Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
материал (младшая группа)

Дели Олеся Ивановна

Рабочая программа

 кружка

«Чудеса на песке»

игры-эксперименты с песком

Программа рассчитана для детей раннего возраста

(2-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pesok.docx110.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23» г. Сыктывкара

«Челядöс сöвмöдан 23 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Сыктывкараса

муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Рабочая программа

 кружка

«Чудеса на песке»

игры-эксперименты с песком

Программа рассчитана для детей раннего возраста

(2-3 года)

                                     

                                              Срок реализации программы: 2020-2021 уч.г.

                                                                 Составитель: воспитатель Дели О.И.

«Чудеса на песке»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Основные направления работы

4. Структура и формат занятий

5. Ожидаемые результаты

6. Оборудование для песочной терапии

7. Список литературы

Приложение № 1.Перспективный план занятий во второй младшей группе

Приложение №2. Ритуалы приветствия

Приложение №3 Игры на коммуникацию

Приложение №4 Упражнения  с использованием песка.

1.Пояснительная записка

Морскими песками

Песочницы полны,

Я глажу руками

Песочные волны.

В песочных волнах

Провести я готов

Немало счастливых

Песчаных часов!

А. Орлова

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

 Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка  чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются эгоисты, чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые. В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно - развивающей программы эмоционального состояния детей через игротераппию.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создаёт «зону защиты» для ребёнка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть Мастером своего мира. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.

Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

2. Цели и задачи программы

Главная цель программы – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Задачами программы являются:

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей;

2. Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации эмоционального состояния;

3. Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

4. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

5. Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;

6. Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.

3. Основные направления и этапы работы

Вся работа ведется в трех направлениях:

Социально- личностное

Здоровьесберегающее

Интеллектуальное

эмоциональное благополучие

физкультурно-оздоровительная работа

расширение кругозора детей

положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям

профилактическая работа

формирование целенаправленного интереса к познанию

развитие коммуникативной компетентности ребенка

работа по ОБЖ

развитие интеллектуальных способностей детей

развитие социальных навыков у детей

организация опытно – экспериментальной работы.

бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).

        Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно  ориентироваться в доступном  ему социальном окружении, осознавать  самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

  Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Но вся работа идет в три этапа:

 • Подготовительный этап.

Предполагает сбор информации о детях, проведение первичной диагностики, оформление необходимой документации.

• Основной этап.

Коррекционная работа с детьми включает в себя:

А)индивидуальные и групповые занятия

Б) исследовательская деятельность

Г) проектная деятельность

Д) игры ТРИЗ и РТВ

Ж) моделирование

З) релаксация

И) работа по схемам

• Заключительный этап (диагностический). Подведение итогов.

4. Структура и формат занятий

Занятия провожу 2 раза в неделю продолжительностью 10-15 минут ( в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.  

    Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная

   Настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между  детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

                   Часть 2. Основная   

 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

    Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

                  Часть 3. Завершающая

   Подвожу итог  занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю  положительные эмоции  от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода.

5. Ожидаемые результаты

• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;

• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.);

• Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;

• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

• Повышение самооценки дошкольника;

• Воспитание положительных нравственных качеств личности.

6. Оборудование для песочной терапии

1. Индивидуальная песочница (поднос). Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50*70*10 см. Первое дно ящика выкрашено в голубой цвет. Второе дно покрашено в основные цвета для решения сенсорных задач.

2. Природный и искусственный песок.

Природный: речной песок.

Искусственный: цветной песок и каменная крошка, кинетический песок, рассыпчатая пластичная масса на основе крахмала, рассыпчатая пластичная масса на основе муки, «Лунный» песок.

Альтернативные песку материалы: манная крупа, крахмал, соль.

3. Индивидуальные подносы для рисования песком.

4. Фигурки – миниатюры для репрезентации окружающего мира и внутреннего мира ребенка в виде людей, животных и растений, зданий и транспорта, мебели и посуды, продуктов, природных объектов (ракушки, камни, ветки, шишки) и подручных материалов (ключи, детали конструктора, бижутерия, контейнеры из под киндера и др.).

5. Таз (2 шт.) и влажные салфетки.

6. Предметы для работы с песком: совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки, воронки, мельницы, специальные для песка карандаши и др.

7. Световой стол.

7. Список литературы

1. Песочная терапия в  развитии дошкольников. / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.

2. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001г.

4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

 

 Приложение № 1

Перспективный план занятий в первой 1 младшей группе:

Октябрь:

1 занятие:

знакомство детей с правилами поведения в песочнице

- приветствие «Ладошки»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение « Здравствуй, песок»

Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.

- игра «Интервью»

Цель: развивать навыки общения детей

2 занятие:

- приветствие «Чуткие руки»

Цель: развивать доброжелательность детей

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

- игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: учить детей снимать напряженность, учить детей общаться

3 занятие:

- приветствие « Снежный ком»

Цель: учить детей говорить приятное друг другу

- упражнение «Песочный дождь»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления

- игра «Сказка Репка»

Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение

4 занятие:

- приветствие: «Радуга»

Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

- игра «Настроение»

Цель: учить создавать позитивное настроение детей

5 занятие:

- приветствие: «Солнечные лучики»

Цель: развитие сплоченности детей

-упражнение «Отпечатки»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия

- игра «Подари улыбку»

Цель: учить ребенка справляться с грустью

6 занятие:

- приветствие: «Радость»

Цель: Развивать наблюдательность детей

- упражнение «Дорожки из песка»

Цель: учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности

- игра «Представь себя»

Цель: создание позитивного настроения детей

7 занятие:

- приветствие: «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Печем куличики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление  об изменчивости формы песка

- игра «Ласковое имя»

Цель: развитие чувства доверия друг к другу

8 занятие:

- приветствие: «Злость»

Цель: знакомство с чувством злость и как его преодолевать

- упражнение «Хлоп и шлеп»

Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей

- игра «Рисунок»

Цель: учить детей адекватно выражать свои эмоции

Ноябрь:

1 занятие:

- приветствие: «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Узоры на песке»

Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение

- игра «Сочинение сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений ,ориентировка на песочном листе

- игра «Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать гнев ,развивать дружеские отношения

3 занятия:

- приветствие «Ладошки»

Цель: развивать воображение детей

- упражнение «Мир из песка»

Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию

- игра « Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

4 занятия:

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Что изменилось?»

Цель: учить детей концентрировать внимание

- игра «Жужжа»

Цель: учить детей быть более обидчивыми.

5 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Путешествие по песочной стране

Цель: развивать тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции

- игра «Доброе животное»

Цель: помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия

6 занятие:

- приветствие «Злость»

Цель: учить детей корректировать свою агрессию

- упражнение « Дорожка из песка»

Цель: развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композиции на песке

- игра «Вернись в круг»

Цель: учить детей снимать эмоциональное напряжение

7 занятие:

- приветствие «Радуга»

Цель: продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Песочный садик»

Цель: развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук

- игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад

8 занятие:

- приветствие: «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Чей это след?»

Цель: развивать внимание, речь детей

- игра «День рождение»

Цель: учить детей снимать разочарование, дать детям возможность высказать все свои обиды

Декабрь:

1 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу приятное

- упражнение «Секреты мокрого и сухого песка»

Цель: стимулировать внимание , учить детей сравнивать, развивать моторику рук

- игра «Тух ,тух»

Цель: учить детей снимать негативное настроение, развивать речь

2 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Мы строим ,строим»

Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение

- игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях

3 занятие:

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Забавные отпечатки»

Цель: развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику

- игра « Попроси игрушку»

Цель: учить детей эффективным способам общения

4 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Песочное царство»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

- игра «Два барана»

Цель: учить детей снимать напряжение, злость

5 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение «Лесные жители»

Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память

- игра «Кораблик»

Цель: учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов

6 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу приятное

- упражнение «Спрячь игрушки»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук

- игра «Найди свою пару»

Цель: учить детей снимать эмоциональное  напряжение, развивать внимание

7 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Что пропало?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память

- игра «Другое животное»

Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки

8 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Мы играем»

Цель: развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке»

- игра «Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев

Январь:

1 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение « Машинки»

Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения

- игра «Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию

2 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить говорить друг другу приятное

- упражнение «По тропинкам, по дорожкам»

Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие

- игра «Бутон»

Цель :учить создавать позитивное настроение

3 занятие:

- приветствие «Радуга»

Цель: учить устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья»

Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук

4 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение «Песочная аппликация»

Цель: развивать внимание, речь, мелкую моторику рук

- игра «Волшебный сон»

Цель: учить детей снимать психо-мышечное напряжение

5 занятие:

- приветствие « Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Веселые науки»

Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать

- игра «Я радуюсь, когда…»

Цель : развивать самосознание детей

6 занятие:

- приветствие « Снежный ком»

Цель: учить говорить друг другу добрые слова

- упражнение «Детские секретики»

Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

- игра « Гусеница»

Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

7 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Подуй»

Цель: развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость

- игра «Театр прикосновений»

Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт

8 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

- игра «Кого не стало»

Цель: развивать наблюдательность

Февраль:

1 занятие:

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Город фантазий»

Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

2 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Звери на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

3 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение « Волшебный клад»

Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»

- игра « Солнышко и тучка»

Цель: развивать психомышечную тренировку

4 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу

- упражнение «Идут медвежата»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

- игра «Бутон»

Цель : учить детей создавать позитивное настроение

5 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель :развивать доброжелательность детей

- упражнение « Зигзаги»

Цель: учить детей устанавливать закономерности

- игра «Два барана»

Цель: учить детей снимать напряжение

6 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу ласковые слова

- упражнение «Песочный денек»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление

- игра «Радуга»

Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми

7 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Ползут змейки»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

- игра «Кораблик»

Цель: учить детей быть уверенными в себе , не бояться страхов

8 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: учить детей внимательными друг к другу

- упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развивать и расширять представления детей

- игра « Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

Март:

1 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке»

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Песочные прятки»

Цель: развивать внимание, воображение

-игра «Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

3 занятие:

- приветствие «Злюка»

Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу      

- упражнение « Волшебный клад»

Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»

- игра « Солнышко и тучка»

Цель: развивать психо-мышечную тренировку

4 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья»

Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук

5 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Что пропало?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память

- игра «Другое животное»

Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки

6 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Песочное царство»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

- игра «Два барана»

Цель: учить детей снимать напряжение, злость

7 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение « Машинки»

Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения

- игра «Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях.

8 занятие:

      - приветствие «Чуткие ручки»

Цель : развивать доброжелательность детей

       - упражнение « Город фантазий»

Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

Апрель:

1 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Мы строим ,строим»

Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение

- игра «Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях

2 занятие:

- приветствие « Снежный ком»

Цель: учить детей говорить приятное друг другу

- упражнение «Песочный дождь»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления

- игра «Сказка Репка»

Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение

3 занятие:

- приветствие: «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Печем куличики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление  об изменчивости формы песка

- игра «Ласковое имя»

Цель: развитие чувства доверия друг к другу

4 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

- игра «Кого не стало»

Цель: развивать наблюдательность

5 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу ласковые слова

- упражнение «Песочный денек»

Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление

- игра «Радуга»

Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми

6 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Звери на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

7 занятие:

       - приветствие «Злюка»

Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу

- игра «Бутон»

Цель : учить детей создавать позитивное настроение

 8 занятие:

         - приветствие «Радуга»

Цель: учить устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Игра с игрушками»

Цель: развивать воображение ,логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья»

Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук

Май:

1 занятие:

- приветствие: «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Узоры на песке»

Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение

- игра «Сочинение сказки»

Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений ,ориентировка на песочном листе

- игра «Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать гнев ,развивать дружеские отношения

3 занятия:

- приветствие «Ладошки»

Цель: развивать воображение детей

- упражнение «Мир из песка»

Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию

- игра « Взаимоотношения»

Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

4 занятие:

- приветствие «Снежный ком»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты

- упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке»

- игра «Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

5 занятие:

- приветствие «Радость»

Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Мы играем»

Цель: развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке»

- игра «Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев

6 занятие:

- приветствие «Радуга»

Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Город фантазий»

Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь»

Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

7 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Подуй»

Цель: развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость

- игра «Театр прикосновений»

Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт

8 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики»

Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?»

Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

- игра «Кого не стало»

Цель: развивать наблюдательность

Приложение №2

Ритуалы приветствия:

Приветствие «Снежный ком»

Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.

Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

Приветствие « Злюка»

Цель: сплочение группы , навыков сплочения

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

Приветствие «Радуга»

Цель: снятие психо-мышечного напряжения, развитие воображения

Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.

Приветствие «Радость»

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения

Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.

Приложение №3

Игры на коммуникацию:

«Интервью»

Цель: развитие навыков общения детей.

Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

«Подари улыбку»

Цель: учить ребенка справляться с грустью

Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

«Ласковое имя»

Цель: развивать чувства доверия друг к другу

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

«Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу,давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться).Это могут быть  названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов : « А ты, ……, морковка!». Помните , что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

«Жужжа»

Цель: учить детей быть более обидчивыми

«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет « Жужжей».

«Доброе животное»

Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию

Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: « Встаньте , пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А  теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.

«Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.

«День рождения»

Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды

Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям  предлагается  пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.

Взрослый просит детей  представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений

«Два барана»

Цель: учить снимать напряжение, злость

Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: « Рано –рано , два барана , повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями  и лбами  друг в друга. Задача – противостоять друг другу , не сдвигаясь с места , как можно дольше.

     

«Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

Ведущий создает карточки, на которых  нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.

«Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось  немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

«Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение

Предварительная беседа с помощью вопроса : «Что такое комплимент»

Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник  говорит комплимент по кругу.

«Бутон»

Цель:  учить создавать позитивное настроение детей

 Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться ( отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки ) и качаться на  ветру.

Приложение №4

Упражнения с использованием песка:

« Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Ребенок медленно , а затем быстро  сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза  и кладет  на песок ладонь  с расставленными  пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок  называет этот палец. Затем они меняются.

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок  должен нарисовать  такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.

« Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых  сообществ  город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить  самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»

Взрослый в игровой форме знакомит  ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Секретные  задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими  под землей .Взрослый погружает руку  под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.

«Отпечатки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить  с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных , транспорт, различные по величине.

«Кто к нам приходил»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия

Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.

«Песочные строители»

Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти

Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.

«Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.

«Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».

«Песочный детский сад»

В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных  режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23» г. Сыктывкара

«Челядöс сöвмöдан 23 №-а видзанiн» школаöдзвелöдан Сыктывкараса

муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Рабочая программа

 кружка

«Чудеса на песке»

игры-эксперименты с песком

Программа рассчитана для детей раннего возраста

(2-3 года)

                                     

                                              Срок реализации программы: 2020-2021 уч.г.

                                                                 Составитель: воспитатель Дели О.И.

г. Сыктывкар

2020 г.

Содержание разделов

Стр

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Нормативно-правовая база рабочей Программы

3

1.1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей Программы

4

1.1.3.

Цель и задачи Программы

5

1.1.4.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.5.

Этапы реализации Программы 

6

1.1.6.

Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

8

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1.

Концептуальные основания образовательного процесса

9

2.2.

Сроки реализации Программы

10

2.3.

Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы

10

2.4.

Организация образовательного процесса

10

2.5.

Режим образовательной деятельности

11

2.6.

Календарно-тематический план

11

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

20

3.1.

Условия реализации Программы

20

3.1.1.

Методическое обеспечение Программы

20

3.1.2.

Формы образовательной деятельности

20

3.1.3

Основные способы и формы работы с родителями

20

3.1.4.

Приёмы и методы организации образовательного процесса

21

3.1.5.

Перечень необходимого дидактического материала

21

3.1.6

Список используемой литературы

22

                                           

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                                     1.1. Пояснительная записка

        «У ребенка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

                                                                                                               

 А. Макаренко

1.1.1.Нормативно-правовая база рабочей Программы

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» "Санитарное – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций».
  4. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  6. Образовательная программа дошкольного учреждения.
  7. Устав МБДОУ «Детский сад № 23.
  8. Годовой план работы МБДОУ «Детский сад № 23 на 2020-2021 учебный год.

1.1.2.Актуальность

           Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, снег и т.д. Предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность детей, являются объектами наблюдения и игры. Основная задача родителей и воспитателей-поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

          Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Игры с песком и водой полезны для здоровья. Я обратила внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает положительные эмоции, гася негативные.

            Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ (песок сухой или влажный, с правилами ОБЖ (не раскидывать, не обсыпаться), учатся терпению и трудолюбию, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи и обогащению словаря, развивают координацию движений, дети получают представление о таких важных понятиях, как «много – мало», «быстро – медленно», «короткий – длинный», «высокий – низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, выбирать игрушки (предметно – игровую среду, средства игры (слово, движение, песню, внутреннюю свободу (играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу). И во всем этом им помогают песок и вода. Играя с песком дети проявляют немало фантазии и выдумки.

Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей.

            Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е.И. Тихеевой, она показала, как дети, созидая, совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов.

И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте. Дети начинают познавать качества предметов и явлений окружающего мира через чувственное их восприятие, и в этом им окажут большую помощь игры с песком и водой.

          Психологи (К. Г. Юнг, Дора Калфф, М. Ловенфельд) утверждают, что песок и вода поглощают негативную психологическую энергию, взаимодействие с ними очищает энергетику человека и стабилизирует эмоциональное состояние. Особенно полезны такие игры застенчивым и замкнутым детям. Игры с песком дарят раскрепощение – ребенок испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с песком – ребенок всегда уверен в успехе.

 1.1.3.Цель и задачи Программы

             Цель программы: развитие самостоятельности и творческой инициативности у детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентом неживой природы: песком.

            Задачи:

        Посредством игр с песком решаются такие общие задачи, как:

1. Закаливание детского организма.

2. Релаксационный эффект.

3. Сенсорное развитие

4. Развитие моторики рук.

5. Развитие коммуникативных навыков.

6. Развитие творчества, фантазии.

          А так же:

            обучающие:

  1. Обогащать представления детей о разнообразии окружающего мира.
  2. Расширять представления детей о свойствах песка, способах обследования материала.

            развивающие:

  1. Развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в              

играх с песком представления об окружающей действительности.

2.  Продолжать развивать у детей элементарную поисково-

     исследовательскую деятельность.

  1. Способствовать снижению психофизического напряжения детей в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.
  2. Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать зрительно-слуховые связи, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, координацию движений.
  4. Развивать активный словарь, обогащать пассивный словарь.

воспитательные:

  1. Познакомить с правилами безопасного взаимодействия в центре песка.

          2.  Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия со  

                сверстниками.

          3.Воспитывать положительное отношение к элементарной  

                экспериментально-игровой деятельности.

   

1.1.4.Принципы и подходы к формированию Программы:

        Принцип целостного образа мира - осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

         Принцип системности подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов на протяжении всего периода обучения по данной программе.

          Принцип цикличности построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия.

         Принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

         Принцип доступности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

         Принцип проблемности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных игровых ситуаций;

         Принцип развивающего и воспитательного характера обучения – направлен на развитие: моральных и эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

          Осуществляя деятельность по развитию самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы: песком, я руководствуюсь методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

                                               

                                     

1.1.5. Этапы реализации Программы:

     

ЧАСТЬ 1. Вводная

           Целью вводной части игры-занятия – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

           Методы и приёмы: игровой (пальчиковые игры), наглядный (введение персонажа), словесный (художественное слово).

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

           На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

           Методы и приёмы: практический (игры с песком), наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре как партнёра), словесный (художественное слово, объяснение, советы).

          Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:

          Рассказ детям о сказке (путешествии).

          Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).

           Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными и прочее).

          Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью:

— Что будет с жителями сказки? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?

ЧАСТЬ 3. Завершающая

        Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось).

          Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

          Перед началом игры-занятия проводится «ритуал» входа в «Чудеса на песке» - особое приветствие, в котором повторяются правила игры с песком.

НАПРИМЕР:

Здесь нельзя кусаться, драться.
И в глаза песком кидаться!

Песок — мирная страна.

Она верит в чудеса!

Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.

И в чудесной сказке этой

Места нет плохим советам!

Будем дружно мы играть,

Чтоб прийти сюда опять!

            В конце игры-занятия проводится «ритуал» прощания с «Чудесным песком»:

— Теперь протяните ручки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик! Давайте попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!

           

           В конце года проводится итоговое игра-занятие вместе с родителями детей.

1.1.5.Характеристика контингента воспитанников, занимающихся в кружке

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложенияв разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Тема

Цель

Задачи

Материалы и оборудование

СЕНТЯБРЬ

«Чудеса на песке»

Познакомить детей с центром песка.

Познакомить детей с центром песка.

Познакомить детей с правилами поведения в центре песка.

Пополнять пассивный словарь ребёнка.

Способствовать возникновению положительных эмоций от игр с песком.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Чудеса на песке»

«Песочный снегопад»

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка.

Учить детей способам обследования материала (сжать песок в руке, ссыпать с ладони).

Развивать зрительно-слуховые связи.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Чудеса на песке»

«Сыплем, лепим»

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Познакомить детей со способом сделать песок влажным.

Помочь детям осознать результат сравнения особенностей сухого и влажного песка.

Развивать зрительно-слуховые связи.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментально-игровой деятельности.

Центр «Чудеса на песке», ёмкость с водой,

 формочки.

«Наши ручки»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони.

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Развивать координацию движений.

Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми.

Центр «Чудеса на песке», ёмкость с водой.

ОКТЯБРЬ

«Найди шарик»

Продолжать знакомить с качествами предметов-формой

Закреплять знания детей о свойствах сухого песка.

Продолжать знакомить с качествами предметов-формой.

Развивать тактильную чувствительность.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Центр «Чудеса на песке», шарики и кубики.

«Печать»

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ракушки.

Продолжать формировать знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму предмета.

Развивать координацию движений.

Закреплять правило мыть руки после игры с песком.

Воспитывать интерес к совместным играм с другими детьми.

Центр «Чудеса на песке», ёмкость с водой, ракушки.

«Дорожка для змейки»

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать координацию движения руки влево, вправо.

Обогащать представления детей об объектах живой природы.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Центр «Чудеса на песке», ёмкость с водой, игрушка змейка.

«Солнышко для Зайки»

Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка.

Продолжать закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Учить детей рисовать камешком по песку круг и прямые линии.

Развивать тактильную чувствительность рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу-Зайке.

Центр «Чудеса на песке», камешки разного размера, игрушка Зайка.

НОЯБРЬ

«Норки для мышат»

Формировать представление о количестве «один-много».

Формировать представление о количестве «один-много».

Закреплять знания свойств сухого и влажного песка.

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов «на», «под» местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Центр «Песочная сказка», игрушки мышат по количеству детей.

«Печём печенье для лисички»

Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

Закреплять умения манипулировать сухим и влажным песком.

Стимулировать у детей работу воображения.

Способствовать проявлению творческих возможностей в украшении печенья.

Развивать тактильные ощущения.

Воспитывать доброжелательность.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, игрушка Лисичка.

«Горки для козлят»

Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

Формировать умение выкладывать форму из влажного песка.

Продолжать формировать знания о высоте предмета (высокий-низкий).

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Закреплять знания детей о свойстве влажного песка сохранять форму.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Центр «Песочная сказка», игрушка «волк», ёмкость с водой, игрушки козлят.

«Корзинка с фруктами»

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

Закреплять умение пользоваться ситом.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с песком.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, формочки «фрукты».

ДЕКАБРЬ

Игры с решетом

Знакомство со свойствами песка.

Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму.

Закреплять умение детей определять свойства сухого (сыплется).

Развивать тактильные ощущения.

Центр «Песочная сказка», решето, совочки.

«Украсим горку из песка»

познакомить детей со свойствами песка.

Познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком.

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Центр «Песочная сказка», ёмкость с водой, лейки, формочки для песка

«Светит солнышко»

 Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо.

Учить рисовать круг, замыкая линию в кольцо.

Развивать мелкую моторику, умение работать по образцу.

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Центр «Песочная

сказка», манка

«Баранки-калачи»

Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Центр «Песочная сказка», манка

ЯНВАРЬ

«Сыпем, лепим».

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

Центр «Песочная сказка», формочки для песка

«Лисичка в гостях у ребят».

Закрепить    умение определять свойства сухого

(сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать  общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

ФЕВРАЛЬ

«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

Формировать  у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

Учить детей действовать с природным материалом.

Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук,        координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Центр «Песочная сказка», камешки разного размера,

пёрышки, таз с водой, ведёрки.

Речка и ручеек».

Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду

Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Центр «Песочная сказка», узкий и широкий совок, мерные стаканчики, ведро с водой, большой и маленький, бумажные кораблики.

МАРТ

« Норки для ежат».

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Центр «Песочная сказка», игрушка «Ёж»,

пластилиновые ежата по количеству детей,

сосновые иголки в тарелочках.

Мы ходили в огород».

Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность, умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Центр «Песочная сказка», кукла- дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совочки,

лейка с водой.

День рождения куклы Маши».

Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Приучать детей договаривать слова знакомой сказки.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», кукла –большая,

формочки, совки.

«Песочные прятки»

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке игрушки.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», мелкие игрушки, деревянные палочки, кисточки.

АПРЕЛЬ

«Пересыпание сухого песка через воронку»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», воронки, подносы для песка, лейки.

«Цветные заборчики»

развитие мышления, моторики.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Закрепить знание цветов

Центр «Песочная сказка», разноцветные счётные палочки, мелкие фигурки домашних животных.

«Я пеку, пеку, пеку»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», формочки, совки.

«Топчем дорожки»

знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность;

Центр «Песочная сказка»

МАЙ

 «Домики для птичек»

Формировать у детей знания о свойствах сухого песка (сыплется, шуршит).

 Показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», сухой и сырой песок, палочки.

«Куда исчезла вода»

Формировать у детей знания о свойствах влажного песка.

Показать, что песок легко впитывает воду.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», стаканчики с песком и водой.

«Вот ведерко, вот совок»

Формирование знаний о свойствах песка.

Закрепить знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; из  мокрого песка можно лепить.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», сито, вода, формочки для песка, баночки.

«Рисуем палочкой»

Формирование знаний о свойствах песка.

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

Развивать усидчивость, внимание.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.

Обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).

Центр «Песочная сказка», палочки.

1.2.Планируемые результаты

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  3. Способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
  4. Умение выполнять задание по образцу, способность понимать и выполнять инструкции.
  5. Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, речи, творческого воображения.
  6. Положительный настрой, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

         · Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.

         · Важно повторение занятий. Действия, умения, знания, приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

          Педагог уточняет индивидуальные особенности развития ребенка, проводит разъяснительную работу с родителями по целям и задачам  кружка, дает советы, постоянно создает положительный эмоциональный настрой ребенка на детский сад.

2.2.Сроки реализации Программы

           Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 2-3 лет.          Занятия кружка начинаются с 1 октября и заканчиваются 30 мая.

2.3. Педагогические технологии развития ребёнка, используемые при реализации Программы

          При реализации программы кружка используются следующие технологии:

  1. Технология исследовательской деятельности.
  2. Личностно-ориентированные технологии.
  3. Игровая технология.
  4. Технология «ТРИЗ» и др.

              2.4.Организация образовательного процесса

  1. Игра, которая является основным видом деятельности детей.
  2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель.
  3. Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым.
  4. Музыкальное сопровождение занятий кружка. Эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из кинетического песка. Новизна обстановки.
  5. Необычное начало работы.
  6. Красивые и разнообразные материалы.
  7. Возможность выбора материала.
  8. Экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали). Мотивация образовательной деятельности.

2.5. Режим образовательной деятельности

          Длительность игры-занятия зависит от возраста детей (СанПин) и степени увлечённости детей. Не стоит прерывать деятельность ребёнка, если он увлечён и не испытывает усталость и напряжение.

          Рекомендуемая продолжительность занятия в группе раннего дошкольного возраста (2-3 года) – 10 минут во вторую половину дня.

Количество

игр-занятий

в неделю

В месяц

В год

1

4

34

                         

                         2.6.Календарно-тематический план

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                         3.1.Условия реализации программы

3.1.1.Методические обеспечение Программы

1. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития  

     деятельности ребёнка».

2.Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия».

3.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».

4.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или  

    песочная терапия».

5.Сакович Н. «Достоинства песочной терапии».

6. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия».

 3.1.2.Формы образовательной деятельности

          Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природы.

         Занятия в кружке проводятся по подгруппам.

          Все игры-занятия проводятся на личностно-деятельностной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная  деятельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).

          Индивидуальная работа включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.

3.1.4. Основные способы и формы работы с родителями

  1. Привлечение родителей к созданию Центра песка в группе детского сада.
  2. Просветительская работа с родителями о способах развития самостоятельности и творческой инициативности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игрового экспериментирования с компонентами неживой природыв форме семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации -  выставки, презентации.
  3. Памятки.

3.1.5.Приёмы и методы организации образовательного процесса.

  1. Словесные: беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.
  2. Наглядные: показ способов действий, показ образца.
  3. Практические: задания, экспериментирование.
  4. Игровые: внезапное появление объектов, игровые действия воспитателем, создание игровой ситуации.

         Особое внимание уделяется манипулированию с природным материалом. Во время игр - занятий перед детьми ставится проблемная ситуация, для решения которой они используют ранее полученные навыки.

       Знакомить со свойствами песка, приёмами строительства из него, развивать творческие, исследовательские и конструктивные способности, эстетический вкус.

       Для занятий с детьми лучше подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом исключать негативную оценку действий и результатов ребенка, стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход.

            Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.

             

 3.1.5.Перечень необходимого дидактического материала

          Для игры-занятия в детском саду с песком вам потребуются:

Водонепроницаемый деревянный ящик с песком. Его подбирают с учетом величины группы в детском саду — количества детей, принимающих участие в игре. Рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

           Песочные терапевты называют ящик с песком подносом. Для занятий можно воспользоваться любым деревянным подносом, однако возможно использование и других материалов. Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. А так же «космический песок».

          Наборы для игр могут состоять из:

Деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков; фигурок различных животных; машинок: сухопутных, водных, космических и других; растений: цветов, овощей, фруктов; естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек; домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков; различных геометрических фигурок, фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов, формочек для песка и прочее. Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».

       Тихая, спокойная музыка для релаксации.

3.1.6.Список используемой литературы

  1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010.
  2. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998
  6. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011.
  7. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5
  8. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.

10.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.:  

      Речь, 2006

      11.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.:

           Питер,2001

      12.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная

терапия.- СПб.: Речь, 2007

      13.Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития  

           деятельности ребёнка».

      14.Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке».

      15.Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или  

           песочная терапия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. При составлении рабочей программы учитывается Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-пси...

Программа по адаптации детей раннего возраста (2-3 года) группы «Земляничка» к ДОУ 2022-2023 уч. год

Данная программа поможет вновь поступаюим малышам освоится в новых для них условиях, пройти этот этап наименее безболезненно...