Особенности работы воспитателя группы комбинированной направленности (ОНР)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лукина Ольга Николаевна

Анотация:

Здесь вы найдете полезные методы, приемы, формы, советы, техники для работы с детьми в группе комбинированной направленности (ОНР). Представленный опыт работы поможет Вам получить нужный результат, решить определенные проблемные ситуации в коллективе детей, такие как: речевой барьер, непонимание, агрессия, отстраненность детей с ОНР от детского коллектива, непринятие в игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_-_tablitsa_k_prizentatsii.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Добрый день!

Меня зовут Лукина Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «ДС № 12 г. Челябинска», я представляю опыт на тему "Особенности работы воспитателя в группе комбинированной направленности (ОНР)"

2 слайд

Мы работаем в группе комбинированной направленности, которая открылась в 2018 году, в связи с недостаточностью мест в логопедической группе.

3 слайд

В процессе образовательной деятельности возникали следующие проблемы, которые предстояло решить:

  • Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению
  • Создание предметно-пространственной среды в соответствие с нормативными документами
  • Оформление документации
  • Взаимодействие с узкими специалистами, родителями

4 Слайд

  • Приобретение методического и дидактического материала, пособий, многое делали своими руками, так же помогали родители.

Необходимо отметить, что не только у нас, взрослых были проблемные ситуации, но и между детьми группы.

  • Речевой барьер
  • Непонимание
  • Агрессия
  • Отстраненность детей с ОНР от детского коллектива
  • Непринятие в игровую деятельность (примеры)

5 Слайд

Адаптация детей с ОНР в нашей группе проходила сложно. Воспитанникам группы понадобилось время для принятия вновь пришедших детей в свой коллектив. Нам пришлось пойти на определенные хитрости для  вливания  в коллектив детей с ОНР, мы использовали такие игры как: «Лего», «Собери бусы», «Шахматы», «Разноцветные ленточки», «Веселый клубочек», потому - что в этих играх можно играть, вместе молча, но  создавать интересные постройки, помочь друг другу, посоревноваться, увидеть результаты совместной деятельности.  То есть дети с ОНР и дети с нормой получают нужный результат, эмоциональный заряд и благодаря этому у них появляется интерес друг другу.

6 Слайд

Арт-терапия одна из технологий, которые мы используем в работе.

 арт – терапия – это творчество, игра, фантазия, которая психологически готовят детей к самостоятельному принятию решений, корректирует их поведение, формирует в них стрессоустойчивость, жизнерадостность, делает их более адаптивными.

Технология

Дети с нормой и ОНР

Дети с нормой

Дети с ОНР

7 Слайд

Мы взяли несколько направлений из арта – терапии:

изотерапия.

Терра – подчеркивает индивидуальность, каждого ребенка. Развивает фантазию, воображение, творческие способности, мелкую моторику, ориентировку на плоскости, глазомер, речь. Детям очень нравится перебирать, отбирать крупы, бусинки, создавать композиции, из различных материалов. На занятии дети рассаживаются подгруппами по интересам: одни за стол с бусинками. Другие за стол с крупами (горох, фасоль, кофе,)  

Техника терра помогает детям с нормой советуются друг с другом, вести обсуждения, воспитывается взаимовыручка,

Дети с ОНР за творческой работой легко входят в контакт с детьми, не сковываясь речевым барьером. Задают друг другу вопросы беседуют, проводят обмен материалами с одного стола на другой.

Также пробовали технику «Декупаж», Детей мы рассаживаем парами быстрый и медленный ребенок, используя считалки, которые помогают безобидно рассадить детей так как нам нужно,

нами было отмечено, что Декупаж хорошо подходит для всех детей группы. Способствует развитию аккуратности, усидчивости, развитию мелкой моторики рук, и благотворно влияет на детей с эмоциональным перевозбуждением.

Скрапбукинг – детей можно рассадить подгруппами или парами, также используя считалки, или первые буквы имени деля их на согласные и гласные, при этом чтобы дети были один с ОНР другой ребенок с нормой, приходится идти на определенные хитрости.

Скрапбукинг актуален для всех детей, потому что развивает у детей математический, творческие способности, заставляет думать логически.

Дети помогают, соседу если в этом есть необходимость, (поделить, прочертить, согнуть) выступают в роли помощника, учителя.

 детям с ОНР скрапбукинг помогает общается со сверстниками попросить помощи или наоборот помочь соседу, побуждает осуществлять взаимовыручку, способствует дружеским взаимоотношениям, сплочению детского коллектива.

8 Слайд, 9 Слайд

Такие техники как сказкотерапия и имаготерапия переплетаются между собой.  Мы сначала с детьми читаем литературные произведения, обсуждаем, характеризуем героев, обговариваем, кому какая роль подходит, а затем вместе с детьми воспроизводим в театрализованных играх.  

 Для всех детей это буря фантазий, развитие связной, монологической речи, артистических способностей, использование в речи интересных литературных высказывании. складываются дружеские взаимоотношения между сверстниками.

Детей с нормой — это режиссёры, нами было отмечено, когда дети ведут подготовку к постановке театрализации они очень четко распределяют роли кто что должен сделать, куда поставить что принести.  Дети любят быть лидерами и каждый набирает себе команду актеров сначала по дружбе, а после по артистическим способностям и распределяют роль справедливо проводя кастинг. Для каждой драматизации.

Детей с ОНР данные техники привлекаю так как для каждого из них всегда находится роль, пусть даже пассивная, которая позволяет отработать определенный звук. Так, например, волк рычит «Р-р-р». Здесь можно использовать жесты мимику, благодаря которым будет усиливается смысл сказанного и вызовет еще больше эмоций у зрителей, почувствовав успех дети стараются еще больше.

10 Слайд

Кинезитерапия – "лечение движением".

Подходит для обеих групп, так как развивает общую моторику, танцевально-двигательные, интеллектуально-творческие способности, слуховые функции, оптико-пространственные представления, тактильные осушения, чувства ритма. Используем ежедневно прыжки (на месте, вперед-назад, вправо – влево)

11 слайд

         Песочная терапия.  

Используются как индивидуально, так и подгруппами, парами. Для того чтобы детей объединить одного с ОНР другого с нормой или несколько с нормой одон с ОНР мы используем трафареты разного цвета (красный с красным) или загадываем загадку «Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают» (светофор). Значит красный, желтый, зеленый идут за стол, где стоит светофор и тд.

   

Технология песочной терапии помогает детям самовыражается, снимает психологическое напряжение, развивает мелкую моторику, фантазию, воображение, речь, память, решаем задачи по речевому развитию с помощью речевых игр.

У детей с нормой повышается мотивация узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно, происходит развитие познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения). Развивается умение слушать товарища, советоваться, проявляется спортивный интерес кто больше придумает слов, предложений, у кого интересней рассказ, рисунок.

детей с ОНР, дети учится работать сначала самостоятельно, а затем в коллективе.  Занимаясь песочной техникой, дети с ОНР уходят в себя, выражают свои чувства, эмоции, настроение в рисунке на песке, привлекая других детей с нормой в развитии. В процессе чего завязывается диалог между детьми.

Например:

Ребенок с ОНР - рисует, ребенок с нормой – составляет предложение, рассказ).

12 Слайд  

Ландшафтное игровое панно.

Многофункциональное, предназначено для организации разнообразной игровой деятельности детей как со всей группой, так и с подгруппой. Панно можно перенести, объединить с другими играми.

Мы считаем, что панно развивают навыки конструктивной деятельности, элементарные математические представления, пространственное восприятие, творческие способности. является эффективным средством для организации сюжетно-ролевых игр с использованием разнообразных основ ландшафта, мелкого игрового оборудования.

Дети старшего дошкольного возраста любят что-то новое необычное и ими очень нравится переезжать с одного места на другое, при этом они организуют одну общую игру, но нужно создавать небольшие проблемные ситуации, например «Сломалась машина», а на другом столе стоит «Автосервис», в который играет Петя с Ромой. Петя поранился пока ремонтировал машину и к нему уже едет скорая на которой работает Маша и Таня.

детям с ОНР предлагаем выбрать ландшафт и игровое оборудование на тему «Деревня», детям с нормой – «Город». Закрепляем знания, полученные ранее по лексическим темам. Ландшафтное панно позволяет нам проводить игры по развитию речи, формируют представления об окружающем мире, способствуют развитию социально-коммуникативных навыков

13 Слайд

Логопедическая варежка.

 Расширить спектр решаемых коррекционных воспитателем задач можно с помощью логопедической варежки, за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движением кистей рук.

Варежка оказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику рук, помогает знакомить детей с гласными и согласными звуками, считать слоги, играть в игры «Назови звуки».  

 «Назови слово на гласную, согласную», «Повторяй за мной», «Считаем буквы», здесь ребенок с ОНР может взять на себя главную роль по проведению игры, как показывает практика эти дети порой луче и быстрей запоминают буквы, звуки и многому могут научить детей с нормой. А дети с нормой быстрей учатся от сверстника чем от взрослого.

14 Слайд

Математическая папка.

Математическая папка способствует речевому развитию как с ОНР, так и с нормой. Дети объединяются парами один ребенок с нормой второй с ОНР при этом также можно использовать считалки, загадки, можно объединить расшалившихся детей.  Воспитатель детям дает определенное задание, например - счет, дети должны правильно употребить в речи форму множественного числа: один мяч, два мяча, 10 мячей. Закрепить лексические темы. Взаимодействие в паре помогает вызвать у детей интерес к совместной игре (учитель-ученик и наоборот).

15 Слайд

Работа с семьей

Родители – естественные учителя своего ребенка, от них зависит очень многое. Поэтому нам, воспитателям, необходимо помочь родителям правильно организовать работу с детьми, видеть в родителях не только союзников, но и грамотных помощников.  

Использование традиционных и современных форм работы с родителями.

·        Родительские собрания

·        Открытые занятия

·        Консультации

·        Беседы

·        Опросы, тестирование, анкетирование

·        Информационные стенды в группах

·        Семинары практикумы

·        Домашние задания.

·        Общение по электронной почте

·        Использование сайта детского сада

·        Электронные пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Тема: «Система работы по взаимодействию учителя - логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности, как фактор выравнивания стартовых возможностей у детей с ТНР при поступлении в школу».

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.Для того, чтоб...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ воспитателей группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет Корнеевой Е.И., Поповой О.П. о работе за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчет воспитателей группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет о работе за 2017-2018 учебный год....

Специфика обеспечения взаимодействия в работе музыкального руководителя и воспитателя группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие проблемы в физическом или психологическом развитии. Основная проблема развит...

Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР

Бланк взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы комбинированной направленности в работе с детьми с ТНР      ...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Особенности работы воспитателя в комбинированных группах»

рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе...