Конструктивно-модельная деятельность в развитии детей раннего возраста
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

 

Конструктивно-модельная деятельность

в развитии детей раннего возраста

Раннее детство – это основа развития ребенка. Условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.

В ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Однако прослеживается интеграция конструктивной деятельности с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области «Познавательное развитие» обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик) и т.д.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

В раннем возрасте у детей

Активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведёт к развитию общения. Мышление у малышей наглядно –действенное, а предметная деятельность является ведущей.

Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.

Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста.

Формируется познавательный интерес.
Активизируется физическое развитие.
Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится
зрительное восприятие).
Развивается практическое экспериментирование.
Формируется потребность в общении.
Развивается активная речь.
Расширяется словарный запас.
Развиваются внимание, память.
Развивается обобщение.
Появляется самостоятельность, инициативность.
Аккуратность.
Бережливость.

Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группах детей раннего возраста состоит в том, что на данном этапе конструированию уделяется недостаточно времени и внимания. Если в программе «От рождения до школы» для детей с 1 года до 2 лет игры со строительным материалом внесены в образовательную деятельность как игры — занятия, то для детей с 2 до 3 лет конструктивная деятельность в сетке организованной образовательной деятельности отсутствует, т.е. проводится в совместной деятельности педагога с детьми.

Для успешного овладения игровой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации РППС строим в соответствии с ФГОС.

В доступном для детей месте в нашей группе создан центр конструктивной деятельности.

В него  входит:

— крупный (напольный) строительный материал

— элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,

— крупный конструктор типа «Лего»,

— мягкие модули, дидактический материал.

— мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т.д.

Совместная деятельность педагога с детьми и этапы обучения происходят согласно циклограмме, во вторую половину дня:

Педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании горки в нашей группе мы обращаем внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
Знакомим с деталями строительного материала из которого будет сделана постройка (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Педагог выполняет образец постройки, сопровождает показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
Создание постройки детьми. Педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца. Воспитатель поправляет постройку, достраивает её сам в случае, если ребенок затрудняется в её завершении или огорчен неудачей. В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов иприемов.
В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих игрушек горки — на них они будут кататься» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т.д.
После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место, при этом проговаривают и тем самым закрепляют названия строительного материала.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструирование18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивно-модельная деятельность

в развитии детей раннего возраста

 

Петровская В.В.

Воспитатель МАДОУ «Буратино»

Раннее детство – это основа развития ребенка. Условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.

В ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Однако прослеживается интеграция конструктивной деятельности с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области «Познавательное развитие» обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик) и т.д.

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

В раннем возрасте у детей

Активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведёт к развитию общения. Мышление у малышей наглядно –действенное, а предметная деятельность является ведущей.

Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.

Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста.

Формируется познавательный интерес.
Активизируется физическое развитие.
Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится
зрительное восприятие).
Развивается практическое экспериментирование.
Формируется потребность в общении.
Развивается активная речь.
Расширяется словарный запас.
Развиваются внимание, память.
Развивается обобщение.
Появляется самостоятельность, инициативность.
Аккуратность.
Бережливость.

Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группах детей раннего возраста состоит в том, что на данном этапе конструированию уделяется недостаточно времени и внимания. Если в программе «От рождения до школы» для детей с 1 года до 2 лет игры со строительным материалом внесены в образовательную деятельность как игры — занятия, то для детей с 2 до 3 лет конструктивная деятельность в сетке организованной образовательной деятельности отсутствует, т.е. проводится в совместной деятельности педагога с детьми.

Для успешного овладения игровой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности большую роль играет развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации РППС строим в соответствии с ФГОС.

В доступном для детей месте в нашей группе создан центр конструктивной деятельности.

В него  входит:

— крупный (напольный) строительный материал

— элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,

— крупный конструктор типа «Лего»,

— мягкие модули, дидактический материал.

— мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т.д.

Совместная деятельность педагога с детьми и этапы обучения происходят согласно циклограмме, во вторую половину дня:

Педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании горки в нашей группе мы обращаем внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
Знакомим с деталями строительного материала из которого будет сделана постройка (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Педагог выполняет образец постройки, сопровождает показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
Создание постройки детьми. Педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца. Воспитатель поправляет постройку, достраивает её сам в случае, если ребенок затрудняется в её завершении или огорчен неудачей. В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов иприемов.
В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих игрушек горки — на них они будут кататься» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т.д.
После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место, при этом проговаривают и тем самым закрепляют названия строительного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта. Центр конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста.

В помощь старшим воспитателям, представлен материал для анализа развивающей предметно-пространственной среды в  центре конструктивно- модельной деятельности в группе раннего возраста....

Конструктивно-модельная деятельность во II группе раннего возраста.

Занятие по КМД во II группе раннего возраста....

Конспект по художественно-эстетическому развитию (конструктивно-модельной деятельности) во 2 группе раннего возраста. Тема: «Башенка из кубиков».

Цель: формирование у детей навыка конструирования башенок по образцу совместно со взрослым. Задачи:- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.- Упражнять в умении ...

Конспект по конструктивно-модельной деятельности в первой группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект по конструктивно-модельной деятельности в первой группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла»...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (конструктивно-модельная деятельность) во второй группе раннего возраста «Диван»

Технологичекая карта ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (конструктивно-модельная деятельность) во второй группе раннего возраста «Диван»...