Конструирование, как средство игровой деятельности дошкольников с ОВЗ.
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ивахнюк Наталья Николавна

В работе с детьми проводятся занятия по продуктивным видам деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии детей с проблемами в развитии является конструктивная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnaya_deyatelnost1.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:


Конструирование, как средство игровой деятельности                     дошкольников с ОВЗ.

В работе с детьми проводятся занятия по продуктивным видам деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности. Одним из действенных средств коррекции и компенсации недостатков в развитии детей с проблемами в развитии является конструктивная деятельность.

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Конструирование, прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. На занятиях по конструированию особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению и обогащению речи.

Конструктивная деятельность является также средством нравственно-трудового воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

            Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребенка заключена не в решении конструктивной задачи, а, скажем, в использовании постройки в сюжетной игре. При этом вся его деятельность приобретает более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.

Конструирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс конструирования, выбор деталей и пр. - средством сооружения постройки. Деятельность детей, таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретенный опыт.

Важным условием успешного обучения конструированию является также обеспечение игровой мотивации детской деятельности. Если сделать конструирование средством для достижения игровой цели, то, несмотря на сложность, оно станет для ребенка необходимым, интересным занятием.

Отсутствие интереса к конструированию, непонимание детьми с интеллектуальной недостаточностью функционального значения конструктивных материалов является основанием для того, чтобы с самого начала обучения я обращаю внимание на формирование интереса к деятельности. Одновременно их знакомят с функциональными признаками и назначением как самого предмета, так и соответствующей конструкции, которая выступает как своеобразный предметный заместитель. На этом этапе работа по конструированию тесно связана с обучением детей предметным и игровым действиям.

На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью можно для детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действовать эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.

В конструировании используются различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

1. Конструирование из деревянного строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы, полусферы, бруски, цилиндры, дощечки и т.д.).

2. Конструирование из бумаги.

3. Конструирование из природного материала.

4. Конструирование сборно-разборных игрушек.

5. Складывание разрезных картинок.

6. Складывание картинок на кубиках.

7. Конструирование из палочек.

8. Конструирование из конструкторов типа Lego.

 Выделяют следующие виды конструирования на основе приемов, которые используются для руководства деятельностью детей:

1. Конструирование по подражанию.

2. Конструирование по объемному образцу.

3. Конструирование по графическому образцу.

4. Конструирование по замыслу.

5. Конструирование по представлению.

6. Конструирование по словесной инструкции.

Детям интересно работать с разноцветным и разным по величине материалом. Они хорошо работают как индивидуально, так и в группе. Дошкольники практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений.

Начинать работу по формированию конструирования необходимо, обучая детей манипуляциям с предметами, а, также обучая их выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы различные предметы и т.д. Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете те пространственные свойства, которые должны быть отражены в конструкции. Поэтому их надо познакомить с формой, величиной, расположением предметов и их частей, научить пользоваться способами выделения перечисленных свойств.

На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках взрослого, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Мы рекомендуем использовать следующие игры: «Строим вместе», «Сделай, как у меня», «Строим башню», «Построй по образцу», «Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку)».

 Далее организуются более сложные занятия: дети конструируют по графическому образцу. В старших группах наряду с образцами для фронтальной работы используются индивидуальные образцы. «Сделай, как на картине (схеме)», «Построй воротики (флажок, лодочку, пароход, телевизор, елочку, лейку и т.д.)», «Строим дома для зверюшек», «Забор из больших и маленьких палочек», «Разные дорожки»

 Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснений и прочих видов помощи со стороны взрослого. Например, игры: «Поставь рядом, справа, слева…». Конструирование несложных объектов и фигур по словесной инструкции проводится в старшей группе. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт. При решении конструктивных задач, включающих определенные условия, требуется видоизменение готовых конструкций или создание новых с соблюдением заданного условия, конструирование любых объектов по замыслу детей.

Для успешного овладения самостоятельным конструированием необходимо создавать положительный настрой во время совместной деятельности, быстрее формируется конструктивный опыт, а отношения с ребенком  становятся  более доверительными и эмоционально насыщенными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по самообразованию «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...

Перспективное планирование по самообразованию. Тема: «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...

Отчет по теме самообразования «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»

Актуальность Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию...

Конструирование, как средство игровой деятельности у детей среднего возраста

Консультация для родителей "Конструирование, как средство игровой деятельности у детей среднего возраста"....

Консультация для педагогов «Конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

      Игра – ведущий вид деятельности. Она становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому чт...

«Конструирование, как средство игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» самообразование

Существует несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:- предметные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные.Одним из ...

Конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников.

Конструирование как вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата....