Тематическое планирование по конструированию. Подготовительная к школе группа.
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Адамчук Ольга Борисовна

Тематическое планирование по конструированию.  Подготовительная к школе группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по конструированию.  Подготовительная к школе группа.

Месяц/неделя

Тема, литература

Цель

Материалы и оборудование

Сентябрь

1-я неделя

«Как хорош дом, в котором ты живешь»

И.А.Лыкова,  стр.44

Продолжать знакомить с архитектурой как искусством сооружения различных зданий. Расширить представление о доме такими понятиями как семья, дружба, любовь, забота, порядок, уют, лад.  Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать любовь к своему дому.

Иллюстрации и фотографии с изображением архитектурных сооружений (жилых зданий).

Строительные детали (кирпичи, кубики, бруски, призмы, пластины и др.) в т.ч. варианты (н-р, бруски разной длины, пластины разной формы и величины).

Сентябрь 2-я и 3-я неделя

«Где живет семейная память: скрапбукинг (семейный альбом)» И.А.Лыкова,  стр.58

Дать  понятие о скрапбукинге как домашнем хобби (рукоделии), связанном с хранением памяти о людях и событиях. Вызвать интерес к конструированию семейного фотоальбома с конвертами для фотографий, писем и рисунков. Содействовать развитию семейной памяти. Воспитывать любовь к своей семье, интерес к ее истории.

Варианты фотоальбомов или их изображения. Картон, белая и цветная бумага, красивые ленточки (декоративные шнурки, тесьма), ножницы с прямым и фигурным краем, дыроколы (пять-шесть на всю группу детей), клей.

Сентябрь 4-я неделя

«Где живет семейная память: скрапбукинг (оригами –конверт)» И.А.Лыкова,  стр.58

Продолжать знакомить с искусством оригами (конверт из квадрата). Расширить представление о структуре фотоальбома, способах его создания и оформления. Содействовать развитию семейной памяти. Воспитывать любовь к своей семье, интерес к ее истории.

Готовый вариант оригами –конверт (для демонстрации).

Белый лист бумаги

Октябрь 1-я неделя

«Дизайн композиции 3D»

И.А.Лыкова,  стр.62

Продолжать знакомить детей с экопластикой – искусством создания скульптур и аранжировок из природного материала. Вызвать интерес к конструированию коллективных ЗD – композиций для интерьера детского сада. Содействовать формированию опыта сотрудничества и сотворчества.

Иллюстрации, фотографии, детские рисунки и коллажи с изображением моря, космоса, лесной поляны.

Картонные коробки (основа для 3D-композиции), различный природный материал – шишки, различные орехи, желуди, каштаны, плоды шиповника, ягоды рябины, камушки, перышки, ветки, осенние листья.

Для подставок – поролоновые губки, камушки, ракушки. Для скрепления деталей – пластилин коричневого цвета, прочные нитки, тесьма, мягкая безопасная проволока.

Октябрь 2-я неделя

«Зоосад»

И. А. Лыкова, стр. 62

Продолжать знакомить детей с экопластикой – искусством создания скульптур и аранжировок из природного материала. Расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов. Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные качества, поддерживать желание привносить красоту и уют в пространство детского сада.

Иллюстрации, фотографии, детские рисунки с изображением животных, птиц, рыб, лесной поляны.

Различный природный материал – шишки, различные орехи, желуди, каштаны, плоды шиповника, ягоды рябины, камушки, перышки, ветки, осенние листья.

Для скрепления деталей – пластилин коричневого цвета, прочные нитки, тесьма, мягкая безопасная проволока.

Октябрь 3-я неделя

«Как мы дружно строим кукольный домик» И. А. Лыкова, стр. 68

Продолжать знакомить с архитектурой и профессией архитектора. Вызвать интерес к конструированию кукольного домика в сотворчестве – группами по 4 человека. Формировать универсальные умения: видеть объект с разных точек зрения и делать простой чертеж, планировать постройку, договариваться, согласовывать действия, оценивать общий результат. Развивать способность к децентрации, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к коллективной работе.

Иллюстрации и фотографии архитектурных построек. У каждой группы по 4 человека – строительные детали для конструирования общего домика (не более 15-20), 4 листа бумаги в клетку и 4 простых карандаша с ластиком.

Октябрь 4-я неделя

«Интересно как части становятся целым» И. А. Лыкова, стр. 72

Расширять опыт творческого конструирования по условию или ряду условий. Уточнить представления о симметрии, части и целом. Помочь осмыслить понятие о конструировании как искусстве создания целого из частей. Продолжать формировать опыт взаимодействия и сотрудничества. Развивать комбинаторные способности, восприятие, ассоциативное мышление, творческое воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать эстетические эмоции.

Игрушечный холодильник, муляжи различных пищевых продуктов –целые, половинки и разделяемые на части, разделочная доска, зеркало на подставке, емкости для создания вариантов композиции «Натюрморт».

Ноябрь 1-я неделя

«Как натюрморт весело стал пейзажем» И. А. Лыкова, стр. 76

Расширять опыт конструирование на плоскости из силуэтов овощей и фруктов. Уточнить представление о натюрморте и пейзаже как жанрах изобразительного искусства. Продолжать формировать опыт взаимодействия и сотрудничества. Развивать восприятие, ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства».

Репродукции или фотографии для уточнения представлений детей о натюрморте и пейзаже.

Набор из 10-15 силуэтов овощей или фруктов и ягод. Варианты бумажных силуэтов корзинок, ваз, фруктовниц, подносов, вырезанных детьми на занятиях по аппликации.

Ноябрь 2-я неделя

«С чего начинается Родина» И. А. Лыкова, стр. 80

Вызвать интерес к конструированию по замыслу на основе глубоко личных представлений о Родине. Продолжать знакомить с государственной символикой. Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Воспитывать патриотические чувства.

Географическая карта и глобус; репродукции картин русских художников – пейзажистов; фотографии, запечатлевшие разные уголки России.

Большой выбор природного, бытового, строительного материала для конструирования по замыслу.

Ноябрь 3-я неделя

«Флаг России – символ государства» И. А. Лыкова, стр. 84

Продолжать знакомить с государственной символикой. Уточнить представление о флаге Российской Федерации. Вызвать интерес к созданию образа российского флага. Формировать умение конструировать флаг по выкройке в точном соответствии с условиями. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным знакам и символам.

Изображение государственного флага Российской Федерации; фрагменты видеофильмов с флагом.

Двухсторонняя бумага белого, синего и красного цвета, простой карандаш, картонная выкройка 4+18 см, ножницы, клей, деревянные палочки.

Ноябрь 4-я неделя

«Азбука юного россиянина» И. А. Лыкова, стр. 76

Вызвать интерес к конструированию азбуки юного россиянина. Расширить представление о появлении, значении и строении азбуки. Поддержать желание научиться читать. Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Воспитывать патриотические чувства.

Фотографии, запечатлевшие разные уголки России; несколько разных азбук; контурные буквы; карточки с буквами русского алфавита.

Листы бумаги и картона одного размера, но разного цвета; цветная бумага- самоклейка, гофрокартон, тесьма, ленточки, шнурки; ножницы, клей ПВА, степлер, двусторонний скотч, фломастеры, цветные карандаши, пастель, цветная бумага, наклейки, вырезки из журналов.

Декабрь 1-я и 2-я неделя

«Как бумажный конус стал игрушкой» И. А. Лыкова, стр. 94

Вызвать интерес к конструированию игрушек на основе бумажных конусов. Создать условия для художественного экспериментирования. Расширить опыт соединения деталей: с помощью клея, скотча и степлера. Развивать восприятие,  мышление, творческое воображение. Воспитывать желание создавать своими руками игровое и праздничное пространство.

Бумажные круги разного цвета диаметром от 5 до 30 см, цветная бумага, фантики, серпантин, наклейки, ножницы, клей, степлеры, узкий скотч.

Декабрь 3-я и 4-я неделя

«Как мы сплели рождественский венок» И. А. Лыкова, стр. 102

Продолжать знакомить детей с культурными традициями разных народов мира. Вызвать интерес к конструированию рождественского венка. Познакомить с новыми способами конструирования – плетение из двух или трех жгутов. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука2, обогащать тактильное ощущения. Воспитывать любознательность, эстетическое восприятие, творческое воображение. Поддержать желание создавать своими руками красивые изделия для праздничного интерьера.

Изображение рождественского венка.

Слоеное тесто, декоративные веревочки, ленты, полоски ткани,

жгуты, гибкие ветки, проволока, мелкие новогодние игрушки, колокольчики, бубенчики, природный материал, бытовой материал и т.д.

Январь 1-я неделя

«Как мы возвели сказочные дома и дворцы» И. А. Лыкова, стр. 112

Вызвать интерес к созданию архитектурных сооружений по мотивам сказки «Снежная королева» Г.-Х. Андерсана. Продолжать формировать опыт творческого взаимодействия. Развивать пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение у архитектуре и литературе.

Иллюстрации к сказке «снежная королева»Г.-Х. Андерсена.

(Материал на выбор детей)  -детали конструктора, картонные коробки и пластиковые бутылки разного размера; фольга, бумага белая и цветная.

Январь 2-я неделя

«Поможем Каю увидеть мир в отражениях»

Вызвать интерес к конструированию в парах с помощью зеркала. Уточнить представление о зеркале как предмете культуры, позволяющем получать отражения. Продолжать формировать понятие о симметрии, помочь увидеть в паре «объект – отражение». Воспитывать чувство эмпатии, сопереживание героям литературных произведений.

Иллюстрации к сказке «Снежная королева» Г.-Х. Андерсана

Зеркало, объемные и плоские формы, строительный материал, бытовые предметы.

Январь 3-я неделя

«мы поедем, мы помчимся….» И. А. Лыкова, стр. 118

Вызвать интерес к конструированию животных по выкройке в технике «киригами» и созданию упряжек. Помочь установить взаимосвязь между плоской и объемной формой. Продолжать опыт сотворчества. Развивать восприятие, мышление, творческое воображение. Воспитывать активность, самостоятельность.

Иллюстрации с изображением упряжек собак, лошадей, оленей; кукла «Неразлучники»; выкройки животных (собака, олень, лошадь); плотная бумага, карандаши, ножницы, клей, нитки для упряжки.

4-я неделя января

и 1-я неделя февраля

«Как мы подготовили зимнюю Олимпиаду» И. А. Лыкова, стр. 120

Расширить представление о зимней Олимпиаде и архитектуре Олимпийского комплекса (на примере Сочи-2014). Вызвать интерес к конструированию макетов спортивных арен и человечков спортсменов. Создать условия для сотворчества по предложенной теме. Инициировать свободный выбор материалов и способов конструирования. Усложнить каркасный способ конструирования человека из фольги. Формировать образ тела человека. Развивать эстетическое восприятие, креативность, пространственное мышление, коммуникативные способности. Воспитывать любознательность, интерес к спорту, патриотические чувства.

Фотографии и видеофильм о зимней Олимпиаде в Сочи (2014); строительный материал и набор конструкторов (на выбор детям0, фольга, цветная бумага, ножницы, степлер, скотч узкий, картонные коробки и др. бытовые формы

Февраль 2-я и 3-я неделя

«Что подарить папам? Галстук со звездой!» И. А. Лыкова, стр. 124

Вызвать интерес к конструированию мужского подарка – галстука, украшенного пятиконечной звездой. Продолжать знакомить с искусством оригами. Раскрыть символику звезды и предложить для освоения способ конструирования пятилучевой формы. Формировать опыт организации деятельности. Воспитывать желание радовать членов своей семьи рукотворными подарками.

Несколько галстуков разной расцветки; поздравительные открытки «день защитника Отечества; для галстука - бумажные квадраты разного цвета; для звезды – бумажные квадратики красного цвета размером не менее 5+5 см, красивые ленточки, ножницы, клей;

Февраль 4-я неделя

«Что подарим мамам? Открытку «поп-ап»! И. А. Лыкова, стр. 128

Вызвать интерес к конструированию объемной открытки, напоминающей букет в ажурной упаковке с бантиком. Продолжать знакомить с дизайном подарков. Учить анализировать конструкцию и определять способы ее создания. Показать способ конструирования объемного цветка. Создать условия для свободного сочетания художественных материалов, техник, инструментов. Формировать опыт организации деятельности. Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Воспитывать желание радовать мам и бабушек рукотворными подарками.

Несколько поздравительных открыток (объемных); цветная бумага, ленточки, ножницы, дырокол, клей, салфетки.

Март

1-я неделя

«Чем славится наша земля – матушка?» И. А. Лыкова, стр. 134

Помочь составить представление о земле – матушке. Вызвать интерес к конструированию различных объектов, отображающих представление детей о земле, ее строении, разнообразии ландшафтов и «даров». Вызвать интерес к поиску новых способов конструирования. Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Воспитывать патриотические чувства.

Географическая карта и глобус; репродукции картин русских художников – пейзажистов; большой выбор строительного, природного, бытового материала для конструирования по замыслу.

Март

2-я неделя

«Чем нас радует весна – красавица?» И. А. Лыкова, стр. 136

Помочь детям создать художественный образ весны – красавицы. Вызвать интерес к конструированию весенних символов. Продолжать знакомить с техникой квиллинг. Создать условия для художественного экспериментирования – трансформации базовой формы «ролл». Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Формировать эмоционально – ценностное отношение к природе. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии и радости.

Иллюстрации, фотографии, репродукции для создания образа весны – красавицы; ролл, спираль, капля, глаз, листик, месяц, ромб, квадрат, овал, стрела, лапка, крыло (не менее 7-8). Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, пинцеты, салфетки.

Март

 3-я неделя

«Чудесные сюжеты: шутки, небылицы» И. А. Лыкова, стр. 140

Вызвать интерес к конструированию фантазийных образов – небылиц. Познакомить со способом создания фантазийных фантазийных образов путем перестановки частей. Создать условия для художественного экспериментирования. Развивать чувство юмора, творческое воображение, игровое отношение к действительности. Воспитывать интерес к юмористическому жанру в разных видах искусства.

Настенных календарь с отметкой «1-е апреля»; игрушка – трансформер, кукла – перевертыш; изображения фантазийных существ; конструкторы «Сафари», «Создай животное», «Пизанская башня», геометрический конструктор, мозаика, танграм, пазлы, бумага, проволока и др.

4-я неделя марта и 1-я неделя апреля

«Под куполом таинственной Вселенной…» И. А. Лыкова, стр. 142

Расширять кругозор детей представлениями о космосе. Вызвать интерес к конструированию коллективной композиции «Космический цирк»продолжать знакомить со способами создания фантазийных образов. Содействовать формированию опыта организации деятельности. Развивать творческое воображение, чувство формы, способности к композиции. Воспитывать любознательность, инициативность, самостоятельность, креативность.

Карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, слайд – шоу на тему «Космос» и «Цирк», калейдоскопы. Строительный, природный, бытовой, художественный материал, ножницы, степлеры, клей, салфетки. Обруч, круглая картонная коробка, полусфера, прочные веревочки, шнурки, ленты, шифон.

Апрель 2-я неделя

«Силуэты куклы «Перевертыши» И. А. Лыкова, стр. 146

Вызвать интерес к созданию перевертышей – силуэтных кукол и декорации для настольного театра. Поддержать поиск бинарных пар. Систематизировать понятие о контрасте. Углубить представление о симметрии и напомнить способ симметричной аппликации. Познакомить с народной куклой – перевертышем. Развить восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать любознательность, устойчивый интерес к конструированию, желание создавать своими руками игровое пространство.

Персонажи и декорации кукольного театра; кукла – перевертыш «День – Ночь»; картон, цветная бумага, ножницы, клей, деревянные палочки для подставок, цветные карандаши, фломастеры, и др.

Апрель 3-я неделя

«Как мы возвели город на берегу реки» И. А. Лыкова, стр. 148

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Наш город смотрит в небо и воду». Предложить способ конструирования, сочетающий трехмерные и плоскостные сооружения – пары «объект и его отражение». Расширить понятие о специфике и значении архитектуры в жизни людей. Вызвать уважение к труду архитектора. Создать условия для экспериментирования со строительными материалами. Развивать эстетическое восприятие, пространственное мышление, творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать любовь к своей малой родине.

Иллюстрации и фотографии с изображением зданий, отражающихся в воде. Зеркало овальной формы, базовые строительные детали, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, рулон фольги, мелкие предметы для обыгрывания построек.

Апрель 4-я неделя

«Всемирный хоровод: дружные человечки» И. А. Лыкова, стр. 152

Помочь составить представление о мире и дружбе как важнейший общечеловеческих ценностях. Вызвать интерес к конструированию композиции – символов, передающих представление о мире и дружбе людей всей планеты. Расширять опыт планирования деятельности и опыт сотворчества. Закрепить способ симметричной аппликации. Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Воспитывать чувство толерантности и социокультурной идентичности.

Глобус, коллекция кукол «Народы мира»; цветная бумага, ножницы, клей. Круг голубого цвета (не менее 50 см).

Май

1-я неделя

«На планете Маленького принца» И. А. Лыкова, стр. 154

Вызвать интерес к конструированию фантазийных образов по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Познакомить с новыми способом конструирования из бумаги «складывание гармошкой». Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру, желание видеть его красивым, добрым и гармоничным.

Иллюстрации к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; модель «гармошка из бумаги»; цветная бумага.

Май

2-я неделя

«У каждого свой цветик – семицветик» И. А. Лыкова, стр. 156

Вызвать интерес к конструированию фантазийного цветка по мотивам сказки В. П. Катаева. Уточнить представление о строении цветка и базовых приемах стилизации. Создать условия для художественного экспериментирования. Развивать ассоциативное восприятие, образное мышление, творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживания, заботы, дружелюбия, эмпатии.

Иллюстрированная сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик»; цифра 7; бумажный лепесток; цветная бумага, полоски для квиллинга, бумажные салфетки, лоскуты ткани, проволока, цветные перышки, воздушные шарики, мозаика, танграм, клей, ножницы, степлер, нитки, узкий скотч.

Май

3-я и 4-я неделя

«Что мы оставим на память детскому саду?» И. А. Лыкова, стр. 160

Инициировать поиск идей для конструирования «умных и красивых подарков» любимому детскому саду на память о выпускниках. Дать представление о «мозговом штурме» и познакомить с его правилами. Напомнить базовые способы конструирования. Продолжать формировать позицию «мы – будущие ученики». Формировать опыт организации деятельности. Развивать художественное восприятие, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать социально – коммуникативные качества, желание при расставании оставлять о себе добрую память.

Все комплекты карточек для обобщения и осмысления накопленного опыта; фотографии, запечатлевшие жизнь детей в детском саду. Материал будет выбираться детьми в зависимости от замысла.

Литература:

И.А. Лыкова «Конструирование в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в старше-подготовительной к школе группе на тему "Мой город, моя страна"

Данный материал предназначен для воспитателей детских учреждений. План поможет четко и грамотно раскрыть перед детьми тему "Мой город, моя страна". Здесь представлен материал о государственном праздни...

Тематическое планирование НОД в подготовительной к школе группе

Тематическое планированиев подготовительной к школе группе «Солнышко" Месяцтема1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяИтоговое мероприятие Сентябрь     ТранспортОдин дома.Фотовыставк...

Комплексно - тематическое планирование для детей подготовительной к школе группы

Комплексно - тематическое планирование для детей подготовительной группы...

Годовое тематическое планирование по ОСО (подготовительная к школе группа) 2017-18 уч. год

Предлагаю вам опыт работы по перспективно-тематическому планированию на каждую неделю в течение учебного года. Предложенный план интересен для изучения методистами, воспитателями и специалистами детск...

Комплексно-тематическое планирование работы в подготовительной к школе группе, компенсирующей направленности

Комплексно-тематическое планирование работы в подготовительной к школе группе, компенсирующей направленности....