Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»
материал

Осипова Екатерина Николевна

Мастер-класс

 «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»

для педагогов дошкольных учреждений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»

«Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».

Из слов Константина Дмитриевича Ушинского, мы понимаем, как важно, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной, чтобы он с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Введение в игровую ситуацию

Есть занятий много разных, каждый выберет своё.

Но хочу я рассказать Вам об одном, но не простом.

И поезда,  и целый город!

Твои любимые герои

На суше, в воздухе и в море.

Ты с ними целый мир откроешь,

Поедешь, полетишь, построишь…

И в этот мир – весёлый, яркий,

Где есть волшебные подарки

Ты окунись, как в море с брега:

Добро пожаловать в мир: ЛЕГО.

Пригласить помощников – фокус-группу.

Здесь рядом живут крокодил и зайчата,

Пингвины, олени и даже слонята.

Как называется дом всех зверей.

Попробуй ответить ты мне поскорей!

Сегодня мы будем с вами сотрудниками зоопарка а не посетителями, и попробуем правильно расселить животных по клеткам и вольерам. А также накормить и поухаживать за ними.

Я сегодня буду директором зоопарка, а вы моими сотрудниками? Для того, чтобы стать сотрудником зоопарка нужно пройти собеседование у директора. Ответить правильно на задаваемые вопросы.

Вопросы к собеседованию

  • Что общего у белого медведя и гуся?
  • Какое животное носит своего детёныша в сумке?
  • Птица, а летать не может?
  • Не птица, а откладывает яйца?
  • Какое животное умеет пускать фонтаны?

Планёрка у директора

Теперь вы сотрудники зоопарка. Приглашаю Вас на планёрку, а на планёрке у директора обсуждаются важные вопросы. Так как наш зоопарк только организуется, животных там ещё нет. Нам нужно приобрести животных для нашего зоопарка. Сейчас мы с Вами этим займемся.

1 – «приобретает» животных Африки

2 – животных Севера

3 – животных обитающих в наших лесах

Сотрудники вытягиваем конверты с заданиями, для того, чтобы узнать каакого животного вы будете заселять в наш зоопарк.

Игровой самомассаж  с конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения  иммунитета детей.

1, 2, 3, 4, 5!  

Загибают пальчики на обеих руках

Вконструктор будем  мы играть!

Разгибают пальчики на обеих руках

Вконструктор будем  мы играть

Кулачок-ладошка поочерёдно

Своим ручкам помогать!  

Кулачок-ладошка поочерёдно

Кирпичик в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

Меняют положение рук

В ручку правую возьмём

Сжимают конструктор в правой руке

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Сильно сжимаем  в левой руке

Руку быстро разжимаем,  

На "пианино" поиграем.

Имитируют игру на пианино

Мы кирпичик убираем

Убирают на край стола

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,                    

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальца на правой руке

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибают пальцы на левой руке

Пальчики свои встряхнём,  

Заниматься мы начнём!  

Встряхивают кисти обеих рук

Приглашаем мы друзей

ЛЕГО собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В ЛЕГО поиграть полезно!

ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как этот конструктор позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться и способен решить проблему и добиться положительных результатов в развитии речи детей.

Конструктор ЛЕГО - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий- с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.

Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира. ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.

«ЛЕГО» - яркий, красочный  материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Действия с ЛЕГО-конструктором способствует формированию словаря, его активизации и обогащения. При обучении звуковой культуре речи мы развивая моторику речедвигательного аппарата отрабатываем дикцию, совершенствуем фонематический слух.

С помощью ЛЕГО-технологии создаем игровые модели положения языка для выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики.  

Развивая грамматический строй речи мы учим детей согласовывать слова в предожении. употреблять существительные с предлогами (в. на. под. за. около).

ЛЕГО - технологию использую также при подготовке детей к школе. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.

Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Конструируя, мои дети любят комментировать свои действия. Поэтому играя со строительным материалом, они вступают в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник.

При конструировании фигур животных, можно учить выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (лиса без чего?без хвоста). При создании построек по определённой сюжетной линии учить правильно,  соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между медведем и жирафом» и т. д., тем самым, формируя понимание  пространственных отношений между предметами. При организации игры на тему «Зоопарк» выстраивается пространственная организация самого парка и положения предметов в нём, закрепление знаний правил поведения  в общественных местах.

А теперь посмотрим, что у нас получилось. Расскажите о своих животных . Какие детали вы использовали для того, чтобы собрать его? Что больше всего вам понравилось на занятии? Какие трудности вы испытывали?

Животные размещаются по клеткам и вольерам. Территория зоопарка подготовлена заранее. Проводится экскурсия по зоопарку.

Мы шагаем в зоопарк

Побывать там каждый рад

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы,

А в руках у нас ружьё

Фотографирует оно

Сделаем всем фото

Вот охота так охота.

 

Хотелось бы закончить свой мастер – класс словами выдающегося советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Мне осталось только поблагодарить участников за работу, а зал за внимание. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

В данной материале представлен конспект мастер-класса для детей по работе с ЛЕГО-конструктором "Зоопарк"...

Использование игровых упражнений по мелкой моторике рук как средство развития активного словаря младших дошкольников

В статье предствлены различные упражнений по моторике рук младших дошкольников, которые спосбствуют развитию речи детей....

«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...

Дидактическая игра как средство развития активного словаря у детей 5-6 лет с задержкой психического развитии

       Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в рамках введения новых ФГОС ДОО, проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического ...

Мастер-класс "Лего-технология", как способ развития связной речи дошкольников

Использование лего, как способ развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста вне занятий...