РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дошкольное образовательное учреждение работает по направлению ранней профориентации и инженерного образования  детей дошкольного возраста с применением инновационных технологий (технологии CUBORO, LEGO-технологии, технология полигонального моделирования, технология В.В. Воскобовича, игровые технологии  посредством комплекта панелей «Умные панели»).   В данной работе представлен опыт работы по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста ДОУ через применение технологии полигонального моделирования.  Технология направлена на  развитие знаний, умений, навыков  научно-технического конструирования и моделирования у детей старшего дошкольного возраста, позволяет  детям эмоционально и чувственно обогащаться, приобретать художественно-конструкторские навыки, совершенствоваться в практической деятельности, раскрыть   и реализовать свой потенциал.  Получение воспитанниками знаний в области конструирования и моделирования, нацеливает их на осознанный выбор профессии, связанной с инженерным образованием, техникой, изобразительным искусством, дизайном (инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, художник, дизайнер и другие).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seredina_v.g.docx777.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ

ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В.Г. Середина,

воспитатель ВКК

МБ ДОУ детский сад №6 «Сказка» (г. Барабинск)

       Дошкольное образовательное учреждение работает по направлению ранней профориентации и инженерного образования  детей дошкольного возраста с применением инновационных технологий (технологии CUBORO, LEGO-технологии, технология полигонального моделирования, технология В.В. Воскобовича, игровые технологии  посредством комплекта панелей «Умные панели»).   В данной работе представлен опыт работы по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста ДОУ через применение технологии полигонального моделирования.  Технология направлена на  развитие знаний, умений, навыков  научно-технического конструирования и моделирования у детей старшего дошкольного возраста, позволяет  детям эмоционально и чувственно обогащаться, приобретать художественно-конструкторские навыки, совершенствоваться в практической деятельности, раскрыть   и реализовать свой потенциал.  Получение воспитанниками знаний в области конструирования и моделирования, нацеливает их на осознанный выбор профессии, связанной с инженерным образованием, техникой, изобразительным искусством, дизайном (инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, художник, дизайнер и другие).

       Мною разработана и реализуется программа по полигональному моделированию «Грани бумажных возможностей» для детей старшего дошкольного возраста с  целью формирования навыков моделирования у дошкольников, раскрытия их личностных качеств, инициативы, креативности и самостоятельности. Воспитанники с удовольствием посещают занятия, каждое из которых проходит в форме творческих мастерских, лабораториумов с множеством интересных, запоминающихся заданий. В помещение Центра конструирования создан и функционирует уголок  по полигональному моделированию, в ДОУ работает  ИЗО-студия.  Центр конструирования и ИЗО-студия оснащены современным оборудованием, учебно-методическими пособиями, литературой, материалами необходимыми для полигонального моделирования. Центр конструирования, ИЗО - студию  посещают воспитанники согласно составленному расписанию.  Для обогащения предметно-пространственной среды в старших и подготовительных к школе группах был проведен смотр-конкурс уголков «Центр бумажных фантазий». Проведены исследовательские лабораториумы, творческие мастерские, мастерские Деда Мороза, дефиле, экскурсии, Фестиваль Beby Skills, познавательные мастер-классы, квизы, которые очень полюбились дошкольникам и стали проводиться в систематически (два раза в год, ежегодно).  

         Дважды в год (октябрь, февраль 2021г, 2022г, 2023г) на базе ДОУ проходят исследовательские лабораториумы, объединяющие между собой воспитанников  подготовительных к школе групп. Дети с большим интересом изучали способы 3D моделирования, познакомились с такими понятиями как развертка, полигон, грани, рассматривали конструкции, модели по рисункам, схемам, чертежа. После выбора дошкольниками понравившихся фигур моделировали различные модели с сеткой 3D объекта на уровне подобъектов: вершин, ребер, граней, полигонов. Множество многоугольников соединяли для образования единого объекта – модели (дом, фигура животных, транспорт).

17.jpg

       Интересные технические мастерские «Декорирование 3D моделей» (ноябрь, март, апрель 2021г, 2022г, 2023г) направлены на дизайн моделей, воспитанники грунтовали, шлифовали, раскрашивали, подбирали цветовую гамму.  Для воспитанников подготовительных групп в настоящее время полигональное моделирование находится на пике заинтересованности и увлеченности. 

      Экскурсии  в Точку Роста МБОУ СОШ №92 и мастер – класс со школьниками «Креативные бумажные идеи» состоялись в ноябре 2022г.  С большим интересом дошкольники посетили школу, с энтузиазмом со школьниками создавали бумажные модели и презентовали их.

         С целью профессионального и личного роста педагогов на базе ДОУ функционирует проблемная площадка «Начальное инженерно-техническое образование дошкольников в ДОУ».  За время реализации программы состоялось шесть заседаний, согласно плану проблемной площадки на 2021-2022, 2022-2023 учебные года. 

       Повышение квалификации педагогов – крайне важное условие для изучения и применения технологии полигонального моделирования  в условиях детского сада, с этой целью я  изучила нормативные документы и литературу; пополнила библиотеку методической, научной и художественной литературой  по полигональному моделированию; как руководитель кружка прошла  курсы повышения квалификации по соответствующей теме.

       Для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов, формирования инженерного мышления, навыков моделирования и конструирования у детей дошкольного возраста в ноябре 2021 года прошла неделя методического мастерства по теме «STEM- образование – формула успеха дошкольного детства». В рамках недели проведены для детей старшей группы НОД по конструированию «Разноцветные рыбки», организована образовательная деятельность по полигональному моделированию  «Дары осени». Мною была   представлена вниманию педагогов презентация программы по полигональному моделированию, а также проведен мастер-класс для педагогов «Технология полигонального моделирования».

      Для педагогов ДОУ в течение 2021-2022, 2022-2023 учебных годов организованы: практикум «Технологии работы с бумагой», лабораториум №1 «Полигональное моделирование», лабораториум №2 «3D-моделирование», Фестивали педагогических идей «Инженерное образование в условиях дошкольной организации. Технокарусель творческих находок педагогов», методический коворкинг «Парк профессий - территория ранней профориентации детей». На Фестиваль педагогических идей  в мае 2022г. были приглашены педагоги школьного округа №3, где был представлен опыт работы кружка по полигональному моделированию и проблемной площадки.

      На педагогическом совете «STEAM-образование как ориентир на перспективное детство» в 2021-2022 учебном году   представила результаты работы креативной группы в области полигонального моделирования.

     Так как полигональное моделирование,  как новая технология вошла в систему не только дошкольного образования, но и школьного   совсем недавно и требует дополнительных знаний о формах и методах работы, поэтому совместно с педагогами ДОУ я посетила в декабре 2021г. семинар-практикум «Типовая модель создание новых мест для дополнительного образования технической направленности «Майкер». В рамках реализации национального проекта «Образование» Федерального проекта «Успех каждого ребенка» для педагогов ОО Барабинского района  на базе социального партнёра МБОУДО «ЦДОД». А также мастер-класс «Полигональное моделирование» в апреле, сентябре 2022г. в МБОУ СОШ №3, организованные руководителем Точки Роста. В 2021г. приняла участие в открытом родительском собрании «Успешный ребенок: завтра начинается сегодня» по теме: Бумажные фантазии», основная цель выступления дефиле одежды, изготовленной из бумаги совместно с детьми, родителями и педагогами.     

      Значимым событием стал ежегодный Фестиваль Beby Skills. В декабрь 2022г. Фестиваль прошел  по компетенции «Модельер - дизайнер одежды». В Фестивали приняли 5 команд. Каждую команду представили дошкольники в сопровождении одного родителя. Конкурсанты продемонстрировали свои самые креативные идеи в номинации «Презентация костюмов». Дети представили модную коллекцию платьев и костюмов, выполненную из бумаги, над ними трудились  модельеры - наши воспитанники с родителями. Завершающей номинацией стала номинация «Декорирование одежды». Юным модельерам было предложено декорировать белую футболку, используя бумагу, картон, фоамиран и др. (Статья в газете «Барабинский вестник», информация о Фестивале Beby Skills размещена на сайте Администрации Барабинского района).

      Для закрепления и систематизации знаний  дошкольников периодически организуются  выставки и конкурсы детского творчества, как в ДОУ, так и проходящие совместно с МБОУ «ЦДОД». Ежегодно дошкольники принимают  участие в районной выставке технического творчества и выставке «Живут на свете чудеса» на базе МБОУ «ЦДОД». На базе ДОУ один раз в полугодие (декабрь, май 2021г, 2022г) в ДОУ были организованы выставки полигональных 3D моделей в рамках реализации программы по полигональному моделированию «Грани бумажных возможностей».

      Для планирования и организации работы с родителями в ДОУ были проведены анкетирования родителей «Инженерное образование в ДОУ», «Работа с бумагой. Полигональное моделирование», анализ результатов.

       В Центре конструирования по полигональному моделированию оформлен информационный стенд для родителей (памятки, консультации, план мероприятий, занятий, описание инновационных технологи). Информация регулярно обновляется.      

      Для родителей детей старшего дошкольного возраста проведены консультации «Технология полигонального моделирования как фактор формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста», «Полигональное моделирование», а также оформлены и розданы буклеты «Полигональное моделирование в условиях детского сада».

      В январе 2022г для родителей проведен лабораториум, на котором рассматривали способы 3D моделирования, познакомились с такими понятиями как развертка, полигон, грани, рассматривали конструкции, модели по рисункам, схемам, чертежа. После выбора понравившихся фигур моделировали различные модели с сеткой 3D.

      Для родителей воспитанников в октябре, феврале и марте  2022,2023гг. проведены мастер - классы «Применение технологии полигонального моделирования для предпосылок инженерного образования в ДОУ», «Креативные идеи из бумаги». В результате проведенных консультаций, мастер-классов наблюдается повышение компетентности родителей в вопросах инженерного образования, полигонального моделирования (результаты отражены в промежуточном мониторинге).

      Были реализованы мини-проекты и проекты муниципального и регионального уровня. Проектная деятельность объединила педагогов, детей и родителей в единый образовательно-воспитательный процесс.     

      Родительский кампус «Мастер-классы от Барабинских мам»  состоялся для дошкольников и родителей в ноябре 2022 к Дню Матери. Шесть активных мам провели мастер-классы для детей старших и подготовительных к школе групп в рамках работы проблемной площадки «Вовлечение родителей в образовательный процесс, как условие воспитания социально активной и ответственной личности ребенка». Мастер-классы были разной направленности, один  - по моделированию  (Статья в газете «Барабинский вестник» в рубрике «Территория детства).

        На Фестивале Beby skills (декабрь 2022г) по компетенции «Модельер- дизайнер одежды» большая роль была отведена родителям. В состав каждой команды  входили родители, которые помогали детям во всех трех номинациях. Родители старших и подготовительных к школе группах подошли с креативом к изготовлению  из бумаги платья, костюмы, шляпки, ободки, браслеты, сумочки.

F:\все к проекту\Baby Skills 2022\Статья Беби скилс.jpg37.jpgC:\Users\VIKTOR\Desktop\фот\Статья Мастер класс от мам.jpg

        Родители воспитанников были  привлечены к оснащению ППР среды в ДОУ и групповых помещениях; к участию в конкурсах и выставках разного уровня.

       Дети подготовительных к школе групп совместно с родителями приняли участие в конкурсах и выставках регионального и муниципального уровня: XIV Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха», номинация «Открытые новации», диплом 1 степени, 2023г; Региональный педагогический центр «Новосиб-конкурс» конкурс творческих работ среди воспитанников, учащихся и педагогических работников ОО «Очарование осени» в номинации коллекция педагогических идей, диплом 1 место, 2022г , номинации обобщение педагогического опыта «Дорога открытий», диплом 1 место, 2022г; Региональный педагогический центр «Новосиб-конкурс» Региональный конкурс творческих работ среди воспитанников, учащихся и педагогических работников ОО «Мульт парад», номинация декоративно-прикладное творчество «Мир мульт-идей», диплом 1 место, 2022г; XII Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха», номинация «Территория успеха», диплом 3 место, 2021г; Районный конкурс-выставка школьного округа №3 «Новогодняя мастерская», дипломы 1,2,3 степени, 2022; Районная выставка технического и декоративно-прикладного творчества, посвященной 85-летию образования НСО, Году  наследия народов России, дипломы 1,2 место, 2022г;  Районная выставка технического творчества, посвященная году Памяти и славы, коллектив педагогов, диплом 2 место, 2021г. 

       С целью создания условий культурного роста и удовлетворения познавательных интересов работа с родителями продолжит строиться в системе, в мае 2023г. будет проведено итоговое мероприятие – Детско-родительский кампус «Будущее, в котором хочется быть» с приглашением первоклассников МКОУ СОШ №92 и обучающих МБОУ СОШ №3.  В рамках кампуса   педагоги, воспитанники и родители покажут свои знания в области инженерного образования, в частности полигонального моделирования.

       Воспитанники подготовительных к школе групп примут участие с дефиле бумажной коллекции на общеродительском собрании ДОУ в мае 2023г.

«Литература»

Габидулин В.М. Трёхмерное моделирование в AutoCAD 2012. – М.: ДМК Пресс, 2011;

Меркулов А. Иллюстрированный самоучитель «Создание проекта в AutoCAD «От идеи до проекта», Онстот. С. AutoCAD 2012;

Петелин, А.Ю. 3D-моделирование в Google Sketch Up - от простого к сложному. Самоучитель / А.Ю. Петелин. - М.: ДМК Пресс, 2012;

Супрун А.С., Кулаченков Н.К. Основы моделирования в среде AutoCAD – СПб: НИУ ИТМО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

quot;Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий"...

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Доклад на педсовете на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий. Блоки Дьенеша»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества носит динамический характер, постольку ключев...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста, посредствам развивающих технологий. Блоки Дьенеша».

Цель: повысить уровень профессионального матерства педагогов по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию.Познакомить с блоками Дьенеша и  вариантами их применения....