Рабочая программа по кружку робототехники детей 5-6 лет "Академия гениев"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Комарова Светлана Геннадьевна

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Каширин, А.А. Каширина и рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы состоит в том, что начальное техническое моделирование является наиболее удачной формой приобщения дошкольников к техническому творчеству, создании условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_akademiya_geniev.docx72.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

Россия,141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск, ул.Большевистская, д.9а Телефон 8 (49624) 6-21-76

Принята на                                                                              Утверждаю:                                      Педагогическом совете                                                          Заведующий                                                        МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК»                                           МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК»                                                                                  «___»______________2020 г.                                                 ________________Т.С.Петрова                                                                                                      Протокол №___________                                                       «___»_______________2020 г.                                                                

Программа дополнительного образования технической направленности

 «Академия гениев»

 (стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Светлана Геннадьевна Комарова,

воспитатель первой категории

город Высоковск

2020

  1. Пояснительная записка

 В современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль. Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим и назрела необходимость как можно раньше начинать прививать познавательный интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования и робототехники. Благодаря этой области ребенок быстро совершенствует свои умения, развивается умственно и эстетически. У занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Развитие детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. В связи с выше перечисленным у меня возникла идея организации системы дополнительных занятий для детей дошкольного возраста. В результате был создан кружок «Академия гениев».

 Данный кружок- это комплекс программ для детей от 4 до 7 лет, рассчитанный на 3 года обучения и направленный на получение дошкольниками навыков конструирования и эксплуатации автоматизированных технических устройств с использованием образовательного робототехнического модуля ТЕХНОЛаб и конструктора Lego.  Данная программа является второй частью этого комплекса и предназначена для детей 5-6 лет. Мною была разработана учебно-методическая работа на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Каширин, А.А. Каширина.

  1. Актуальность

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского научно-технического творчества. Начальное техническое моделирование является наиболее удачной формой приобщения дошкольников к техническому творчеству, создании условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

 Так как в условиях детского сада дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве, и был создан данный кружок «Академия гениев», где мы сможем познакомить воспитанников с различными видами техники, дать им начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

  1. Образовательная область

Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей при обучении открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

 Кружок «Академия гениев» - это техническая направленность образовательного процесса, который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе занятий робототехникой у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма, а также дети получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции. Здесь дошкольники впервые освоят алгоритмизацию и программирование. Кроме того, при обучении дошкольников используются специальные программные продукты, которые одобрены Министерством образования и имеют соответствующие лицензии, такие как образовательный робототехнический модуль «ТЕХНОЛаб».

  1.  Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Академия гениев» - не просто обучение конструированию и робототехнике, а мощный инновационный образовательный инструмент. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным. Она имеет техническую направленность. Данная программа позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему.

  1. Педагогическая целесообразность

Конструирование роботов с детьми 5-6 лет – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования. В данной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольников в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

  1. Цель программы:

 Формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

Научить дошкольников наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.

  1. Задачи:
  • Формировать представление о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.
  • Расширять кругозор об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни.
  • Развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, речь) и приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, классификация и обобщение).
  • Развивать регулятивную структуру деятельности (прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью.
  • Развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки) через формирование практических умений.
  • Создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  • Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

  1. Возраст детей.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Дети 5-6 лет начинают проявлять творчество и изобретательность в работе, планируют этапы создания постройки. Учатся работать коллективно. Дети смогут сделать коллективную постройку. В этом возрасте у детей развивается конструктивное воображение, следовательно, уже смогут создать свою, особенную, конструкцию; мышление, память, внимание, они учатся создавать сюжетную композицию, выполняют постройку по собственному замыслу, учатся планировать свою работу, передают форму объекта средствами робототехнического оборудования. У детей возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое.

 

  1. Объем и сроки освоения программы:

Комплекс программ на основе образовательного робототехнического модуля «Конструирование роботов с детьми» Д.А. Каширина рассчитан на три года для детей от 4 до 7 лет. Вторая часть данного комплекса, представленная программа, рассчитана на 1 год. За этот год проводится 36 занятий в период с сентября по май месяц учебного года.

  1. Форма обучения: очная.

  1. Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется с детьми по средам в совместной деятельности воспитателя с детьми в вечерние часы, в качестве кружковой деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.  

  1. Режим занятий, периодичность и продолжительность:

 Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Длительность одного занятия – 25 минут.

На занятиях строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26) : требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

  1. Планируемые результаты:

К концу обучения воспитанник должен знать:

  • Понятие робот, виды роботов;
  • Числа от 5 до 10.

Должен уметь:

  • Называть и конструировать плоские и объемные модели;
  • Конструировать колесных роботов;
  • Конструировать роботов специального назначения;
  • Сравнивать и классифицировать объекты по 1-2 свойствам;
  • Определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;
  • Ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
  • Считать и сравнивать числа от 1 до 10;
  • Конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, по условию, по собственному замыслу, овладеть навыками каркасного конструирования;
  • Планировать этапы создания собственного робота;
  • Работать в группе.

  1. Формы реализации поставленных задач

Диагностика эффективности программы «Академия гениев» осуществляется на итоговых занятиях, в выставках, в творческих работах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, коллективных проектных работах дошкольников, в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год.

В начале года (сентябрь) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

В конце года (май) проводится педагогическая диагностика для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по робототехнике (см. Приложение №1).

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
  • аналитическая справка по результатам диагностики,
  • грамота,
  • готовая работа,
  • соревнования,
  • фото,
  • выступление с проектами,
  • отзывы детей и родителей.

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, открытое занятие, презентация, мастер-классы, выставки, фестивали.

  1. Материально-техническое обеспечение:  

Групповое помещение для проведения занятий

  • Наборы конструкторов образовательного робототехнического модуля компании «Технолаб»
  • Диск с рабочими материалами «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет»
  • Проектор
  • Экран
  • Ноутбук

  1. Информационное обеспечение:  

Для эффективности реализации программы занятий «Академия гениев»» необходимо дидактическое обеспечение:

  • Персональный компьютер
  • Цифровой фотоаппарат
  • Интернет источники
  • Видеоматериалы

  1. Учебно-тематический план занятий

для детей 5-6 лет

(36 часов)

Тема занятия

Количество        
часов

Теория

Практика

Всего

Форма аттестации

1

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.  Знакомство с робототехническим конструктором.

3

3

Беседа

2

Работа с технологической картой. Конструирование робота «Улитка».

0,5

1,5

2

Выставка

3

Соединение пластин внахлестку одной клепкой.  Работа с технологической картой. Собираем пчелу.

0,5

1,5

2

Выставка

4

Соединение пластин внахлестку двумя клепками.  Работа с технологической картой. Собираем бабочку.

0,5

1,5

2

Выставка

5

Сборка своего робота по условиям. Собираем стрекозу.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

6

Знакомство с аэродинамическим механизмом. Работа с технологической картой. Собираем ветряную мельницу.

0,5

1,5

2

Выставка

7

Знакомство с шарнирным соединением. Сборка модели по условиям. Собираем миксер.

0,5

1,5

2

Конкурс на лучшую работу

8

Знакомство с трехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем велосипед.

0,5

1,5

2

Демонстрация моделей

9

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота-спасателя.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

10

Знакомство с четырехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем автобус.

0,5

1,5

2

Выставка

11

Знакомство с простым по строению каркасом. Собираем гараж для автобуса.

0,5

1,5

2

Коллективнаяпроектная работа

12

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота исследователя.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

13

Знакомство с конструирование ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.  Работа с технологической картой. Собираем самоходные санки.

0,5

1,5

2

Конкурс на лучшую работу

14

Сборка своего робота по замыслу. Собираем колесного робота специального назначения.

0,5

1,5

2

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

15.

Знакомство с конструирование шагающего робота.  Работа с технологической картой. Собираем кролика.

0,5

1,5

2

Выставка

16.

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем четырехногого робота.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

17.

Подведение итогов

0,5

2,5

3

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

Итого

11

25

36

  1. Содержание занятий

Раздел 1.

Тема 1. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором.

Теория. Ознакомление детей с техникой безопасности во время работы. Рассмотреть понятие «робот», «три закона робототехники», показать при помощи презентации многообразие роботов, которые в настоящее время окружают нас. Познакомить детей с основными деталями конструктора.

Практика. Учить детей самостоятельно искать детали по картинке «Основные элементы», при этом обращая внимание на форму и цвет деталей. Рассматривание управляемого блока ЦМ-15 (батарейный блок с мотором), его роль в конструкции (используя его, мы можем создавать любые динамические модели). Самостоятельное соединение 2-3 пластин, используя короткие и длинные заклепки, разъединение деталей, используя разделитель.

Раздел 2.

Тема 2. Работа с технологической картой. Конструирование робота «Улитка».

Теория. При работе с технологической картой обратить внимание детей на соблюдение последовательности сборки: шаг 1, шаг 2 и т.д., как в сборке части объекта, так и сборки всей конструкции.

 Практика. При проектировании данной модели для ходовой части робота используется пара колес, так как колесо является самым простым конструктивным решением для движения объекта.

Раздел 3.

Тема 3. Соединение пластин внахлестку одной клепкой. Работа с технологической картой. Собираем пчелу.

Теория. Познакомить детей с летающими насекомыми, рассмотреть особенности строения крыла пчелы, обратить внимание на симметрию тел насекомых.

Практика. При работе с технологической картой обратить внимание детей на симметрично расположенные элементы в конструкции. При проектировании соединяем пластины внахлестку одной клепкой.

Раздел 4.

Тема 4. Соединение пластин внахлестку двумя клепками. Работа с технологической картой. Собираем бабочку.

Теория. Познакомить детей с летающими насекомыми, рассмотреть особенности строения крыла бабочки, обратить внимание на симметрию тел насекомых.

Практика. При работе с технологической картой обратить внимание детей на симметрично расположенные элементы в конструкции. При проектировании соединяем пластины внахлестку двумя клепками.

Раздел 5.

Тема 5. Сборка своего робота по условиям. Собираем стрекозу.

Теория. Объяснить детям, что конструкция робота должна отражать основные элементы стрекозы: голова (с глазами и ртом), грудь, брюшко, крылья, ноги. Робот должен иметь блок ЦМ-15, для движения использовать 2 колеса.

Практика. Самостоятельная творческая деятельность, сборка 2 пластин под прямым углом, когда обе пластины лежат в одной плоскости и в разных плоскостях.

Раздел 6.

Тема 6. Знакомство с аэродинамическим механизмом. Работа с технологической картой. Собираем ветряную мельницу.

Теория. Знакомство с аэродинамическим механизмом и принципом его работы. Обратить внимание детей на дополнительные возможности мотора ЦМ-15, что он имеет 5 позиций вращения.

Практика. Сборка из самых узких пластин треугольника, четырехугольника, пятиугольника, шестиугольника, изменяя их форму.

Раздел 7.

Тема 7. Знакомство с шарнирным соединением. Сборка модели по условиям. Собираем миксер.

Теория. Изучить моделирование объекта при вращении разного направления. Объяснить детям, что вращение активного элемента (венчика) происходит при использовании разъема в моторе по оси Y.

Практика.  Самостоятельная творческая деятельность, сборка шарнирного, т.е. подвижного, соединения двух пластин, чтобы вращение было свободным, миксер имеет блок ЦМ-15, сборка ручки миксера, для удобной работы с бытовым прибором.

Раздел 8.

Тема 8. Знакомство с трехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем велосипед.

Теория. Знакомство с различными вариантами трехколесного робота. Примером крепления третьего колеса к блоку ЦМ-15 может служить конструирование модели велосипеда.

Практика. Создать робота с ходой частью, использующего при движении три колеса, при этом третье колесо может менять направление движения.

Раздел 9.

Тема 9. Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота-спасателя.

Теория. Объяснить детям, что результатом работы является конструкция своего робота по замыслу в виде любого колесного робота специального назначения.

Практика. Создание робота-спасателя, при этом ходовая часть использует при движении три колеса. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели.

Раздел 10.

Тема 10. Знакомство с четырехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем автобус.

Теория. Знакомство с различными вариантами четырехколесного робота. Повторение чисел в пределах 9-ти.

Практика. Конструирование модели автобуса, креплением четырех колес к блоку ЦМ-15 с использованием технологической карты.

Раздел 11.

Тема 11. Знакомство с простым по строению каркасом. Собираем гараж для автобуса.

Теория. Первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки. Освоение детьми понятий «высота», «вместимость».

Практика. Конструирование гаража для автобуса. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели.

Раздел 12.

Тема 12. Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота исследователя.

Теория.  Повторение сборки четырехколесного робота, основная функция которого исследовать окружающую среду.

Практика.  Самостоятельная творческая деятельность. Создание своего четырехколесного робота по замыслу, ходовая часть мобильного робота использует при движении четыре колеса.

Раздел 13.

Тема 13. Знакомство с конструирование ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.  Работа с технологической картой. Собираем самоходные санки.

Теория. Знакомство с конструирование техники (робота) специального назначения. Повторение чисел в пределах 9-ти.

Практика. При конструировании самоходных санок предложить детям присоединить еще две недостающие полозья, так чтобы ведомые колеса не мешали движению ведущих колес. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели.

Раздел 14.

Тема 14. Сборка своего робота по замыслу. Собираем колесного робота специального назначения.

Теория. Повторение конструирования различных вариантов сборки роботов.

Практика. Самостоятельная творческая деятельность. Создание своего робота по замыслу, в виде любого мобильного робота специального назначения. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели.

Раздел 15.

Тема 15. Знакомство с конструирование шагающего робота.  Работа с технологической картой. Собираем кролика.

Теория. Знакомство с различными вариантами конструирования шагающего робота, использующего при движении 4 конечности на примере модели «Кролик».

Практика. Конструирование робота. Сравнить свою модель с картинкой.

Раздел 16.

Тема 16. Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем четырехногого робота.

Теория. Повторение конструирования ходой части, использующей при движении четыре ноги.

Практика. Конструкция своего робота по условиям и по тематике в виде любого шагающего робота, при этом робот использует при ходьбе четыре конечности.

Раздел 17.

Тема 17. Подведение итогов.

Подведение итогов года, обсуждение деятельности. Награждение лучших учащихся. Планы и перспективы на следующий год. Анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения.


Календарный учебный график

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

Летние, 3 месяца

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов

Сентябрь – май

Год обучения

2020 – 2021

Группа «Васильки»

5 – 6 лет

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Темя занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

2

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

2.

сентябрь

9

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

3.

сентябрь ь

16

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

4

сентябрь

23

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Работа с технологической картой. Конструирование робота «Улитка».

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

5.

сентябрь

30

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Работа с технологической картой. Конструирование робота «Улитка».

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

6.

октябрь

7

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Соединение пластин внахлестку одной клепкой.  Работа с технологической картой. Собираем пчелу.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

7.

октябрь

14

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Соединение пластин внахлестку одной клепкой.  Работа с технологической картой. Собираем пчелу

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

8.

октябрь

21

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Соединение пластин внахлестку двумя клепками.  Работа с технологической картой. Собираем бабочку.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

9.

октябрь

28

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Соединение пластин внахлестку двумя клепками.  Работа с технологической картой. Собираем бабочку.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

10.

ноябрь

11

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям. Собираем стрекозу.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

11.

ноябрь

18

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям. Собираем стрекозу.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

12.

ноябрь

25

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом. Работа с технологической картой. Собираем ветряную мельницу.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

13.

декабрь

2

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом. Работа с технологической картой. Собираем ветряную мельницу.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

14.

декабрь

9

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с шарнирным соединением. Сборка модели по условиям. Собираем миксер

Групповой кабинет

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

15.

декабрь

16

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с шарнирным соединением. Сборка модели по условиям. Собираем миксер

Групповой кабинет

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

16.

декабрь

23

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

вернисаж

1

Знакомство с трехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем велосипед.

Музыкальный зал

Демонстрация моделей

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

17.

декабрь

30

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

вернисаж

1

Знакомство с трехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем велосипед.

Музыкальный зал

Демонстрация моделей

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

18.

январь

13

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота-спасателя.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

19.

январь

20

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота-спасателя.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

20.

январь

27

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с четырехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем автобус.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

21.

февраль

3

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с четырехколесным роботом. Работа с технологической картой. Собираем автобус.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

22.

февраль

10

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

творческая мастерская

1

Знакомство с простым по строению каркасом. Собираем гараж для автобуса.

Групповой кабинет

Коллективная проектная работа

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

23.

февраль

17

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

творческая мастерская

1

Знакомство с простым по строению каркасом. Собираем гараж для автобуса.

Групповой кабинет

Коллективная проектная работа

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

24.

февраль

24

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота исследователя.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

25.

март

3

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем робота исследователя.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

26.

март

10

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

открытое занятие

1

Знакомство с конструирование ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.  Работа с технологической картой. Собираем самоходные санки.

Музыкальный зал

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

27.

март

17

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

открытое занятие

1

Знакомство с конструирование ходовой части, использующей при движении 2 колеса и лыжи.  Работа с технологической картой. Собираем самоходные санки.

Музыкальный зал

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

28.

март

24

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

вернисаж

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем колесного робота специального назначения.

Холл

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

29.

март

31

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

вернисаж

1

Сборка своего робота по замыслу. Собираем колесного робота специального назначения.

Холл

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

30..

апрель

7

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с конструирование шагающего робота.  Работа с технологической картой. Собираем кролика.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

31.

апрель

14

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

практическое занятие

1

Знакомство с конструирование шагающего робота.  Работа с технологической картой. Собираем кролика.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

32.

апрель

21

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем четырехногого робота.

Групповой

кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

33.

апрель

28

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем четырехногого робота.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

34.

май

5

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

35.

май

12

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

36.

май

19

1 подгруппа – 16.00 – 16.25

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.05

1

5. Методическое обеспечение программы

  1. Методы обучения.

Методическая основа программы «Академия гениев» -  деятельностный подход, т е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность первоначально имеет индивидуальный характер, но постепенно увеличивается доля коллективных работ.

Основные методические подходы:

  • Доступность - предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
  • Наглядность - объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видеоматериалы, а также материалы своего изготовления. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Систематичность и последовательность - материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
  • Личностный подход в обучении - в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
  • Групповой - используется при совместной сборке моделей.
  • Соревнования - практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию.

Для получения положительных результатов обучения по программе «Академия гениев» необходимо:

  • компетентность педагога;
  • соблюдение рекомендованных методов и приемов;
  • использование авторских форм работы;
  • учебный план;
  • соблюдение техники безопасности;
  • строгое выполнение требования СанПиН.

Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении, содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  • индивидуальных возможностей ребенка,
  • творчества воспитателя
  • технических средств обучения образовательного учреждения

Формы организации учебного занятия: круглые столы, практические занятия, мастер-классы, вернисажи, творческие мастерские, открытые занятия, мозговой штурм.    

  1.  Оценка, анализ и обобщение результатов.

Робототехническое конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

 Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть, и объединяет общим содержанием, сюжетом.

Технология проектной деятельности формирует проектное мышление дошкольников. В процессе планирования и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

ИКТ: особенности методики - компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

  1. Алгоритм учебного занятия.

Структура занятия:

  1. Теоретическая часть
  2. Пальчиковая игра.
  3. Практическая часть.
  4. Физкультминутка.
  5. Выставка поделок, оценка работ.

  1. Выводы и рекомендации.

Робототехника - это технология 21 века. Она способствует развитию коммуникативных способностей детей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.

Сейчас основная задача - как можно больше молодёжи привлечь к науке и инженерному делу. Ключевая возможность учебных комплектов по робототехнике — простая интеграция с любой образовательной программой. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит детям в будущем соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.

  1. Литература.

Литература для педагогов.

Нормативно-правовая литература

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 № 28-02-484/16 Минобразования  России «Требования  к содержанию и оформлению  образовательных программ  дополнительного образования детей», утвержденных  на заседании  Научно – методического совета  по  дополнительному  образованию  детей Минобразования  России.

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

Методическая литература

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» С.П. Циновская. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  2.   «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет». Методическое пособие В.А. Кайе, ТЦ Сфера 2015г.
  3.  «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С.В. Коноваленко, ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2012г.
  4. Конструирование роботов с детьми 5-8 лет.
    Методические рекомендации по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень) Д.А. Каширин, Издательство «ЭКЗАМЕН ТЕХНОЛАБ»,2018г.
  5. Конструирование роботов с детьми 5-8 лет.
    рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО (1 часть) Д.А. Каширин, Издательство «ЭКЗАМЕН ТЕХНОЛАБ»,2018г.
  6. Диск с рабочими материалами «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет».

Интернет ресурсы:

  1. http://www.doshkolka.ru/ - дошкольный образовательный проект
  2. zagadochki.pu – каталог загадок по различным группам объектов.
  3. ru.wikipedia.org – свободная электронная энциклопедия.

Литература, рекомендованная детям и родителям.

  1. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-7 лет, Д.А. Каширин, А.А. Каширина. - М: Экзамен, 2015г.
  2.  «Робототехника для детей и родителей», С.А. Филиппов, Издательство «Наука», 2013г.
  3. «Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике», Г.С. Русин, Ю.А. Иркова, Е.В. Дубовик, Издательство «Наука и Техника», 2018г.
  4. «Робототехника. История и перспективы», И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев, Издательство «Наука», 2003г.

Приложение №1

Диагностическая карта

№ п/п

Фамилия Имя

Ознакомление со свойствами строительного материала

Конструирование по готовой графической модели

Конструирование по замыслу

Узнавание деталей по технологической карте

Воспроизведение конструкции по схематическому изображению

 

Не сформировано: дети правильно выбирают не более одной детали, практически не узнают их без помощи воспитателя или подсказки других детей; ошибаются в выборе деталей и их расположении относительно друг друга; воспроизводят по схеме только отдельные фрагменты конструкции, используют все детали, в т.ч. лишние, нуждаются в помощи взрослого; замысел не устойчив, тема меняется в процессе практических действий с материалом; схематические зарисовки будущей конструкции неопределенны, Создаваемые конструкции нечетки по содержанию, объяснить их смысл и способ построения дети не смогут.

На стадии формирования: дети узнают 2-3 детали правильно, остальные с помощью, остальные с помощью воспитателя; пытается читать схему «на глаз», но допускают неточности и ошибки, исправляют их при словесной помощи воспитателя или практического наложения детали на схему; тему постройки определяют заранее; используют схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания смысла. Схему не детализируют и не разбивают конструкцию – способ ее построения находят путем практических проб.

Сформировано: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно и без помощи взрослого; действуют самостоятельно и практически без ошибок в размещении предметов относительно друг друга; могут самостоятельно и безошибочно «читать» схему «на глаз», недостающую деталь заменяют правильно; воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях, могут рассказывать о способе сооружения постройки и ее особенностях, объяснить свой интерес к этой теме; при разработке замысла конструкции используют литературный образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по кружку робототехники детей 6-7 лет "Академия гениев"

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Кашири...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...