Программа допобразования "Бумажные фантазии"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Имамова Гульшат Фановна
Развитие творческих способностей детей наша общая задача. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получатся. Но самое главное: создавая поделки, ребёнок приобретает различные знания: уточняются и углубляется его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать характерные особенности и детали, овладевать художественными навыками и умениями, учится осознано их использовать. Известно, что продуктивная деятельность способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, при условии правильного руководства, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazh_fantazii_programma.docx71.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Когалыма

Муниципальное автономное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

ПРИНЯТО

           УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

           Заведующий МАДОУ «Березка»

Протокол от «__»_______202_г. №

           ______________ И.С. Шамсутдинова

           Приказ от «__» _______   202_г. №

Дополнительная общеразвивающая программа

«Бумажные фантазии»

направленность: техническая

     Уровень: стартовый

     Возраст обучающихся: 4-7 лет

     Срок реализации: 3 года.

                                                           Составитель:

Имамова Гульшат Фановна,

                                                           воспитатель

 

г. Когалым, 2021г.

Содержание

1. Пояснительная   записка……………………………………………………….3

2. Учебный план…………………………………………………………………..6

3. Содержание Программы……………………………………………………….8

4. Планируемые результаты………………………………………....………….15

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………………...17

6. Методические материалы…………………………………………………….19

7. Организационно-педагогические условия реализации Программы……….21

8. Материально-технические условия реализации Программы………………21

9. Кадровое обеспечение реализации Программы…………………………….22

10.Список литературы…………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

   1.Пояснительная записка.

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.    Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».                                                                                                                              Сухомлинский В.А.

Развитие творческих способностей детей наша общая задача. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. В процессе продуктивной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получатся. Но самое главное: создавая поделки, ребёнок приобретает различные знания: уточняются и углубляется его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать характерные особенности и детали, овладевать художественными навыками и умениями, учится осознано их использовать. Известно, что продуктивная деятельность способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, при условии правильного руководства, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. Мне очень нравиться работать с бумагой, изготавливать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и оригинальный способ работы с ней. В результате опроса родители тоже заинтересованы и хотят, чтобы их дети овладели этим искусством.

Актуальность.

Бумага - доступный для детей и универсальный материал, используется в рисовании, аппликации, и в художественном конструировании. Дошкольников привлекает возможность самим создавать поделки, которые потом будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родным или друзьям. Данная программа дает возможность решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  • СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МАДОУ «Берёзка»
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Берёзка».

Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Изучая методическую литературу по организации и проведению работы, выявлено, что работа ведется в узком направлении: или занятия по рисованию, или по конструирование из бумаги, строительного и природного материала, или занятия - оригами. Программа «Бумажные фантазии» - комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которая направлена на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся, как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт индивидуальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел. В программе указаны цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления поделок за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для совместной деятельности. Познакомит детей с историческими факторами из оригами. В программе представлены методические рекомендации по обучению детей оригами, с учетом возрастных особенностей.

Цель:

Формирование у детей образного мышления, памяти, ручных умений и навыков, необходимых в школе, а также эстетического вкуса и умения увидеть прекрасное.

Задачи:

1. Познакомить с основными геометрическими понятиями (диагональ, сторона, угол, середина и т.д.)

2. Формировать умение детей понимать устные инструкции педагога.

3. Обучать техническим приёмам и способам создания различных поделок из бумаги.

4. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

5 Формировать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

6. Развивать глазомер.

7. Научить читать чертежи, по которым складывается фигурки.

8. Воспитывать аккуратность.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Категория воспитанников: всего детей: 12 - 15 (с 4 до 7лет).

Уровень программы: стартовый.

Направленность: техническая.

Срок реализации: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 3 года.

Формы обучения: очная.

Режим занятий: 4 раза в месяц.

Продолжительность занятий: средняя группа - 20 мин., старшая группа -                 25 мин., подготовительная группа - 30 мин.

Принципы построения программы.

 1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей ив связи с этим - определение посильных для него занятий. Занятия были построены с учётом того, что в данном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность.

2. Принцип системности и последовательности: усвоение материала в определённой системе. Данный материал делится на три раздела, в каждом из которых свои задачи и пути реализации материала.

3. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших принципов. Эффективность воспитания и обучения зависит от привлечения органов чувств к восприятию нового материала. В процессе познания детям надо дать возможность наблюдать, практически работать. На всех этапах педагогического процесса использовать наглядные средства: изобразительная наглядность (иллюстрации, рисунки, картины, фотографии). Естественная наглядность (предметы объективной реальности), ТСО, символическая наглядность (карточки-схемы). В работе применялись словесные, наглядные и практические методы. В словесных методах можно выделить следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. Беседа активизирует познавательную деятельность, развивает память и речь, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами и предназначаются для наглядно - чувственного ознакомления дошкольников с объектами или явлениями.

4. Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно- ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения детей в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи.

5. Принцип интеграции - данный принцип является актуальным и предполагается коренным образом перестроить образовательную деятельность детей на основе синтеза образовательных областей, что способствует получению целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника.

2.Учебный план

Раздел

Тема

Теория

Практика

Количество часов

1  год

2 год

3 год

1. Удивительная страна «Оригамия»

1.1 Повествование о том, как появилась бумага.

Как появилась  бумага

1 Сколько у бумаги родственников

2 Мятая бумага

3 Рваная бумага

4 Скрученная бумага.

3

4

4

1.2 Из истории оригами

От куда к нам пришло древние искусства складывания из бумаги чудесных поделок

  1. Опыты с бумагой

1

1

1

1.3 Чудо формы

Приёмы изготовления поделок по типу оригами

1 В мире неизведанного

2 Простейшие поделки оригами

3 В мире основных форм

5

3

1

2. Возможности квадрата безграничны

2.1 Оригами волшебная страна

Забавные превращения бумажного квадрата

1 «Плывёт, плывёт кораблик»

2 «Новый наряд»

3 «Новоселье у зайца и лисы»

4 «Обитатели водных глубин»

10

7

6

2.2 «Наши любимые сказки»

В некотором царстве, в бумажном государстве

1 «Грибное царство»

2 «Стоит в поле теремок»

3 «Ёлка, ёлочка – колкая иголочка»

4 «Новогодние игрушки»

7

5

6

2.3«Любимые животные»

В мире животных

1.«Мягкие лапки в лапках цап-царапки»

2 «Вот наш Бобик славный пёс»                      3 «К зайке в гости мы пришли»

4 «Лисонька - лиса»

2

4

6

2.4 В мире   фантазий

Оригами с элементами аппликации

1 «К нам прилетела бабочка»

2 «Угощенье для зайчика»

3«Поздравительные открытки»

4 «Обитатели морских глубин»

7

9

10

3.  Бумажные фантазии

3.1 Комочки из бумаги

Правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону.

1 Цветочный букет.

2 Бумажные завитки.

10

8

6

3.2. Волнистый шар

Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные части.

1. Волнистый шар.

2. Превращение четырёхугольника.

3 Изготовление панно «Животные жарких стран»

5

7

8

3.3 Эта чудесная гофра.

Свойства креповой бумаги, её применение в изготовлении панно.

1 Изготовление цветов.

2 Складывание вазы.

3 Панно «На лесной полянке»

4

6

6

Всего часов:

54

54

54

  1. Содержание Программы.

В основе работы лежат три блока: «Удивительная страна «Оригамия», «Возможности квадрата безграничны», «Бумажные фантазии». В каждой возрастной группе проводится работа по всем блокам, только с каждым годом материал усложняется.

1-ый год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия». 

Задачи:

  1.  познакомить детей с искусством складывания из бумаги;                              

  2. познакомить детей со свойствами бумаги, базовой формой «косынка»;  

  3. вызвать интерес к этому материалу;

  4. развивать умение детей мастерить из бумаги, складывая квадрат по  

       диагонали, прямоугольник пополам;

  5. развивать мелкую моторику.

 Тема 1.1. «Повествование о том, как появилась бумага».

Где впервые изготовили бумагу. Виды бумаги и картона. Работа с бумагой. Определение свойств бумаги (толщина, мнётся, рвётся, размокает при взаимодействии с водой.) Визуальное определение качества бумаги. Изготовление бумажных снежков. Из рваной бумаги - изготовление разноцветного коврика. Скручивание трубочки (7).

Тема 1.2. «Из истории оригами».

Откуда пришло к нам искусство оригами. Бумажные фигурки, как неотъемлемая часть украшений жилищ во время праздников в древней Японии.

Тема 1.3. «Чудо формы».

Основные базовые формы (домик, дверь, косынка, воздушный змей). Условные знаки, принятые в оригами. Знакомство с чудо - помощниками: клеем, кисточкой. Складывание образцов базовых форм по образцу воспитателя. Техника и правила сгибания квадрата. Складывание прямоугольного листа пополам. Складывание квадрата по диагонали. Загибать углы в разных направлениях.

2 блок «Возможности квадрата безграничны».

Задачи:

1. познакомить детей со складыванием простейших фигурок способом оригами;

 2. развивать творческие способности при обыгрывании потешек с фигурками оригами;

3. развивать умение с помощью воспитателя изготавливать композицию простейших фигурок с элементами аппликации.

Тема 2.1. «Оригами волшебная страна».

Знакомство с простейшими фигурами в технике оригами. «Плывёт, плывёт кораблик» (волшебный билетик) - учить складывать (сгибать) прямоугольник, украшение. Наряд для куклы (косынка) - познакомить с базовой формой «треугольник», учить сгибать треугольник по диагонали, соединяя углы, украшение. «Новоселье у зайца и лисы» - базовая форма дом - сгибание прямоугольника пополам, украшение. «Обитатели водных глубин» (рыбка) - базовая форма «треугольник», учить работать сообща.

Тема 2.2. «Наши любимые сказки».

История японской девочки «Садако Сазаки и тысяча журавлей». Этапы складывания базовых форм, учиться разглаживать линии сгиба: «Грибное царство» базовая форма треугольник, подгибание уголков. «Стоит в поле теремок - базовая форма дверь и треугольник» использовать базовую форму дом.  «Ёлочка - ёлочка колкая иголочка» - базовая форма «треугольник», Новогодние игрушки - подгибаем уголки у квадрата. Способы изготовления основы.

Тема 2.3. «Любимые животные».

Закрепление домашних и диких животных. Изготовление мордочек животных вместе с воспитателем: кошечка (классическая модель) - базовая форма «треугольник», дорисовать изображение. Собака (классическая модель) - закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали; «Лисонька - лиса» - базовая форма «треугольник», подгибание уголков (5).

Тема 2.4. «В мире фантазий».

Оригами с элементами аппликации. Учить детей подбирать соответствующий фон для фигурки. Бабочка на цветке (простая бабочка). Морковка для зайца - учить делать композиционную аппликацию (путём подгибания углов). В поздравительной открытке - тюльпан. «Обитатели морских глубин» (рыбка - базовая форма треугольник).

3 блок «Бумажные фантазии».     

Задачи:

      1. развивать навыки изготовления бумажных комочков;

      2. научить наклеивать бумажные комочки на картон;

      3. познакомить детей с бумажными завитками;

      4. познакомить с гофрированной бумагой, её свойствами;

      5. научить скатывать и скручивать креповую бумагу;

Тема 3.1. Комочки из бумаги.

  Изготовления бумажных комочков, аккуратное приклеивание на фон. правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону. Работа с бумажными завитками. Из готовых полосок изготавливаем завиток круглой формы. Работа с клеем. Изготовление поделок.

Тема 3.2. Волнистый шар.

Понятие «круг», «овал». Правила складывания «кулёчка». Техника изготовления «Волнистого шара» из тонкой бумаги способом «смянания».

Тема 3.3. Эта чудесная гофра.

 Правила складывания гофры. Свойства креповой бумаги, её элементы её применения в изготовлении цветочных панно. Техника изготовления. Применение в различных изделиях. Отработка умений скручивания и выкладывания элементов цветочных композиций.

2-ой год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия».

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с историей возникновения «Оригами».

  2. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (на примере опытов);

  3. Продолжать знакомить с основными базовыми формами и условными  

       обозначениями в оригами.

  4. Научить ребёнка складывать бумагу квадратной формы в разных

      направлениях.

Тема 1.1. Повествование о том, как появилась бумага.

История бумаги. Различные виды бумаги и картона. Работа с бумагой.   Определение свойств бумаги. Визуальное определение качества бумаги. Правильное окрашивание бумаги. Занятие - опыт «Мудрая бумага». Из рваной бумаги - выкладывание бабочки. Скручивание бумаги в подзорную трубу.

Тема 1.2. Из истории оригами.

История древнего искусства складывания из бумаги забавных фигурок. Бумажные фигурки, как неотъемлемая часть украшений жилищ во время праздников в древней Японии.

Тема 1.3. «Чудо формы».

Основные базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Знакомство с помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Складывание образцов всех базовых форм. Техника и правила сгибания (2). Складывание прямоугольного листа пополам «дверь»; Складывание квадрата по диагонали «блинчики».  Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы в разных направлениях «стаканчик».

 2 блок «Возможности квадрата безграничны».

 Задачи:

 1. Владеть навыками складывания простых фигурок при помощи основных базовых форм;

 2. Развивать умение использовать разную по фактуре бумагу, дополнительные детали для создания игрушек - забав.

 3. Развивать умение создавать несложные композиции с элементами оригами.

Тема 2.1. «Оригами волшебная страна».

Знакомство с простейшими фигурами в технике оригами. Изготовление парусника - учить складывать (сгибать) прямоугольник, украшать. Платье для куклы - познакомить с базовой формой «треугольник», учить сгибать треугольник по диагонали, соединяя углы, украсить платье. Домик. Морская звезда - базовая форма «стрела», учить работать сообща.

Тема 2.2. «Наши любимые сказки»

История японской девочки «Садако Сазаки и тысяча журавлей». Этапы складывания базовых форм: познакомить с новой базовой формой «стрела», учить складывать верхние боковые стороны к диагонали (Мотылёк); Теремок; Ёлочка... - базовая форма «треугольник»; Новогодние шары (объёмные). Способы изготовления основы. Размеры заготовок.

Тема 2.3.  «Любимые животные».

Закрепление знаний домашних и диких животных. Изготовление фигурок животных из двух частей, с дорисовыванием мордочек: лиса (классическая модель) - базовая форма «треугольник», дорисовывать изображение. Волк (классическая модель) - закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали; собачка (коллективная работа) - учить мысленно, делить развёрнутый угол, складывать несколько деталей. Заяц (классическая модель) - базовая форма «треугольник», учить определять основные части.

Тема 2.4. «В мире фантазий».

Оригами с элементами аппликации. Учить детей подбирать соответствующий фон для фигурки: треугольная бабочка на цветке. Морковка для зайца - учить делать композиционную аппликацию, закреплять приём формы «стрела», поздравительная открытка - лилия. Обитатели морских глубин - морская звезда.

3 блок «Бумажные фантазии».

Задачи:

   1. Познакомить с техникой «бумажный комочек», «бумажный завитки»    

       (квиллинг).

  2. Совершенствовать навыки работы с кругом;

  3. Познакомить со свойствами креповой бумаги, правилами складывания

   гофры при изготовлении цветочных панно.

Тема 3.1. «Комочек из бумаги».

Техника изготовления бумажных комочков, аккуратное приклеивание на фон. Правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону. Выкладывание композиций из комочков. Бумажные завитки. Работа с клеем. Изготовление панно.

Тема 3.2. «Волнистый шар».

Понятие «круг», «овал». Правила деления круга пополам, ещё раз пополам. Художественное конструирование объемных форм на основе геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, цилиндр). Правила складывания «кулёчка» и оформление пальчиковой куклы. Техника изготовления «Волнистого шара». Составление фигурок животных из кругов.

Тема 3.3. «Эта чудесная гофра».

Правила складывания гофры. Свойства креповой бумаги, её применение в изготовлении цветочных панно. Поиск гармонических и выразительных сочетаний цветовых панно. Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых гамм, цветовых гамм, цветовые контрасты. Техника изготовления. Применение в различных изделиях. Отработка умений скручивание и выкладывание цветочных композиций (роза). Поэтапное изготовление деталей для будущего панно.

3-ий год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия».

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с историей возникновения «Оригами».

  2. Закреплять свойства бумаги.

  3. Формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 4. Познакомить с основными базовыми формами и условными обозначениями в оригами.

 5. Научить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях.

 6. Формировать навык работать в парах и рабочих группах.

Тема 1.1. «Рассказ о свойствах бумаги».

Знакомство с коллекцией бумаги, материалами для проведения лабораторной работы, историей Японии. Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приёмы работы с линейкой. Знакомство со знаками Акиры Йошизавы.

Тема 1.2. «Из истории оригами».

История древнего искусства складывания из бумаги забавных фигурок. бумажные фигурки, как неотъемлемая часть украшений жилищ во время праздников в древнем Китае и Японии. Беседа: «Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки». «Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом». Беседа о охране труда. Вводная диагностика.

Тема 1.3. «Чудо формы».

«Сказка квадрата». Цель: Закрепить складывание базовых форм - заготовок; научить складывать новые базовые формы - заготовки («блинчик», «конфетка», «конверт», «птица») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами. Продолжение знакомства с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Основные базовые формы. Складывание образцов сверх базовых форм. Техника и правила сгибания. Моделирование ёлочных игрушек. Знакомство с технологией изготовления ёлочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звёзд в технике оригами.

2 блок «Возможности квадрата безграничны».

Задачи:

1. владеть навыками складывания простых фигурок при помощи основных базовых форм;

2. развивать умение использовать разную по фактуре бумагу, дополнительные   детали для создания игрушек - забав;

3. развивать умение создавать несложные композиции с элементами оригами.

Тема 2.1. «Оригами волшебная страна».

Знакомство с простейшими фигурами в технике оригами. Изготовление парусника - учить складывать (сгибать) прямоугольник, украшать; изготовление закладки из «конфеток», «мухомора», «дома», «хлопушки» учить работать сообща.

Тема 2.2 «Наши любимые сказки»

Пальчиковый театр «Репка» Инсценировка сказки. Беседа по теме: «Вместе вдвое дело любое спорится у друзей». Вспоминаем сказку «Репка», знакомство с инструкционными картами. Изготовление героев сказки.

Тема 2.3. «Любимые животные».

Закрепление домашних и диких животных. Изготовление фигурок животных из двух частей, с дорисовываем мордочек: лиса (классическая модель) - базовая форма «треугольник», дорисовать изображение; волк (классическая модель) - закреплять умение сгибать лист бумаги по диагонали; «Лягушка - путешественница», «Зайчик», «Лев», «Медведь», «Ёжик».

Тема 2.4 «В мире фантазий»

Оригами с элементами аппликации. Учить детей подбирать соответствующий фон для фигурки: треугольная бабочка на цветке. Морковка для зайца - учить делать композиционную аппликацию, закрепить приём формы «стрела», Иван Царевич, Космический корабль. Композиция «Озеро» повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морских глубин (6).

3 блок «Бумажные фантазии».

 Задачи:

1. Продолжать знакомить с техникой «бумажный комочек», «бумажные завитки» (квиллинг).

2. Совершенствовать навыки работы с кругом;

3. Познакомить со свойствами креповой бумаги, правилами складывания гофры при изготовлении цветочных панно.

Тема 3.1. Комочек из бумаги.

Техника изготовления бумажных комочков, аккуратное приклеивание на фон. Правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону. Выкладывание композиций из комочков. Бумажные завитки. Работа с клеем. Групповое изготовление стенгазеты.

Тема 3.2. Волнистый шар. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга пополам, ещё раз пополам. Изготовление пальчикового театра кукол на конусной основе. Обыгрывание сказок: «Репка», «Рукавичка», «Лиса и заяц».

Тема 3.3. Эта чудесная гофра.

Правила складывания гофры. Свойства креповой бумаги, её применение в изготовлении цветочных панно. Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых гамм, цветовые контрасты. Техника изготовления осенних листьев. Применение в различных изделиях. Поэтапное изготовление деталей для будущего панно.

4. Планируемые результаты.

1-ый год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия». 

К концу изучения данного блока дети должны:

 * Знать откуда к нам пришло искусство «Оригами»;

 * Знать некоторые виды бумаги и их свойства;

 * По образцу воспитателя уметь сгибать квадрат и прямоугольник пополам;

 * По образцу воспитателя уметь складывать квадрат по диагонали;

 * По образцу воспитателя уметь загибать углы в разных направлениях;

 * Знать и называть геометрические фигуры;

 * Ориентироваться на листе бумаги;

 * Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба.

2 блок «Возможности квадрата безграничны».

К концу изучения данного блока дети должны:

* Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;

* Дети освоят технику работы с бумагой, научаться выполнять поделки своими руками;

* Научатся ориентировать   на листе бумаги;

* Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

3 блок «Бумажные фантазии».     

К концу изучения данного блока дети должны:

 * Знать, как изготавливать бумажный комочки и где их можно использовать;

 * Уметь наклеивать бумажные комочки на фон;

 * Уметь изготавливать несложные бумажные завитки (кружочек, листок);

 * Уметь скатывать и скручивать креповую бумагу;

 * Применять элементы техник в композиции;

 * Продолжать воспитывать усидчивость, трудолюбие.

2-ой год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия».

К концу изучения данного блока дети должны:

 * Знать кратко историю возникновения «Оригами»;

* Знать основные базовые формы и условные обозначения.

* Уметь изготавливать простые поделки из цветной бумаги с помощью

  традиционных приёмов искусства «Оригами»;

 * Уметь координировать движения рук с мыслительной деятельностью.

2 блок «Возможности квадрата безграничны».

  К концу изучения данного блока дети должны:

* уметь координировать движения рук с мыслительной деятельностью;

* уметь изготавливать несложные поделки;

* владеть навыками культуры труда;

* создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

* выполнять работы по оригами с элементами аппликации;

* уметь подобрать соответствующий фон для фигурки;

* уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и  

  т.п.);

* добиваться конечного результата.

3 блок «Бумажные фантазии».

К концу изучения данного блока дети должны:

*знать технику изготовления бумажных комочков, аккуратное приклеивание на фон;

*знать правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону;

* уметь изготавливать бумажные завитки из бумаги;

* знать понятие «круг», «овал»;

*уметь делить круг пополам, ещё раз пополам;

* уметь складывать из квадрата «кулек»;

* уметь скатывать и скручивать креповую бумагу и использовать её при оформлении различных композиций.

3-ий год обучения.

1 блок «Удивительная страна «Оригамия».

К концу изучения данного блока дети должны:

 * Знать кратко историю возникновения «Оригами».

 * Знать основные базовые формы и условные обозначения.

 * Уметь работать в паре и с группой детей.

 * Уметь изготавливать простые поделки из цветной бумаги с помощью

    традиционных приёмов искусства «Оригами».

 * Уметь координировать движения рук с мыслительной деятельностью.

2 блок «Возможности квадрата безграничны».

К концу изучения данного блока дети должны:

* уметь координировать движения рук с мыслительной деятельностью;

* уметь изготавливать несложные поделки;

* владеть навыками культуры труда;

* желание приобретать новые знания;

* способность оценивать свои действия;

* создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

* уметь подобрать соответствующий фон для фигурки;

* уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и   т.п.);

* добиваться конечного результата.

3 блок «Бумажные фантазии».

К концу изучения данного блока дети должны:

*знать технику изготовления бумажных комочков, аккуратное приклеивание на фон;

* знать правила размещения мелких и крупных комочков по силуэту или шаблону;

* уметь изготавливать бумажные завитки из бумаги выполнять небольшие композиции;

* знать понятие «круг», «овал»;

* уметь делить круг пополам, ещё раз пополам;

* уметь складывать из квадрата «кулёк»; делать уголки-сердечки;

* уметь скатывать и скручивать креповую бумагу и использовать её при оформлении различных композиций.

В результате обучения по данной программе дети:

  1. Познакомятся с искусством оригами;

  2. Научатся различным приемам работы с бумагой;

  3. Будут знать основные геометрические понятия и простейшие базовые

  формы оригами;

  4. Научатся следовать устным инструкциям;

  5. Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

  оригами;

  6. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, фантазию и творческие способности;

  7. Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут

  навыки работы в коллективе;

  8. Овладеют навыками культуры труда.

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы.

Проведение выставок детских работ;

Создание уголка «Талантливые ручки»;

Составление альбома лучших работ.

Оценка результативности программы.

 В качестве контроля на каждом этапе работы проводится мониторинг уровня развития детей, с целью проверки эффективности проведённой работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

 Критерии:

* Соблюдение правил по технике безопасности и личной гигиены.

* Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить.

* Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

* Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения;

* Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.д.).

*Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

* Умение самостоятельно изготовить поделку то начала и до конца по образцу.

* Точность и аккуратность выполнения работы.

Уровни мониторинга

 1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».

           Высокий уровень - делает самостоятельно.

           Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей.

           Низкий уровень - не может сделать.

 2. Умение сделать изделие, следуя за показом педагога и слушая устные пояснения.

           Высокий уровень - делает самостоятельно.

           Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей.

           Низкий уровень - не может сделать.    

 3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

           Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной    

           индивидуальностью.

           Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют

           общему уровню группы.

           Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.

Реализуя данную учебную программу, ребёнок должен обладать такими качествами, как:

 * любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире...

* эмоционально отзывчивый...

* овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками...

* способный управлять своим поведением и планировать свои действия...

* способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту...

* имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе...

* овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

* овладевший необходимыми умениями и навыками. У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

6. Методические материалы.

Методы и приёмы обучения.

Образовательный процесс организован следующим образом:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

* словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

* Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

* практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

* объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

* репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

* частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

* исследовательский - самостоятельная творческая работа воспитанников.

 Метод, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

* фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

*индивидуально- фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

* групповой - организация работы в группах;

* индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;

Формы организации процесса.

 1.  Игровая ситуация.

 2.  Проблемная ситуация.

 3.  Игра- путешествие.

 4.  Обучающее занятие.

 5.  Беседа.

 6.  Театрализованная деятельность.

 7.  Экспериментирование.

 8.  Развлечение.

 9.  Выставка.

 10. Конкурс.

 11. Викторина.

 12. Игра-загадка.

 13. Просмотр мультипликационных фильмов.

 14. Совместный досуг.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.

Родители привлекаются как субъекты организации жизнедеятельности кружка. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе материала. Оформление выставки не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения, инициатива и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.

7. Организационно - педагогические условия реализации Программы.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Предназначена для детей 4-7 лет. 

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью: средняя группа - 20 мин., старшая группа - 25 мин., подготовительная группа - 30 мин.).

Занятия проводятся с сентября по май.

Форма обучения – очная.

Зачисление детей в кружок проводится по желанию детей и родителей с учетом индивидуальных особенностей, и способностей детей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

8. Материально-технические условия реализации Программы.

Занятия должны проходить в просторном, хорошо освещенном и проветриваемом помещении. Мебель располагается таким образом, чтобы дневной свет падал на поверхность стола с левой стороны или спереди, учитывая леворукость и праворукость детей. Перед выполнением практической части занятия педагог проверяет положение принадлежностей на рабочем столе, следит в ходе занятия за правильностью использования колющихся и режущих инструментов. На каждом занятии перед проведением практической части проводится инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, в который входит инструкции по работе с ножницами, карандашом, бумагой. Дефицит двигательной активности восполняется во время игровых пауз.

Оборудование и материалы, необходимые для занятий:

Учебные столы и стулья;

Выставочные стенды;

Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон;

Линейки, простые карандаши, цветные карандаши;

Ножницы;

Клей ПВА.

Учебно-методическое обеспечение:

Дидактические раздаточные материалы:

-инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

-инструкционные карты сборки изделий;

-схемы создания изделий;

-образцы изделий;

Компьютерные презентации:

«Базовые формы оригами»,

«Базовые формы квиллинга»,

«Модульное оригами».

9. Кадровое обеспечение реализации программы.

  • Программу реализуют педагогические работники в должности

воспитатель.

  • Образование: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

 Другие специалисты к реализации Программы не привлекаются.

10. Список литературы.

1. Бардышева Т. Ю. Ручки - говоручки. Развитие мелкой моторики/ Т.Ю. Бардышева. - Москва: Карапуз, 2013.- 66с.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки и бумаги / З.А.Богатеева.- Москва: Просвещение, 2014г.-134с.

3. Соколова, С.В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС/ С. В. Соколова. - Москва: Литера, 2013г. - 72с.            

4. Гарматин А.В. Волшебный мир оригами / А.В. Гарматин.- Москва: Владис, 2011.- 304 с.

5. Рябова, И.А. Дюрлюкова, О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/ И.А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2014 - 95 с.

6. Кирсанова С. В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста / С. В. Кирсанова. - Москва : Детство - Пресс, 2013.-144с.

7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. - Санкт-Петербург; Айрис - Пресс, 2014.- 192с.

8. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ФГОС / С.В. Соколова. - Москва: Литера, 2013. - 72с.

9. Рябова И. А. Художественно - творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / И.А. Рябова, О.А. Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2014.- 95с.  

Просвещение, 2014г. - 134с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-развивающая программа "Полет фантазий"

Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт- фантазия».

Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем ме...

Программа кружка "Фантазия"

Кружок по художественному творчеству...

Рабочая программа "Пластилиновая фантазия"

Программа создана с целью  развития ручной умелости у детей среднего  дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...