, перейдет к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, произойдет дальнейшее развитие сюжетной игры, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №212»

Методическая разработка

проекта по теме «Развитие творческих способностей ребёнка с ОВЗ

(ребёнка-инвалида)

через LEGO конструирование

«Город моей мечты»

Авторы:

Буленкова Е.В., воспитатель

первой квалификационной категории;

.

г. Зима-2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Актуальность ………………………………………………………………………

3

2

Цель и задачи проекта…………………………………………………………….

4

3

Тактика реализации проекта…………………………………………………….

5

4

Ресурсы реализации проекта…………………………………………………….

6

5

Список литературы………………………………………………………………..

7

Актуальность

В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (ст.10 п.4 Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ») ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [1].

В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей (законных представителей), как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Реализация стандарта дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO. Обосновываются возможности продукции LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность LEGO конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности [2].

Перспективность применения продукции LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. [3].

Конструкторы LEGO стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению.

Данный проект является адресным, разработан индивидуально для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида с нарушением слуха) в подготовительной группе комбинированной направленности МБДОУ «Детский сад № 212».

Изучив познавательные способности ребенка с нарушением слуха, пришли к выводу, что присутствует низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, ребенок постоянно двигается. Конструктор предоставляет возможность ребёнку с нарушением слуха воспринимать окружающий мир, активизируя зрительный и осязательный анализатор, а также развивать устойчивость и концентрацию внимания.

LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка он становится субъектом, а не объектом образования. При работе над проектом мы отвели слабослышащему ребёнку ту роль, которая для него более успешна.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей у ребенка с особыми возможностями здоровья (ребенка-инвалида с нарушением слуха) в LEGO-конструировании.

Задачи:

  • Формировать конструктивные творческие способности ребенка с ОВЗ дошкольного возраста в условиях детского сада, учить мысленно собирать из частей целое; уметь обыгрывать созданную модель.
  • Развивать у ребенка с особыми возможностями здоровья любознательность, познавательную мотивацию, познавательные процессы, воображения, творческую активность, конструктивное воображение; мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.
  • Воспитывать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать, воспитывать желание к созданию композиции для совместной игровой деятельности со сверстниками.

Срок реализации проекта: с 09.10.2017г. по 31.10.2017г.

Участники проекта: воспитанница подготовительной группы с ОВЗ (ребенок-инвалид с нарушением слуха), педагоги, родители.

Координаторы проекта: воспитатели Зыкова Анастасия Андреевна, Буленкова Евгения Владимировна.

Оборудование:

- лего-конструктор;

- платформа для постройки;

- краски;

- игрушки по сюжету.

Предполагаемые результаты:

  • У ребенка с особыми возможностями здоровья сформированы конструктивные творческие способности может мысленно собирает из частей целое; обыгрывает созданную модель.
  • У ребенка с особыми возможностями здоровья развивается любознательность, познавательная мотивация, познавательные процессы, воображение, творческая активность, конструктивное воображение; мелкая моторика рук.
  • У ребенка с особыми возможностями здоровья присутствует устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; проявляется желание к созданию композиции для совместной игровой деятельности со сверстниками.

Продукт проекта: постройка «Город моей мечты».

Тактика реализации проекта

Ключевые действия

Сроки

Ответственные

1 этап - подготовительный

1

Создание целей и задач для реализации проекта. Мотивация ребенка на конструктивную деятельность, беседы по теме проекта

09.10.2017-11.10.2017

Воспитатели, родители

2

Подбор оборудования, подготовка платформы

12.10.2017-13.10.2017

Воспитатели, родители, ребенок

2 этап - основной

1

Рассматривание образцов, схем будущих построек

16.10.2017

Воспитатели, родители, ребенок

2

Постройка моделей по замыслу ребенка по теме «Город моей мечты», используя LEGO конструктор

16.10.2017-25.10.2017

Ребёнок

3 этап - заключительный

1

Обыгрывание постройки совместно со сверстниками в группе детского сада

26.10.2017-31.10.2017

Воспитатели, дети подготовительной группы

2

Выставка постройки в фойе детского сада

31.102017

3

Создание видеоролика

В течение реализации проекта

Воспитатели

Методы и формы работы:

словесные:

  • беседы, рассказы;
  • отгадывание загадок;
  • ситуативные разговоры и речевые ситуации;
  • составление описательных рассказов.

наглядные:

  • рассматривание схем и образцов различных построек;
  • рассматривание фотографий достопримечательностей города;
  • наблюдения;

практические:

  • моделирование элементов построек;
  • проведение дидактических игр;
  • конструирование по схемам;
  • сюжетно-ролевая игра.

Мероприятия основного этапа планируются проводить в рамках индивидуальной деятельности с ребёнком – инвалидом с ОВЗ, в течение двух недель, 2-3 раза в неделю.

Используя LEGO конструктор, ребенок с особыми возможностями здоровья, закрепит цвета, величину, форму, активизируется сенсорное восприятие. Обучиться навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам; овладеет навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Закрепит с приемы наложения и приложения, сравнит предметы контрастных и одинаковых размеров, закрепит навык соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.

LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Формируются понятия больше и меньше. В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию развивается интерес к моделированию и конструированию. Постепенно от предметно-игровых действий, перейдет к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, произойдет дальнейшее развитие сюжетной игры, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья.

Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно.

Реализация проекта предоставит ребенку возможность увидеть нестандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.

       Взаимодействие с родителями заключается в привлечении к подготовке платформы для постройки, создание ситуации успеха в конструктивной деятельности.

Ресурсы реализации проекта

  • Нормативно-правовые:
  • наличие   нормативно-правовой   базы   функционирования системы дошкольного образования.
  • Организационные:
  • психолого-медико-педагогический консилиум детского сада;
  • инициативная группа по реализации проекта.
  • Информационные:
  • методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ;
  • учебно – методическая литература по конструированию и проектной деятельности для дошкольного образования;
  • медиатека цифровых образовательных ресурсов.
  • Материально-технические:
  • LEGO конструктор;
  • схемы и образцы лего построек;
  • ноутбук;
  • фото- и видеоаппаратура.
  • Кадровые:
  • наличие педагогических кадров, прошедших курсы повышения квалификации: СДО Центра дополнительного профессионального образования «Событие», «Конструирование и робототехника в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС», 72 часа, 2017 год (Буленкова Е.В.); ОГАУ ДПО ИРО Иркутской области «Инновационная деятельность в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО», 72 часа, 2016 год (Зыкова А.А., Буленкова Е.В.).

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: 2011. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: — 2001.
  3. Осипенко Н. В., Волкова Ю. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 17-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год

К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...

Экологический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки».

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки....

Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...

Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»

Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...

Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...