Использование конструктивно-модельной деятельности в работе с дошкольниками
статья по конструированию, ручному труду

Дубинина Лариса Павловна

В статье даны рекомендации по использованию конструктивно-модельной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruktivno-modelnaya_deyatelnost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно она является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию детей.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской деятельности является совместное с взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи. Конструирование проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному.

Различают два вида конструирования:

Техническое - отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют: строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева); конструкторы с деталями, имеющими крепления; крупные модульные блоки.

Художественное - здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребенка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из бумаги и картона; природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.); бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.).

Формы организации конструктивно-модельной деятельности:

Конструирование по образцу: детям предлагается образец построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов и показывают способы их воспроизведения. При этом виде конструирования дети анализируют и исследуют внешний вид предмета, его пространственное расположение, учатся выделять отдельные элементы, которые составляют предмет, изучают последовательность построения.  

Конструирование по модели - в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Дети учатся анализировать графическую модель, а потом, по определенным условиям, создают постройку.  

Конструирование по условиям – детям определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение. Данная форма способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Моделирующий характер этой деятельности дает возможность для развития наглядного моделирования.

Конструирование по замыслу - у детей уже имеется конструктивный опыт, теперь им предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования и созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.

Конструирование по теме – предлагается общая тематика конструкций, а дети сами создают замыслы построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Можно с уверенностью сказать, что использование конструктивно-модельной деятельности способствует: расширению представлений об окружающем мире, об архитектуре, транспорте, ландшафте; развитию мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности; развитию внимания, наблюдательности, способности сосредоточиться, памяти, творческого мышления, воображения; развитию технических возможностей ребёнка, что в дальнейшем необходимо для общего развития личности; получению математических знаний: о счете, форме, пропорции, симметрии, ориентированию в пространстве; и, кроме того, учит детей общению друг с другом, уважению не только своего, но и чужого, труда.

Литература:

  1. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий» -  М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 240 с.
  2. Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду» -  М.: ТЦ Сфера, 2021 г. – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с     дошкольниками" ...

Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"

Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....

Консультация для родителей "Использование познавательно-исследовательской деятельности при работе с дошкольниками.

Консультация для родителей "Использование познавательно-исследовательской деятельности при работе с дошкольниками"...

Доклад на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» (Педагогические чтения).

Театральная деятельность - это самый распространенный виддетского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана сигро...