Консультация для педагогов «Конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду

Прозорова Ольга Алексеевна

        Игра – ведущий вид деятельности. Она становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Прозорова О.А.

Воспитатель 1 КК

        Игра – ведущий вид деятельности. Она становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.

Признаки ведущей деятельности:

1-развитие всех познавательных психических процессов

2- зарождение новых видов деятельности.

3- формирование новых качеств личности.

       Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями - он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки общения.

       Игра различается по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

       Существует несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

-предметные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные.

Одним из видов игр, является конструктивная деятельность.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова construction- построение.

        Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов разнообразные игровые поделки.

Строительная игра- это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

       В каждой возрастной группе конструктивная деятельность имеет свое место.

      В младшей группе конструирование из строительного материала -важнейший вид деятельности. Под руководством воспитателя ребенок овладевает так называемым сюжетным конструированием, направленным на результат деятельности.

     В средней группе ребенок через конструирование отражает познание окружающего мира. Он открывает, конструируя по образцу, по фотографии, по представлению здания.

      В старшей группе идет ознакомление с архитектурой своего города, рассматривание фотографий построек других городов открывая ребенку образах России. Конструирование становится самовыражением своей неповторимости.

      Участвуя в коллективной деятельности, он придает значение распределению обязанностей, планированию процесса изготовления того или иного предмета.

      Существуют разные виды конструирования, каждый из которых имеет свою специфику и, прежде всего, специфику материала(строительный- набор деревянных геометрических фигур, многообразный природный материал- шишки, желуди, ветки; бумага- склеивать, сминать, рвать, резать; компьютерное конструирование). Специфика материала определяет тип конструирования: техническое (структурно-моделирующее, реально существующие или придуманные объекты) и художественное (придающее отношение ребенка к образу, его собственное видение). Таким образом, конструктивная деятельность является неотъемлемой частью в игре дошкольника.

      Конструируя ребенок не только учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и т.д), а также у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец по детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез).

       Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове направления (вверх, вниз, слева, справа и т.д).Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.

      Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является строительная игра. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

       Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.

       К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.

       Таким образом, строительная игра, является важным звеном в развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по самообразованию «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...

Перспективное планирование по самообразованию. Тема: «Лего-конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников»

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей д...

Отчет по теме самообразования «Конструирование, как средство игровой деятельности младшего дошкольного возраста»

Актуальность Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию...

Конструирование, как средство игровой деятельности у детей среднего возраста

Консультация для родителей "Конструирование, как средство игровой деятельности у детей среднего возраста"....

«Конструирование, как средство игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста» самообразование

Существует несколько видов игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:- предметные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные.Одним из ...

Конструирование, как средство игровой деятельности дошкольников с ОВЗ.

В работе с детьми проводятся занятия по продуктивным видам деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулир...