Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (5-7 лет) Развитие мелкой моторики рук при помощи игр с нитями и овладения навыками вязания крючком «Нитка, петелька, крючок»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Лимарева Людмила Николаевна

Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки в иголку и др.).

Навыки мелкой моторики помогают детям совершать,  как примитивные жесты и движения (например: что-то брать в руку), так и достаточно сложные, например, играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать. От того, как развита мелкая моторика руки,  зависит не только почерк человека, но и его графические навыки. Неумение рисовать, отсутствие графических навыков и умений мешают ребенку изображать объекты окружающего мира, самовыражаться, что сильно влияет и на его настроение и самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_kryuchok.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14

Приморского района Санкт¬-Петербурга

Программа

дополнительного образования для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

Развитие мелкой моторики рук при помощи игр с нитями и овладения навыками вязания крючком

 «Нитка, петелька, крючок»

Разработала психолог-педагог

Лимарева Л.Н.

2021

Санкт-Петербург

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки в иголку и др.).

Навыки мелкой моторики помогают детям совершать,  как примитивные жесты и движения (например: что-то брать в руку), так и достаточно сложные, например, играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать. От того, как развита мелкая моторика руки,  зависит не только почерк человека, но и его графические навыки. Неумение рисовать, отсутствие графических навыков и умений мешают ребенку изображать объекты окружающего мира, самовыражаться, что сильно влияет и на его настроение и самооценку.

В. А. Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Головной мозг, кончики пальцев рук и артикуляционный аппарат (движение губ, языка и нижней челюсти при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Систематические упражнения движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, также стимулирующим влиянием на развитие речи. Поэтому развитие мелкой моторики у ребенка помогает ему быстрее и лучше заговорить. Задача специалистов и родителей: стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, тем самым активизировать речевой центр.

Известны два вида стимулирования моторного центра:

1) традиционные: пальчиковые игры, гимнастика, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

2) нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, коврики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, пуговицы, эспандеры, выкладывание узоров с помощью крупы, рисование на песке, крупе, манке, шнурки, веревочки, нити различной толщины, крючки для вязания  и т. д.

Актуальность данной методики.

Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), а также опыт работы коллег, мною выявлено, что занятия рукоделием (народным творчеством) недостаточно широко используется на практике.

Занятия по данной методике позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; повышать самооценку, проявляя индивидуальность и получая результаты своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.

Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей путем игр с различными нитями.

Задачи программы:

1) Познакомить с историей  народного творчества, а, именно, с вязанием;  освоить разные виды и способы вязания крючком.

2) Развивать и укреплять мелкую моторику рук,  поддерживать желание в самоутверждении.

3) Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус.

Данная  программа рассчитана на один учебный год.

Количество дошкольников  в одной мини – группе 5-7 человек.

Возраст   – 5-7 лет.

Периодичность занятий  - 1 раз в неделю.

Длительность одного  занятия - 30 минут.

Принципы построения  программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка «ситуации успеха».

2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.  

3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения;  опора на внутреннюю мотивацию, формирование навыка  придумывать новое, вариативно мыслить и естественное повышение его работоспособности.

4.  Продуктивная деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.

Структура занятий:

1. Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов  и техник вязания и плетения.

2.Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания и конструирования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

3. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки педагог-психолог может подобрать самостоятельно.

4. Формы проведения занятий различны: рассказ педагога-психолога, беседы с детьми, рассказы детей, показы  педагогом  различных способов действия, занятие-сказка, посиделки,  подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого  занятия  предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений.

Условия для занятий:

1.Подбор  материала и инструментов для творческой деятельности детей.

2.Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем мире, народных традициях.

3.Изготовление  картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

4.Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.

Материально- технические условия: удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов – крючки различного диаметра и из различного материала, ножницы, пряжа -  разная по составу, структуре и толщине.

Наглядные пособия и дидактический материал: памятки с правилами по технике безопасности и карточки с заданиями, загадки.

Раздаточный материал: пряжа, нитки, крючки, ножницы, шаблоны для изготовления аппликации, панно, открытки.

Учебно-тематический план.

Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

1. Встреча с «Мастером Крючком» - 30 мин. История появления вязального крючка

2. Пушистое солнышко - 30 мин. Изготовление солнца из ниток – конструирование.

3. Наша первая петелька - 30 мин. Обучение выполнения первой петли

4. Цветочная поляна - 30 мин. Вязание крючком петелек в форме цветка.

5. Рябиновая ветка - 30 мин. Закрепление вывязывания первой воздушной петли и создание из петелек и бумаги аппликации

6. Ежики - 30 мин. Вывязывание первой воздушной петли и создание композиции ежик.

7. Петелька за петелькой - 30 мин. Вязание цепочки из воздушных петель. Наклеивание цепочки на место недостающих линий на рисунке.

8. Красивые занавески - 30 мин. Вывязывание цепочек с определенным количеством петель. Прикрепление цепочки на «окошке».

9. Закладка - 30 мин. Показ разных видов закладок для книг. Вязание цепочки из воздушных петель и закрепить на выполненные заранее аппликации

10. Волшебные картинки - 30 мин. Д/и: « Назови предметы круглой, треугольной, квадратной, шарообразной формы». Вязание цепочки из воздушных петель. Конкурс: «Чья цепочка длиннее»

11. Вязаный огород - 30 мин. Д/и: « Что здесь лишнее?» Загадки про овощи и фрукты.  Вывязывание цепочки из воздушных петель, окантовка  аппликации из вязаных цепочек.

12. Бусы и браслеты - 30 мин. Вязание цепочки из воздушных петель из пряжи. Нанизывание  бусин.

13. Заснеженный домик - 30 мин. Беседа о зиме, об изменениях в природе. Украшение домика вывязанными воздушными петельками и цепочками.

14. Новогодняя картинка - 30 мин. Чтение стихотворений о новом годе. Закрепление  приемов вязания,  приобретенных ранее, выполнение аппликации  снеговика, окантованного связанными косичками.

15. Художественно –конструктивная деятельность. Улитка - 30 мин. Беседа о насекомых. Загадка об улитке. Вязание цепочки из воздушных петель, приклеивание на основу улитки.

16. Кто спрятался в клубочки - 30 мин. Вывязывание цепочки из воздушных петель. Приклеить цепочку заполняя клубок.

17. Умелые пальчики. Плывет, плывет кораблик - 30 мин. Беседа о празднике  23 февраля. Изготовление поздравительной открытки.

18. Мамин день 8 марта - 30 мин. Беседа о празднике весны 8 марта. Вязание цепочки из воздушных петель. Приклеить цепочку на основу.

19. Букет цветов - 30 мин. Рассмотрение схемы вязания и образец цветка. Знакомство с приемом вязания по кругу.  Знакомство с новым элементом вязания - полу-столбиком.

20. Аппликация из резаных ниток.  Салфетка для куклы - 30 мин. Изготовление салфетки из цветков путем замыкания цепочки из воздушных петель, полу-столбиком.

21. Кукла «Модница» - 30 мин. Рассмотреть куклы изготовленные из различных материалов.

Изготовление нитяной куклы по принципу наматывания пряжи на картон.

22. Яблоня с яблоками- 30 мин. Д/и: «Что растет на грядке, а что на дереве?» Рассмотреть и обсудить схему вязания яблока. Изобразить яблоню , связать небольшие яблоки по схеме.

23. Одуванчик - 30 мин. Выполнение аппликации с изображением цветов из мотка ниток и вязаных цепочек.

24. Первые работы крючком. Колобок - 30 мин. Загадки про героев сказки «Колобок». Вывязывание круглых деталей петлями столбик  без накида, связывание деталей методом «через край»

25. Подсолнухи – 2 занятия по 30 мин. Рассмотреть схему вязания круга. Вывязывание круглой детали и использовании ее для аппликации.

26. Цыплята - 30 мин. Беседа с детьми на тему  «Кого можно встретить на сельском дворике» Рассмотреть схему вязания головы туловища и ног. Коллективная работа. Вывязывание детьми отдельных деталей.

27. Аппликация из вязаных деталей. Черепаха - 30 мин. Прослушивание песни Львенка и Черепахи. Рассмотреть схему вязания круглых деталей. Вязание из воздушных петель полу-столбика с накидом.

28. Веселая гусеница - 30 мин. Д/игра «Кто летает кто ползает?» Коллективная работа.

Вывязывание круглых деталей. Наклеивание изображения на основу из картона.

29. Лягушка- путешественница - 30 мин. Беседа о лягушках особенностях их жизни , местах обитания. Коллективная работа. Отдельно каждый ребенок вяжет свою деталь.

30.  Выставка - 30 мин. Оформление выставки детских работ.

План взаимодействия педагога с родителями.

1. Консультация "Чем занять ребенка дома?''

2. Семинар "Сказки из клубочков".

3. Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными    образовательными услугами.

Список  использованной литературы:

1.Детство:       Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- 224с.//СПб.: Детство- Пресс, 2011

2.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир//СПб.: Детство- Пресс, 2012.- 160с.

3.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.//Москва.: З.А.О. издательство Эксмо, 20011.- 96с.

4.Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.// Ярославль.: Академия развития, Академия К., Академия Холдинг, 2013.- 240с.

5.Нуждина  Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду//Ярославль.: Академия развития, Академия К., 2012.- 287 с.

6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И.Фоминых.//М.: Просвещение, 20014.- 288с.

7.Программа "Художественный труд" // Вестник образования.- 2011.- №20.- с.44-74.

8. Ракова С.А. "Вязание крючком".//Ярославль: Академия развития, 2013.

9. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки.//М.:АРКТИ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...