Конструирование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

В статье раскрываются особенности и возможности конструирования в развитии творческого мышления детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstruirovanie.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Босякова Н.В.,

Воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №150

e-mail: bosyakova83@yandex.ru

Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие творческих способностей является одной из приоритетных задач дошкольного образования в целом. Одним из видов детской деятельности в непрерывном, непосредственном образовательном процессе, а также, в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является   конструирование.

В конструировании естественным образом интегрируются разные линии развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Накапливая конструкторский опыт, ребенок получает возможность воплощать свои, фантазии в постройках.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Однако, как показали исследования В.Г.Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук так и наши собственные, выполненные на конструировании из строительного материала, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Рассмотрим следующие формы организации обучения конструированию, способствующие развитию творческих способностей.

Конструирование     по    образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.  Данная форма обучения обеспечивает  прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.

Конструирование   по   условиям, содержит следующее, детям не давая образца постройки, рисунков и порядок ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В этом случае задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, в то же время способов их решения не дается.

Конструирование по замыслу способствует возможности для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Дети сами решают как и что они будут конструировать, используя свои знания и умения полученные ранее.

 Конструирование   по теме. Детям предлагают общую тему для  конструкций ("животные", "улица" и т.п.), и они сами воплощают свои замыслы конкретных построек, выбирая материал и способ их выполнения. Эта форма конструирования подобна по своему характеру конструированию по замыслу, расхождение в том что, замыслы детей ограничиваются конкретной темой. Целью организации конструирования по определенной теме является актуализация и закрепление знаний и умений,

Рассмотренные формы организации обучения конструированию могут оказывать развивающее влияние на, те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать основные формы конструирования в следующей последовательности: 

Приведем пример по теме «Мосты», которой было посвящено четыре занятия. На первом занятии детям предлагался образец пешеходного моста и задание: воспроизвести такой же мост через «реку» определенной ширины (река —  лист голубой бумаги); на втором — дети строили мост через «реку», под которым может пройти водный транспорт (игрушечный катер); на третьем — возводилась постройка моста для пешеходов и транспорта; на четвертом — дети получали новый для них материал и строили мост учитывая все условия указанные выше.

В процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность — они не боятся ошибок, умеют их анализировать и добиваться успеха, с особым удовлетворением ищут разные способы решения одной и той же задачи. Сам поиск обеспечивает достаточно высокую степень обобщенности способов.

У каждого ребенка с рождения имеются конструкторские, изобретательские и исследовательские задатки, которые проецируют в ребенке живую фантазию, живое воображение. Но для того, чтобы заложенные природой задачи реализовались в полной мере, необходима системная работа – дети педагоги, родители. 

Список литературы:

  1. Лыкова, И.А. учебно-методическое пособие для старших дошкольников конструирование в детском саду [Текст] / И.А. Лыкова // ИД Цветной мир. - 2015.
  2. Фешина, Е.В. учебно-методическое пособие для дошкольников. Лего-конструирование в детском саду [Текст] / Е. В. Фешина // ТЦ Сфера. -  2017.
  3. Куцакова, Л.В. методическое пособие дошкольное образование конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова // Мозаика-Синтез. - 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошк...

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования"

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ин...

Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...

Презентация-проект "Коллективные работы, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщть детей к духовным...