программа рабочего кружка для детей 4-7 лет "Юные умельцы"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Татьяна Александровна Зуева

рабочая программа кружка по конструированию для детей 4-7 лет "Юные умельцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kruzhku_yunye_umeltsy.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                             

                                                                                           

                                                                   

                                                                                                                                         

                       

Рабочая программа кружка

«Юные умельцы»

        

Для детей 4-7 лет

                 

                                           

        

                                                                                             Руководитель кружка:                    

                                                                                 Воспитатель Зуева Т.А.

                                                                             

                                                                                       

                               

Содержание:

  1. Целевой раздел……………………………………………………...3стр
  2. Содержательный раздел…………………………………………...14стр
  3. Организационный раздел………………………………………….20стр
  4. Список используемой литературы………………………………..25стр

        

  1. Целевой раздел

                                     Пояснительная записка

          Работа кружка «Юные умельцы» носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.  Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.

         Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Юные умельцы». 

     

         Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

         Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

         Цель программы - развитие творческих способностей детей и формирование у них специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.

Кружковая работа организована во второй половине дня. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю и имеют продолжительность от 20-30 минут (в зависимости от возрастной группы детей: средняя-20 минут, старшая-25 минут и подготовительная группа-30 минут).

Программа рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

1-ый год обучения:

Образовательные:

  1. Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
  2. Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  3. Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
  4. Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.
  5. 5.Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.
  6. 6.Учить подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.
  7. Закреплять умение находить замену одних деталей другими.
  8. Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.
  9. Учить работать по готовым чертежам.

Развивающие:

  1. Формировать чувство формы, пластики при создании построек и поделок.
  2. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.
  3. Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
  4. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  5. Способствовать развитию внимания, памяти.
  6. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  2. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  4. Воспитывать умение совместно работать коллективно.

2-ой год обучения

Образовательные:

  1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
  2. Учить использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.
  3. Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.
  4. Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Развивающие:

  1. Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек и поделок.
  2. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
  2. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами. Совершенствовать навыки работы с ножницами.
  3. Продолжать воспитывать умение совместно работать коллективно.

3-ий год обучения:

Образовательные:

1. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы), входящие в состав строительных наборов или конструкторов. Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.

2. Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

  1. Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.

Развивающие:

1. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура.

  1. Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
  2. Продолжать воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.                                                                

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования кружка «Юные умельцы»:

- Знают и называют некоторые нетрадиционные техники рисования (рисование тычком, способом набрызга, печатания и др.); умеют пользоваться жесткой кистью; умеют располагать рисунок по всей поверхности листа; умеет смешивать краски; развито творческое воображение.

- Приобретают и расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве.

 - Знают теоретические основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем, иголкой.

- Правильно и грамотно изготовляют несложные поделки из бумаги, пластилина, ткани, природного материала.

- Применяют в повседневной жизни полученные знания и умения.

Выделяются  четыре раздела:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью и нитками.
  3. Работа с бросовым материалом.
  4. Работа с пластилином.

Содержание занятий кружка по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.                                                                                                    

Девиз данной программы «От простого  -  к сложному»

        На занятиях кружка «Юные умельцы» осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  В каждой разновозрастной группе перед детьми разного возраста ставятся определённые задачи.

         Руководствуясь личностно - ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка,  предусматривается  решение следующих задач:

  1. Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.
  2. Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

     3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

     4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

       5. Вариативность творческих способностей.

         В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.                                                                                  

     Используемые  материалы:

- Пластилин

- Крышки от майонезных банок

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца  «Киндер - сюрприза»

- Сухие листья

- Коряги, шишки, жёлуди, мох

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька

- Фольга

- Клей, краски

- Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное  мулине для вышивания.

- Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

    Формы и методы обучения

Занятия проводятся в форме:

- развивающих игр;

- занятий-игр;

- проведения выставок;

- праздничного оформления помещений;

- участия в конкурсах.

Формы деятельности:

- групповые;

- индивидуально-групповые.

Методы деятельности:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);

- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).

                                                                                           

   ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                                                                 

   Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния             «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой».    В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении  (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения.   При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

2.  Работа с мятой бумагой. Технология  изготовления игрушек из бумаги,

помогающая  педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.

Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги  - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики  пальцев.  

         Формы организации работы с мятой бумагой:

      - специальные занятия по ручному труду в кружку «Юные умельцы»;

      - индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений;

      - творческие проекты.

3.  Бумагопластика

        Работа строится на имеющихся у детей навыков,  полученных на занятиях аппликацией, оригами:  складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

         Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально - чувственной сферы, художественно - образного мышления, реализации их творческих  возможностей.  

4.Изготовление объёмных картинок.  Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное  занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур  за счёт приклеивания деталей к основному листу.  

5. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.  Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок  педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

            Работа с бросовым материалом  

         Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при  их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.                                                                          

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  • для игр детей;
  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
  • их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового,  при его подборе предъявляется определённые требования:

  • должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
  • тщательно промытым и высушенным;
  • доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

При работе с бросовым материалом  учитывается возрастные особенности детей:

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например  проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял воспитатель.                                                                                                                                     Работа с тканью и нитками

         Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так  же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать  детей к ручной работе как можно раньше.  Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя,  предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить  простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой   поделки - трудовой подвиг для ребёнка.

Работа с природным материалом

         Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Пластилинография

         Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники  заключается в создании лепной картины с изображением  более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.    

Формы организации обучения художественному конструированию на занятиях кружка «Юные умельцы»

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.                                                            

1. По образцу

Форма организации заключается в том,  что детям предлагают образцы поделок из бумаги или  образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.

2. Конструирование по условию

Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как  возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.

3. По замыслу

Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления  их самостоятельности;  здесь ребёнок сам решает,  что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте,  владеть обобщёнными  способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются  в процессе  других форм конструирования – по образцу и по условиям.

  1. По теме

Детям предлагают общую тематику  художественных конструкций («птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения  художественному  конструированию  может  оказать развивающее  влияние на те, или иные способности детей, которые  в   совокупности   составляют  основу  формирования   их  творчества.

Формы организации обучения художественно-изобразительной деятельности и ручному труду на занятиях кружка «Юные умельцы»                                       

  1. По образцу
  2. По замыслу
  3. По теме

                                   Индивидуальная работа с детьми

                          

                            Развитие у ребёнка творческих способностей

         Самым ближайшим социальным окружением  является для ребёнка  семья и детский сад.  В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности.  Основными источниками  эстетического содержания для детей  являются игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения  и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее  ведётся эстетическая воспитательная работа  на занятиях кружка «Юные умельцы» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

          В условиях детского сада руководитель кружка «Юные умельцы», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен  знать, что его труд - это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок  принимает от воспитателя советы  в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла,  в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок,  должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в  осуществлении их замыслов.

                                Взаимодействие с семьями воспитанников

          В  семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия,  при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как  бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Юные умельцы» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям воспитатель может предложить участвовать в творческих  тематических выставках, организуемых  в детском саду.  На стеллажах и специальных подставках располагают целые композиции изделий из тканей, пряжи, меха, дерева, корни засушенных растений, выполненных совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут быть такими:

1.  « Герои любимых сказок»

2. «Выставка весёлых человечков»  (мелкая пластика из природного материала)

3. « Мастера - золотые руки»  (вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё)

         Проводя индивидуальную работу с родителями,  воспитатель побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми).

Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее.  В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями  составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого  участника праздника.

           Задачи  работы   руководителя  кружка «Юные умельцы» по взаимодействию с семьями воспитанников:                                                                                                 

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Юные умельцы», для родителей в течение года:

  • «День открытых  дверей»

(Посещение родителями занятий кружка «Юные умельцы»)

  • Семинары – практикумы  для родителей: «Волшебная сказка – Оригами», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир» и т. д.

                                     Темы  консультаций для родителей:

 «Первые шаги в работе с бумагой в  освоении техники «Оригами»

 «Как воспитать творческую личность»

 «Истоки  рукоделия» и т. д.                          

                                         Конкурсы и проекты:

  1. Конкурс семейных работ  «Семейный логотип»

2.  Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»

 (нетрадиционное техника выполнения творческих  работ, с использованием   разнообразных материалов).

  1. Конкурс семейных работ на лучший летний головной убор.

           Защита   творческих проектов  (для  всей семьи)

  1. Проект «Дерзайте -  вы талантливы!»

(Родители совместно с ребёнком изготавливают поделку,  затем на защите проекта рассказывают, что  понадобилось для изготовления поделки, какие этапы изготовления поделки, для чего они изготовили поделку, придумывают оригинальное название своей поделке, стихотворение).

  1. Проект «Счастливый выходной день»

     (Родители совместно с ребёнком,    на защите проекта  делятся своим опытом, проведения выходных дней всей семьёй.  Предлагается поделиться своим опытом в творческой форме. Для защиты проекта  применяются  стихи, фотографии,  всевозможные поделки сделанные своими руками на выходном дне.  Родители и дети рассказывают интересные события,  которые произошли в этот день  семье.

  1. Творческий проект «Наше лето»

(В проекте принимают участие и дети, и взрослые.  В  составлении альбома «Наше лето» используются  рассказы детей о летнем отдыхе, рисунки детей и взрослых,  аппликационная работа детей и взрослых,  работа с природным материалом, фотографии, ракушки, камушки, стёклышки .

     4. Творческий проект  «Зимние забавы»

      (проект  строится по тому же принципу, как и предыдущий  проект).

                                                                                                                                         

2.Содержательный раздел

            План работы кружка «Юные умельцы»

                                   средняя группа

Месяц

Тема

Октябрь

1. Аппликация «Урожай яблок»

2.  Лепка «Овощи»

3. Рваная аппликация «Кап-кап дождик»

4. Конструирование по замыслу (деревянный конструктор)

5. «Зоопарк» коллективное конструирование из природного материала

6. «Весёлая погремушка» (из использованных ранее ёмкостей)

7. «Бабочка» конструирование из природного материала

8. «Конструирование из палочек» (палочки из плотного картона)

Ноябрь

1. Лепка «Оладушки для мишки»

2.  Рисование тычками «Первый снег»

3. «Изготовление рамки для фотографии»

4. «Цветы в вазе» (конструирование с помощью пластилина и природного материала)

5. «Подсвечники» (конструирование с помощью пластилина, природного материала, бросового материала)

6. «Ракета» (конструирование из бросового материала, картона и цветной бумаги)

7. «Дома на нашей улице» (конструирование из бумаги)

8. «Мой дом» (по схемам, с использованием конструктора)

Декабрь

1. Рисование «Зажигаем огоньки»

2.  Аппликация «Новогодняя открытка»

3. «Новогодние сувениры» (конструирование по образцу с использованием различного материала)

4. «Дома зимой» (изготовление объёмных поделок из бумаги)

5. «Домашние животные» (конструктор)

6. «Грузовой автомобиль» (конструктор)

7. «Башня» (конструкторы разных видов)

8.»Дед Мороз» (конструирование по образцу)

Январь

1. Лепка «Новогодний подарок»

2.  Аппликация «Снеговик»

3. «Разные домики» (конструктор Лего)

4. «Конструирование по замыслу» (конструктор)

5. «Машина» (конструирование из бумаги)

6. «Избушка на курьих ножках» (коллективная работа с применением конструктора)

Февраль

  1. Аппликация «Открытка к 23 февраля»
  2. Лепка «Погремушка»

3. «Дом фермера» (конструктор)

4. «Самолёты» (строительный конструктор)

5. «Угощение для медведей» (из природного материала)

6. «Полярная сова» (с применением природного материала и пластилина)

7. «Утенок Гоша» (с применением природного материала)

8. « Ветка ели» (с использованием природного материала)

Март

1. Рисование  тычками «Мимоза»

2.  Лепка «Куклы неваляшки»

3. «Чудо-дерево» (работа с бумагой и природным материалом)

4.  «Лягушка» (в технике оригами)

5.  «Клоун» (с использованием контейнеров от шоколадных яиц)

6. «Солнышко» (с применением пластилина и макаронных изделий)

7. «Ёжики» (из природного материала)

8. «Фигурные рыбки» (коллективная работа с использованием бумаги)

Апрель

1. Аппликация «Распустились первые листочки»

2.  Рисование  тычками «Подснежники»

3. «Сова» (с использованием бумаги)

4. «Лодочка, плыви» (в технике оригами)

5. «Наш город» (конструирование с использованием различных материалов)

6. «Наш огород» (конструирование из бумаги)

7. «Космос-это здорово!» (конструирование с использованием бумаги)

8. «Веселый ёжик» (работа с использованием пластилина)

Май

1.  Лепка «Домик»

2.  Рисование «Шарики воздушные – ветерку послушные»

3. «Венок для Машеньки» (конструирование с использованием бумаги)

4. «Мишка-лакомка» (с применением природного материала)

5. «Гусеница» (работа с природным материалом и пластилином)

6. «Цветик-семицветик» (конструирование с использованием различных материалов)

7. «Домашние животные» (конструирование с использованием контейнеров от шоколадных яиц)

8. «Панно из ракушек» (коллективная работа)

             План работы кружка «Юные умельцы»

                                 старшая группа

Месяц

                                    Тема

Октябрь

  1. Аппликация из сухих листьев «Листопад»
  2. Моделирование из бусин «Бусы для куклы»
  3. Аппликация с использованием крашенного песка «Жираф»
  4. Рисование «Декоративный узор на квадрате»
  5. Объёмная аппликация «Георгины»

6.Аппликация, выполненная торцом бумаги «Грибочки»

7.Лепка барельеф «Ягоды рябины»

8. поделки из природного материала

Ноябрь

  1. Моделирование из семечек и картофеля «Ежик»
  2. Тестопластика с раскрашиванием «Угощение»
  3. Аппликация с использованием чайной заварки «Черепашка»
  4. Рисование «Вид из окна»

5. «Осенний натюрморт» (из соленого теста)

6. «Цветные ладошки» (аппликация силуэтная с элементами рисования)

7. Изготовление посуды из папье-маше

8. «Цветочная фантазия»( изготовление картины из сухоцвета)

Декабрь

  1. Аппликация из ваты «Снеговик»
  2. Конструирование из полосок бумаги «Гирлянда»
  3. Рисование «Символ года»
  4. Лепка по замыслу
  5. «Ёлочные игрушки» 9работа с гипсом)
  6. «В гостях у Деда Мороза» (оформление панно)
  7. «Дикие животные» (оригами)
  8. «Улитка» (работа с гофрированной бумагой)

Январь

  1. Моделирование из шишек «Сова»
  2. Аппликация из манной крупы (творчество по желанию детей)
  3. Лепка из соленого теста «Волшебные снежинки»
  4. Рисование «Зимушка-зима»
  5. «Снегирь на ветке рябины» (объёмная аппликация)
  6. «Заснеженное дерево» (бумагопластика)

Февраль

  1. Аппликация из обрывков бумаги «Зайка беленький»
  2. Лепка из соленого теста «Машинки и самолеты»
  3. Конструирование-оригами «Вертушки»
  4. «Валентинки» (аппликация)
  5. «Золотая рыбка» (соленое тесто и природный материал)
  6. «Моя фантазия» (аппликация из семечек)
  7. «День защитника Отечества (оформление панно)
  8. «Коробка для сувениров» (конструирование из бросового материала)

Март

  1. Аппликация из комочков бумаги «Мимоза»
  2. Лепка «На пруду»
  3. Рисование «Весеннее солнышко»
  4. Изготовление подарков для мам
  5. Изготовление подарков для мам
  6. «Полет фантазии» (коллаж из нарезанных ниток)
  7. «Пароходик» (из природного материала)
  8. «Бабушкин коврик» (работа в технике пэчворк)

Апрель

  1. Аппликация из семечек тыквы «Ромашка»
  2. Конструирование из коробок «Поезд»
  3. Рисование по замыслу
  4. Лепка «Пасхальные яйца»

5.«Стакан для карандашей» (конструирование из бросового материала)

6. «Дерево радости» (из узких атласных лент)

7.  «Нарядные куколки» (изготовление русской народной куколки)

8. «Погремушки для малышей» (из киндер-сюрприза)

Май

  1. Аппликация из комочков бумаги «Гусеница»
  2. Печатание на пластилиновой основе «Неваляшка»
  3. Декоративный узор на круге
  4. Конструирование «Лев»
  5. «Птичье гнездо» (работа с природным материалом)
  6. «Барашек» (из бросового материала)
  7. «Мышки» ( из природного материала)
  8. «Цветы» (с использованием ватных дисков и ватных палочек)

         

                                           

                             

                   

                             

                     План работы кружка «Юные умельцы»

                                 подготовительная группа

Месяц

Тема

Октябрь

1.  «Осенний лес» (коллективная работа-бумагопластика и оригами)

2. «Филин» (из теста)

3. «Барашек на лугу» (сухие листья и бумага)

4. «Сова» (из природного материала, осенних листьев)

5. «Зайка» (мозаика из яичной скорлупы)

6. «Машинка для папы» (из спичечных коробок)

7. «Кактус» (с применением пластилина и семечек)

8. «Дом для куклы» (конструктор Лего)

Ноябрь

1. Изготовление куколок-оберегов

2. «Морские жители» (работа с гипсом)

3.Изготовление и роспись поделок из формовочного материала

4.Изготовление и роспись поделок из формовочного материала(продолжение)

5. Изготовление подарков ко дню матери

6. «Самолет» (конструктор Лего)

7. «Машины» (конструктор по выбору детей)

8. «Динозаврики» (конструирование из природного материала)

Декабрь

1. «Медвежья избушка» (работа с крупой)

2. «Платье для Золушки» (конструирование с использованием бумаги)

3. «Рыбка» (работа с природным материалом)

4. «Ёлочка» (работа с использованием различных материалов)

5. «Зимняя ночь» (работа с использованием различных материалов)

6. Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

7. «Снежный кролик» (из соленого теста)

8. «Деревья в снегу» (работа с природным материалом)

Январь

1. «Ёлочка» (мягкий конструктор или конструктор-мозаика)

2. «Снежинка» (коллективная работа с использованием конструктора)

3. «Роботы» (конструктор Лего)

4. «Замок для принцессы» (деревянный конструктор, Лего)

5. «Мосты» (конструирование по заданным условиям, деревянный конструктор, Лего)

6. «Собачка» (оригами)

Февраль

1.  «Весёлый зоопарк» (конструктор Лего и деревянный)

2.  Изготовление подарков для пап

3.  «Собачка» 9конструктор Лего)

4. «Мышка» (конструктор лего)

5. «забавные животные» (мягкий конструктор, конструктор-мозаика)

6. «Моделирование» (конструктор деревянный, Лего)

7. «Я-фантазер» (по выбору детей)

8. «Парк аттракционов» (деревянный конструктор, Лего)

Март

1. «Букет для мамы» (работа с салфетками)

2. «Клубничка» (работа с природным материалом)

3. Изготовление подарков для мам

4. «Нежные подснежники» (аппликация с элементами рисования)

5. «Черепаха» (конструктор Лего)

6. «Цветы для мамы» (конструктор-мозаика)

7. «Цифры» (работа с природным материалом)

8. «Золотая рыбка» (с использованием семян арбуза или подсолнечника, пшена)

Апрель

1. «Ловец снов» (работа с использованием различных материалов)

2. «Лебеди» (конструирование из природного материала)

3. «Черепашка» (конструирование из природного материала)

4. «Божья коровка» (конструирование из природного материала)

5. «Паучок» (конструирование из плодов каштана)

6. «птичка» (конструирование из природного материала)

7. «Зайка» (из шишек с использованием пластилина)

8. «Лошадки» (из каштанов и пластилина»

Май

1. «Гусеница» (из каштанов)

2. «Зайчик» (оригами)

3. «Щенок» (оригами)

4. «Пингвин» (с использованием картона)

5. «Ракета» (с использованием картона)

6. «Птички-сестрички» (из бумажных полосок)

7. «Березка и тополь» ( с элементами салфеточной аппликации)

8. «Кораблик в море» (с использованием бросового материала и цветной бумаги)

 

  1. Организационный раздел

Занятия  построены  с использованием следующей  литературы:

1. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные   техники, планирование, конспекты занятий». ТЦ «Сфера» М. 2005.;

2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Комарова Т.С.

Кн. Для воспитателя д/с. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: просвещение, 1991.;

3. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая группы). Лыкова И.А. М.: Карапуз-дидактика, 2009. «Цветные ладошки»;

4. Азбука конструирования «Лесные поделки» - занятия с детьми. – ООО «Карапуз-Дидактика», 2007;

5. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 48 с.;

6. Сахарова О.М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил.;

7. Поделки из природных материалов/ авт.-сост. О.В. Белякова. М.: АСТ: АСТ    Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 316

8. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2008.

9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми  3-7 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2005.

10. «Детский дизайн. Пластилинография».   Давыдова Г.Н.

 Материально-техническая база

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.

Виды конструкторов:

1. Магнитный конструктор SMARTMAX

Комплект предназначен для организации коллективных и индивидуальных игр и позволяет создавать как полноростовые сооружения, так и сюжетно-тематические настольные конструкции.

Конструктор состоит из достаточно крупных продолговатых магнитных элементов, крепящихся между собой с помощью шаров.

Такой способ крепления создает условия для строительства самых разнообразных сооружений, высота которых может превышать рост самого ребенка. Дополнительные элементы конструктора, такие как широкие изогнутые трубы, машинки, нисходящие треки, значительно расширяют вариативность игр. Изогнутые трубы позволяют строить треки для прокатывания шаров, нисходящие треки становятся трассами для скатывания машин с верхнего уровня на нижний, специальные модули превращают конструктор в мини-город. При помощи магнитного конструктора можно решить такие образовательные задачи, как развитие у ребенка представлений о цвете, форме, величине, а также поможет формированию и развитию математических представлений, навыков счета и чтения. Таким образом, конструктор будет интересен и мальчикам, и девочкам и позволит вовлечь в игру всю группу.

2. Тактильный игольчатый конструктор.

Это оригинальный набор-конструктор, предназначенный как для творческого конструирования, так и для развития сенсорного восприятия детей от 2-х лет. Необычные элементы конструктора, оснащенные "игольчатыми" сторонами, не только легко соединяются между собой практически в любой плоскости, но и нежно массируют кончики пальцев. Привлекательность материала стимулирует познавательную и творческую активность детей, а также превращает простые игры на внимание, память, мышление в увлекательную игру.

Комплект предназначен для организации групповых и индивидуальных игр по конструированию объемных поделок из пластиковых элементов конструктора. Конструктор подходит для решения таких образовательных задач, как формирование пространственных представлений ,представлений о форме, величине, цвете. Таким образом, варьируя условия, выбирая различное содержание инструкций в работе с данным материалом педагоги получают возможность осуществлять психолого-педагогическую деятельность по широкому спектру направлений.

В состав комплекта входят также небольшие фигурки людей и животных, которые позволяют организовывать сюжетные игры и сделают игру увлекательной и разнообразной. Большой выбор различных конструктивных элементов позволяет строить мосты, транспортные средства, домики и делает комплект интересным как для девочек, так и для мальчиков.

3. Конструктор "Лего"

Конструктор позволяет решать многие задачи из разных образовательных областей. Его можно считать универсальным. Одно из огромных преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно разработанного методического обеспечения по использованию каждого набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает многофункциональностью, вариативностью применения, учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали). Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию как у детей, так и у взрослых.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость (можно использовать конструкторы, аналоговые «Лего» – они намного дешевле, но у них нет методического обеспечения); трудности замены деталей при их потере, или поломке; некорректное с точки зрения науки (в некоторых случаях) название деталей.

К достоинствам конструктора «Тико», так же как и «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.

4. Коврик - трансформер (мягкий цветной) Напольный конструктор

Одной из разновидностей детских конструкторов являются детские напольные пазлы в виде коврика или мозаики. Играть с ними можно только на полу из-за больших размеров деталей.

Напольные пазлы имеют следующие преимущества:

  • детали крупные, поэтому их могут складывать даже малыши;
  • развивают аккуратность и внимательность, усидчивость;
  • представлены в широком ассортименте;
  • их можно использовать как теплый коврик для игр в детской комнате.

5. Динамический конструктор-лабиринт с шариками. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Динамический конструктор-лабиринт с шариками

6. Игра-конструктор «Домик для гномика» сделан из безопасных экологичных материалов, поэтому Вы можете без опасений предложить поиграть с бревнышками даже малышу.

Помогает развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), творческих способностей, художественных способностей, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

Этот необычный конструктор идеален для дошкольников, которые только начинают пробовать свои силы в создании 3d-проектов. Игрушка научит ребенка новому типу конструирования — вместо привычных кирпичиков здесь Вы найдете цилиндрические детали в виде миниатюрных бревен. Наглядные пошаговые иллюстрации помогут маленькому строителю преуспеть в создании 3 разных избушек, главное — внимательно следовать инструкциям.

Бревнышки крепко сцепляются друг с другом, если малыш точно совместит пазы, поэтому домик можно с успехом использовать для театрализованных постановок и ролевых игр. В наборе Вы найдете и сказочных обитателей для созданных ребенком построек — забавных сказочных гномиков. Играя с конструктором «Домик для гномика» Вы не заметите, как пролетит время, и поможете малышу развить пространственное и логическое мышление, сделать движения рук более ловкими, четкими и скоординированными.

7. Конструктор Мозаика состоит из круглых плоских фигур с прорезями для соединения. Фигуры четырех цветов в количестве 80 штук по 20 каждого цвета. 

Конструкторы - это занимательные развивающие игры на восприятие цвета, формы и величины у детей, начиная с раннего возраста. Развивают комбинаторные способности и пространственное воображение.

Материал: полиэтилен.

Конструктор Мозаика

8. Крупноблочный конструктор EDU-FARM BIG BLOCK может использоваться как в детских дошкольных учреждениях, досуговых центрах, игровых зонах, детских площадках, так и в домашних условиях. Конструктор может использоваться как внутри помещения, так и на улице. В процессе игры дети развивают воображение и креативные идеи.

Блоки конструктора достаточно большие, поэтому дети могут создавать большие объекты максимально быстро и просто. При этом конструирование из блоков абсолютно безопасно.

Количество игровых форм, которые можно собрать из набора или из нескольких наборов – безгранично.

Крупноблочный конструктор EDU-FARM BIG BLOCK

Литература:

1.Кантор С.И. Первые поделки вашего малыша. «АЙРИС-пресс», 2012

2. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. М, 2008.

3. Ульева Е.А. «Божья коровка» и «Далматинец» из серии «Рисуем, клеим, лепим» М, 2013

4. Интернет ресурсы.

5.Колесникова Е.А. Решение проблемы нехватки технических кадров на современном рынке труда России [Электронный ресурс] /Е.А. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. – Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/Economy 05.11.2013.pdf

6.Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: docs.cntd.ru›document/422448790

7.Косминская В.Б. Методика обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности [Текст] /В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1977. – 220с.

8.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

9.Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г, Нечаева. – М.: Просвещение, 1999. – 178с.

10.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. [Текст] /Л.А. Парамонова. - М.: Карапуз, 1998. – 115с.

11.Лиштван, З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. - 159с.

12.Куцокова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала М.: 2006г

13.Венгер А.Л. «Развитие» программа для дошкольников

14Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника М.: «Просвещение», 1973г

15.Паромонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Программа вокального кружка для детей 6-7 лет (ДОУ)

В возрасте 6-7 лет при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. Программа предназначена для дошкольников  с разной степен...

Программ рабочего кружка "Мукосолька"

                Программа кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька»...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Рабочая программа по кружку робототехники детей 5-6 лет "Академия гениев"

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Кашири...

Рабочая программа по кружку робототехники детей 6-7 лет "Академия гениев"

Данная учебно-методическая работа разработана на основе «Методических рекомендаций по организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет Д.А. Кашири...