Педагогический проект «Оригами круглый год»
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Зылева Ольга Сергеевна

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумаге - пластика «Оригами» - тема нашего проекта. Один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Каждому ребенку даем возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в животных, цветы, и т. д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Наш проект «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования умений и навыков конструирования из бумаги. Он ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_origami.odt188.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное

учреждение Д/С № 119

Проект

Тема: «Оригами круглый год»

  СРЕДНЯЯ ГРУППА

 «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»    

 Воспитатели: Зылева Ольга Сергеевна

Шереметьева Наталья Петровна

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить бумаге - пластика «Оригами» - тема нашего проекта. Один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Каждому ребенку даем возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в животных, цветы, и т. д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Наш проект «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования умений и навыков конструирования из бумаги. Он ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания».

Новизна нашего опыта в том, что мы систематизируем материал в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Конструктивная деятельность, как процесс развития творческих способностей, фантазии, воображение ребенка является процессом творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над моделью происходит! развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания.

Основные задачи и методы организации конструктивной деятельности в детском саду:

- ознакомление с бумагой, формирование первоначальных умений и навыков работы с бумагой, овладение базовыми формами.

- складывания бумаги, овладение схемами техники оригами.

- развитие творчества, фантазии и воображения, использование техники оригами в свободной деятельности.

Исходя из этого мы разработали перспективное планирование по среднему возрасту.

Каждое занятие планируем так, чтобы пробудить интерес и доставить удовольствие маленькому мастеру. Позволяем ребенку самому принимать решение относительно цвета и дизайна. Делаем так, чтобы ребенок чувствовал себя свободным, получал радость от работы, и не опасаясь, выражал свое «Я».

Большую роль в овладении техники «оригами» отводим коллективным работам. Когда ребенок создает коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную, ему нравится большая картина — он удовлетворен морально, у него появляется желание сделать еще что-нибудь замечательное. Постепенно к нему приходит опыт, и он с легкостью выполняет большую, сложную работу самостоятельно. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Более сильным детям интересна сложная конструкция, менее подготовительным предлагаю работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это дает возможность предотвращать перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

Кроме изготовления картин из бумаги и поделок помогаем детям без особых затрат оформить любой праздник, вечер, а главное — подарить минуты радости общения взрослого -ребенка.

Направленность: Опыт работы по теме «Оригами круглый год» направлен на развитие пространственного воображения, развитие памяти, формирования у него умений и навыков конструирования из бумаги. Он включает все средства и методы решения творческих задач и составлен с учетом этапов дошкольного детства.

Актуальность: Опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «концепции дошкольного воспитания», ее принципам гуманизации, доступности, целостности и интеграции.

Новизна: в работе систематизированы средства и методы конструктивной деятельности из бумаги, обосновано их распределения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Гипотеза: Составление опыта основывалось на следующем предложении: конструктивная деятельность, как процесс развития творческих способностей, фантазии, воображение ребенка является процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над моделью происходит развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания. В процессе работы развивается символическое мышление, формируются высшие произвольные психические функции.

Целевые ориентиры проекта:

- развитие способности работать руками, овладение точных движений пальцев под контролем сознания.

- развитие пространственного воображения - ребенок учится читать чертежи, по которым складываются фигурки и представляет по ним изделия в объеме.

- знакомство с основными геометрическими понятиями.

- развитие уверенности в своих силах и способностях.

- развитие памяти ребенка.

- формирование умений и навыков конструирования из бумаги.

- развитие мелкой моторики пальцев.

- развитие творческих способностей, фантазии и воображения.

-расширение коммуникативных способностей.

Задачи

- Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

- Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.

- Совершенствовать объяснительную речь. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Психолого - педагогические обоснование.

Конструирование из бумаги является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Бумажная пластика тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике искусство «оригами» рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связаны с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля. Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в. первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования. Ф. Фребель считает, что первейшая и главная задача педагога -способствовать органическому развитию заложенных в ребенке природных данных. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребенка.

Конструирование из бумаги - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Таким образом, формируется возможность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Описание   системы работы

Педагогические модели организации работы воспитателя по ознакомлению с искусством оригами.

1 КВАРТАЛ: ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ

Занятия

Программное содержание

1. Вводное занятие

«Что такое оригами?»

Познакомить детей с искусством оригами, показать готовые модели, обыграть их.

2. Знакомство с бумагой

Познакомить детей с бумагой различной по свойствам, отметить из какой бумаги легче складывать модели (цветная, обертки от шоколадки, чая, бума для ксерокса.)

3. «Город бумажных сказочных героев»

Сравнение бумаги с картоном, показать фокусы с бумагой (складывание гармошкой, вырезание силуэтов)

4.Итоговое занятие

«Бумажный кораблик»

Обыгрывание бумажных корабликов, сделанных воспитателем.

5. Базовая форма «треугольник»

Познакомить детей с бумажным квадратом - основой и заготовкой - треугольник, научить сгибать квадрат по диагонали, левый угол к правому, хорошо прогладить линию сгиба пальчиком.

6 Игра «Утюжок»

Учить детей сжимать все пальцы в кулачок, а указательным проглаживать линию сгиба «вперед-назад»

7. Итоговое занятие:

«Путешествие лягушонка»

Показ сказки в перчаточном театре с использованием игрушек и кораблика оригами.

8. Базовая форма «Воздушный змей»

Научить детей, наметив диагональ (треугольника), сгибать левую и правую стороны к линии сгиба, закрепить базовую форму «треугольник»

9. Базовая форма «дверь»

Научить детей сгибать и разгибать левую и правую стороны квадрата, наметив вертикальную среднюю линию. Закрепить базовую форму «воздушный змей»

10. Базовая форма «блин»

Научить детей сгибать квадрат к центру всеми углами, наметив две диагонали, закрепить базовую форму «дверь»

11. Базовая форма «дом»

Научить детей получать базовую форму «дом» путем складывания квадрата пополам, левую сторону к правой и разогнуть, затем правую к линии сгиба. Закрепить базовую форму «блин»

12.  Модель «кармашек»

Научить детей выполнять модель «кармашек» используя базовую форму «треугольник»

2 КВАРТАЛ: АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ

Занятия

Программное содержание

1. Модель «стаканчик»

Научить детей сгибать квадрат по диагонали, левый и правый угол к отмеченной точке, провести простейшие фокусы с водой.

2.Модель «лисенок»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «лисенка» путем сгибания острых углов, придать выразительность (глаза носик)

3. Модель «собачка»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «собачки» путем сгибания острых углов и сгибании нижних и верхних двух углов

4. Модель «Котик»

Закрепить умение детей делать модели из базовой формы «треугольник», сгибая углы в разных направлениях

5. Открытое занятие:

«Мой город-моя Родина»

Показ построения базовой формы «дом» в общей работе город. В теме «Социально региональный компонент»

6. Модель «елочка»

Учить детей делать из базовой формы «треугольник» модель елочка», применяя метод аппликации (из 3-4 частей)

7. Модель «Березка»

Учить детей делать из базовой формы «воздушный змей» модель «березки», применяя метод аппликации (ствол, крона)

8. Итоговое занятие:

«Котенок по имени Гав»

Мордочка котенка делается аналогично предыдущему занятию, научить детей делать туловище из базовой формы «воздушный змей». Обыграть сказку.

9. Модель «Зайчик»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «зайчика» путем сгибания углов к намеченной линии и отгибания нижней полоски наверх.

10. Модель «бумажник»

Учить детей делать модель «кошелька» путем сгибания квадрата «на себя» и «от себя»

Фокус с рисованием железных монет на бумаге.

11. Модель «Мышонок»

Учить детей делать модель «Мышонок», используя складку «молнию» на базовой форме «треугольник» придать выразительный образ аппликации

12. Итоговое занятие.

 «Лягушонок по имени Гав»

Изготовление персонажа из мультфильма «Лягушонок Квак» методом гармошки. Просмотр мультфильма.

1. Модель «Ежик»

Учить детей складывать лист бумаги складками-гармошками. Используя 2 листа для соединения полноты образа ежика.

2. Модель «рыбка» (упрощенная форма)

Учить детей делать модель «рыбки» из квадрата, перегибая углы по диагонали наискосок

3. Модель «Морковка»

Учить детей делать модель «морковка» из базовой формы «воздушный змей», сгибая нижний треугольник пополам, «листья» - аналогично

4. Модель «Репка»

 По сказке «Репка»

Модель «репка» аналогично «моркови» + в верхнем углу складка «молния»

3 КВАРТАЛ: ИЮЛЬ, АВГУСТ

Занятия

Программное содержание

1. Модель «Ежик»

Учить детей складывать лист бумаги складками-гармошками. Используя 2 листа для соединения полноты образа ежика.

2. Модель «рыбка» (упрощенная форма)

Учить детей делать модель «рыбки» из квадрата, перегибая углы по диагонали наискосок

3. Модель «Морковка»

Учить детей делать модель «морковка» из базовой формы «воздушный змей», сгибая нижний треугольник пополам, «листья» - аналогично

4. Итоговое занятие по сказке «Репка»

Модель «Репка»

Модель «репка» аналогично «моркови» + в верхнем углу складка «молния»

5. Модель «Лиса»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «Лисы» используя приемы складка «молния» и «долина», сгибая углы и боковые стороны к центральной линии.

6. Модель «Медведь»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «медведя», используя прием складка «молния» и «гора»

7. Модель «Волк»

Научить детей из базовой формы «треугольник» делать мордочку «волка», сгибая нижний угол, придав выразительность с помощью аппликации

8. Коллективная работа по сказке «Теремок»

Закрепить умение детей делать мордочки героев сказки, развивая фантазию, воображение. Обыграть сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Театр-оригами" в подготовительной группе

"Театр-оригами" в подготовительной группе...

педагогический проект "Игра-драмматизация с использованием масок и игрушек оригами"

Проект оформлен в соответствии с современными требованиями:Пояснительная запискаАктуальность проектаЦельЗадачиГипотезаМесто проведенияАдресностьСодержание...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики руки посредствам оригами

·                        Искусство оригами является не только увлекательным искусство...

Педагогический проект "Волшебный мир оригами"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта 7 дней. Расписаны этапы реализации, цели, задачи, продукт деятельности....

Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...

Педагогический проект «Круглая неделька» с детьми 5-7 лет, ЗПРР.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в жизни ребенка. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании говорит о создании бл...