Технология ТИКО-моделирования, как средство развития одаренности дошкольника.
статья по конструированию, ручному труду

Нечаева Ирина Викторовна

инновации, интегрированный подход, субъектная позиция ребенка, конструирование, целостное развитие личности, детское творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechaeva_irina_viktorovna.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Нечаева Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский ГО

Технология ТИКО-моделирования, как средство развития одаренности дошкольника.

Ключевые слова: инновации, интегрированный подход, субъектная позиция ребенка,          

                                   конструирование, целостное развитие личности, детское творчество.

Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов дошкольной организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

У ребенка с рождения заложена потребность развиваться. Моделирование и техническое конструирование - универсальная возможность удовлетворить максимум творческих потребностей ребенка. В процессе конструирования развиваются восприятие, мышление, воображение, внимание. Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения работы с целью всестороннего развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется мелкая моторика рук, развитие познавательной активности и психических процессов.  Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки у дошкольников.

Чтобы содействовать раннему развитию детской одаренности через использование моделирования и технического конструирования, необходимо создать в дошкольном учреждении соответствующую развивающую среду. Первостепенную роль в ней должны иметь различные конструктивные и строительные материалы.

При конструировании с детьми в нашей дошкольной организации мы используем различные виды конструкторов:

  • LEGO DUPLO,
  • «Город мастеров»,
  • мягкие модули,
  • конструкторы на магнитах,
  • деревянные конструкторы «Томик», «Строитель», «Геометрические фигуры», «Цвет и высота» и др.
  • Конструктор «Тико».

Недавно в моей педагогической практике произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором для обучения «Тико» и я сразу стала использовать его в организации совместной образовательной деятельности с детьми. «Тико» - это современный инструмент развития ребенка в процессе конструирования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы. В «Тико» детали соединяются между собой при помощи шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно.

Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Для меня как для воспитателя ТИКО-моделирование является великолепным средством интеллектуального и познавательного развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие

систематизируются знания детей о геометрических представлениях, происходит знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро», происходит развитие навыков пространственного воображения.

  • речевое развитие

игровые упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» позволяют детям ненавязчиво, в увлекательной форме охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы. У детей без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

  • художественно-эстетическое развитие:

развиваются творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции), прививаются художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений.

  • физическое развитие

развивается моторика рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

  • социально-коммуникативная:

происходит общение и взаимодействие ребенка с взрослым и со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Существует несколько наборов конструктора «Тико»:

«Малыш» - набор для конструирования с трёхлетнего возраста,

«Класс» - вы соберете множество геометрических и игровых фигур,

«Фантазёр» -большое количество маленьких многоугольников существенно расширяют возможности конструктора и дают простор фантазии,

«Геометрия» - изучение пространственных геометрических фигур и их развёрток. Сложные многогранники: тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, призмы, пирамиды, кубооктаэдр.,

«Азбука» - включает буквы русского алфавита и знаки препинания,

«Архимед» - построение любых объемных конструкций с применением трапеции и параллелограмма,

«Арифметика» - набор содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту и позволяет составлять примеры на арифметические действия, «Шары» - позволяет собрать 8 видов шаров,

«Грамматика» - набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания.

Я разработала правила для детей по сборке конструкторов ТИКО:

1. Для того чтобы было легко собирать фигуры, выучи сначала названия деталей конструктора ТИКО.

2. ТИКО-детали нельзя высыпать все сразу из контейнера. Для конструирования нужно выбирать в контейнере по одной детали или сразу выбрать все детали, которые нужны по технологической карте или схеме.

3. Нельзя меняться деталями с соседом, у него есть такие же. Потеряешь деталь, не сможешь сконструировать нужную игровую фигуру или поделку.

4. Для того чтобы научиться конструировать фигуры, научись сначала соединять детали между собой.

5. Если собираешь фигуры по схеме, то цвета деталей должны совпадать с деталями на схеме.

6. Не ломай детали, будь внимателен, правильно соединяй.

7. Есть глянцевая сторона деталей и матовая (шершавая). Можно соединять детали глянцевой стороной наружу и внутрь, а также матовой наружу и внутрь. Смотри внимательно по схеме как правильно.

8. Сначала научись собирать плоскостные фигуры, а потом научишься собирать объемные фигуры.

9. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. Так становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

10. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».

11. Если будешь соблюдать все правила, быстро научишься собирать поделки как плоскостные, так и объемные.

Немаловажна роль родителей в развитии одарённости дошкольников. Поэтому я познакомила родителей с технологией ТИКО-моделирования. Родителям была предоставлена возможность самим испытать этот конструктор на практике. Были организованы авторские выставки, созданные в результате совместного семейного творчества.

Работу по внедрению конструкторов нового поколения я намерена продолжать, так как это обеспечивает всестороннее развитие личности, мотивации и способностей  детей.

Техническое конструирование и моделирование, отвечая интересам и потребностям ребенка, обладает широкими возможностями для его интеллектуального и социально-личностного развития. У дошкольника наряду с техническими навыками развивается умение анализировать окружающие его предметы, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость, креативность).

В ходе организации детской деятельности через конструирование, дошкольники становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится уверенным в себе.

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г
  2. ТИКО-конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Н.М. Карпова, И.В. Логинова.
  3. http://www.rantis.spb.ru/tiko.htm- Интернет-ресурс.
  4. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/- Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей от 3 до 4 лет»

   В настоящее время ТИКО-технология значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»

Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами  технологии ТИКО моделирования»Цель: раскрыть понятие «Инженерное мышление»Задачи:1.Познакоми...

«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»

Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные игровые формы использования инновационной технологии ТИКО - моделирования  в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.Основой для всест...

Саморазвитие «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования  является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – иг...

Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»

Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной...

План по самообразованию «Тико - моделирование, как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель:1. Повысить свой профессиональный уровень по средством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса конструирования», которая является программой технической н...