Рабочая программа по художественному и ручному труду "Радужная фантазия" для детей 4-7 лет
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ловыгина Елена Владимировна

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»

 

Рассмотрено на

заседании Методического совета

МАДОУ «Детский сад № 9»

Протокол  №   1  от  « 30 » 09 2020г.

                                                                       Утверждаю

                                                                        Заведующий

                                                                                                   МАДОУ «Детский сад № 9»

                                                                                                       ______________Л.И. Кордюк

            №  104  от   « 30  »  09    2020г.

 

 

Рабочая программа

художественной направленности

«Радужная фантазия»

Срок реализации программы: 1-3 года.

                                Разработчики программы:

 Количество часов: 28 часов

 Возраст обучающихся: 4-7 лет

                                                                      Сорокина О.В.,

                                                                педагог дополнительного образования;

                                                                Никулина А. В.,

                                                                 воспитатель

                                                                Ловыгина

                                                                Елена Владимировна

                                                                воспитатель

                                             

г. Курчатов

2020-2021

Содержание

1.Пояснительная записка _______________________________________________________________________ 2

2. Учебно-тематический план ___________________________________________________________________ 9

3. Содержание программы_____________________________________________________________________   10

4. Материально-методическое обеспечение программы    ____________________________________________26

5. Список  литературы__________________________________________________________________________35                                            

        

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Направленность программы дополнительного образования «Радужная фантазия» по содержанию – художественная.

Актуальность. Способность к творчеству  - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать не разрушая. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы по конструированию и художественному дизайну «Радужная фантазия» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Данная программа направлена на практическое применение новых идей подходов, связанных с интеграцией разных видов художественной деятельности детей на основе придания ей развивающего и творческого характера

Программа дополнительного образования художественной направленности «Радужная фантазия» педагогически целесообразна, т.к. дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество  детей  дошкольного  возраста  хотя  и  выступает  еще  в  неразвитой  форме,  однако  содержит  в  себе  важные  качества,  которые  создают  возможность, самостоятельно  выходить  детям  за  пределы  знаний  и  умений,  полученных  от  взрослых,  создавать  новый  продукт – оригинальную поделку, украшение, элементы дизайнерских  вещей.

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к предметам окружающей действительности, художественно-творческих способностей, а также навыков в работе с различными средствами изобразительной деятельности. Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники, элементы дизайнерского искусства.

Задачи программы
Образовательные:
1) создавать  условия для свободного экспериментирования с разнообразными нетрадиционными для художественного искусства средствами изобразительной деятельности;
2) вызвать интерес к различным материалам для творчества и желание действовать с ними;
3) побуждать детей самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы;
4) создавать интересные образы, правильно передавая пропорции, взаимное размещение частей, правильного и аккуратного их соединения;
5) учить самостоятельно дополнять образ мелкими, яркими, оригинальными деталями в соответствии с общим композиционным решением работы, т.е. первоначальным навыкам и умениям дизайнерского мастерства.

Развивающие:
1) развивать эстетическое восприятие художественных образов ( в произведениях искусства) и предметов (явлений)  окружающего мира как эстетических объектов;
2) развивать способность к творческому отклику  на восприятие художественных образов и предметов, который проявляется в детском творчестве;
3) способствовать развитию у ребёнка необходимости в творческой художественной реализации, посредством проявления интереса к его работам ( педагогами, детьми, родителями );
4) развивать мелкую моторику и необходимые практические навыки  и умения посредством работы с разными средствами изобразительной деятельности.

Воспитательные:
1) воспитывать художественный вкус и чувство прекрасного;
2) воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату;
3) воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность в работе, бережное отношение к вещам, навыки  культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
 

Направления работы:
1. Развитие творческих способностей и дизайнерского подхода к работе.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Познавательное развитие.

Дидактические принципы  построения и реализации программы.


Общепедагогические принципы, обусловленные единством воспитательно-образовательного процесса:
- принцип сезонности : построение или корректировка познавательного содержания программы  с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности : постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»,  «от хорошо известного к малознакомому и незнакомому»;
- принцип цикличности : построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественно-эстетического  воспитания ;
- принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно-творческого развития  детей с учётом их возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа:
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приёмам изготовления.
3 этап – изготовление поделок.

Возраст воспитанников:
Программа предназначена для детей среднего, старшего дошкольного возраста (4-7 лет) без специального отбора.

Формы и режим занятий:
Программа предусматривает групповую форму организации детей. Работа может быть продолжена самостоятельно ребёнком в группе или дома, с целью максимально-усложнённой проработки и индивидуализации  результата.


При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы для дошкольных образовательных организаций.


Занятия проводятся 1 раз в неделю  как в средней так и в старшей, подготовительной группах. Занятия длительностью 20-30 минут с перерывом в 10 минут .

Структура занятия:
- организация начала занятия , создание мотивации;
- объяснение нового материала, включающего в себя  дискуссию, игровой момент;
- физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
- самостоятельная работа детей с включением  комментариев воспитателя и его систематическим наблюдением за процессом работы детей;
- динамическая пауза и пальчиковая гимнастика ( если нет смены процесса работы);
- продолжение работы;
- завершение работы, подведение итогов.

Диагностика овладения навыками конструирования и художественного дизайна


п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, вырезать,  плести, обматывать)

Проявление творчества, фантазии

природный

ткань

бумага

пух

вата

бросовый

фольга

крупы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 Сформирован -   

На стадии формирования -  

Не сформирован – 


Ожидаемый результат.

Средняя группа:

- Научатся видеть необычное в обычных предметах.

- Разовьют мелкую моторику рук.

- Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами.
- Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ.

- Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
- Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда.
- Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом.

Старшая группа:
- овладеют различными приёмами преобразования материалов, используя дизайнерский подход;
- освоят обобщённые способы работы;
- разовьют творческие, познавательные, конструктивные способности;
- разовьют интерес к результату и  качеству поделки.

Подготовительная группа:
- разовьётся поисковая деятельность;
- освоят умение анализировать поделку;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
- овладеют различными приёмами преобразования материалов, используя дизайнерский подход..

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда, элементы дизайнерского мастерства.

Формы подведения итогов.
Реализацией данной программы являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах детского сада, города, области.
Данная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

II. Учебно-тематический план

Название темы

Количество занятий

1-ый год

обучения

Средняя группа

2-ой год

обучения

Старшая группа

3-ий год

обучения

Подготовительная группа

1.

Работа с природным материалом

5

2

1

2.

Работа с бумагой, картоном, цветными салфетками

5

8

8

3.

Работа с тканью

1

1

4

4.

Работа с нитками

1

3

3

5.

Работа с пухом, ватой

5

3

3

6.

Работа с солёным тестом

3

2

1

7.

Работа с бросовым материалом
(стружки, обёртки от конфет, газета, фольга, коробки и т. д.)

6

6

6

8.

Работа с сыпучими материалами
(песок, манка, соль и т.д.)

-

3

2

Итого в год:

26

28

28

Длительность одного занятия:

  1. минут

25 минут

  1. минут

III. Содержание программы

Перспективное планирование работы с детьми средней группы.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

1

2

3

4

Свободная творческая деятельность дошкольников по лепке, конструированию и ручному труду.

Мониторинг

Организовать самостоятельную деятельность дошкольников по выявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков в процессе работы с разными средствами изобразительной деятельности. Способствовать развитию фантазии и творческого воображения.

- бумага

- ткань

- сыпучие материалы

- цветные нитки

- бросовый материал

Октябрь

5

Объемная аппликация (цветные семечки - природный материал).

«Осеннее дерево с тыквенными семечками»

Формировать у детей умение работать с природным материалом. Развивать творческое воображение.

 

     Картон, шаблон дерева, клей, семечки тыквенные, цветные.

Октябрь

6

7

8

Объемная аппликация из семечек подсолнуха.

Объемная аппликация из семечек подсолнуха.

Аппликация из геометрических фигур.

«Ежик на осенней полянке»

1-ое занятие

«Ежик на осенней полянке»

2-ое занятие

«Веселый клоун»

Учить правильно работать с пластилином по шаблону – аккуратно распределять по контуру.

Совершенствовать познания и умения детей по работе с семечками разными.

Правильно учить распределять по ряду и прикреплять к пластилину.

Познакомить детей с понятием геометрических форм: круг, овал, полуовал, треугольник.

Развивать мышление и память в процессе работы. Учить правильно распределять на картоне детали, развивать глазомер.

Картон,  шаблон ежа, пластилин - черного, белого, синего, красного, коричневого цвета, семечки подсолнуха, клей.

Цветная бумага: желтого, фиолетового, красного, зеленого, синего цвета; фломастер, клей, кисточки.

Ноябрь

9

10

11

12

Оригами

Аппликация из ваты.

Природный материал – шишки.

Аппликация из бумаги и ваты.

«История о любопытном уголке»

«Ласковая кошечка»

«Курочка с цыплятками».

«Снежные варежки»

Познакомить детей с техникой складывания из бумаги «оригами». Научить складывать из квадрата прямоугольник, треугольник, маленький квадрат.

Научить детей работать с ватой. Рассказать где и как она используется в быту, а так же учить аккуратно по шаблону кошечки приклеивать вату по контуру не выходя за ее пределы.

Развивать воображение в изготовлении поделки из природного материала, дополняя,  различными декоративными элементами.

 Развивать детскую фантазию,
художественный вкус, усидчивость. Учить работать с разным материалом. Способствовать развитию воображения детей.

Квадраты белой бумаги.

Шаблон кошечки, вата, цветная бумага, клей, ножницы, картон, салфетки, глазки (фурнитура).

Шишки, пластилин, картон цветной.

Шаблон варежки, вата, картон , клей, украшения, шерстяная нитка.

Ноябрь

Декабрь

13

14

15

Игрушка на елку.

(ватные диски)

Открытка объемная

Аппликация из бумаги и брос. материала

«Дедушка Мороз»

«Новогодняя открытка.

Снеговик».

«Ёлочка»

Развивать творческие способности. Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, коммуникативной культуры. Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, образное мышление. 
Формировать чувство композиции, эстетический вкус.
Воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками.

Развивать творческое воображение детей. Учить последовательности выполнения работы. Порядку на рабочем месте.

Шаблон круга,  ватные диски, нитка шерстяная,  бархатная бумага, глазки (фурнитура),  клей.

Декоративные цветные блестки, декоративные элементы – снежинки, нитки мулине (голубой,  красный, черный цвет), клей.

Бумага зеленого и коричневого цвета, клей, фурнитура (украшения на елочку).

Январь

2018г

16

17

Игрушка из бумаги

Аппликация.

Изготовление вазочек из кружевного полотна или тюля.

«Рождественский колокольчик».

«Кружевные вазочки»

Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, желание делать приятное родным и близким.

Изготовление кружевных вазочек – активизация дизайнерского подхода в украшении данного предмета кружевом и др. фурнитурой.

Лента атласная узкая, бусинки, картон желтого цвета.

Кружевная тюль, шаблон вазочки, кисти, крахмальный клейстер.

Январь

Февраль

Февраль

18

19

20

21

22

Объемная аппликация.

Конструирование из цветной бумаги и бросового материала (спички).

Конструирование из цветной бумаги и бросового материала (спички).

Склеивание всех деталь.

Конструирование из бросового материала

Мозаика из нарезанных коктейльных трубочек.

Конструирование из бумаги с использованием бросового материала

(фантики от конфет)

«Корзина с цветами»

Наши защитники.

«Быстрый танк»

(1-ое занятие)

«Быстрый танк»

(2-ое занятие)

«Веселые подружки– стрекозы и лягушки»

«Совушка – умная головушка»

Развивать  умение создавать композицию из отдельных элементов. 

Развитие фантазии, образного мышления. Формирование самостоятельного умения моделировать  из бумаги.

Воспитывать  чувства благодарности, признания и любви к старшему поколению.

Умение правильно складывать  сюжет картинки. Работа кропотливая. Воспитывает у детей усидчивость, терпение, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Закреплять умение работы с шаблоном, ножницами. Познакомить с интересными фактами из жизни совы. Прививать интерес к работе с нетрадиционным материалом, конфетными фантиками. Воспитывать экологическую культуру.

Ватные диски, палочки ушные, шаблон корзинки, клей.

Цветная бумага

(черная, коричневая, зеленая),

клей,

ножницы, клеенки, салфетки, картон для танка, трубочки от сока.

коктейльные трубочки, глазки –фурнитура.

Шаблоны, черный картон, цветной картон, цветная бумага, фантики от конфет.

Март

23

24

25

26

Аппликация из салфеток

Аппликация из брос. материала.

Аппликация из перьев.

Аппликация из ниток.

«Веточка мимозы»

«Весенний платочек»

«Утенок Геша»

«Снегирь»

Учить скатывать кусочки салфеток в комочек и наклеивать. Развитие мелкой моторики рук.

Закрепить понятие «орнамент» и вести сопутствующие представление об орнаменте в квадрате. Развивать фантазию и творческий подход в декорировании платка.

Учить детей применять в поделке  перья. Аккуратно намазывать клеем определенную площадь.

Познакомить детей с техникой работы с нитками. Развитие тактильного ощущения.

Бумажные салфетки, картон, клей, шаблон ветки.

Цветная бумага, фурнитура – бросовый материал.

Перья из подушки, клей, кисть.

Нитки шерстяные, клей, картон,

Апрель

27

28

29

30

Аппликация объемная

Поделка из природного материала

Аппликация из фольги.

Объемная аппликация из цветных салфеток.

«Подснежники»

«Клубничка»

«Космос»

День Победы.

«Веточка гвоздики»

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать эстетический вкус: любовь и интерес к творчеству.

Побуждать детей творить искусство. Проявлять любознательность  к выполнению работы

Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.

Развивать чувство патриотизма. Уважение к празднику и к старшему поколению.

Цветная бумага, картон, клей.

Гуашь, кисти, галька (маленькие камушки).

Картон синего или черного цвета, фольга, самоклеющаяся бумага.

Салфетки, клей, ножницы, фломастеры, георгиевская ленточка.

Май

Выставка работ  для родителей и детей ДОУ

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы.

Месяц

Вид деятельности

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

1

2

3

4

Свободная  творческая деятельность дошкольников по лепке, кон-
струированию и дизайну.

Мониторинг

Организовать самостоятельную деятельность дошкольников по
выявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков в процессе работы с разными  средствами изобразительной деятельности. Способствовать развитию фантазии и творческого воображения.

- бумага,
-ткань,
-цветные нитки,
-солёное тесто,
-сыпучие материалы,
-бросовый материал.

Октябрь

5

6


7


8


Аппликация из
цветной бумаги .


Аппликация из цветных салфеток.

Аппликация из цветной бумаги.

Обрывная аппликация из газеты .

Осенний заборчик
(1-е занятие)



Осенний заборчик
(2-е занятие)


Разноцветная черепашка
(1-е занятие)

Разноцветная черепашка
(2-е занятие)

Совершенствовать познания и умения детей по работе с бумагой. Вырезание прямых полос по нарисованному контуру; конструирование формы заборчика из вертикальных и горизонтальных полос.

Освоение дизайнерского подхода в завершении творческой работы; украшение нижней части забора цветами из салфеток.

Создание фигуры черепашки из отдельных бумажных стилизованных элементов; вырезание по нарисованному контуру; совершенствование умения работы с ножницами.

Декорирование панциря черепашки обрывными кусочками листов журналов и газет; дополнение образа цветочной композицией из того же материала, но другого цвета.

Цветная бумага,
альбомный лист.



Цветные салфетки.


Цветная бумага,
альбомный лист.


Цветные листы из журналов и газет.

Ноябрь

9




10



11




12

Аппликация из цветной бумаги и
ватных дисков.

Конструирова-
ние из фольги.


Аппликация из сыпучих материалов
(манка).

Аппликация из сухих листьев.

Чудесный утёнок




Осеннее дерево



«Гуси-гуси… га-га-га…»


Золотая рыбка

Вырезание по нарисованному контуру; совершенствование работы с ножницами; внесение дизайнерского подхода путём декорирования фигуры утёнка ватными дисками.


Создание характерной формы дерева путём скручивания фольги в жгутики и её сминания; знакомство с неизвестными свойствами фольги.

Создание композиции из летящих птиц с помощью манки; знакомство с особенностями работы с данным видом сыпучих материалов.


Создание образа Золотой рыбки из сухих листьев разной породы деревьев; развитие фантазии и творческого воображения в процессе комбинирования и композиционного решения работы;
освоение техники работы с данным природным материалом.

Цветная бумага,
ватные диски.



Фольга.

Манка.




Сухие листья,
цветной картон.

Декабрь

13




14


Аппликация из
обоев различной фактуры и цвета
и перьев.

Конструирова-ние из фольги.

Жар-птица




Серебряные шары и цепочки для украшения группы

Создание образа Жар-птицы, декорируя фигуру перьями и обоями разной величины и фактуры; освоение техники работы с данными видами материалов.


Создание объёмных поделок из фольги; скручивание жгутиков, сворачивание в кольца полосок фольги; соединение колец в объё1мные шары и длинные цепочки; формование кусочка фольги в шар; совершенствование умения работы с фольгой.

Цветные обои,
цветной картон.



Фольга.


Январь

15



16

Аппликация сюжетная из соли и ватных дисков.
Аппликация из
цветного картона, цветной бумаги и ниток.

Дерево в инее



Рукавички для ребят

Создание сюжетной композиции, посыпая солью заранее прорисованное дерево; дополнение образа ватными дисками; освоение техники работы с новым видом сыпучих материалов.
Изготовление рукавиц из бумаги: активизация дизайнерского подхода в украшении  данного предмета одежды цветной бумагой и цветными нитками; освоение особенностей техники работы с нитками.

Фольга.



Цветной картон,
цветная бумага,
цветные нитки.

Февраль

17



18




19




20

Аппликация из цветных салфеток.

Конструирова-ние из фольги.



Конструирова-
ние из цветной
бумаги (орига-
ми) + рисование.

Аппликация из
ватных дисков и цветной бумаги.

Открытка для папы



Паучок  длинноножка




Забавный щенок




Белые барашки

Создание композиции на цветном картоне путём нарезания «шапок» цветов и скручивания салфеток в жгутики-стебли;
совершенствовать умение детей работать с салфетками.

Создание объёмной поделки из фольги; скручивание жгутиков, формование кусочка фольги в шар; придание поделке конструктивным способом соответствующей формы паучка; совершенствование умения работы с фольгой.

Создание фигуры щенка путём складывания цветной бумаги в определённой последовательности; создание законченной формы конструктивным способом; дополнение образа прорисовкой мелких деталей гелевыми ручками.

Используя знания о композиционном размещении предметов на плоскости, создать конструктивным способом образ барашка; закрепить умение работать с ватными дисками; развивать воображение и творческий подход в работе.

Цветной картон,
цветные салфетки.


Фольга.




Цветная бумага,
цветной картон.



Цветная бумага,
ватные диски.

Март

21




22





23



24

Конструирова-ние  и апплика-
ция из цветной
бумаги.

Конструирова-
ние из цветной
бумаги + аппликация из цветных салфеток.

Аппликация из
цветных ниток.


Аппликация из цветной бумаги.

Сумочка для мамы




Комнатные растения.
Весёлый кактус.




Волшебный натюрморт



Весенний платок

Продолжить работу с бумагой и изучением её свойств; развивать воображение и творческое мышление и память в процессе складывания и украшения бумажной сумки; продолжить работу над дизайном предметов быта.

Развивать мышление и память в процессе работы в знакомой детям технике оригами; развивать фантазию и творчество в ходе создания формы кактуса и его композиционного размещения.



Продолжить знакомство с техникой работы с нитками; учить смешивать цвета ниток при наклеивании их на плоскую фигуру фрукта (яблоко или груша).

Закрепить понятие «орнамент» и ввести сопутствующие представления об орнаменте в квадрате; развивать фантазию и творческий подход в декорировании платка.

Цветная бумага.




Цветная бумага,
цветные салфетки.




Цветные нитки.



Цветная бумага.

Апрель

25





26





27





28

Аппликация из
цветных ниток.




Аппликация из ткани и цветных
ниток.


Конструирова-ние из цветных салфеток и ватных дисков.


Аппликация из
сыпучих материалов
(манка, мелкие макаронные изделия, гречка и т.д.)

Я игрушки свои очень сильно люблю




Весёлый клоун





Вербное воскресенье





Великая Пасха

Продолжить работу с цветными нитками, усложняя декорируемую форму ( плюшевый медвежонок) ; развивать чувство меры при заполнении фигуры нитками и чувство ограниченности поля (контур); развивать творческих подход в выборе и смешивании цветов ниток.

Создать весёлый образ клоуна с помощью выбранных самостоятельно детьми ярких расцветок материала и цветных ниток; познакомить с техникой работы с тканью и свойствами данного материала; развивать воображение и творческий подход к работе.

Продолжить работу с цветными салфетками и ватными дисками; совершенствовать умение аккуратно скручивать жгутики из салфеток определённой толщины; конструктивным способом закончить  форму вербы, передавая её характерные особенности; воспитывать интерес к праздникам своего народа.

Продолжить дизайнерскую работу  сыпучими материалами; развивать  творческий подход в оформлении и декорировании различных форм.

Цветные нитки.





Ткань, цветные нитки, цветной картон.



Цветные салфетки,
ватные диски,
цветной картон.



Манка, макаронные изде-
лия, гречка, картонная форма яйца.

Май

 

Выставка работ для родителей и детей ДОУ

 

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

Месяц

Вид деятельности

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

1


2


3
4

Свободная творческая деятельность дошкольников по лепке, конструирова-
нию и дизайну.

Мониторинг

Организовать самостоятельную деятельность дошкольников по выявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков в процессе работы с разными видами материалов; способствовать развитию фантазии и творческого воображения.

-бумага,
-ткань,
-нитки,
-солёное тесто,
-бросовый материал,
-сыпучий материал.

Октябрь

5




6




7




8

Аппликация из
открыток и цветных ниток.


Конструирова-
ние из цветной
бумаги (оригами)

Обрывная аппликация из листов журналов.

Аппликация из цветной бумаги и ватных дисков.

Сказочный домик




Распустился осенний цветок



Танец осеннего дерева




Игривый щенок



Продолжать учить детей работать  с бумагой разной фактуры и плотности; Развивать фантазию и воображение в процессе создания и украшения плоскостного домика из открыток; декорирование основания дома цветочной композицией из ниток.

Создать объёмную композицию из отдельно сложенных в технике оригами лепестков и листьев; развивать мелкую моторику рук, внимательность, память.


Создать плоскостную композицию, выполненную в технике обрывной аппликации; закрепить понятия о правильной компановке изображаемого на листе бумаги; развивать мелкую моторику рук и творческий подход в работе.
Продолжить работу с бумагой, вспомнить особенности работы с ватными дисками и дизайнерские возможности этой техники; Создать образ щенка, передавая его «игривость» в процессе декорирования .

Цветной картон,
цветные нитки,
открытки.


Цветная бумага,
цветной картон.



Цветные листы
журналов,
цветной картон.


Цветная бумага,
ватные диски,
цветной картон.

Ноябрь

9



10




11



12

Аппликация из
цветной бумаги
и фольги.

Аппликация из сухих листьев.



Аппликация из сыпучих мате-
риалов.


Конструирова-ние из бумаги и перьев.


Одинокий листик в луже



Длинноногий журавлик




Тарелочка для гостя



Белая лебёдушка

Вспомнить особенности работы с фольгой; передать «настроение» опавшего листика, кружащегося в луже; развивать мелкую моторику рук, творческий подход в работе.

Создание образа журавлика, компануя на листе сухие листья разных пород деревьев; развивать воображение, передавая характерные особенности птицы; воспитывать аккуратность  в работе.

Продолжать работу по дизайнерскому оформлению предметов быта, создавать неповторимые по декору тарелочки, украшая их по кругу сыпучими материалами; развивать мелкую моторику рук, воображение и творческий подход в работе.

Создать объёмную фигуру птицы путём складывания и вырезания необходимых деталей; закрепить умения и представления детей с техникой работы с бумагой и декорирования  образа перьями; развивать внимательность и мелкую моторику рук.

Цветная бумага,
фольга.


Сухие листья,
цветной картон.



Картонный круг,
сыпучие материалы
(манка, рис, гречка).


Белая бумага.

Декабрь

13



14

Конструирова-ние из бумаги.


Конструирова-ние из фольги.

Домик для Дедушки Мороза
(1-е занятие)


Домик для Дедушки Мороза. Сосульки
(2-е занятие)

Создать объёмную форму домика путём складывания бумаги в определённой последовательности; развивать мелкую моторику рук, внимательность, память; воспитывать интерес к использованию как украшение результата своего труда.
Продолжать работу по дизайнерскому оформлению и приданию завершённости своей работы; развивать мелкую моторику рук в процессе сминания и скручивания фольги и придания ей формы сосулек.

Белая бумага.



Фольга.

Январь

15




16

Контруирова

ние из бумаги и цветных салфеток.

Аппликация из цветной бумаги,
ватных дисков и цветных салфеток.

Полярный медведь




Снегирь на ветке

Создать сюжетную композицию, используя знакомую детям технику оригами и сминание цветных салфеток; Развивать память, внимательность; воспитывать аккуратность в работе.

Продолжать работу по закреплению знаний и умений детей о техниках работы с бумагой и ватными дисками; создать сюжетную композицию, обращая внимание на передачу характерных особенностей птицы и еловой ветки, запорошенной снегом.

Белая бумага,
цветные салфетки.


Цветная бумага,
цветные салфетки,
ватные диски.

Февраль

17



18





19





20





Аппликация из цветной бумаги.


Аппликация из цветной бумаги и открыток.



Аппликация из цветной бумаги и ткани.

Конструирова-ние из цветной
бумаги и фольги.

Открытка в подарок папе.
Российский триколор
(1-е занятие)

Открытка в подарок папе
(2-е занятие)




Весёлые ладошки





Цветок в подарок маме

Вспомнить колорит флага нашей страны; закрепить умения аккуратно работать с мелкими деталями и ножницами; развивать мелкую моторику рук.

Завершить декоративное оформление открытки; обогатить представления детей об использовании бросового материала в целях дизайнерского украшения и завершения образа творческой работы; обратить внимание детей на правила работы с ножницами.


Обогатить знания и представления детей о возможностях дизайнерского оформления тканью; вспомнить особенности работы с этим видом материала; развивать воображение в процессе дополнения ладошек мелкими деталями, передающими весёлое настроение образа.

Создать объёмную композицию из бумаги; продолжить работу с бумагой, дополняя знания детей о других  её свойствах (можно не только сгибать , но и сворачивать); развивать пространственное мышление; использовать дизайнерские способности детей в процессе украшения бумажного цветка элементами из фольги.

Цветная бумага,
альбомный лист.


Цветная бумага,
открытки.





Цветная бумага,
ткань,
цветной картон.



Цветная бумага,
фольга.

Март

21




22


23




24

Аппликация из цветной бумаги,
цветных салфеток и ткани.

Аппликация из
цветных ниток.


Конструирова-ние из бумаги,
цветных салфеток и перьев.

Конструирова-ние из цветной бумаги и цвет-
ных ниток.

Портрет Весны




Пушистые звери



Птицы летят в наши края



Солнышко- колоколнышко

Учить детей делать поделку из знакомого материала, дополняя и оформляя их тканью, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Закрепить умение детей работать с нитками, применяя знакомые приёмы и методы; проявлять дизайнерские способности в цветовом решении работы, проявлять творчество и фантазию.

Создать объёмную работу, дополняя образ птицы фантастическим решением (разноцветное оперение, украшение конфетти); применять известную детям технику декорирования перьями; развивать мелкую моторику рук .

Создать образ весеннего солнышка, включая в дизайнерское решение работы переплетение ниток; познакомить детей с данной техникой , продемонстрировать  возможности творческого подхода (выбор цвета, ширины лучей); развивать мелкую моторику рук, внимательность.

Цветная бумага,
цветные салфетки,ткань.


Цветные нитки,
цветной картон.


Белая бумага,
цветные салфетки,
конфетти.


Цветная бумага,
цветные нитки.


Апрель

25




26




27





28

Аппликация из
цветных салфеток и ткани.

Конструирова-ние из бумаги.



Конструирова-ние из цветных
салфеток , ват-
ных дисков и ленточек.

Аппликация из
сыпучих материалов.

Первые цветы.
Мать-и-мачеха



Весенние кораблики




Вербное воскресенье





Великая Пасха

Предложить детям использовать известные им приёмы и методы работы с данными материалами, включить воображение и память при выполнении данной работы; воспитывать аккуратность в процессе выполнения поделки.

Создать объёмную композицию, используя технику оригами; дополнить кораблик декорированием паруса и флажка, которые дети могут прорисовать красками; развивать фантазию, творческое воображение, конструктивные способности.

Продолжать работу с известными для детей материалами, предлагать самостоятельное композиционное и дизайнерское решение поделки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к праздникам своего народа.

Продолжать знакомство детей с искусством оформления пасхальных яиц; уточнить представления о композиции и элементах декора; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народному искусству.

Цветные салфетки,
ткань.


Цветная бумага,
акварельные краски.

Цветные салфетки,
ватные диски,
ленточки.

Картонная форма яйца,
сыпучие материалы
(манка, рис, мелкие макаронные изделия и т.д. ).

Май

 

Выставка работ для родителей и детей ДОУ

 

IV. Материально-методическое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы:

Методическое обеспечение

Пословицы и поговорки

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

В хорошей артели всяк при деле.

Сперва думай, потом делай.

Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Сломать легко, сделать трудно.

Есть терпение будет и умение.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мало хотеть надо уметь.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

С умом больше сделаешь, чем одной силой.

Глаза страшатся, а руки делают.

Труд все побеждает.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

От желания к исполнению приложи умение.

Наскоро сделать – переделывать.

Делал наспех, сделал на смех.

Голова научит, а руки сделают.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Работа хвалит мастера.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Каждое дело любовью освещается.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.

Веселись, играй, да дело знай.

Глаза облюбовали, а руки сделали.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.

Хором бригадир, хороша и работа.

Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.

Воля и труд дивные всходы дают.

Говорить легко, а делать трудно.

Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.

Ленивые руки не родня умной голове.

Нерадивый дважды дело делает.

Честный труд – наше богатство.

Не говори что делал, а говори что сделал.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Хорошая работа два века живет.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Делай хорошо, а плохо и само получится.

Сам молчун, а руки громкие.

Не стыдись не знать, стыдись не научиться.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Кому работа в тягость, тот не знает радость.

Каков человек, таков и инструмент.

От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Поспешишь – людей насмешишь.

От скуки бери дело в руки.

Пальчиковые игры

Буквы

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке – вот они, детишки.

Слово

Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.

Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.

Буква “3” готова из семян фруктовых.

“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.

Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.

Сказки оживают

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Все из пластилина

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну еще разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Театр

Кукол рисую, потом вырезаю.

С ними в театр интересно играю.

Нравится маме театр бумажный.

Ловкие руки – как это важно!

Карандаш

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Бусинки – горошки

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

Катя – мастерица

Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.

А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:

Зайчиков и мишек, все из разных шишек.

Бусы

Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.

Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.

Робот

Робот маму удивил: робот по столу ходил,

А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.

Удачный кораблик

Скорлупка ореха, из палочки – мачта.

Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.

Золотой коврик

Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!

В день рождения вручила маме коврик золотой.

Муха

Муха не летящая, муха не жужжащая,

Сделана из желудей. Ты не настоящая.

Жираф

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.

А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.

Силач

Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.

Краску беру и журавль – настоящий.

Встретит он братьев, к нам с юга летящих.

Ослик

Ослик отличный вышел из пробок.

только характером ослик мой робок:

Тигра боится, от волка бежит,

И по – ослиному громко кричит.

Загадки

  • Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).
  • Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает (иголка).
  • Сама коротка, а хвост длинен (нитка с иголкой).
  • Ныряла, ныряла, да хвост потеряла (нитка с иголкой).
  • Маленького роста я тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (нитка с иголкой).
  • Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я - не кот, часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод (клубок ниток).
  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток). 
  • На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).
  • Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).
  • Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
  • Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш).

Материалы и инструменты  для работы с детьми

 по конструированию и художественному дизайну

  1. Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).
  2. Картон ( цветной).
  3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  4. Фломастеры, маркеры, карандаши, краски (гуашь, акварель)
  5. Деревянные палочки, досочки.
  6. Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов.

  1. Нитки ( шерстяные разных цветов)
  2. Пуговицы.
  3. Ткань ( кусочки ткани, наклеенные на альбомные листы).
  4. Спичечные коробки.
  5. Солёное тесто (прокрашенное солёное тесто).
  6. Пластмассовые контейнеры (от киндер-сюрпризов).
  7. Цветные пайетки.
  8. Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.
  9. Семечки. Крупа.
  10. Вата(ватные диски).
  11. Пух. Перья.
  12. Обертки от конфет, старые открытки.
  13. Клей (клейстер).
  14.  Пластилин (цветная масса для лепки).
  15.  Кисти разной толщины ( для рисования и для клея)
  16.  Ножницы.

 

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  • Нельзя брать в рот мелкие детали.
  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
  • При работе не держи ножницы концами вверх.
  • При вырезании детали поворачивай бумагу.
  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  • Береги инструменты, экономь материалы.
  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Материально-техническое, методическое обеспечение

  • Магнитофон.
  • Фотоаппарат.
  • Кассеты и диски с записями классической  музыки.
  • Атрибуты для игр( куклы –перчатки).
  • Фотоальбомы.
  • Книги по декоративно-прикладному искусству.
  • Наборы открыток, наглядное изображение работы.
  • Художественная литература.

V.  Список литературы


1. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» . Москва, 1986.
2. Бондарь Е.Ю. « 100 поделок из яиц» . Ярославль, 2001.
3. Горичева В.С. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».  Ярославль, 1998.
4.  Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ярославль,1998.
5. Давыдова Г.Н. « Пластилинография». Москва,2006.
6. Давыдова Г.Н. «Поделки из спичечных коробков». Москва, 2009.
7. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала.» Москва, 2006.
8. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль, 2001.
9. Жукова О.Г. «Лоскуток к лоскутку». Москва, 1999.
10. Курганова Ю. «Поделки из проволоки». Москва, 2008.
11. Крупенская Н. «Поделки из помпончиков». Москва, 2009.
12. Коромыслов Б.И. « Жостовская роспись». Москва, 1997.
13. Лубковска К. « Сделаем это сами» Москва. 1983.
14. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие для специалистов дошкольных образователных учреждений»  (средние, старшие, подготовительные группы).
15. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. «Аппликация. Учебно-наглядные материалы по обучению детей среднего дошкольного возраста». Москва,1998.
16. Неменская Л.А. «Искусство и ты . Учебник по изобразительному искусству». Москва, 2002.
17. Новикова И. В.  «100 поделок из кожи» . Москва, 1999.
18. Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». Ярославль, 1997.


19.Нагибина М. И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль, 1997.
20. Перевержень.Г. И. «Самоделки из разных материалов».Москва,1985.
21. Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие.» Санкт-Петербург,2005.
22. Скребцова Т.О. «Объёмные картины из кожи. 4-е издание». Ростов-на-Дону, 2006.
23.Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». Москва, 2004.
24. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка». Ярославль, 1996.
25. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль, 2000.
26. Шкицкая И.О. «Аппликация из пластилина». Ростов- на- Дону, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Занятие - беседа для детей

“Ознакомление со свойствами бумаги”

Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

Ход занятия – беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: 3 белых полоски (папиросная бумага, глянцевая, чертежная), 1 - из цветной бумаги (у детей, сидящих за одним столом, полоски должны быть разного цвета).

“Сегодня мы с вами,- говорит педагог - будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас”. Выслушивает ответы детей: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги; продолжает: “Про них можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Какие полоски? Скажите, какого цвета бумажные полоски. (“Белые, серые, есть красные, синие, есть желтые ... ”)

Можно сказать, что бумага бывает разных цветов,- уточняет педагог.- Как я сказала про бумагу? Она бывает ... ? (“Разных цветов”.) Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она”. Выслушивает ответы, обобщает: “Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая, поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой. Теперь определите толщину полосок. Что вы заметили? (“Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна – из очень тонкой бумаги”.)

Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (“Шуршит”.) А что еще вы заметили? (“Мнется”.)

Вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная”, - объясняет воспитатель. Затем она предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была, делает вывод: “Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и что? (“Не распрямляется, не разглаживается”.)

А сейчас оторвите по кусочку от полосок. Что вы заметили? (“Очень легко оторвать кусок от любой полоски”.)

Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага легко рвется.

Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? Почему мы говорим, что бумага непрочная?”

Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: “Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы.

Смотрите, кукла Наташа пришла. Добрый день, Наташа! Мы тебе нужны?”

Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю.

Воспитатель поясняет детям: “Наташа хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать”. Выслушивает ответы детей, обобщает: “Красное платье из бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а, … Впрочем, посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду”.

Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась. После того как вторая подгруппа рассмотрит намокшую бумагу и вернется на стулья, педагог подводит итог наблюдаемому на занятии, вычленяя особенности бумаги (см. цель занятия).

Занятие - беседа для детей

“Ознакомление со свойствами ткани”

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; тонкая и толстая; гладкая и не гладкая). Одну ткань легко смять, другая не мнется совсем. Ткань труднее рвать, чем бумагу. Ткань намокает, но не расползается в воде. Ткань прочная. Обогатить и уточнить словарь детей.

Ход занятия - беседы

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат по три лоскута разной ткани: шерсти, ситца или сатина, шелка. Два лоскута из однотонной ткани (плотная шерсть и, например, сатин), один - из пестрой. У детей, сидящих за одним столом, должны быть разные лоскуты.

“Сегодня, - говорит воспитатель, - мы будем рассматривать ткань. Перед каждым из вас лежат кусочки, а можно сказать - лоскутки (как можно сказать?) разной ткани. Посмотрите на них. Давайте выясним, что можно сказать про ваши лоскутки, если не трогать их руками, а просто посмотреть на них”. Выслушивает ответы, обобщает их: “Правильно. Можно рассказать, какая ткань по цвету. У кого какая?

Есть ткань синяя. Есть красная. Эта цветочками. У Оли горошками. Дима говорит, что на его лоскутке есть и красное, и белое, и черное. Видите, какая разная ткань по цвету. Найдите и поднимите лоскуток, который весь синий (или весь черный). Посмотрите на действия соседей по столу. Не ошиблись ли они, выполняя задание?

А теперь положите эти лоскутки отдельно, поодаль от других.

Послушайте, как я скажу про них: они одного цвета, одного тона. Эти лоскутки из одноцветной, однотонной ткани. Из какой ткани? (Ответы детей.)

Найдите и положите к первому еще один лоскуток из одноцветной, однотонной ткани. Теперь скажите, какой бывает однотонная ткань? (“Бывает красной, белой и т. д.”.)

Давайте рассмотрим оставшийся лоскуток. Можно ли про него сказать, что он однотонный? Катя, у тебя какой лоскуток? (“Сам синий, а горошек беленький”.) Говорят, - уточняет воспитатель, - синяя ткань в белый горошек.

А у Андрея? (“У меня красная ткань в белый горошек”.) У кого есть еще лоскутки из ткани в горох? Поднимите, покажите их.

Поднимите лоскутки из ткани цветами и цветочками. Вон их сколько! И все из какой ткани? (“Цветочками”.)

А как сказать про эту ткань? Правильно. Она в полоску. Или можно сказать - полосатая.

А теперь потрогайте, помните все лоскутки и определите толщину ткани. Что заметили?” Выслушав ответы, педагог обобщает: “Ткань бывает толстая и бывает тонкая”.

А когда вы мяли ткань, что выяснили еще? Да, бывает мягкая ткань, бывает не мягкая, попадается шероховатая. Есть гладкая-гладкая ткань. Оля заметила, что на одном из ее лоскутков ткань пушистая.

Дети! Помните, мы с вами мяли бумагу и выяснили, что бумага ? (“Легко мнется”.) Измятая бумага так и остается… что? (“Измятой, не распрямляется”.)

Попробуйте мять ткань. Что вы скажете?

Попробуйте оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани. И что? (“Не рвется”.) А бумага рвалась?

Дети, если мы бросим лоскутки в воду, что с ними будет? (“Намокнут”.) А порвутся они, как бумага? (Ответы.) Отложите лоскутки и послушайте, что я скажу про ткань: ткань прочная. Она прочнее бумаги.

Теперь посмотрите на свои платья, рубашки, штанишки, рассмотрите, из какой ткани они сшиты”.

На 1 - 2 примерах дети с помощью педагога повторяют качества ткани. Затем они оглядывают одежду друг друга и обобщают: рубашки мальчикам шьют из клетчатой и цветной ткани; брюки, штанишки - из однотонной; платья шьют из разнообразных тканей.

“Сейчас, - говорит педагог, - вы все будете работать в ателье.

Начнете шить разные вещи. Ткань перед вами (имеются в виду три лоскутка. Их можно обменять на лоскутки, имеющиеся у соседа). Из какой ткани вы сошьете красивое платье?”

Каждый показывает подходящий, по его мнению, лоскуток, воспитатель проверяет правильность выбора.

Затем он интересуется, что дети сшили бы из двух других лоскутков, выслушивает и оценивает ответы, подводит итог: говорит, что сегодня дети узнали много интересного о ткани (кратко перечисляет сведения, с которыми познакомились дети на занятии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И РУЧНОМУ ТРУДУ

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важ­ные психические процессы (о...

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

рабочая программа по художественному ручному труду с детьми с ОВЗ

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя с...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по  художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей  от 6 до 7 лет)срок реализации программы...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по  художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей  от 6 до 7 лет)срок реализации программы...