Программа по дополнительному образованию "Аленький цветочек"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Кривоносова Татьяна Николаевна

Программа по дополнительному образованию "Аленький цветочек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  C:\Users\елена\Desktop\материал аттестация\Сайт\Детско-родительский клуб Содружество\Титульный программы.jpg

1.Пояснительная записка …………………………………………… ……. ………....3

Направленность программы…………………………………………………………...3

Новизна……………………………………………………………… ..………………...4

Актуальность …………………………………………………………………. ..............4

Педагогическая целесообразность…………………………………………… …….…5

Организационно-педагогические условия…………………………………………….5

Цель и задачи реализации программы…………………………………………………6

Планируемые результаты освоения программы…………………………………........6

Формы аттестации ………………………………………………………………………. 7

Оценочные материалы ……………………………………………………………….....  9

Оценка качества освоения программы …………………………….…………………. 10

2.Учебный план…………………………………………………………………. ……..11

Учебно-тематический план …………………………………………………… ………11

3.Содержание программы ……………………………………………………………..12

Методика проведения занятий …………………………………………………..... ….14

Описание тем………………………………………………………………… ……….. 15

4.Методическое обеспечение программы………………………………………..…  19

Описание форм и методов………………………………………………………...........19

Материально-техническое обеспечение……………………………………………….20

Наглядно-дидактический материал…………………………………………………….20

 5.Список литературы …………………………………………………………………..21

   

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по художественному труду «Аленький цветочек» разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям – социально- коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому развитию.

Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно – эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.

Направленность программы

Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать не нанося вреда, преумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.  Мы,  взрослые,  должны помочь ребенку открыть в себе художника,  развить способности,  которые помогут ему стать личностью.  Творческая  личность – это достояние и будущее всего общества.

В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.  Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Программа «Флористика» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой;  по времени реализации —годичной.

Занятия носят разный  характер, они связаны с ручным трудом и изобразительной деятельностью и способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию предметов,  развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики,  воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей,  что является важным этапом в работе с воспитанниками в дальнейшем.

Программа составлена на основе парциальной программы  «Конструирование и ручной труд в детском саду», автор Л.В.Куцакова.

 Новизна

  Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Занятия по ручному труду перекликаются с занятиями по изобразительной деятельности, свои рисунки дети учатся преобразовывать с помощью разнообразных подручных материалов и наоборот, свои поделки дети раскрашивают разными изобразительными материалами.

Отличие данной программы от уже имеющихся заключается в том, что программа  комплексная, включающая занятия по  ручному труду, рисованию,   в том числе с использованием традиционных и нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющаяся, как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.

 

Актуальность

Одно из приоритетных направлений современного дошкольного  образования – создание условий для развития творческой личности, направленное на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка-дошкольника. Дошкольное образование – это первая, самая важная ступень, где начинают свой путь юные дарования, а ручной труд  и изобразительная деятельность - это тот исток, который  даёт возможность ребёнку реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир,  соприкоснуться с прекрасным,  необычным и загадочным. Дети учатся оценивать окружающую действительность по личностным смыслам. Носителями личностного смысла при  этом выступают эмоции. Эстетические эмоции являются «умными эмоциями» (Л.С.Выготский) и образуются на основе «эстетического общения» (Е.П. Кабкова, А.А. Мелик-Пашаев) как результат общения ребёнка с различными объектами в различных обстоятельствах. Эти эмоции выполняют функции отражения, обобщения и конкретизации видового опыта ребёнка, который складывается в процессе преобразовательской деятельности. Развитая способность у детей к художественному обобщению стимулирует эффективное освоение детьми обширных  информационных пластов, что плодотворно влияет на их творческое развитие (Е.П. Кабкова).

Занятия в кружке «Аленький цветочек» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У дошкольников  формируются навыки обращения с природными материалами и инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Программа дополнительного образования «Флористика» для детей 4-5 лет направлена на:

–создание условий для развития ребенка; 

–развитие мотивации к познанию и творчеству; 

–обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 

-развитие мотивации к познанию и творчеству; 

–обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 

–приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 

–создание условий для творческой самореализации личности ребенка;

-интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

–укрепление психического и физического здоровья;

– организацию взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность

Дети, обучаясь флористике, овладевают различными приемами действия с , природным материалом. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки,  ребёнок мог повредить какую либо поделку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

     Флористика способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

     Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме.  Занятия по данной программе дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать удовлетворение от занятий.

Организационно-педагогические условия

К организационным условиям  относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по май).

Время проведение занятий:1 раз в неделю не более 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики,  динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 4-5 лет, количество детей в одной группе -10.

На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Флористика для детей 4-5 лет» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья,  для них составляется по необходимости адаптированная программа.

Принципы реализации программы

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

       Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.

Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка,  праздник, путешествие, выставка,  практическое занятие,  творческая мастерская.

Цель и задачи реализации программы

Цель: Ознакомление дошкольников с доступными их возрасту видом  художественного труда- флористике и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги, картоне).

2.Способствовать овладению воспитанниками разных техник.

3.Обучать навыкам работы с природным материалом

4.Учить применять имеющиеся знания в свободной деятельности.

5. Учить детей самостоятельно находить способы достижения поставленных задач.

6. Сформировать систему знаний, умений  и навыков по обучению  флористики.

Развивающие:

1.Развивать умение, сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Развивать любознательность  как основу познавательной деятельности.

3. Развивать творческие способности.

4.Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.

5.Развивать  внимательность, наблюдательность, творческое воображение и фантазию через разные техники флористики.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

3.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.

4.Формировать художественно- эстетический вкус.

5.Учить замечать красоту в повседневной жизни и природе.

                  Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе «Аленький цветочек» воспитанники будут

 знать:

разные техники по работе с природным материалом.

  • правила поведения, научатся быть сдержанными, терпеливыми, вежливыми, отзывчивыми  в процессе взаимодействия; уважительными по отношению  к труду других людей.
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных природных материалов;

уметь:

изготавливать изделия из природных материалов по образцу, рисунку, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности;
  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе;
  • выполнять работы с использованием различных  природных материалов.
  • самостоятельно организовать выставки детского творчества.

применять:

  • самостоятельно знания, умения, навыки по работе с различным природным  материалом.
  • разнообразный подручный материал для изготовления поделок,

Формы промежуточной  аттестации

1.​ Выставки детских работ в детском саду.

2. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня.

3. Презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

К формам аттестации относятся текущий контроль и промежуточная аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские,  презентации детских работ, практическое занятие, презентация портфолио детей и др.

Текущий контроль проводится 2 раза в год в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.

 Промежуточная  аттестация проводится 2 раза в год в виде выставки или презентации детского портфолио, участия детей в конкурсах разного уровня, творческих мастерских с родителями  - форма фиксации – диплом или грамота. Результаты промежуточной аттестации заносятся в протокол.

Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень ».

Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме,выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «средний уровень» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом) за хорошее исполнение задания в  том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.

Контрольный лист текущего контроля

по реализации

дополнительной общеразвивающей  программы

на 20___    20____уч.год

 

Название  учебного объединения __________________________________________________________________

Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

_______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения (выставка, концерт, конкурс. Соревнование , итоговое занятие и т.п.)

Дата

проведения

Результат

1.

 

 

 

2.

 

 

 

                                              

           ПРОТОКОЛ №

Результатов промежуточной аттестации

             ________ учебный год

 

Название  учебного объединения _______________________________  

Вид аттестации__(промежуточная, итоговая)_____________________________________________

Дополнительная общеразвивающая  программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

Дата проведения         _______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

Форма проведения      _____________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________

 

№ группы____________

 

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения

Результат

аттестации

1.

 

 

 

 

Из них по результатам  аттестации показали:

 Оценочные материалы

К оценочным материалам относятся: наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия.

Педагогическая диагностика  Крулехт М.В

Таблица№1

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

Начало

года

Конец

года

1

Умеет принять цель деятельности

2

Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла

3

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место

4

Использует разнообразный материал

5

Применяет разные способы лепки

6

Умеет применять разнообразный  изобразительный материал, смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка

7

Может экономно расходовать материалы

8

Бережно обращается с инструментами

9

Комбинирует в работе известные приёмы и технологии, а также дополнительные материалы.

10

Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров)

11

Проявляет индивидуальные творческие способности

Количество детей в группе

Таблица №2

                                              Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. 5 баллов

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.10 баллов

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. 15 баллов

Количество детей в группе

Оценка качества освоения программы

№ п/п

Название программы

Основные показатели оценки

Формы контроля и промежуточной аттестации

1

«Аленький цветочек»»

Дети знакомы с техникой создания  и  работы с солёным тестом, испытывают радость творчества,освоены разные приёмы лепки. Самостоятельно придумывают сюжет и воплощают его. В работе используют дополнительный материал, лоскуты, пуговицы, крупу и другое.

Текущий контроль  в форме выставки детских работ.

                                                         2.Учебный план

№ п/п

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

   Теория

Практика

1.

«Аленький цветочек»

36

8

28

Выставка

Итого часов:

36

8

28

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

              Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Аленький цветочек»

36

8

28

1.1

«Корзина с цветами»

0,5

1,5

1.2

«Венок для Барби»

0,5

1,5

1.3

«Кто живёт в лесу»

2

1.4

«Волшебные деревья»

0,5

1,5

1.5

«Зимний лес»

0,5

1,5

1.6

«Рождественская сказка »

2

2.1

«Эти разные снежинки»

0,5

1,5

2.2

«Ёлочки-иголочки»

0,5

0,5

2.3

«Новогодняя ёлка»

0,5

1,5

2.4

«В синем море корабли»

2

2.5

«Чудесные орешки»

0,5

1,5

2.6

«Волшебные ягоды»

0,5

1,5

2.7

«Цветочные картины»

0,5

1,5

2.8

«Для милой мамы»

0,5

1,5

3.1

«Забавные клоуны»

0,5

1,5

3.2        

«Бабочки»

0,5

1,5

3.3

Весенняя сказка

0,5

0,5

        

                            Годовой календарный учебный график

                                      на 2020 -2021 учебный год

Регламент образовательного процесса: 1 раз в неделю  

  Режим работы кружка: по понедельникам.

  Продолжительность занятия- не более 20 минут

  Время проведения занятия: 15.40-16.00        

Начало учебного года

01.09.  2018г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных  недель в месяц

4  недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2019г.

Летний оздоровительный период

01.06.2019г. -31.08.2019г.

                                        Содержание программы

Программа по флористике «Аленький цветочек» предназначена для детей 4-5 лет, срок обучения - 1 год. Реализация программы осуществляется на кружке, где дети неограниченных возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение. Использование различных приёмов и техник работы с природным материалом способствует выработке умений видеть образы в сочетании цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «обучения или учения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Занятия превращаются в созидательный, творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

В силу индивидуальных особенностей  развитие творческих способностей не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях используется дифференцированный подход, даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Занятия проводятся с детьми один раз в неделю длительностью 20-25 минут. Количество детей в группе-10.

Данная программа содержит познавательный материал, который помогает педагогу знакомить детей с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расширять кругозор и представление о многообразии материалов, их видах, структуре, свойствах. Задача педагога заключается в том, чтобы не только научить детей пользоваться этими материалами, но и подвести подрастающее поколение к осознанию того, что красота спасёт мир.

Задачи модуля:

- научить работать с природным материалом

-дать знания о разных свойствах природного материала (хрупкий, тонкий, колючий)

-учить самостоятельно выбирать нужный материал для создания образов или сюжета.

Ожидаемый результат модуля:

Дети будут:

-владеть техникой работы с природным материалом

-уметь изготавливать изделия  по образцу, рисунку, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;

-уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-уметь работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности;

-уметь импровизировать;

-уметь работать в группе, в коллективе.

Форма аттестации пройденного модуля – выставка детских работ

           

В результате реализации задач дети будут иметь возможность не только познакомиться с разнообразными материалами, но и узнать об их свойствах, качествах, способах и технологиях изготовления (занятия носят интегрированный характер). Уровень овладения разнообразными навыками и знаниями  повысится   и за счёт применения   в изостудии экрана и проектора. Много интересного и нового дети узнают через показ  слайдов, видеофильмов, мультфильмов.

Для того, чтобы детские  работы были выполнены на высоком уровне, на занятиях необходимо использовать  сюрпризные моменты, проблемные ситуации, игры, педагог может выступать  в роли феи, сказочника или  художника.

                                     Методика проведения занятий

 1 этап - «Создание интереса» (вступительная беседа, сообщение темы,    создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности материалов, с помощью которых можно придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов.

2 этап - «Формирование практических навыков и   умений»(показ образца, сенсорное обследование, показ приёмов для создания образа или композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических   навыков и умений с различными исходными материалами, формированию  умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап - «Собственное творчество»(самостоятельная работа детей, придумывание и составление композиции, сюжета, образа).

На данном этапе необходимо  создавать  условия для  проявления детского  творчества, формировать умения экспериментировать с разными техниками и материалами.

 4 этап - «Развитие речевой активности»(анализ готовой работы; рассуждения; сопоставления, придумывание мини-рассказов и сказок).

По окончании занятий детям предлагается высказаться по поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося  рисунка или поделки  с точки зрения технических или творческих навыков и т.п.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально      значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

На всех этапах обучения у детей будут развиваться  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия, повысится уровень развития  коммуникативных навыков. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Одним из важных условий реализации программы  является широкое использование разных видов техник  и материалов декоративно-прикладной деятельности. Главное, чтобы ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого- либо сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству, раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к развитию сознания.

   Образовательный процесс на кружке  строится таким образом, чтобы дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы и инструменты. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Знания о многообразии  материалов помогают удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает  оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества.

                                                Описание тем

Месяц

    Тема

Программное    содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

сентябрь

Корзина с цветами

Знакомить с разными цветами, аккуратно работать с засушенным материалом

листья, цветы, травы клей.

Знакомы с названиями  цветов умеют работать с засушенным материалом.

Занятие - эксперимент

Венок для Барби

учить составлять портрет-аппликацию из цветов и трав развивать цветовое восприятие

 сухие цветы, травы, листья, семена.

Подбирают разный материал из  трав, цветов, семян для венков

Занятие-эксперемент

октябрь

Кто живёт в лесу зимой?

вызвать интерес занятию, выполнять задуманный  выразительный образ.

 клей, ножницы, шишки, веточки, еловые иголки

Умеют работать с природным материалом. Доводить начатое до конца.

Занятие -сказка

Волшебные деревья

Познакомить  с работой с природным материалом: ветками разных деревьев, кустарников

Ветки деревьев, кустарников, вата, засушенные листья

самостоятельно подбирают материал для создания выразительного образа

Занятие-путешествие

ноябрь

Ёлочка -иголочка

вызвать интерес к созданию композиции из ёлочных веток

черные тонированные листы, ножницы, вата, ветки ёлки, листья

умеют симметричные ветки, из них состовлять компазиции

Занятие-игра

Зимний лес

учить детей создавать из природного материала многоплановую композицию

 еловые иголки, ветки, шишки, семена, орехи.

заполняют всё пространство листа, самостоятельны в создании композиции.

Практическое занятие

декабрь

Эти разные снежинки

познакомить  с техникой  «обсыпания»

Ветки, цветы, травы картон,

освоили технику работы «обсыпания»

Занятие - эксперимент

Новогодняя ёлка

продолжать учить работать с  ветками, шишками, орехами.

 ветки, шишки , сенена, орехи

проявляют творчество при создании объёмных работ

Занятие-сказка

Рождественская сказка

учить создавать выразительный образ, используя различный природный материал.

Ветки ели, шишки, орехи, семена, ягоды.

умеют передавать свои впечатления от праздника в творческих работах

Занятие -  путешествие

январь

В синем море корабли

побуждать к самостоятельному поиску материала для работ

Орехи,

травы, цветы

Подбирают для своих работ самостоятельно природный материал

Занятие-эксперемент

Чудесные орешки

вызвать интерес к  работе с различными орехами работой с ними.

пластилин, орехи,(грецкий, фундук, арахис, миндаль) семена

Освоили технику работы с орехами.

Занятие-эксперемент

февраль

Волшебные ягоды

Вызывать интерес к работе с природным материалом: ягоды

Различные ягоды, клей , картон

умеют передавать пропорции  туловища животных  в движении.

Презентация работы

Цветочные сны

Совершенствовать умение заполнять всё пространство листа составлять композиции из цветов.

Цветы, листья, травы, веточки.

умеют придумывать,   и располагать композицию из цветов. используя природный материал

Занятие путешествие

март

Для милой мамы

развивать активность, самостоятельность в применении разного природного материала

шишки, семена, орехи, листья, цветы.

умеют по замыслу выполнить работу, применяют различный природный материал.

Занятие-превращение

апрель

Забавные клоуны

учить экспериментировать с природным материалом.

 травы,  листья, цветы, семена, ягоды.

Работают самостоятельно, эксперементируют с природным материалом.

Познавательное занятие

май

Бабочки

продолжать учить работать с тонким материалом(цветы , листья)

 цветы, травы, листья.

умеют придумывать сюжет с участием бабочек

Занятие –сказка

Весенняя сказка

совершенствовать технические навыки.

 природный материал.

выполняют работу с природным материалом.

Занятие-презентация

Деятельность детей  в кружке организовывается  по двум направлениям:

 

1. проведение   специально   организованного   обучения;

 2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.

         

                      1.Проведение   специально   организованного   обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.). Для поддержания интереса детей происходит    смена деятельности.   Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий  по обучению детей ручному труду необходимо соблюдать  следующие условия:

  • учитывать возрастные  и индивидуальные особенности детей;
  •  учитывать разницу  в   интересах   мальчиков и девочек при отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми.
  • подбирать поделки интересные по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  • использовать   усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;
  • обеспечить положительную оценку результатов деятельности ребёнка взрослыми и сверстникам;
  • доводить информацию о   результатах  продуктивной  деятельности ребенка    его родителям, а также сверстникам  публично выражая свое одобрение и похвалу.
  • Сохранять положительный эмоциональный настрой у детей в течение всего занятия, воспитывать у них нравственные понятия.

     На занятиях кружка «Аленький цветочек»  дети работают с различными материалами:

 

  • Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, листья, косточки фруктов и ягод, цветы, травы, орехи, ).
  • Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д. бусины, камушки, ракушки).

С первых занятий  необходимо  детей приучать  к аккуратности в работе, учить понимать, что данный вид деятельности  не терпит торопливости и неряшливости. Перед обучением детей   работе с природным и бросовым материалом, необходимо проводить  беседы по ознакомлению со свойствами природных  материалов, с практическими свойствами этих материалов.

         

Создание  условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы  поддержать интерес по изготовлению поделок, необходимо создать следующие условия:

-наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать;

-обеспечение свободного доступа к  материалам;

-организация «Уголка ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке;

-использование  экрана с проектором для показа познавательных, документальных и развлекательных видеороликов и фильмов.

Оценка детской деятельности: осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируем  познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

При оценке детских работ необходимо  отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечается  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами можно украсить группу, раздевалку. Они будут служить праздничным украшением детского сада к праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

При обучении детей на занятиях можно использовать  разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Все коллективные работы имеют целевое назначение.

При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети  становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается уровень развития коммуникативных навыков, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

 

4. Методическое обеспечение программы

Описание форм и методов проведения занятий

1. Словесные методы обучения:

 -беседа;

-рассказ;

-объяснение;

-разъяснение;

-вопросы проблемного и исследовательского характера;

 -словесные игры.

2. Наглядные методы обучения:

-показ видеоматериалов, иллюстраций;

-показ, исполнение педагогом;

-наблюдение;

-работа по образцу.

3.  Практические методы обучения:

  -подвижные, пальчиковые развивающие  игры;

-изготовление детских работ;

- загадки.

и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

Материально-техническое обеспечение

  • 4 стола на 6 посадочных мест;
  • 12 детских стульев;
  • проектор,  экран;
  • стол взрослый;
  • инвентарь для уборки рабочего места;
  • клей карандаш;
  • клей ПВА;
  • одноразовые тряпочки;
  • кисти разного размера;
  • ножницы;
  • ватманы, обои, листы формата  А 3, А4;
  • бусинки, пуговицы;
  • стаканчики (разовые)
  • нитки, вата;
  • рамочки для работ разного размера;

                  Наглядный, демонстрационный материал:

  •    Гербарии  «Растения нашей  местности»
  •    Альбом-фото «Природа творит чудеса»
  • репродукции картин из природного материала.
  • пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий

                                                Фонотека:

-сборник классической музыки «Музыкальная орбита»;

-шедевры инструментальной музыки «Шум ветра»;

-сборник инструментальной музыки «Звуки живой природы»;

-сборник детских песен  «Вместе весело шагать»;

-сборник детских сказок «В гостях у сказки»;

                                                 Список литературы:

«Поделки из природного материала» Л. В. Бакланова  «Родничок» МоскваАнтохина, М. Школа Согэцу - новое пространство «Икэбаны» / М. Антохина // «Ландшафтный дизайн». - 2001. - №3.-С. 80-85. - фот.

  « Как сушить цветы и составлять букеты»: Материал, техника высушивания, аранжировка / Ж. Ба ; Пер. с фр. Г. В. Порубиновской. - М. : Интербук- бизнесс, 2001. - 120 с. : цв. ил.

 Бакалова, Н. Ф. "Природы милое творенье..." / Н. Ф. Бакалова // Искусство. - 2006. - №1.- Прилож.) -С. 3-30. Разработки занятий по флористике для детей

  Барнетт, Ф.» Искусство составления букетов» : Практическая энциклопедия / Ф. Барнетт, Р. Эджрикс ; фото Д. Пэттерсон; пер. с англ.: О. Филенко, Т. Сафроновой, А. Левинзон. - М. : РОСМЭН, 2003г.

  « Букеты и композиции»: Практические советы по аранжировке живых цветов / Д. Блэклок ; Пер.с англ. Е. Г. Ермаковой. - М. : Фитон+, 2003. – 168 с. : ил. - (Живой мир вокруг нас).

                   

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...