Проект «Кукла- оберег «Кувадка» для детей дошкольного возраста.
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Рахматуллина Марина Геннадьевна

Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили  не только для игры , но  и для  оберегов.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики. Дети должны   знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь  детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla_obereg.docx262.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Умка»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Кукла – оберег «Кувадка»

                                                                                                          Автор: воспитатель

                                                                                                                Рахматуллина М.Г.        

г. Урай, 2022

Паспорт проекта

Название проекта: «Кукла-оберег Кувадка»

Цель проекта: Формирование у родителей и детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

  • познакомить с историей создания куклы «Кувадки»;
  • прививать интерес к тряпичной кукле , как к виду народного художественного творчества;
  • познакомить с технологией изготовления куклы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

по продолжительности – краткосрочный

Авторы проекта: воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» г. Урай Рахматуллина Марина Геннадьевна

Участники проекта:, педагоги, воспитанники средней группы, родители (законные представители).

Место реализации: МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» г. Урай.

Сроки реализации проекта: неделя

В проекте принимали участие 13 детей в возрасте 5-6  лет и их родители.

Актуальность

Народная игрушка – это бесценное сокровище, истоки детства и культуры. Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта.

Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально.

Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили  не только для игры, но  и для  оберегов.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики. Дети должны   знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь  детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.

Предполагаемый продукт проектной деятельности:

Предполагаемые результаты для детей

  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • пополнится предметно — развивающая среда
  • Создание мини- музея «Куклы-обереги»
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • у родителей повысится уровень степени информированности об истории традиционной русской народной куклы и ее видах.
  • станут активными помощниками в жизни группы.

Этапы реализации проекта

 Подготовительный этап

- изучение литературы по проблеме;

- подбор художественной литературы по теме проекта;

- подбор игровых ситуаций;

- подборка цифровых образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций);

- подбор музыкальных произведений для слушания, для заучивания;

- подбор материала для родителей по теме проекта.

II. Организационный этап

-подбор пособий для работы с детьми;

-пополнение окружающей среды;

-подготовка материала для продуктивной деятельности с детьми;

-создание мини- музея в группе «Куклы-обереги».

III. Практический этап

- совместные мероприятия с родителями и детьми;

-творческие задания для родителей;

-беседы, наблюдения, НОД с детьми;

-изготовление куклы-оберега.

Интеграция образовательных областей при реализации проекта:

Познавательное развитие:

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок «Народная игрушка».

- беседа с детьми « Тряпичные куклы».

Чтение художественной литературы:

-народная сказка Чтение потешек, поговорок, загадок.

Игровая деятельность:

- дидактическая игра   «Узнай по описанию»; «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани».

Речевое развитие:

- чтение  М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

- рассматривание тряпичных кукол;

- пальчиковая игра « Игрушки»;

- беседа по картине «Моя любимая игрушка»;

Музыкально - театрализованная деятельность:

- разучивание русских народных  потешек, прослушивание народных песен- закличек.

Художественно-эстетическое развитие:

- изготовление с детьми  куклы Кувадки для выставки.

 Работа с родителями:

- консультация «Народная  кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре»;

- поиск информации вместе с родителями воспитанников по теме « Кукла – Кувадка»;

- мастер – класс «Изготовление тряпичной куклы Кувадки»;

- оформление информационного стенда «Народная   кукла  ,как   средство   приобщения  ребенка  к   народной   культуре » 

  Результаты проекта:

  • изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
  • освоена технология выполнения тряпичной куклы-оберега « Кувадка» с детьми.
  • изготовление тряпичных кукол родителями для мини - музея.
  • проведен мастер- класс для родителей изготовление куклы- оберега «Кувадки»
  • презентация.


Приложение 1

Консультация   для   родителей

«Народная   кукла  , как   средство   приобщения  ребенка  к   народной   культуре »

 Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает  народная  игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

 Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

 Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, кувадка... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По  народным  поверьям,  кукла  с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная  кукла  воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной  народной   куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала.  Куклы  будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная  кукла  не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая  кукла  как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

Плохо, если нет  кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная  кукла  дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная  народная  игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной  культуре  и своей земле.

Мастер-класс с участием родителей по изготовлению «Куклы- оберега «Кувадка».

        Цель:   познакомить детей с историей народной игрушки на примере куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре.

      Задачи: 

  • Познакомить с историей создания куклы «Кувадки».
  • Прививать интерес к тряпичной кукле , как к виду народного художественного творчества.
  • Познакомить с технологией изготовления куклы
  • Развивать мелкую моторику рук.

        Наглядность:

Компьютер, презентация с изображением кукол,технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки»

       Оборудование:

 Лоскутки тканей (бязь, сатин, фланель и т.п.) , 20*10 см, 6*6 см, нитки красного цвета, ножницы.

        Активация словаря: « оберег»,кукла-Кувадка,  «пеленашка»,  подорожница, веснянка, кубышка-травница.

Актуальность:

Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили  не только для игры , но  и для  оберегов.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики. Дети должны   знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь  детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.

Ход мастер- класса:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Возьмёмся за руки ,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

2. Теоретическая часть.

Знакомство с историей возникновения народной русской куклы. 

Воспитатель: Ребята, какими игрушками играли в старину такие же дети, как и вы? (предположения детей)

В старину  куклы необходимы  были и взрослым, и детям. Она была знаком продолжения рода, хранительницей семейного очага, отгоняла злобных духов. Люди считали если ребенок в семье много играет в куклы, то будет в семье  достаток. Куклы делали  из разных материалов:  веточек, травы,  соломы,  глины, тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные .

Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная. Передавали кукол  от мамы- дочке. Тряпичных кукол было много. Самодельные куклы изготавливались   из старой и изношенной ткани (к новой ткани относились  бережно,  изготовить ткань  было  трудным делом).

Воспитатель: Как по- вашему, что такое кукла?

(ответы детей ).

Воспитатель:В кукол играют почти все дети, это увлекательное занятие. Куклы наших предков были безликими, по старинным русским поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила.

Воспитатель: А что такое оберег? Как вы думаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Оберег- это предмет защиты. Оберег- обладает способностью оберегать, спасает человека от опасных болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому, люди делали себе обереги сами, в виде кукол.

Воспитатель: Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуду, одежду, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег.

Куклу стали вешать над колыбелью младенца , чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка Кувадки - часто становятся любимой игрушкой. Существует множество кукол- оберегов отличающихся по форме и используемому материалу- это кукла- подорожница, веснянка, кубышка-травница и самая популярная- кукла- Кувадка.

(Показ презентации)

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю изготовить куклу- оберег «Кувадку». Это одна из самых простых кукол.

Воспитатель: Скажите, из какого материала они сделаны? Дети: Куклы сделаны из кусочков ткани и ниток.

Воспитатель: Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы?

Дети: Нам нужно два лоскутка.

Воспитатель: . Какой формы лоскутки ткани ?

Дети: Это прямоугольник и квадрат.

Воспитатель:  Для чего нам нужен большой прямоугольник?

Дети: Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.

Воспитатель: А для чего нам нужен маленький квадратный лоскуток?

Дети: Из маленького  сделаем руки.

Воспитатель: Для чего нам нужны нитки?

Дети: С помощью ниток соединим руки с туловищем.

Воспитатель: Обратите внимание на цвет ниток.  Красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.

Воспитатель: А сейчас подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика.

С нами ты уже знаком

Мы из ярких лоскутков:                               

Людям помогаем    и обрегаем.                                                          

Кукла Кувадка, кукла Кубышка,

Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка.

 Кукол в корзинку мы соберём……

И на полку в музей отнесём.

3.Выполнение работы

Давайте и мы сегодня сделаем таких куколок, чтобы они оберегали нас от

всего злого. А делать мы будем их из материала и ниток. Возьмите в руки

кусочек ткани и расскажите мне о нём, какой он? (Дети называют свойства

ткани: мягкий, мнется, можно резать...)

  • Положите перед собой большой лоскуток ткани.
  • Скручиваем лоскуток к середине по длинным сторонам.
  • Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут несколькими витками нитки. Концы нити завязываем тугим узлом, остаток ниток не отрезаем.
  •  Берем маленький  лоскуток ткани. Таким же способом как и большой лоскуток ткани скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.
  • Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке.
  • Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Кувадка готова.

4.Рефлексия:

В: Мы сегодня познакомились со старинной куклой Кувадкой. Узнали её историю. 

- Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле?

- Что такое «оберег»?

-Почему куклы делали безликими?

 (Ответы детей)

В: Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с родителями.

Давайте сфотографируемся с ними. (Устраиваем фотосессию.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.

Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...