Рабочая программа по кружку робототехники детей 6-7 лет "Академия гениев"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Комарова Светлана Геннадьевна

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Каширин, А.А. Каширина и рассчитана на 1 год обучения, 2 часть.

Актуальность программы состоит в том, что начальное техническое моделирование является наиболее удачной формой приобщения дошкольников к техническому творчеству, создании условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

Россия,141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск, ул.Большевистская, д.9а Телефон 8 (49624) 6-21-76

Принята на                                                                              Утверждаю:                                      Педагогическом совете                                                          Заведующий                                                        МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК»                                           МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК»                                                                                  «___»______________2021 г.                                                 ________________Т.С.Петрова                                                                                                      Протокол №___________                                                       «___»_______________2022 г.                                                                

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности

 «Академия гениев»

 (стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Светлана Геннадьевна Комарова,

воспитатель первой категории

город Высоковск

2021

  1. Пояснительная записка

 В современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль. Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим и назрела необходимость как можно раньше начинать прививать познавательный интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования и робототехники. Благодаря этой области ребенок быстро совершенствует свои умения, развивается умственно и эстетически. У занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Развитие детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. В связи с выше перечисленным у меня возникла идея организации системы дополнительных занятий для детей дошкольного возраста. В результате был создан кружок «Академия гениев».

 Данный кружок- это комплекс программ для детей от 4 до 7 лет, рассчитанный на 3 года обучения и направленный на получение дошкольниками навыков конструирования и эксплуатации автоматизированных технических устройств с использованием образовательного робототехнического модуля ТЕХНОЛаб и конструктора Lego.  Данная программа является третьей частью этого комплекса и предназначена для детей 6-7 лет. Мною была разработана учебно-методическая работа на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Каширин, А.А. Каширина.

1.1. Новизна

Занятия робототехникой, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей при обучении открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Новизна заключается в технической направленности образовательного процесса, который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. При обучении дошкольников используется специальный программный продукт, образовательный робототехнический модуль «ТЕХНОЛаб», который одобрен Министерством образования и имеет соответствующую лицензию.

  1.  Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Академия гениев» имеет техническую направленность. Она позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему. Это не просто обучение конструированию и робототехнике, а мощный инновационный образовательный инструмент. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

  1. Актуальность

В своем ежегодном послании президент Владимир Путин подчеркнул, что «нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи». В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Так как наш детский сад находится в некотором отдалении от города Клин, здесь отсутствуют центры технического творчества, поэтому был создан кружок «Академия гениев», где мы сможем познакомить воспитанников с различными видами техники, дать им начальные умения и навыки постройки и запуска моделей, чтобы удовлетворить в полной мере интересы детей в техническом развитии. 

  1. Педагогическая целесообразность

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского научно-технического творчества. Начальное техническое моделирование является наиболее удачной формой приобщения дошкольников к техническому творчеству, создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Конструирование роботов с детьми 6-7 лет – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования. В данной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольников в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

  1. Цель программы:

 Формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.

  1. Задачи:
  • Научить дошкольников наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.  Формировать представление о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.
  • Расширять кругозор об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни.
  • Развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, классификация и обобщение).
  • Развивать регулятивную структуру деятельности (прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
  • Развивать сенсомоторные процессы (глазомера, руки) через формирование практических умений.
  • Создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  • Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
  • Развивать умение работать в коллективе.

  1. Отличительные особенности

 Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно - внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие конструкторских умений и навыков. Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе. Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую, экспериментально-исследовательскую деятельность детей. Дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления элементов. У детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. У воспитанников формируется представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов.

  1. Возраст детей.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Дети 6-7 лет  проявляют творчество и изобретательность в работе, планируют этапы создания постройки. Учатся работать коллективно. Дети смогут сделать коллективную постройку. В этом возрасте у детей развивается конструктивное воображение, следовательно, уже смогут создать свою, особенную, конструкцию; мышление, память, внимание, они учатся создавать сюжетную композицию, выполняют постройку по собственному замыслу, учатся планировать свою работу, передают форму объекта средствами робототехнического оборудования. У детей возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое.

 

  1. Объем и сроки освоения программы:

Комплекс программ на основе образовательного робототехнического модуля «Конструирование роботов с детьми» Д.А. Каширина рассчитан на три года для детей от 4 до 7 лет. Третья часть данного комплекса, представленная программа, рассчитана на 1 год. За этот год проводится 36 занятий в период с сентября по май месяц учебного года.

  1. Форма обучения: очная.

  1. Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется с детьми по средам в совместной деятельности воспитателя с детьми в вечерние часы, в качестве кружковой деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.  

  1. Режим занятий, периодичность и продолжительность:

 Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Длительность одного занятия – 30 минут.

На занятиях строго соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26) : требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

  1. Планируемые результаты:

К концу обучения воспитанник должен знать:

  • Этапы работы над проектом при конструировании модели по замыслу;
  • Числа от 10 до 20.

Должен уметь:

  • Конструировать шагающих роботов;
  • Конструировать роботов различного назначения;
  • Владеть основами моделирующей деятельности;
  • Сравнивать и классифицировать объекты по 2-3 свойствам;
  • Определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;
  • Ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
  • Уметь придумывать свои конструкции роботов, создавать к ним схемы-рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану, получать задуманное;
  • Конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу;
  • Выделять «целое» и «части»;
  • Выявлять закономерности;
  • Создавать эргономичные модели;
  • Считать и сравнивать числа от 1 до 20.

  1. Формы аттестации

Диагностика эффективности программы «Академия гениев» осуществляется на итоговых занятиях, в выставках, в творческих работах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях,  коллективных проектных работах дошкольников, в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год.

В начале года (сентябрь) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

В конце года (май) проводится педагогическая диагностика для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по робототехнике (см. Приложение №1).

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
  • аналитическая справка по результатам диагностики,
  • грамота,
  • готовая работа,
  • соревнования,
  • фото,
  • выступление с проектами,
  • отзывы детей и родителей.

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, открытое занятие, презентация, мастер-классы, выставки, фестивали.

  1. Материально-техническое обеспечение:  

Групповое помещение для проведения занятий

  • Наборы конструкторов образовательного робототехнического модуля компании «Технолаб»
  • Диск с рабочими материалами «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет»
  • Проектор
  • Экран
  • Ноутбук

  1. Информационное обеспечение:  

Для эффективности реализации программы занятий «Академия гениев»» необходимо дидактическое обеспечение:

  • Персональный компьютер
  • Цифровой фотоаппарат
  • Интернет источники
  • Видеоматериалы

  1. Кадровое обеспечение:

Руководитель кружка – педагог первой квалификационной категории, который знает психолого-педагогические особенности возрастной группы обучающихся, профессионально владеет широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Компетентна, профессионально авторитетна. Владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений.

Прошла курсы повышения квалификации: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога ДОО», 72 часа, ООО «Высшая школа делового администрирования.

  1. Учебно-тематический план занятий

для детей 6-7 лет

(36 часов)

Тема занятия

Количество        
часов

Теория

Практика

Всего

Форма аттестации

1

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.  Знакомство с робототехническим конструктором.

3

3

Беседа

2

Работа с технологической картой. Конструирование по наглядным схемам «Фотоаппарат».

0,5

1,5

2

Выставка

3

Соединение пластины и различного цвета заклепок.  Работа с технологической картой. Собираем подводную лодку.

0,5

1,5

2

Выставка

4

Сборка своего робота по условиям.

0,5

1,5

2

Выставка

5

Знакомство с аэродинамическим механизмом Соединение пластины и различного цвета заклепок. Работа с технологической картой. Собираем самолет.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

6

Знакомство с аэродинамическим механизмом активный элемент которого вращается подобно винту самолета. Собираем робот беспилотник.

0,5

1,5

2

Выставка

7

Конструирование по модели. Собираем лебедя.

0,5

1,5

2

Конкурс на лучшую работу

8

Конструирование по замыслу. Собираем робота в виде любого реального животного.

0,5

1,5

2

Демонстрация моделей

9

Знакомство с четырехколесным роботом.  Работа с технологической картой. Собираем танк.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

10

Знакомство с четырехколесным роботом. Сборка робота по замыслу. Собираем гусеничного робота специального назначения.

0,5

1,5

2

Выставка

11

Сборка своего робота по замыслу, способного перевозить грузы на себе. Собираем грузовик.

0,5

1,5

2

Коллективнаяпроектная работа

12

Сборка своего робота по замыслу в виде любого мобильного робота. Собираем колесного робота специального назначения.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

13

Знакомство с конструированием шагающего робот.  Собираем самоходные брахиозавра.

0,5

1,5

2

Конкурс на лучшую работу

14

Сборка своего робота по условиям в виде шагающего робота. Собираем четырехногого робота.

0,5

1,5

2

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

15.

Знакомство с конструированием робота, использующего при ходьбе шесть конечностей.  Работа с технологической картой. Собираем муравья.

0,5

1,5

2

Выставка

16.

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем шестиногого робота.

0,5

1,5

2

Готовое изделие

17.

Подведение итогов

0,5

2,5

3

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

Итого

11

25

36

  1. Содержание занятий

Раздел 1.

Тема 1. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором.

Теория. Ознакомление детей с техникой безопасности во время работы. Рассмотреть понятие «робот», «три закона робототехники», показать при помощи презентации многообразие роботов, которые в настоящее время окружают нас. Познакомить детей с основными деталями конструктора.

Практика. Учить детей самостоятельно искать детали по картинке «Основные элементы», при этом обращая внимание на форму и цвет деталей. Рассматривание управляемого блока ЦМ-15 (батарейный блок с мотором), его роль в конструкции (используя его, мы можем создавать любые динамические модели). Самостоятельное соединение 2-3 пластин, используя короткие и длинные заклепки, разъединение деталей, используя разделитель.

Раздел 2.

Тема 2. Работа с технологической картой. Конструирование по наглядным схемам «Фотоаппарат».

Теория. Знакомство с прибором, принцип работы, основные элементы и дополнительные: фотовспышка и штатив.

 Практика. При проектировании данной модели обратить внимание детей на элементы основных геометрических форм, которые используются в конструкции.

Раздел 3.

Тема 3. Соединение пластины и различного цвета заклепок.  Работа с технологической картой. Собираем подводную лодку.

Теория. Познакомить детей с классом кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении, их военное и мирное назначение.

Практика. При работе с технологической картой обратить внимание детей на дополнительные возможности мотора в блоке ЦМ-15: он имеет 5 позиций вращения.

Раздел 4.

Тема 4. Сборка своего робота по условиям.

Теория. Составить словесное описание созданной модели, ее практическое назначение.

Практика. Конструирование механического устройства (робота), активный элемент которого вращается подобно винту подводной лодки.

Раздел 5.

Тема 5. Знакомство с аэродинамическим механизмом. Соединение пластины и различного цвета заклепок. Работа с технологической картой. Собираем самолет.

Теория. Знакомство с аэродинамическим механизмом и принципом его работы. Знакомство с классом воздушного транспорта, их военное и мирное назначение.

Практика. Обратить внимание детей на дополнительные возможности мотора ЦМ-15, что он имеет 5 позиций вращения. Проверка вращения винта самолета.

Раздел 6.

Тема 6. Знакомство с аэродинамическим механизмом активный элемент которого вращается подобно винту самолета. Собираем робот беспилотник.

Теория. Придумать рассказ о роботе беспилотнике. Основным элементом истории является модель из конструктора.

Практика. Конструкция своего робота по условиям в виде любого воздушного транспорта, при этом существует одно техническое условие (активный элемент вращается подобно винту самолета).

Раздел 7.

Тема 7. Конструирование по модели. Собираем лебедя.

Теория. Для изучения животных в естественной среде обитания современными учеными используются различные роботы в виде животных.

Практика.  На занятии знакомим детей с различными вариантами конструирования животных на примере модели «Лебедь».

Раздел 8.

Тема 8. Конструирование по замыслу. Собираем робота в виде любого реального животного.

Теория. Составление словесного описания животного, описать среду его обитания и питание.

Практика. Создать робота по замыслу в виде любого реального животного.

Раздел 9.

Тема 9. Знакомство с четырехколесным роботом.  Работа с технологической картой. Собираем танк.

Теория. Придумать рассказ о танке. Основным элементом истории является модель танка из конструктора.

Практика. Крепление четырех колес к блоку ЦМ-15 может служить конструирование модели танка.

Раздел 10.

Тема 10. Знакомство с четырехколесным роботом. Сборка робота по замыслу. Собираем гусеничного робота специального назначения.

Теория. Придумать какую-либо игру и рассказать о ней, основным элементом игры является модель гусеничного робота специального назначения из конструктора.

Практика. Конструирование своего робота по замыслу в виде любого четырехколесного транспорта.

Раздел 11.

Тема 11. Сборка своего робота по замыслу, способного перевозить грузы на себе. Собираем грузовик.

Теория. Вспомнить для чего предназначен автомобиль – грузовик. Повторить наиболее распространенные типы специализированных грузовых автомобилей.

Практика. Конструирование своего робота по замыслу в виде робота, способного перевозить грузы на себе.

Раздел 12.

Тема 12. Сборка своего робота по замыслу в виде любого мобильного робота. Собираем колесного робота специального назначения.

Теория.  Придумать рассказ о роботе, основным элементом истории является модель колесного робота специального назначения из конструктора.

Практика.  Конструкция своего робота по замыслу в виде любого мобильного робота специального назначения.

Раздел 13.

Тема 13. Знакомство с конструированием шагающего робот.  Собираем самоходные брахиозавра.

Теория. Познакомить детей с животными: кроликом, черепахой, брахиозавром, трицератопсом.

Практика. Познакомить детей с различными вариантами конструирования шагающего робота, использующего при движении 4 конечности.

Раздел 14.

Тема 14. Сборка своего робота по условиям в виде шагающего робота. Собираем четырехногого робота.

Теория. Составить словесное описание созданной модели (какие детали использовались, функциональная практичность модели).

Практика. Конструкция своего робота по условиям и по тематике в виде любого шагающего робота, при этом робот использует при ходьбе четыре конечности.

Раздел 15.

Тема 15. Знакомство с конструированием робота, использующего при ходьбе шесть конечностей.  Работа с технологической картой. Собираем муравья.

Теория. Краткий рассказ про муравьев. Дети придумывают истории про робота муравья.

Практика. Конструирование робота, использующего при ходьбе шесть конечностей, на примере муравья по технологической карте.

Раздел 16.

Тема 16. Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем шестиногого робота.

Теория. Составление словесного описание созданной модели: какие детали использовались при конструировании модели, конструктивная особенность модели.

Практика. Конструкция своего робота по условиям и по тематике в виде любого шагающего робота, при этом робот использует при ходьбе четыре конечности, шесть конечностей.

Раздел 17.

Тема 17. Подведение итогов.

Подведение итогов года, обсуждение деятельности. Награждение лучших учащихся. Планы и перспективы на следующий год. Анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения.


Календарный учебный график

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность каникул

Летние, 3 месяца

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов

Сентябрь – май

Год обучения

2021 – 2022

Группа «Васильки»

6 – 7 лет

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Темя занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

1

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

2.

сентябрь

8

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

3.

сентябрь ь

15

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

круглый стол

1

Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с робототехническим конструктором

Групповой кабинет

Беседа

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

4

сентябрь

22

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Работа с технологической картой. Конструирование по наглядным схемам «Фотоаппарат».

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

5.

сентябрь

29

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Работа с технологической картой. Конструирование по наглядным схемам «Фотоаппарат».

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

6.

октябрь

6

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Соединение пластины и различного цвета заклепок.  Работа с технологической картой. Собираем подводную лодку.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

7.

октябрь

13

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Соединение пластины и различного цвета заклепок.  Работа с технологической картой. Собираем подводную лодку.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

8.

октябрь

20

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Сборка своего робота по условиям.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

9.

октябрь

27

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Сборка своего робота по условиям.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

10.

ноябрь

3

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом Соединение пластины и различного цвета заклепок. Работа с технологической картой. Собираем самолет.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

11.

ноябрь

10

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом Соединение пластины и различного цвета заклепок. Работа с технологической картой. Собираем самолет.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

12.

ноябрь

17

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом активный элемент которого вращается подобно винту самолета. Собираем робот беспилотник.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

13.

ноябрь

24

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с аэродинамическим механизмом активный элемент которого вращается подобно винту самолета. Собираем робот беспилотник.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

14.

декабрь

1

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Конструирование по модели. Собираем лебедя.

Групповой кабинет

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

15.

декабрь

8

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Конструирование по модели. Собираем лебедя.

Групповой кабинет

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

16.

декабрь

15

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

вернисаж

1

Конструирование по замыслу. Собираем робота в виде любого реального животного.

Музыкальный зал

Демонстрация моделей

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

17.

декабрь

22

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

вернисаж

1

Конструирование по замыслу. Собираем робота в виде любого реального животного.

Музыкальный зал

Демонстрация моделей

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

18.

   декабрь

29

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Знакомство с четырехколесным роботом.  Работа с технологической картой. Собираем танк.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

19.

январь

20

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Знакомство с четырехколесным роботом.  Работа с технологической картой. Собираем танк.

Кабинет информатики

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

20.

январь

12

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с четырехколесным роботом. Сборка робота по замыслу. Собираем гусеничного робота специального назначения.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

21.

январь

19

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с четырехколесным роботом. Сборка робота по замыслу. Собираем гусеничного робота специального назначения.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

22.

январь

26

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

творческая мастерская

1

Сборка своего робота по замыслу, способного перевозить грузы на себе. Собираем грузовик.

Групповой кабинет

Коллективная проектная работа

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

23.

февраль

2

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

творческая мастерская

1

Сборка своего робота по замыслу, способного перевозить грузы на себе. Собираем грузовик.

Групповой кабинет

Коллективная проектная работа

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

24.

февраль

9

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу в виде любого мобильного робота. Собираем колесного робота специального назначения.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

25.

февраль

16

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Сборка своего робота по замыслу в виде любого мобильного робота. Собираем колесного робота специального назначения.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

26.

март

2

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

открытое занятие

1

Знакомство с конструированием шагающего робот.  Собираем самоходные брахиозавра.

Музыкальный зал

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

27.

март

9

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

открытое занятие

1

Знакомство с конструированием шагающего робот.  Собираем самоходные брахиозавра.

Музыкальный зал

Конкурс на лучшую работу

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

28.

март

16

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

вернисаж

1

Сборка своего робота по условиям в виде шагающего робота. Собираем четырехногого робота.

Холл

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

29.

март

23

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

вернисаж

1

Сборка своего робота по условиям в виде шагающего робота. Собираем четырехногого робота.

Холл

Демонстрация моделей «Колесные роботы специального назначения»

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

30..

март

30

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с конструированием робота, использующего при ходьбе шесть конечностей.  Работа с технологической картой. Собираем муравья.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

31.

апрель

6

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

практическое занятие

1

Знакомство с конструированием робота, использующего при ходьбе шесть конечностей.  Работа с технологической картой. Собираем муравья.

Групповой кабинет

Выставка

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

32.

апрель

13

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем шестиногого робота.

Групповой

кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

33.

апрель

20

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мастер-класс

1

Сборка своего робота по условиям и по тематике. Собираем шестиногого робота.

Групповой кабинет

Готовое

изделие

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

34.

апрель

27

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

35.

май

11

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

36.

май

18

1 подгруппа – 16.00 – 16.30

мозговой штурм

1

Подведение итогов

Кабинет информатики

Фестиваль «Стартуем в будущее!»

2 подгруппа –

16.40 – 17.10

1

5. Методическое обеспечение программы

  1. Методы обучения.

Методическая основа программы «Академия гениев» -  деятельностный подход, т е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность первоначально имеет индивидуальный характер, но постепенно увеличивается доля коллективных работ.

Основные методические подходы:

  • Доступность - предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития обучающихся в данный период, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
  • Наглядность - объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видеоматериалы, а также материалы своего изготовления. Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Систематичность и последовательность - материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
  • Личностный подход в обучении - в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.), и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
  • Групповой - используется при совместной сборке моделей.
  • Соревнования - практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию.

Для получения положительных результатов обучения по программе «Академия гениев» необходимо:

  • компетентность педагога;
  • соблюдение рекомендованных методов и приемов;
  • использование авторских форм работы;
  • учебный план;
  • соблюдение техники безопасности;
  • строгое выполнение требования СанПиН.

Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении, содержание программы можно корректировать в зависимости от:

  • индивидуальных возможностей ребенка,
  • творчества воспитателя
  • технических средств обучения образовательного учреждения

Формы организации учебного занятия: круглые столы, практические занятия, мастер-классы, вернисажи, творческие мастерские, открытые занятия, мозговой штурм.    

  1.  Педагогические технологии.

Робототехническое конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

 Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу развития отдельных воспитанников.

Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть, и объединяет общим содержанием, сюжетом.

Технология проектной деятельности формирует проектное мышление дошкольников. В процессе планирования и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

ИКТ: особенности методики - компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

  1. Алгоритм учебного занятия.

Структура занятия:

  1. Теоретическая часть
  2. Пальчиковая игра.
  3. Практическая часть.
  4. Физкультминутка.
  5. Выставка поделок, оценка работ.

  1. Дидактические материалы:

Дидактическая игра «Найди деталь, как у меня»

Дидактическая игра «Построй с закрытыми глазами»

Дидактическая игра «Найди такую же постройку, как на карточке»

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Дидактическая игра «Собери фигурку по памяти»

Дидактическая игра «Цветные башенки»

Дидактическая игра «Лабиринт»

Дидактическая игра «Сосчитай и положи»

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Игра «Назови и построй»

Игра «Запомни расположение»

Игра «Светофор»

Игра «Построй длинную (короткую) дорожку»

Игра «Выложи вторую половину узора»

Игра «Кто быстрее»

Игра «Не бери последний кубик»

   Наборы конструкторов образовательного робототехнического модуля   компании «Технолаб».

Технологические карты сборки моделей

6.Литература.

Литература для педагогов.

Нормативно-правовая литература

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06-1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2003 № 28-02-484/16 Минобразования  России «Требования  к содержанию и оформлению  образовательных программ  дополнительного образования детей», утвержденных  на заседании  Научно – методического совета  по  дополнительному  образованию  детей Минобразования  России.

  1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

Методическая литература

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» С.П. Циновская. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
  2.   «Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет». Методическое пособие В.А. Кайе, ТЦ Сфера 2015г.
  3.  «Развитие конструктивной деятельности у дошкольников» С.В. Коноваленко, ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2012г.
  4. Конструирование роботов с детьми 5-8 лет.
    Методические рекомендации по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень) Д.А. Каширин, Издательство «ЭКЗАМЕН ТЕХНОЛАБ»,2018г.
  5. Конструирование роботов с детьми 5-8 лет.
    рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО (1 часть) Д.А. Каширин, Издательство «ЭКЗАМЕН ТЕХНОЛАБ»,2018г.
  6. Диск с рабочими материалами «Конструирование роботов с детьми 5-8 лет».

Интернет ресурсы:

  1. http://www.doshkolka.ru/ - дошкольный образовательный проект
  2. zagadochki.pu – каталог загадок по различным группам объектов.
  3. ru.wikipedia.org – свободная электронная энциклопедия.

Литература, рекомендованная детям и родителям.

  1. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-7 лет, Д.А. Каширин, А.А. Каширина. - М: Экзамен, 2015г.
  2.  «Робототехника для детей и родителей», С.А. Филиппов, Издательство «Наука», 2013г.
  3. «Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике», Г.С. Русин, Ю.А. Иркова, Е.В. Дубовик, Издательство «Наука и Техника», 2018г.
  4. «Робототехника. История и перспективы», И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев, Издательство «Наука», 2003г.

Приложение №1

Диагностическая карта

№ п/п

Фамилия Имя

Ознакомление со свойствами строительного материала

Составление схем предметов с различных позиций

Конструирование по замыслу

Узнавание деталей по их изображению

Воспроизведение конструкции по схеме-развертке

 

Не сформировано: не узнают детали по их изображениям на схемах-развертках, дополняют их случайно выбранными фигурками, помощь воспитателя используют во всем; допускают ошибки в выборе и расположении деталей в постройке; не принимают условленную пространственную позицию: при изображении предмета путают «вид сверху» с изображением верхней части схемы представленной как «вид сбоку», самостоятельно придумывают тему конструирования, предварительную схематическую зарисовку не используют; осуществляют поиск конструктивного решения с опорой на практические действия с материалом.

На стадии формирования: дети узнают на развертках 2-3 детали и находят недостающую фигурку для развертки; используют помощь воспитателя; допускают ошибки, но самостоятельно их исправляют; при самостоятельном выполнении заданий допускают ошибки, которые исправляют с помощью взрослого; самостоятельно находят тему конструирования, используя общую схему предмета; способы конструктивного решения находят в результате практических поисков.

Сформировано: дети узнают на схемах-развертках все детали и правильно дополняют эти схемы недостающими элементами; воспроизводят конструкцию правильно и без помощи со стороны, умеют занять разные позиции по отношению к объекту изображения; самостоятельно создают развернутые замыслы конструкций; используют в работе расчлененную схему предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по кружку робототехники детей 5-6 лет "Академия гениев"

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Кашири...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...