рабочая программа кружка
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Татьяна Останина

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumazhnye_fantazii_ostanina_t.i.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                              УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

141307, г. Сергиев Посад, ул. Победы, 10

тел/факс. 8 (496) 545-62-14

Рассмотрено на заседании                                                                                      УТВЕРЖДАЮ  Педагогического совета                                                                                    Заведующий МБДОУ                                                      МБДОУ «Детский сад №6 –                                                                             «Детский сад №6- центр развития ребёнка»                                                                                              центр развития ребёнка» протокол №1                                                                                                      _______ Е.Н. Бачинская                                                                              от «31» августа 2019г                                                                                        от «31» августа 2019г                                                                          

                                                               

        Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

«Бумажные фантазии»

Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации 1 год

        Автор – составитель:

Останина Татьяна Ивановна

Программа кружка дополнительного образования «В стране оригами»

1. Место реализации: МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №6- центр развития ребенка»

2. Название кружка: «В стране оригами»

3. Ф. И. О. руководителя кружка: Останина Т.И.

4. Тип программы: конструирование и ручной труд.

5. Вид программы: развивающая

6. Направление деятельности кружка: конструирование из бумаги

7. Сроки реализации программы: 1 год.

8. Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 31НОД в год

9. Количество детей: 23человек а

10. Возрастная категория: дети 5-6 лет.

11. Продолжительность занятия: 25минут

Пояснительная записка

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание ребенка? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажные фантазии» является программой художественно-эстетической направленности.

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».

Актуальность.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Основная цель программы обучения:

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Основные задачи обучения.

Образовательные:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Научить правильно организовать рабочее место.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Развивающие:

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

Специально организованная деятельность:

Один 1 раз в неделю по 25 минут.

Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами

Подготовительный этап. Задачи.

Познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.

Усвоить, что такое оригами.

Познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.

Основной этап. Задачи.

Обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

 Научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.

Поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.

Заключительный этап. Задачи

 Организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.

Методы работы.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Форма работы кружка:

 Тематическая совместная деятельность детей и педагога

Ожидаемые результаты первого года обучения:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой.
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
  • Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством оригами.
  • Овладеют навыками культуры труда.

Результативность данной программы

Воспитанники будут знать:

1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.

2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.

3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

Работа с родителями:

Консультации, размещение наглядной информации.

Консультация «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

Выставка работ

Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:

Бумага, ножницы, схемы.

Учебно-методический план дополнительной образовательной программы.

№ Наименование темы. Количество часов.

Теория. Практика. Всего.

  1. «Веселый треугольник»1

  1. «Собачка»1

  1. «Бабочка»1

  1. «Ждем гостей»1

  1. «Осенний ковер»1

  1. «Грибок»1

  1. «Птичка»1

  1. «Елочная игрушка»1

    9.  «Звоночек для козлика» 1

   10 «Красивая снежинка»1

   11.  «Красивая снежинка-второе занятие»1

   12.   «Новогодняяелочка»1

  13.  «Аквариумные рыбки»1

  14. «Снеговик» 1

  15. «Снеговик-второе занятие»1

  16. «Кораблик»1

  17. «Цыпленок»1

  18. «Самолет»1

  19. «Кошка» 1

  20.  «Цветы в подарок маме»1

  21.  «Цветы в подарок  маме-второе  занятие»1

  22.  «Мышонок»1

  23.  «Цветик-семицветик»1

  24.  «Веселый лягушонок»1

  25.  «Стаканчик»1

  26.  «Бабочка из полосок»1

  27.  «Воздушный змей»1

  28.  «Зайчик»1

  29.  «Весенний цветок»1 1

  30.  «Вьюнок»1

  31. Конструирование: Веселый клоун 1

Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Октябрь

1.«Веселый треугольник»

Цель: Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.

2. «Собачка»

Цель: Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику.

3. «Бабочка»

Цель: Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.

4. «Ждем гостей»

Цель: Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку.

Ноябрь

1. «Осенний ковер» коллективная работа

Цель: Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

2. «Грибок»

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.

3. «Птичка»

Цель: Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба. Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию.

4. «Елочная игрушка»

Цель: Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

Декабрь

1. «Звоночек для козлика»

Цель:

Учить склеивать конус из полукруга. Украсить полоской бумаги с кружочком.

2. «Красивая снежинка» 2 занятия

Цель: Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

3. «Новогодняя елочка»

Цель: Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

Январь

1. «Аквариумные рыбки»

Цель: Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.

2. «Снеговик и елочка» 2 занятия

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.

Февраль

1. «Кораблик»

Цель: Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.

2. «Цыпленок»

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок. Соединять края полосок и соединять в виде цыпленка, дополняя деталями. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию.

3. «Самолет»

Цель: Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны

4. «Кошка»

Цель: Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость.

Март

1. «Цветы в подарок маме» 2 занятия

Цель: Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

2. «Мышонок»

Цель: Научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом еще раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки. Развивать воображение.

3. «Цветик – семицветик»

Цель: Вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.

Апрель

1. «Веселый лягушонок»

Цель: Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость

2. «Стаканчик»

Цель: Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.

3. «Бабочка из полосок»

Цель: Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку. Учить находить равные по длине полоски. Воспитывать усидчивость.

4. «Воздушный змей»

Цель: Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией.

Май

1. «Зайчик»

Цель: Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

2. «Весенний цветок»

Цель: На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.

3. «Вьюнок»

Цель: Учить складывать базовую форму блинчик, загибая края к середине листа. Свернуть в трубочку лист гофрированной бумаги, надрезать концы и вставить в надрез квадрата. Воспитывать усидчивость.

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы « Юный конструктор!» 1-й год обучения 3-4лет)  

Количество обучающихся – 23 чел.  

Количество групп  - 1

Количество учебных недель – 31

Количество учебных дней – 31  

Начало занятий  - 06.10.2021, окончание занятий – 25.05.2022г.  

1 Группа

№ П/П

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

6

16.00 – 16.25

Групповая

1

Веселый треугольник

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Октябрь

13

16.00 – 16.25

Групповая

1

Собачка

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Октябрь

20

16.00 – 16.25

Групповая

1

Бабочка

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Октябрь

27

16.00 – 16.25

Групповая

1

Ждем гостей

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Ноябрь

3

16.00 – 16.25

Групповая

1

Осенний ковер

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Ноябрь

10

16.00 – 16.25

Групповая

1

Грибок

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Ноябрь

17

16.00 – 16.25

Групповая

1

Птичка

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Ноябрь

24

16.00 – 16.25

Групповая

1

Звоночек для козлика

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Декабрь

1

16.00 – 16.25

Групповая

1

Елочка игрушка

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Декабрь

8

16.00 – 16.25

Групповая

1

Красивая снежинка

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Декабрь

15

16.00 – 16.25

Групповая

1

.

Красивая снежинка2

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Декабрь

22

16.00 – 16.25

Групповая

1

Новогодняя елочка

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Январь

12

16.00 – 16.25

Групповая

1

Аквариумные рыбки

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Январь

19

16.00 – 16.25

Групповая

1

.Снеговик

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Январь

26

16.00 – 16.25

Групповая

1

Снеговик2

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Февраль

2

16.00 – 16.25

Групповая

1

Кораблик

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Февраль

9

16.00 – 16.25

Групповая

1

Цыпленок

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Февраль

16

16.00 – 16.25

Групповая

1

Самолет

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Февраль

23

16.00 – 16.25

Групповая

1

Кошка

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Март

2

16.00 – 16.25

Групповая

1

Цветы в подарок маме

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Март

9

16.00 – 16.25

Групповая

1

Цветы в подарок маме2

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Март

16

16.00 – 16.25

Групповая

1

Мышонок

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Март

23

16.00 – 16.25

Групповая

1

Цветик-семицветик

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Апрель

6

16.00 – 16.25

Групповая

1

Веселый лягушонок

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Апрель

13

16.00 – 16.25

Групповая

1

Стаканчик

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Апрель

20

16.00 – 16.25

Групповая

1

Бабочка из полосок

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Апрель

27

16.00 – 16.25

Групповая

1

Воздушный змей

Группа №11

Практич. дея-ть

1

Май

4

16.00 – 16.25

Групповая

1

Зайчик

Группа №11

Практич. дея-ть

2

Май

11

16.00 – 16.25

Групповая

1

Цветок

Группа №11

Практич. дея-ть

3

Май

18

16.00 – 16.25

Групповая

1

Вьюнок

Группа №11

Практич. дея-ть

4

Май

25

16.00 – 16.25

Групповая

1

.

Группа №11

Практич. дея-ть

Расписание кружка научной направленности «Юный конструктор»

Срок реализации – 1 год

Количество обучающихся – 23 чел.

Количество групп – 1.

Количество учебных недель – 31.

Количество учебных дней – 31.

Возрастная группа

Группы

Время проведения

День недели

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дети 5 – 6 лет

Группа №1 (23 человека)

16.00 – 16.25

Среда

4

31

Всего занятий

4

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...